Жизненный цикл машиностроительной продукции как один из факторов экономической эффективности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Отраслевая экономика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2016)

Дата публикации: 19.01.2016

Статья просмотрена: 7423 раза

Библиографическое описание:

Водин, Д. В. Жизненный цикл машиностроительной продукции как один из факторов экономической эффективности / Д. В. Водин. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/172/9516/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

Проанализировано понятие, сущность, основные стадии и методы продления жизненного цикла машиностроительной продукции и их влияние на экономическую эффективность.

Ключевые слова: жизненный цикл, машиностроительная продукция, экономическая эффективность, основные стадии жизненного цикла, конкуренция.

 

Главным для машиностроительной продукции является её жизненный цикл. Это путь, который начинается с момента проектирования и производства, а заканчивается утилизацией. От длительности стадий жизненного цикла изделия зависит его экономическая эффективность. Главным для этого будет уменьшение сроков научно-технической подготовки производства и выполнения отдельных этапов. Анализирование этапов жизненного цикла способствует уменьшению издержек на доработку изделия и увеличению экономической эффективности.

Жизненный цикл машиностроительной продукции — это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации данного продукта. Жизненный цикл машиностроительной продукции— это период, в течение которого происходит производство этой продукции до момента ее замены, т. е. до начала выпуска новой модифицированной продукции. Жизненный цикл указывается в количестве полных лет. Когда продукция не подвергалась изменениям или модификации, указывается общая продолжительность с начала ее выпуска до отчетного периода. Машиностроительная продукция и её жизненный цикл играют важную роль в конкурентной борьбе предприятия за выживание на рынке. Жизненный цикл в природе и жизненный цикл в экономике различаются, хотя идут параллельно. Для любой продукта и машиностроительной продукции в целом характерны определенные стадии жизненного цикла. Анализ жизненного цикла продукта, является главным элементом выработки стратегии предприятия относительно производимой продукции [1]. Для отдельных видов продукции характерны различные по общей продолжительности и по соотношению фаз жизненные циклы. Выделяют следующие их основные характеристики:

          любой продукт или продукция имеет ограниченное время жизни на рынке;

          жизненный цикл продукта или продукция состоит из отдельных фаз, следующих одна за другой в определенном порядке;

          каждая фаза жизненного цикла продукции играет огромную роль в жизни и развитии предприятия.

Жизненный цикл промышленных изделий включает ряд этапов, начиная от зарождения идеи нового продукта до утилизации по окончании срока его использования.

К основным стадиям жизненного цикла относятся этапы проектирования, технологической подготовки производства (ТПП), собственно производства, реализации продукции, эксплуатации, ремонта и утилизации (в число этапов жизненного цикла могут также входить маркетинг, закупки материалов и комплектующих, предоставление услуг, упаковка и хранение, монтаж и ввод в эксплуатацию) [2].

На этапе проектирования выполняются проектные процедуры — формирование принципиального решения, разработка геометрических моделей и чертежей, расчеты, моделирование процессов, оптимизация и т. п. На этапе подготовки производства разрабатываются маршрутная и операционная технологии изготовления деталей, реализуемые в программах для станков ЧПУ; технология сборки и монтажа изделий; технология контроля и испытаний. На этапе производства осуществляются: календарное и оперативное планирование; приобретение материалов и комплектующих с их входным контролем; механообработки и другие требуемые виды обработки; контроль результатов обработки; сборка; испытания и итоговый контроль [3]. После производства выполняются следующие операции: консервация, упаковка, транспортировка, монтаж, эксплуатация, обслуживание, ремонт и утилизация. Выделяют следующие фазы жизненного цикла:

        выход продукции на рынок;

        рост;

        зрелость;

        уход с рынка.

Первая фаза выхода продукции на рынок характеризуется тем, что продукт новый и для него создается рынок и на это требуются большие затраты [4]. Нужно прикладывать усилия, чтобы бы продукция была воспринята на рынке и чтобы была достигнута точка безубыточности. На второй фазе жизненного цикла продукции осуществляется быстрое её расширение на рынке. Покупатель принимает продукцию, расширяются продажи, и появляется возможность получения прибыли для предприятия. На второй фазе спрос на продукт резко возрастает и у предприятия не должно возникать вопросов: делай прибыль, окупая затраты. Однако на этой фазе возникает ряд трудностей, которые связанны с тем, что конкуренты предлагают аналогичный продукт. Поэтому текущей задачей является привлечение интереса к продукции своей марки. На второй фазе идет конкурентная борьба за захват покупателей и борьба за долю предприятия на рынке [5].

Третья фаза жизненного цикла продукции называется фазой зрелости, которая характеризуется насыщением рынка данной продукции и стабилизация и снижение прибыли от реализации. Для данной фазы характерно усиление ценовой конкуренции, медленное снижение цен, способствующее снижению прибыльности продукции в конце фазы [6]. Четвертая фаза жизненного цикла продукции называется фазой ухода с рынка продукции. Спрос на продукцию падает и это приводит к падению её прибыльности. Предприятие сосредоточенно на том чтобы как наиболее выгодно или с наименьшими потерями снять продукцию с производства и увести с рынка [7]. Жизненный цикл продукции характеризуется периодом активных продаж от первого до последнего покупателя. Международная организация по стандартизации выделяет одиннадцать этапов жизненного цикла продукции:

1)     маркетинг, поиск и изучение рынка;

2)     разработка технических требований и разработка продукции;

3)     материально-техническое снабжение;

4)     подготовка и разработка производственных процессов;

5)     производство;

6)     контроль, проведение испытаний;

7)     упаковка и хранение;

8)     реализация продукции;

9)     монтаж и эксплуатация;

10)обслуживание и эксплуатация;

11)утилизация.

Основные методы, способствующие продлению жизненного цикла продукции:

1)      эффективный маркетинг и красивая, качественная упаковка, выступающая в роли «немого продавца»;

2)      объем вложений инвестиций в развитие и продвижение продукции на рынке;

3)      наличие конкурентов и конкуренции на рынке: чем их меньше и они менее агрессивны на рынке, тем длиннее жизненный цикл;

4)      качество маркетинговых исследований;

5)      новизна и применение новейших технологий.

На кафедре «Компьютерно-интегрированные системы в машиностроении» ФГБОУ ВПО «ТГТУ» активно развивается следующее направление научной деятельности: получение и обработка композиционных материалов, выбор и создание новых интеллектуальных САПР-ТП, адаптация систем автоматизированного проектирования технологических процессов механической обработки и сборки.

 

Литература:

 

  1.      Водин, Д.В, Соколов, М.В., Однолько, В. Г. Снижение затрат на режущий инструмент как фактор повышения эффективности отрасли «машиностроение». Процессы глобальной экономики. Globaleconomicprocesses: сб.науч. тр.  Всеросийской науч.-практ. конф. с междунар. участием.СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2015331 с.;
  2.      Еленева, Ю. А. Экономика машиностроительного производства: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Ю. А. Еленева.  3-е изд., перераб.  М.: Издательский центр «Академия», 2010. 256с.;
  3.      Экономика машиностроения: учеб. пособие / В. Д. Жариков, Р. В. Жариков, Е. Б. Попова. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. — 80 с.;
  4.      postref.ru/document_89a4779d3836ea432f7ea074e522a17e.html20 %;
  5.      fan.ru/wievjob.php?id=22400;
  6.      Пестрецов, С. И. Применение систем автоматизированного проектирования процессов резания при создании управляющих программ для станков с числовым программным управлением / С. И. Пестрецов, А. М. Муравьев, М. В. Соколов // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. — 2014. — Вып. 1(50). — С. 146–152;
  7.      Алтунин, К. А. Концепция создания информационного обеспечения интеллектуальной системы автоматизированного проектирования процессов резания в технологии машиностроения: монография /К. А. Алтунин, М. В. Соколов — Тамбов: Студия печати Павла Золотова, 2015. — 112 с.
Основные термины (генерируются автоматически): жизненный цикл, жизненный цикл продукции, машиностроительная продукция, продукция, рынок, экономическая эффективность, фаза, жизненный цикл продукта, общая продолжительность, реализация продукции.

Ключевые слова

конкуренция, экономическая эффективность, жизненный цикл, конкуренция., машиностроительная продукция, основные стадии жизненного цикла

Похожие статьи

Некоторые аспекты повышения экономической эффективности использования сырья в мясной промышленности

Проанализированы некоторые аспекты по повышению экономической эффективности использования сырья в мясной промышленности.

Анализ импортозамещения в России

В данной статье рассмотрена сущность импортозамещения в России, предпосылки возникновения необходимости замещения импорта, основные направления, по которым необходимы программы поддержки и стимулирования. Дано определение понятия “импортозамещение”, ...

Спиртовая отрасль — одно из стратегических звеньев перерабатывающей промышленности АПК

В статье проанализированы проблемы, которые стоят перед спиртовой отраслью. Рассмотрены возможные направления развития, а также предложены меры по повышению экономической эффективности функционирования предприятий данного сектора.

Результативность основных элементов экономического механизма сельскохозяйственных предприятий

В статье проведен анализ результативности функционирования основных элементов экономического механизма сельскохозяйственных предприятий на макро- и мезоуровне. Определено, что эффективность функционирования экономического механизма хозяйствования сел...

Условия и инструменты управления кадровым потенциалом организации

В статье затрагивается тема кадрового потенциала организации. Анализируется взаимосвязь понятий «обучение», «развитие», «потенциал личности». Особое внимание уделено понятию «кадровый потенциал организации» и процессному подходу к его определению и а...

Экономическая безопасность в условиях интенсивного развития экономики

В статье рассматриваются вопросы обеспечения экономической безопасности как одной из составляющих национальной безопасности стран в условиях интенсивного развития экономики. Анализируются отдельные факторы, определяющие экономическую безопасность.

Основные подходы к исследованию предпринимательской мотивации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическими исследования-ми сущности понятия мотивационные аспекты предпринимательской деятельности, определены мотивационные регуляторы предпринимательской деятельности. Изучены проблемы мотивации пре...

Трудовая активность как основа трудового поведения населения

В данной статье представлены теоретические основы трудовой активности как базовой характеристики трудового поведения. Оценена количественная сторона трудо-вой активности, выраженная в достигнутом уровне производительности труда. Кроме того, отражено,...

Развитие системы потребительской кооперации РФ

В данной статье исследованы направления государственной поддержки развития сельскохозяйственной кооперации в России. Сформулированы проблемы российской сельхозкооперации и обоснована необходимость государственной поддержки для активации кооперативног...

Конкурентный потенциал как категория конкуренции и объект управления

Приводятся результаты анализа системы понятий и категорий конкуренции, определяется место и роль конкурентного потенциала в системе категорий конкуренции, раскрываются особенности конкурентного потенциала как объекта управления.

Похожие статьи

Некоторые аспекты повышения экономической эффективности использования сырья в мясной промышленности

Проанализированы некоторые аспекты по повышению экономической эффективности использования сырья в мясной промышленности.

Анализ импортозамещения в России

В данной статье рассмотрена сущность импортозамещения в России, предпосылки возникновения необходимости замещения импорта, основные направления, по которым необходимы программы поддержки и стимулирования. Дано определение понятия “импортозамещение”, ...

Спиртовая отрасль — одно из стратегических звеньев перерабатывающей промышленности АПК

В статье проанализированы проблемы, которые стоят перед спиртовой отраслью. Рассмотрены возможные направления развития, а также предложены меры по повышению экономической эффективности функционирования предприятий данного сектора.

Результативность основных элементов экономического механизма сельскохозяйственных предприятий

В статье проведен анализ результативности функционирования основных элементов экономического механизма сельскохозяйственных предприятий на макро- и мезоуровне. Определено, что эффективность функционирования экономического механизма хозяйствования сел...

Условия и инструменты управления кадровым потенциалом организации

В статье затрагивается тема кадрового потенциала организации. Анализируется взаимосвязь понятий «обучение», «развитие», «потенциал личности». Особое внимание уделено понятию «кадровый потенциал организации» и процессному подходу к его определению и а...

Экономическая безопасность в условиях интенсивного развития экономики

В статье рассматриваются вопросы обеспечения экономической безопасности как одной из составляющих национальной безопасности стран в условиях интенсивного развития экономики. Анализируются отдельные факторы, определяющие экономическую безопасность.

Основные подходы к исследованию предпринимательской мотивации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическими исследования-ми сущности понятия мотивационные аспекты предпринимательской деятельности, определены мотивационные регуляторы предпринимательской деятельности. Изучены проблемы мотивации пре...

Трудовая активность как основа трудового поведения населения

В данной статье представлены теоретические основы трудовой активности как базовой характеристики трудового поведения. Оценена количественная сторона трудо-вой активности, выраженная в достигнутом уровне производительности труда. Кроме того, отражено,...

Развитие системы потребительской кооперации РФ

В данной статье исследованы направления государственной поддержки развития сельскохозяйственной кооперации в России. Сформулированы проблемы российской сельхозкооперации и обоснована необходимость государственной поддержки для активации кооперативног...

Конкурентный потенциал как категория конкуренции и объект управления

Приводятся результаты анализа системы понятий и категорий конкуренции, определяется место и роль конкурентного потенциала в системе категорий конкуренции, раскрываются особенности конкурентного потенциала как объекта управления.