История возникновения науки о международной экономической безопасности государства
Автор: Лапина Наталия Владимировна
Рубрика: 8. Мировая экономика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Самара, август 2016)
Дата публикации: 04.08.2016
Статья просмотрена: 794 раза
Библиографическое описание:
Лапина, Н. В. История возникновения науки о международной экономической безопасности государства / Н. В. Лапина. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 48-52. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/217/10923/ (дата обращения: 17.12.2024).
История возникновения науки о международной экономической безопасности государства
Исторические аспекты становления международной экономической безопасности.
После второй мировой войны резко изменилось соотношение сил на мировой арене. Одновременно в мире приобретала все большую популярность идея о необходимости освобождения колоний и полуколоний, которых в то время оставалось довольно много.
Однако крупные колониальные державы не считали необходимым менять ситуацию, поскольку колонии обогащали их и оказывали значительную часть сырья. Метрополии активно использовали свое господствующее положение для собственного обогащения за счет низких цен на сырье, которое они получали из колоний.
Освобождению колоний способствовал ряд причин:
Во-первых, Соединенные Штаты Америки, как одна из самых могущественных мировых держав, не соглашались с таким порядком в мире. Колоний они не имели, сырье покупали в метрополиях за высокую цену.
С другой стороны, Советский Союз, что «де юре» тоже не имел колоний, стремился усилить свое идеологическое влияние в мире.
Таким образом, две сверхдержавы, которые стояли по разные стороны баррикад, имели единое мнение относительно отмены колониальной системы.
Во-вторых, рост уровня механизации и автомобилизации в мире потребовало резкого увеличения добычи и переработки нефти. Поиски новых месторождений были достаточно успешными. От этого Оман, Катар, Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, Ирак, Иран, Ливия и некоторые другие страны получили большую прибыль, нефть помогла им закрепиться на мировой арене.
Во всем мире росло понимание того, что экономическая независимость должна привести к политической независимости, существующий международный торговый порядок уже не устраивал, что дало толчок к обострению политического конфликта. [18 стр. 689]
Однако колониальные державы неохотно расставались со своими колониями, сопротивлялись деколонизации. Понимая ее неизбежность, они искали другие средства и способы для обеспечения собственных интересов в этих странах. Такие усилия были названы «неоколониализмом». Прежде всего, для этого использовались военные, политические и дипломатические действия. Впоследствии выяснилось, что наиболее эффективными являются экономические действия, если их подкреплять международными соглашениями, втягиванием бывших колоний международных организаций (которые действуют под эгидой и в пользу бывших метрополий), предоставлением бывшим колониям кредитов на таких условиях, что, в итоге, превращало эти страны в постоянных должников.
США, имевших огромное влияние в мире, опираясь на свой экономический и военный потенциал, установили международный торговый порядок, который за счет преференций предоставлял льготы развитым странам в их торговле с другими странами мира (прежде всего со странами так называемого «третьего мира»). Такой порядок не устраивал страны «третьего мира». Благодаря росту интернационализации международной хозяйственной деятельности их влияние возросло и они желали занять соответствующее место в мировой иерархии.
Но такие международные организации, как ГАТТ (Генеральное соглашение по торговле и тарифам), ЛАЭС (Латиноамериканская экономическая система), КОКОМ (Координационный комитет экспортного контроля) и другие, содержали страны «третьего мира» в неравноправном положении.
Страны «третьего мира» начали борьбу за установление нового международного экономического порядка (НМЭП). Их требования рассматривались на многих международных конгрессах, где принимались соответствующие документы, такие как Декларация об установлении нового международного экономического порядка» (Хараре, 1971), «Хартия экономических прав и обязанностей государств» (Лондон, 1972) и др.
Эти страны выступали за отмену всеобщей системы преференций, правовая основа которых была заложена в принципах международных торговых отношений и торговой политики, что в свое время одобрила ООН.
Развитые страны умело использовали разнообразные ограничения и льготы, а также политику разделения стран «третьего мира», используя для этого преференции, которые другие страны считали актами торговой дискриминации, экономического и финансового бойкота, такими, что усугубляют тяжелое экономическое положение стран, что развиваются.
Развитые страны для достижения своих целей использовали различные средства. Это, прежде всего, традиционные меры регулирования внешней торговли — таможенные тарифы, пограничные налоги и сборы, количественное ограничение импорта, а также так называемые «нетарифные ограничения», то есть внутренние методы и средства, влияющие на цену импортированных товаров, а также различные технические нормы, стандарты и тому подобное. [6]
Страны-экспортеры энергоносителей считали, что ООН и другие международные организации очень слабо влияют на события в мире и не могут изменить ситуацию в неравноправной торговли, поэтому перешли к более активным действиям. В 1973 году они ввели эмбарго на поставки нефти в развитых стран.
Это выявило чувствительность экономики Западной Европы относительно колебаний одного из факторов производства. Развитые страны почувствовали большую угрозу. Чтобы снять конфликт и предотвратить рост убытков от таких действий стран-экспортеров в будущем, эти страны начали поиски альтернативных решений, как: замены нефти на другие энергоносители, уменьшение использования нефти этими странами (Западная Европа, например, сократила использование нефти, которая поступала из стран арабского мира, с 60 до 50 процентов), и создали Международное энергетическое агентство (МЭА), а также разработали Международный энергетический план (МЭП), цель которого заключалась в создании запасов, оказании взаимопомощи, регулировании цен. Существует мнение, что именно эти действия дали толчок развитию в мире науки об экономической безопасности государства.
С этого момента вопросом экономической безопасности стали уделять большое внимание ООН, ученые и политики.
ООН одобрила Декларацию и Программу действий по установлению нового международного экономического порядка (май 1974 года), Хартию экономических прав и обязанностей государств (декабрь 1974 года), Резолюцию о развитие и международное экономическое сотрудничество (сентябрь 1975 года).
Ученые значительно расширили диапазон исследований, определили большое количество направлений экономической опасности: так, Г. Ствард считает опасным для экономики увеличение расходов на военные цели, В. Лероу — демографические кризисы, Г. Фенкельмарк — нехватку пресной воды, П. Валенстеєн — нехватку продовольствия, И. Галтунг — экологические кризисы, X. Хвеєм — недостаток минеральных ресурсов, А. Ковалев — недостатки в финансовой сфере, X. Маул — недостаток энергетических запасов.
После энергетических кризисов 1973 и 1979 годов развитые страны пришли к выводу, что мировой порядок, который постоянно меняется, нужно переориентировать. Политика военного и политического диктата себя не оправдала, потому что, например, некоторые арабские страны готовы были уничтожить все свои скважины и месторождения. В таких условиях применение упомянутых методов давления и принуждения принесло бы только огромные убытки и потери, прежде всего для развитых стран, экономика которых существенно зависела от наличия арабской нефти.
Ученые Н. Макдугал и Ф. Фелициано доказали, что целью применения военных, политических и экономических средств давления является требование о том, чтобы противник принял определенные условия относительно той или иной политики и должным образом изменил свое предыдущее поведение. Поскольку два первых фактора не давали надежных гарантий, применялся третий фактор — экономический, то есть «привязки» через предоставление кредитов, инвестирование в экономику этих стран значительных капиталов, создание совместных предприятий и участие в совместных проектах. Таким образом, развитые страны применяли экономические факторы, разрабатывали и реализовывали общую экономическую стратегию со странами — экспортерами нефти.
В свою очередь, страны — экспортеры сырья также были заинтересованы в этом. В результате появилась новая концепция, ключевыми понятиями которой стали взаимозависимость и взаимосвязанность стран мира. Безопасность — это широкое понятие, которое не ограничивается лишь концепцией военной безопасности. Огромное значение имеют также экономические и социальные аспекты этой проблемы.
Заинтересованность в сохранении спокойствия в мире становится все больше. Важнейшим, признанным в мире является новая ступень интернационализации международных хозяйственных отношений, что называется глобальной экономической взаимозависимостью.
Научно-техническая революция (НТР) еще больше способствовала интернационализации хозяйств и экономическом развитии государств мира. В этих условиях НМЭП приобретает новое значение. Необходимость комплексного подхода к решению многих проблем современной системы международных отношений вытекает из ситуации взаимозависимости современного мира. Ни одно государство не способно вести дела изолированно, заботиться только о собственных национальных интересах, игнорируя интересы других участников мирового сообщества. Концепция всеобъемлющей безопасности является совокупностью целого ряда компонентов, среди которых исключительно большую роль играет экономическая безопасность.
Это понятие включает всестороннюю активизацию международных хозяйственных связей, их перестройку на основе равноправия, взаимного уважения и взаимной выгоды, предусматривает искоренение любой дискриминации. Продвигаясь к стабильности международных хозяйственных связей, человечество делает шаг к становлению общей системы безопасности. Взаимозависимость имеет проявление и в том, что мир сегодня столкнулся с глобальными проблемами, решение которых не под силу отдельным государствам или даже группам государств.
Мировое сообщество все большее внимание уделяет международной безопасности, особенно — международной экономической безопасности. Проблему экономической безопасности, то есть угрозу экономике, возникшей под воздействием неконтролируемых политических процессов, связывают сегодня с усилением опасных тенденций фрагментации, с беспорядком и необходимостью защиты поставок. Осознание реального взаимодействия политики и экономики в торговле сырьем дало толчок прогнозированию возникновения новых конфликтов, причиной которых является доступ к сырью. Эти конфликты были определяющими факторами существующей структуры, усиление уязвимости позиций экспортеров сырья, дезорганизации функционирования рынков под влиянием политических процессов.
К основным принципам международной экономической безопасности (МЭБ) относят:
– стабильность (создание внешних условий для оптимального экономического развития каждой страны, неуклонного роста благосостояния ее населения);
– надежность (безусловное выполнение взаимных обязательств, соблюдение норм международного права, Устава ООН и общепризнанных правил экономических взаимоотношений);
– предвидение (возможность своевременно учитывать в национальной экономической политике каждого государства тенденции и перспективы развития мировой экономики, используя их в интересах собственного развития, но без ущерба для международного сообщества в целом);
– равноправие (уважение законных интересов партнеров и обеспечение взаимовыгодного характера связей);
– готовность к настоящему партнерству и объединение усилий для решения глобальных и межгосударственных экономических проблем.
Эти принципы МЭБ должны гарантировать каждому государству защиту ее законных прав. Однако экономическая безопасность любой страны получает в условиях международной экономической взаимозависимости новые измерения, их непросто принять, еще сложнее придерживаться в конкретной политике, «открывая» народное хозяйство незнакомом мировые конкурентных рыночных отношений.
Концепция МЭБ базируется на четырех положениях:
- Экономическая безопасность государства является важной неотъемлемой частью общей национальной безопасности.
- В основе системы безопасности в экономической сфере:
– отказ от политики экономических блокад и санкций, если это прямо не связано с рекомендациями мирового сообщества;
– совместный поиск путей справедливого урегулирования проблемы долгов;
– установление нового экономического порядка, гарантирующего равную экономическую безопасность для всех стран;
– разработка принципов использования на благо всего человечества, и, прежде всего, слаборазвитых стран, части средств, могут быть уволены в результате сокращения расходов на военные программы;
– объединение усилий в мирном использовании космоса, решении глобальных проблем современности, от которых зависит судьба цивилизации;
- Обеспечение международной экономической безопасности зависит от решения вопросов в военных, политических, гуманитарной сферах.
- Соблюдение принципа экономической недискриминации в деле обеспечения экономической безопасности государств мира.
В то же время молодые государства должны проявлять беспокойство относительно адекватности и сбалансированности своей внешней и внутренней политики, учитывать направленность к резкому росту благосостояния всех слоев населения, которые хотят в кратчайшие сроки достичь уровня благосостояния, что имеет населения развитых стран мира.
Действуя на мировой арене, они должны, прежде всего, учитывать собственные интересы, а лишь потом — интересы других. Такой подход является естественным, так этого ожидают от государства и ее граждане, если они пользуются демократическими свободами, с их надеждами государство должно также считаться. [6]
Поэтому структурная схема имеет следующий вид: человек — нация-государство — мировое сообщество. Безопасность человека является составной частью безопасности государства, что, в свою очередь, является составной частью международной безопасности. Поэтому государство должно заботиться об экономической безопасности своих граждан, определять это приоритетом для себя. Перед государством стоит сложнейшая задача — связать и учесть интересы каждого гражданина с интересами государства, а также с интересами мирового сообщества.
Любая система должна исследоваться, прежде всего, с прогнозированием ситуации ее распада, то есть в критических условиях.
Каждая из систем характеризуется так называемым «порогом чувствительности», «порог уязвимости», «порогом распада» и «состоянием покоя». Этими параметрами определяется степень безопасности системы. «Порог чувствительности» — это уровень безопасности, при котором система начинает ощущать наличие изменений. «Порог уязвимости» — это уровень безопасности, при котором система начинает розбалансироваться, то есть чувствует изменения, ведущие к ее уничтожению. «Порог распада» — это уровень безопасности, после которого система испытывает деструктивные изменения. «Состояние покоя» — это уровень безопасности, при котором обеспечивается стабильное развитие системы.
Конечно, в мире не бывает состояний полного равновесия. Субъект (в данном случае — система) всегда или повышает свой потенциал (развивается), или понижает его (разрушается).
Литература:
- Устав Организации Объединенных Наций.
- Декларация об установлении нового международного экономического порядка» (Хараре, 1971).
- ФЗ «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015).
- Указа Президента РФ от 25 мая 2008 г. N 836 (ред. от 7 ноября 2010 г.) «Об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации».
- Денисевич А. В. Формирование понятийно-категориального аппарата права экономической безопасности государства [Текст] // Веснік БДУ. Серыя 3, істория. Эканомика. Права. 2007. № 1.
- Колоколенков Д. С. Роль права в регулировании экономики, обеспечении экономической свободы и безопасности [Текст] // Рязань, 2010.
- Мансуров Г. З. Законодательство о безопасности: некоторые проблемы дальнейшего совершенствования [Текст] // Безопасность бизнеса. 2011. № 3. С. 10–14.