Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 августа, печатный экземпляр отправим 3 сентября
Опубликовать статью

Молодой учёный

Основные методы контроля над дебиторской задолженностью на предприятии

10. Учет, анализ и аудит
6
Поделиться
Аннотация
В данной статье изложены основные методы работы с контрагентами по ускорению оборачиваемости дебиторской задолженности на предприятии, а также определены основные задачи финансовой службы для решения данной проблемы.
Библиографическое описание
Бакулина, А. А. Основные методы контроля над дебиторской задолженностью на предприятии / А. А. Бакулина, З. В. Чеботарева. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/323/14282/.


В данной статье изложены основные методы работы с контрагентами по ускорению оборачиваемости дебиторской задолженности на предприятии, а также определены основные задачи финансовой службы для решения данной проблемы.

Ключевые слова: плановый уровень дебиторской задолженности, отсрочка оплаты, аккредитив, бартер, схема мотивации.

Отличительной особенностью дебиторской задолженности как элемента оборотных средств является ее динамичный характер изменения в зависимости от принятых на предприятии принципов продаж товаров (выполнения работ, оказания услуг). Учитывая данное обстоятельство, решение проблемы управления дебиторской задолженностью, кажется, лежит на поверхности. Чтобы существенно сократить дебиторскую задолженность или предотвратить формирование сомнительных и безнадежных ко взысканию долгов, необходимо работать с клиентами только по предоплате. Безусловно, отказ от кредитования своих клиентов весьма эффективен, но, к сожалению, подобное решение в редких случаях можно воплотить на практике. Иногда в силу внешних факторов (например, специфики рыночной конъюнктуры и конкурентной среды), иногда в силу внутренних факторов (например, недостаточной компетентности сотрудников, курирующих продажи). Поэтому наиболее рациональным решением будет вовсе не отказ от работы на условиях отсрочки платежа, а построение эффективной системы управления дебиторской задолженностью. Применяя процессный подход, можно сказать, что система управления — это совокупность взаимосвязанных и согласованных друг с другом процессов, позволяющих организации добиваться запланированных результатов. В связи с этим, при создании системы управления дебиторской задолженностью и работы с долгами необходимо определить и отрегулировать все процессы, связанные с оценкой кредитоспособности клиентов, подготовкой и заключением сделок с условием последующей оплаты, анализом текущей и просроченной дебиторской задолженности, а также взысканием долгов.

Практика показывает, что трудности и проблемы, с которыми сталкиваются современные компании, кредитующие своих клиентов, вне зависимости от сферы деятельности, достаточно однотипны. Среди наиболее часто встречающихся, можно назвать следующие:

– отсутствие актуальных сведений о сроках погашения обязательств контрагентами;

– не определен регламент работы с просроченной дебиторской задолженностью;

– нет достоверных показателей роста затрат, связанных с увеличением размера дебиторской задолженности и времени её оборачиваемости;

– не предусмотрена предварительная оценка кредитоспособности покупателей и эффективности коммерческого кредитования;

– функции сбора денежных средств, анализа дебиторской задолженности и принятия решения о предоставлении кредита распределены между разными подразделениями. При этом не существует регламентов взаимодействия и, как следствие, отсутствуют ответственные лица на каждом этапе, которые по факту принимают окончательное решение.

Созданная система управления задолженностью должна учитывать все процессы, связанные с образованием, документальным оформлением, анализом дебиторской задолженности, поэтому перечисленные выше основные проблемы необходимо решать, используя следующие методы:

– проведение анализа дебиторской задолженности организации в предыдущем периоде;

– создание структурированных, четких и понятных правил для сотрудников компании по работе должниками;

– формирование особой системы кредитных условий для клиентов, в том числе систему скидок и штрафов;

– формирование стандартов оценки покупателей и дифференциации условий предоставления кредита;

– разработка схемы мотивации персонала, занятого взысканием дебиторской задолженности;

– формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности, в том числе связанные с взысканием просроченной задолженности самостоятельно, а также в судебном порядке;

– построение эффективной системы контроля за движением и своевременным погашением дебиторской задолженности.

Помимо прочего при создании системы управления дебиторской задолженностью и работы с долгами необходимо решить вопрос с использованием программных средств для оперативного информационного обмена и документальным закреплением отрегулированных процессов, а также делегированных прав и возложенных на сотрудников обязанностей.

Чтобы сократить риск неплатежа и обеспечить строгий контроль дебиторской задолженности в организации, как правило, применяются следующие методы:

  1. Предоплата;
  2. Обеспечение ввиде залога, поручительства, банковской гарантии;
  3. Встречная задолженность, бартер;

Когда есть встречная задолженность со стороны контрагента, то отгрузка продукции без предоплаты, без обеспечения или прочих вариантов не несет высокой доли риска сделки, т. к. существует возможность закрытия задолженности путем взаимозачета. В данном случае применяется бартер, который представляет собой взаимный перерасчет требований и обязательств контрагентов без участия денежного эквивалента путем встречной передачи прав собственности объектов одной и другой стороны равные по стоимости. Законодательно данный процесс регулируется ГК РФ (гл.31, ст. 567–571).

  1. Аккредитив;

Это довольно непростой вариант, который, к сожалению, используется в компаниях не очень часто из-за сложности проведения операций и их длительности. Аккредитив — одна из форм безналичных расчетов, смысл которой заключается в том, что между клиентом и поставщиком появляется третья независимая сторона в лице банка (банк-эмитент). После открытия аккредитива в банке-эмитента часть денежных средств расчетного счета покупателя переводятся на специальный счет в этом банке, и покупатель в течение определенного срока уже не имеет права распоряжаться этими деньгами. Затем банк сообщает поставщику о том, что деньги для него «зарезервированы» на отдельном счете и эти деньги ему будут перечислены, как только он представит документы, подтверждающие отгрузку. Этот способ обеспечивает гарантию поставщику поступления денег, а покупателю — отгрузки.

Универсальных методов контроля дебиторской задолженности, которые бы работали абсолютно на любом предприятии, не существует, так как многое зависит от сферы деятельности организации, клиентской базы, рынка, масштаба производства, менеджмента и т. д. Тем не менее, можно выделить несколько «рецептов», которые бы сдерживали рост неконтролируемой дебиторской задолженности.

  1. Плановый уровень дебиторской задолженности

Данный показатель выражается в абсолютных величинах или в процентах по отношению к выручке и представляет собой максимально безопасный для организации размер дебиторской задолженности.

В данном случае подразумевается сумма долгов, которую организация способна себе позволить без значительных негативных последствий для финансово-хозяйственной деятельности. Как правило, основную часть дебиторской задолженности занимают долги покупателей и заказчиков, поэтому одной из задач финансовой службы в организации является обеспечение достоверной информацией руководство о текущем состоянии взаиморасчетов с клиентами для последующего определения допустимой величины дебиторской задолженности. Для выполнения этой задачи финансисту необходимо использовать следующую формулу:

ДЗ = В * , где

– В — Выручка за период, руб.

– Т — Период предполагаемой отсрочки клиентам, дней

– N — Количество дней в периоде (месяц, квартал, год).

Но стоит учитывать, что плановый уровень дебиторской задолженности нужно с течением времени пересматривать, так как «дебиторка» может расти из-за расширения деятельности организации и увеличением клиентов, что является отнюдь не отрицательным фактором развития компании.

  1. Условия предоставления отсрочки платежа (кредита) клиентам

Компания имеет право устанавливать свои сроки погашения задолженности. Но один срок не может быть универсальным для всех, с кем предприятие осуществляет работу. Если речь идет о ключевом или постоянном клиенте, то для него сроки оплаты могут быть гораздо выше, чем для остальных текущих клиентов. Ведь ключевым заказчикам, как правило, осуществляют наиболее крупные заказы, обязательства по которым исполняются в особые сроки.

Если появляется новый клиент, который пока не заслужил должного доверия, то срок имеет смысл пересмотреть в сторону уменьшения. Проблемному клиенту срок нужно устанавливать либо минимальный, либо вообще настаивать на предоплате.

  1. Мотивация сотрудников

Желательно разработать систему, при которой заработная плата сотрудника будет зависеть от срока дебиторской задолженности по клиентам, с которым данный сотрудник непосредственно работает. Не исключена возможность создания особого регламента, предусматривающий систему штрафов/санкций/удержаний при возникновении просроченной дебиторской задолженности. Данный метод используется во многих крупных компаниях и зарекомендовал себя, как достаточно эффективный способ работы с дебиторкой.

  1. Процедура работы спотенциальным клиентом

Большую роль в принятии решения о предоставлении клиенту кредита играет собранная о нем информация, которая существует в свободном доступе: как давно работают на рынке, с кем из их контрагентов можно связаться для получения отзывов, насколько устойчивы их финансовые показатели. Также важно учитывать наличие имущества, за счет которого возможно погашение задолженности, размер уставного капитала и прочее. Немаловажно лично посетить офис покупателя, что позволит сформировать представление о том, насколько рискованно будет работать с ним.

  1. Распределение ответственности за управление дебиторской задолженностью между коммерческой, финансовой июридической службами

Многое в работе с задолженностью зависит от масштабов предприятия, но даже малый бизнес требует четкого определения ответственных лиц и границ ответственности каждого за сбор, хранение и контроль информации о дебиторской задолженности в организации.

Как правило, общая схема работы предполагает, что коммерческий отдел отвечает за предоставление отсрочки платежа и осуществляет контроль над текущей дебиторской задолженностью. Участок работы юридического отдела — сомнительная и безнадежная дебиторская задолженность (личные встречи, переговоры, переписка, претензии, ведение судебного разбирательства и т. д.). К бухгалтерии относятся учет и списание дебиторской задолженности. Данное распределение зон ответственности является упрощенным вариантом действий, которое работает практически в любой организации.

Приведены лишь некоторые способы предупреждения появления сомнительной дебиторской задолженности. Они с полным правом могут быть дополнены с учетом специфики каждой организации.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ, гл.31, ст.567// Собрание законодательства РФ

2. Чеботарева З. В., Яковлева О. А. Управление дебиторской задолженностью на транспортных предприятиях// EUROPEAN RESEARCH, 2016, № 2 (13), с. 71–73;

3. Как определить максимально допустимый размер дебиторской задолженности, журнал «Финансовый директор» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fd.ru/recommend/2180-kak-opredelit-maksimalno-dopustimyy-razmer-debitorskoy-zadoljennosti

4. Как провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fd.ru/articles/157872-qqq-16-m6–06–06–2016-kak-provesti-inventarizatsiyu-debitorskoy-i-kreditorskoy-zadoljennosti

5. Управление дебиторской задолженностью и работа с долгами [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.yurclub.ru/docs/other/article189.html

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
плановый уровень дебиторской задолженности
отсрочка оплаты
аккредитив
бартер
схема мотивации

Молодой учёный