Развитие фармацевтического рынка и механизмы реализации инновационных программ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост

Опубликовано в

V международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, август 2015)

Дата публикации: 07.08.2015

Статья просмотрена: 446 раз

Библиографическое описание:

Зубарев, М. М. Развитие фармацевтического рынка и механизмы реализации инновационных программ / М. М. Зубарев. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/204/8564/ (дата обращения: 22.12.2024).

В статье исследован фармацевтический рынок Российской Федерации в период 2013–2014 гг. Проведен анализ основных структурных параметров, в том числе соотношения импортных и отечественных лекарственных средств, Выявлены основные тенденции развития фармацевтического рынка Российской Федерации и предложены основные направления преобразований на рынке.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, структурные параметры развития, импортозависимость, государственное регулирование, международные стандарты, лекарственные препараты.

 

Фармацевтическая промышленность считается одной из самых высокотехнологичных и приоритетных направлений в развитии экономики. Следовательно, ее развитию, стоит уделять серьезное внимание на пути реализации государственной политики по изменению структуры российской экономики, смещая ее от сырьевых к высокотехнологичным отраслям. Фармацевтический рынок так же имеет колоссальное значение для повышения уровня благосостояния современного общества. Рынок работает как отлаженный механизм распределения лекарственных средств от производителя к потребителю и основывается на принципе открытой системы, представляющей совокупность взаимосвязанных составляющих. Динамика развития фармацевтического рынка Российской Федерации демонстрирует устойчивую тенденцию к ежегодному увеличению его объемов. Так как человечество с самого начала своего существования нуждается в постоянном потреблении лекарственных средств и изделий медицинского назначения, чтобы поддерживать свое здоровье на необходимом для полноценной жизни уровне, то динамичное развитие фармацевтического рынка, прежде всего, определяется его жизненным приоритетом.

Исследование и анализ структурных параметров фармацевтического рынка, позволяет выявить тенденции его развития и дальнейшие перспективы. Основным структурным параметром, характеризующим ассортимент лекарств на российском фармацевтическом рынке, является: соотношение импортных и отечественных лекарственных средств.

Рис. 1. Структура фармацевтического рынка (I квартал 2014г.)

 

В отличие от стран Евросоюза или США в России коммерческий сегмент продолжает занимать большую часть рынка, чем государственные закупки (например, большинство стран Европейского союза компенсирует пациентам расходы на покупку большей части рецептурных препаратов — от 60 до 85 % от их стоимости). В России в первом квартале 2014 года доля коммерческого сегмента (включая рынок БАД и парафармацевтики) составила, по данным DSM Group, 72 % [2]. Устойчивое развитие фармацевтической отрасли представляет собой непрерывный процесс сбалансированного целенаправленного и прогрессивного развития фармацевтической отрасли как социально-экономической системы, предполагающий совершенствование сферы разработки, производства и продвижения фармацевтической продукции в стране, которое в условиях динамических изменений внутренней и внешней среды обеспечивает национальные интересы государства и положительно влияет на укрепление здоровья нации.

К сожалению, российский фармацевтический рынок остается на 3/4 импортоориентирован. 77 % лекарств в стоимостном объеме, которые потребляются населением, производятся за рубежом. Поэтому первые места в рейтинге производителей занимают иностранные компании: NOVARTIS, SANOFI-AVENTIS. На третьей строчке стоит ФАРМСТАНДАРТ — единственный отечественный производитель в ТОП-20 ведущих игроков на фармрынке России. Соотношение импортных и российских препаратов на рынке в дореформенный период было совсем иным и составляло 45 и 55 %. Первые годы реформ сильно сказались на российских производителях, либерализация импорта и одновременное нарастание хозяйственных трудностей у российских производителей преумножили долю иностранных лекарственных средств. Сегодня отечественная продукция не готова удовлетворить повышенную потребность населения в лекарственных средствах. Таким образом, большая часть лекарств закупается в США, Восточной Европе, Индии и Китае.

Рис. 2. Соотношение объемов продаж импортных и отечественных ГЛС России с 1991 по 2014 г., %

 

Для увеличения национальной безопасности Министерством промышленности и торговли РФ в 2008 г. была разработана долгосрочная стратегия развития фармацевтической промышленности «Фарма-2020». Стратегия призвана определять пути реализации приоритетных направлений развития фармпроизводства России, быть основой для государственно-частного партнерства по вопросам развития фармацевтической промышленности, обеспечивать согласованность действий органов государственной власти по направлениям развития отрасли, определять векторы разработки и корректировки нормативно-правовой базы фармацевтической промышленности и служить основой для принятия государственных решений по разработке и реализации целевых программ и проектов развития отрасли. В 2009 г. в России была утверждена «Стратегия развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года» («ФАРМА-2020»), а в 2010 г. — Концепция федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» [5].

Для ее реализации предусматривается три варианта: инерционный, инвестиционный и инновационный. Оценкой преимуществ и рисков всех вариантов предпочтительным был выбран инновационный вариант реализации Программы, в рамках которого достижение цели Программы обеспечивается путем участия государства в стимулировании запуска полного инновационного цикла в фармацевтической и медицинской промышленности с последующим нарастающим финансированием исследований и разработок за счет собственных средств предприятий обеих отраслей. Инновационный вариант реализации Программы позволит не только модернизировать производственные мощности предприятий на базе организационных и технологических инноваций, но и стимулировать в Российской Федерации разработку и производство наукоемкой фармацевтической и медицинской продукции, поднять уровень отечественной фармацевтической и медицинской промышленности до мирового и успешно конкурировать с зарубежными производителями как на внутреннем, так и на внешнем рынках. При этом значительный импульс к развитию в области фармацевтической и медицинской промышленности получат российская прикладная наука, инженерия, образование.

Несмотря на небольшие успехи, российский фармацевтический рынок сильно уступает мировым лидерам в развитии биомедицинских технологий и инновационной медицины и проигрывает по производственному потенциалу и уровню научно-технического развития. Низкий объем экспорта готовых лекарственных средств и фармацевтических субстанций; практически полное отсутствие доли инновационных отечественных лекарственных средств от их общего количества в России; несовершенство и непрозрачность законодательного регулирования и ценообразования; дефицит квалифицированных кадров; нежелание крупных отечественных компаний финансировать инновационные разработки — все это можно отнести к факторам, препятствующим развитию российского фарм. рынка. В добавление, банковская система ограничивает выдачу кредитов российским фармацевтическим предприятиям в виду длительного и наукоемкого цикла разработки лекарственных препаратов. В проекте Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015г. и плановый период 2016–2017гг»., доля расходов федерального бюджета на здравоохранение составляет лишь 0.4 % в 2015г. Однако стоит отметить, что государство не пытается дистанцироваться от решения проблем медицинского сообщества: сегодня полным ходом идет реализация федеральной целевой программы. Стратегия «Фарма-2020» начинает давать первые результаты: иностранные компании локализуются, отечественные — переходят на международные стандарты GMP (Good Manufacturing Practice), улучшая качество производимых лекарств, планируется запуск пилотных проектов по лекарственному страхованию. В итоге, есть основание сделать вывод о том, что фармацевтическая промышленность РФ имеет значительный потенциал импортозамещения, а реализация этого потенциала может обеспечить увеличение доли российских лекарственных средств на внутреннем рынке и повышение уровня национальной безопасности.

 

Литература:

 

1.         Андрианов В., Горст М., Торопылин Ю., Шварева Н. Российская фармацевтическая промышленность: состояние и перспективы развития // Проблемы теории и практики управления. — 2012. —№ 11–12. —С. 67.

2.         Аналитические данные компании DSM, 20013–2014 гг. — www.dsm.ru.

3.         Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.10.2009 г. № 965 «Об утверждении стратегии развития фармацевтической промышленности российской Федерации на период до 2020 года».

4.         Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31.03.2011 г. № 401 г. Москва «О Научно-координационном совете федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».

5.         Постановление Правительства РФ от 17.02.2011 г. № 91 «О федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».

6.         Стратегия инновационных преобразований экономики России в посткризисный период: материалы научной конференции: Лебедевские чтения / под общ. ред. А. Н. Фоломьева. — М.: РАГС, 2010. — 416 с.

7.         Демидов Г. Г. Социально-экономические проблемы фармацевтического рынка России // Российское предпринимательство. — 2007. —№ 4 Вып. 2 (89). —С. 139–143.

Основные термины (генерируются автоматически): фармацевтический рынок, Россия, Российская Федерация, фармацевтическая промышленность, медицинская промышленность, российский фармацевтический рынок, средство, коммерческий сегмент, национальная безопасность, фармацевтическая отрасль.

Похожие статьи

Динамика основных структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации: тенденции и перспективы

В статье исследован фармацевтический рынок Российской Федерации в период 2005–2013 гг. Проведен анализ основных структурных параметров, в том числе соотношения импортных и отечественных лекарственных средств, лекарственных средств рецептурного и безр...

Анализ конъюнктуры фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье рассмотрен фармацевтический рынок Российской Федерации и проведен анализ его конъюнктуры. Конъюнктурный анализ рынка позволил определить текущее положение на фармацевтическом рынке, его перспективы, спрос и потребности потребителей, а так же...

Развитие рынка лекарственных средств в Российской Федерации

В статье указывается важность исследования рынка лекарственных препаратов в России. Анализируются основные показатели развития данного рынка в стране, выявляется место на нем государства и государственных закупок. Указываются факторы, влияющие на раз...

ИТ-отрасль в России: текущие изменения и прогнозы

В статье рассматриваются вопросы развития рынка информационных технологий в мире. Проанализированы основные мировые и отечественные тенденции развития ИТ-рынка, их особенности в России. Рассмотрены факторы, которые оказывают влияние на развитие ИТ-ры...

Современное состояние и тенденции развития российского рынка финансовых услуг

Статья рассматривает состояние рынка финансовых услуг. Автором раскрывается характеристика финансового рынка, формирующей его среды и основных тенденций. Детально рассматриваются тенденции развития финансового рынка услуг и его потенциал. Важным напр...

Перспективы развития российского рынка вина в условиях санкций

В статье проанализированы основные тенденции текущего развития российского рынка вина. Выделены фундаментальные факторы отрасли и экономики страны, которые влияют на его ключевые показатели. Проанализирована динамика цен на мировом рынке вина и объем...

Тенденции развития рынка коммуникационных услуг в России

Данная научная статья посвящена исследованию особенностей развития рынка коммуникационных услуг, которые во многом определяют инфраструктуру современных предприятий, отражают уровень развития информационных технологий и влияют на весь современный эко...

Основные тенденции и перспективы развития фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье рассмотрены основные тенденции развития фармацевтического рынка Российской Федерации. Уделено внимание проблемным аспектам развития компаний на фармацевтическом рынке. Определены основные направления решения существующих проблем.

Стратегия развития фармацевтического рынка Российской Федерации

На основе анализа данных сделаны выводы об итогах развития фармацевтического рынка Российской Федерации с учетом реализации федеральной целевой программы развития фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации. Выявлено, что на фо...

Современные тенденции развития международного туризма и место России на мировом рынке туристических услуг

В данной статье рассмотрена и проанализирована сфера международного туризма за период 2000–2014 года. Проанализированы характерные особенности туристического кризиса каждого промежутка времени. Также приводится анализ динамики развития мировых турист...

Похожие статьи

Динамика основных структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации: тенденции и перспективы

В статье исследован фармацевтический рынок Российской Федерации в период 2005–2013 гг. Проведен анализ основных структурных параметров, в том числе соотношения импортных и отечественных лекарственных средств, лекарственных средств рецептурного и безр...

Анализ конъюнктуры фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье рассмотрен фармацевтический рынок Российской Федерации и проведен анализ его конъюнктуры. Конъюнктурный анализ рынка позволил определить текущее положение на фармацевтическом рынке, его перспективы, спрос и потребности потребителей, а так же...

Развитие рынка лекарственных средств в Российской Федерации

В статье указывается важность исследования рынка лекарственных препаратов в России. Анализируются основные показатели развития данного рынка в стране, выявляется место на нем государства и государственных закупок. Указываются факторы, влияющие на раз...

ИТ-отрасль в России: текущие изменения и прогнозы

В статье рассматриваются вопросы развития рынка информационных технологий в мире. Проанализированы основные мировые и отечественные тенденции развития ИТ-рынка, их особенности в России. Рассмотрены факторы, которые оказывают влияние на развитие ИТ-ры...

Современное состояние и тенденции развития российского рынка финансовых услуг

Статья рассматривает состояние рынка финансовых услуг. Автором раскрывается характеристика финансового рынка, формирующей его среды и основных тенденций. Детально рассматриваются тенденции развития финансового рынка услуг и его потенциал. Важным напр...

Перспективы развития российского рынка вина в условиях санкций

В статье проанализированы основные тенденции текущего развития российского рынка вина. Выделены фундаментальные факторы отрасли и экономики страны, которые влияют на его ключевые показатели. Проанализирована динамика цен на мировом рынке вина и объем...

Тенденции развития рынка коммуникационных услуг в России

Данная научная статья посвящена исследованию особенностей развития рынка коммуникационных услуг, которые во многом определяют инфраструктуру современных предприятий, отражают уровень развития информационных технологий и влияют на весь современный эко...

Основные тенденции и перспективы развития фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье рассмотрены основные тенденции развития фармацевтического рынка Российской Федерации. Уделено внимание проблемным аспектам развития компаний на фармацевтическом рынке. Определены основные направления решения существующих проблем.

Стратегия развития фармацевтического рынка Российской Федерации

На основе анализа данных сделаны выводы об итогах развития фармацевтического рынка Российской Федерации с учетом реализации федеральной целевой программы развития фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации. Выявлено, что на фо...

Современные тенденции развития международного туризма и место России на мировом рынке туристических услуг

В данной статье рассмотрена и проанализирована сфера международного туризма за период 2000–2014 года. Проанализированы характерные особенности туристического кризиса каждого промежутка времени. Также приводится анализ динамики развития мировых турист...