Жизненный цикл машиностроительной продукции как один из факторов экономической эффективности
Автор: Водин Дмитрий Владимирович
Рубрика: 7. Отраслевая экономика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2016)
Дата публикации: 19.01.2016
Статья просмотрена: 7423 раза
Библиографическое описание:
Водин, Д. В. Жизненный цикл машиностроительной продукции как один из факторов экономической эффективности / Д. В. Водин. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/172/9516/ (дата обращения: 16.12.2024).
Проанализировано понятие, сущность, основные стадии и методы продления жизненного цикла машиностроительной продукции и их влияние на экономическую эффективность.
Ключевые слова: жизненный цикл, машиностроительная продукция, экономическая эффективность, основные стадии жизненного цикла, конкуренция.
Главным для машиностроительной продукции является её жизненный цикл. Это путь, который начинается с момента проектирования и производства, а заканчивается утилизацией. От длительности стадий жизненного цикла изделия зависит его экономическая эффективность. Главным для этого будет уменьшение сроков научно-технической подготовки производства и выполнения отдельных этапов. Анализирование этапов жизненного цикла способствует уменьшению издержек на доработку изделия и увеличению экономической эффективности.
Жизненный цикл машиностроительной продукции — это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации данного продукта. Жизненный цикл машиностроительной продукции— это период, в течение которого происходит производство этой продукции до момента ее замены, т. е. до начала выпуска новой модифицированной продукции. Жизненный цикл указывается в количестве полных лет. Когда продукция не подвергалась изменениям или модификации, указывается общая продолжительность с начала ее выпуска до отчетного периода. Машиностроительная продукция и её жизненный цикл играют важную роль в конкурентной борьбе предприятия за выживание на рынке. Жизненный цикл в природе и жизненный цикл в экономике различаются, хотя идут параллельно. Для любой продукта и машиностроительной продукции в целом характерны определенные стадии жизненного цикла. Анализ жизненного цикла продукта, является главным элементом выработки стратегии предприятия относительно производимой продукции [1]. Для отдельных видов продукции характерны различные по общей продолжительности и по соотношению фаз жизненные циклы. Выделяют следующие их основные характеристики:
любой продукт или продукция имеет ограниченное время жизни на рынке;
жизненный цикл продукта или продукция состоит из отдельных фаз, следующих одна за другой в определенном порядке;
каждая фаза жизненного цикла продукции играет огромную роль в жизни и развитии предприятия.
Жизненный цикл промышленных изделий включает ряд этапов, начиная от зарождения идеи нового продукта до утилизации по окончании срока его использования.
К основным стадиям жизненного цикла относятся этапы проектирования, технологической подготовки производства (ТПП), собственно производства, реализации продукции, эксплуатации, ремонта и утилизации (в число этапов жизненного цикла могут также входить маркетинг, закупки материалов и комплектующих, предоставление услуг, упаковка и хранение, монтаж и ввод в эксплуатацию) [2].
На этапе проектирования выполняются проектные процедуры — формирование принципиального решения, разработка геометрических моделей и чертежей, расчеты, моделирование процессов, оптимизация и т. п. На этапе подготовки производства разрабатываются маршрутная и операционная технологии изготовления деталей, реализуемые в программах для станков ЧПУ; технология сборки и монтажа изделий; технология контроля и испытаний. На этапе производства осуществляются: календарное и оперативное планирование; приобретение материалов и комплектующих с их входным контролем; механообработки и другие требуемые виды обработки; контроль результатов обработки; сборка; испытания и итоговый контроль [3]. После производства выполняются следующие операции: консервация, упаковка, транспортировка, монтаж, эксплуатация, обслуживание, ремонт и утилизация. Выделяют следующие фазы жизненного цикла:
выход продукции на рынок;
рост;
зрелость;
уход с рынка.
Первая фаза выхода продукции на рынок характеризуется тем, что продукт новый и для него создается рынок и на это требуются большие затраты [4]. Нужно прикладывать усилия, чтобы бы продукция была воспринята на рынке и чтобы была достигнута точка безубыточности. На второй фазе жизненного цикла продукции осуществляется быстрое её расширение на рынке. Покупатель принимает продукцию, расширяются продажи, и появляется возможность получения прибыли для предприятия. На второй фазе спрос на продукт резко возрастает и у предприятия не должно возникать вопросов: делай прибыль, окупая затраты. Однако на этой фазе возникает ряд трудностей, которые связанны с тем, что конкуренты предлагают аналогичный продукт. Поэтому текущей задачей является привлечение интереса к продукции своей марки. На второй фазе идет конкурентная борьба за захват покупателей и борьба за долю предприятия на рынке [5].
Третья фаза жизненного цикла продукции называется фазой зрелости, которая характеризуется насыщением рынка данной продукции и стабилизация и снижение прибыли от реализации. Для данной фазы характерно усиление ценовой конкуренции, медленное снижение цен, способствующее снижению прибыльности продукции в конце фазы [6]. Четвертая фаза жизненного цикла продукции называется фазой ухода с рынка продукции. Спрос на продукцию падает и это приводит к падению её прибыльности. Предприятие сосредоточенно на том чтобы как наиболее выгодно или с наименьшими потерями снять продукцию с производства и увести с рынка [7]. Жизненный цикл продукции характеризуется периодом активных продаж от первого до последнего покупателя. Международная организация по стандартизации выделяет одиннадцать этапов жизненного цикла продукции:
1) маркетинг, поиск и изучение рынка;
2) разработка технических требований и разработка продукции;
3) материально-техническое снабжение;
4) подготовка и разработка производственных процессов;
5) производство;
6) контроль, проведение испытаний;
7) упаковка и хранение;
8) реализация продукции;
9) монтаж и эксплуатация;
10)обслуживание и эксплуатация;
11)утилизация.
Основные методы, способствующие продлению жизненного цикла продукции:
1) эффективный маркетинг и красивая, качественная упаковка, выступающая в роли «немого продавца»;
2) объем вложений инвестиций в развитие и продвижение продукции на рынке;
3) наличие конкурентов и конкуренции на рынке: чем их меньше и они менее агрессивны на рынке, тем длиннее жизненный цикл;
4) качество маркетинговых исследований;
5) новизна и применение новейших технологий.
На кафедре «Компьютерно-интегрированные системы в машиностроении» ФГБОУ ВПО «ТГТУ» активно развивается следующее направление научной деятельности: получение и обработка композиционных материалов, выбор и создание новых интеллектуальных САПР-ТП, адаптация систем автоматизированного проектирования технологических процессов механической обработки и сборки.
Литература:
- Водин, Д.В, Соколов, М.В., Однолько, В. Г. Снижение затрат на режущий инструмент как фактор повышения эффективности отрасли «машиностроение». Процессы глобальной экономики. Globaleconomicprocesses: сб.науч. тр. Всеросийской науч.-практ. конф. с междунар. участием.СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2015331 с.;
- Еленева, Ю. А. Экономика машиностроительного производства: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Ю. А. Еленева. 3-е изд., перераб. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 256с.;
- Экономика машиностроения: учеб. пособие / В. Д. Жариков, Р. В. Жариков, Е. Б. Попова. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. — 80 с.;
- postref.ru/document_89a4779d3836ea432f7ea074e522a17e.html20 %;
- fan.ru/wievjob.php?id=22400;
- Пестрецов, С. И. Применение систем автоматизированного проектирования процессов резания при создании управляющих программ для станков с числовым программным управлением / С. И. Пестрецов, А. М. Муравьев, М. В. Соколов // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. — 2014. — Вып. 1(50). — С. 146–152;
- Алтунин, К. А. Концепция создания информационного обеспечения интеллектуальной системы автоматизированного проектирования процессов резания в технологии машиностроения: монография /К. А. Алтунин, М. В. Соколов — Тамбов: Студия печати Павла Золотова, 2015. — 112 с.
Ключевые слова
конкуренция, экономическая эффективность, жизненный цикл, конкуренция., машиностроительная продукция, основные стадии жизненного циклаПохожие статьи
Некоторые аспекты повышения экономической эффективности использования сырья в мясной промышленности
Проанализированы некоторые аспекты по повышению экономической эффективности использования сырья в мясной промышленности.
Анализ импортозамещения в России
В данной статье рассмотрена сущность импортозамещения в России, предпосылки возникновения необходимости замещения импорта, основные направления, по которым необходимы программы поддержки и стимулирования. Дано определение понятия “импортозамещение”, ...
Спиртовая отрасль — одно из стратегических звеньев перерабатывающей промышленности АПК
В статье проанализированы проблемы, которые стоят перед спиртовой отраслью. Рассмотрены возможные направления развития, а также предложены меры по повышению экономической эффективности функционирования предприятий данного сектора.
Результативность основных элементов экономического механизма сельскохозяйственных предприятий
В статье проведен анализ результативности функционирования основных элементов экономического механизма сельскохозяйственных предприятий на макро- и мезоуровне. Определено, что эффективность функционирования экономического механизма хозяйствования сел...
Условия и инструменты управления кадровым потенциалом организации
В статье затрагивается тема кадрового потенциала организации. Анализируется взаимосвязь понятий «обучение», «развитие», «потенциал личности». Особое внимание уделено понятию «кадровый потенциал организации» и процессному подходу к его определению и а...
Экономическая безопасность в условиях интенсивного развития экономики
В статье рассматриваются вопросы обеспечения экономической безопасности как одной из составляющих национальной безопасности стран в условиях интенсивного развития экономики. Анализируются отдельные факторы, определяющие экономическую безопасность.
Основные подходы к исследованию предпринимательской мотивации
В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическими исследования-ми сущности понятия мотивационные аспекты предпринимательской деятельности, определены мотивационные регуляторы предпринимательской деятельности. Изучены проблемы мотивации пре...
Трудовая активность как основа трудового поведения населения
В данной статье представлены теоретические основы трудовой активности как базовой характеристики трудового поведения. Оценена количественная сторона трудо-вой активности, выраженная в достигнутом уровне производительности труда. Кроме того, отражено,...
Развитие системы потребительской кооперации РФ
В данной статье исследованы направления государственной поддержки развития сельскохозяйственной кооперации в России. Сформулированы проблемы российской сельхозкооперации и обоснована необходимость государственной поддержки для активации кооперативног...
Конкурентный потенциал как категория конкуренции и объект управления
Приводятся результаты анализа системы понятий и категорий конкуренции, определяется место и роль конкурентного потенциала в системе категорий конкуренции, раскрываются особенности конкурентного потенциала как объекта управления.
Похожие статьи
Некоторые аспекты повышения экономической эффективности использования сырья в мясной промышленности
Проанализированы некоторые аспекты по повышению экономической эффективности использования сырья в мясной промышленности.
Анализ импортозамещения в России
В данной статье рассмотрена сущность импортозамещения в России, предпосылки возникновения необходимости замещения импорта, основные направления, по которым необходимы программы поддержки и стимулирования. Дано определение понятия “импортозамещение”, ...
Спиртовая отрасль — одно из стратегических звеньев перерабатывающей промышленности АПК
В статье проанализированы проблемы, которые стоят перед спиртовой отраслью. Рассмотрены возможные направления развития, а также предложены меры по повышению экономической эффективности функционирования предприятий данного сектора.
Результативность основных элементов экономического механизма сельскохозяйственных предприятий
В статье проведен анализ результативности функционирования основных элементов экономического механизма сельскохозяйственных предприятий на макро- и мезоуровне. Определено, что эффективность функционирования экономического механизма хозяйствования сел...
Условия и инструменты управления кадровым потенциалом организации
В статье затрагивается тема кадрового потенциала организации. Анализируется взаимосвязь понятий «обучение», «развитие», «потенциал личности». Особое внимание уделено понятию «кадровый потенциал организации» и процессному подходу к его определению и а...
Экономическая безопасность в условиях интенсивного развития экономики
В статье рассматриваются вопросы обеспечения экономической безопасности как одной из составляющих национальной безопасности стран в условиях интенсивного развития экономики. Анализируются отдельные факторы, определяющие экономическую безопасность.
Основные подходы к исследованию предпринимательской мотивации
В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическими исследования-ми сущности понятия мотивационные аспекты предпринимательской деятельности, определены мотивационные регуляторы предпринимательской деятельности. Изучены проблемы мотивации пре...
Трудовая активность как основа трудового поведения населения
В данной статье представлены теоретические основы трудовой активности как базовой характеристики трудового поведения. Оценена количественная сторона трудо-вой активности, выраженная в достигнутом уровне производительности труда. Кроме того, отражено,...
Развитие системы потребительской кооперации РФ
В данной статье исследованы направления государственной поддержки развития сельскохозяйственной кооперации в России. Сформулированы проблемы российской сельхозкооперации и обоснована необходимость государственной поддержки для активации кооперативног...
Конкурентный потенциал как категория конкуренции и объект управления
Приводятся результаты анализа системы понятий и категорий конкуренции, определяется место и роль конкурентного потенциала в системе категорий конкуренции, раскрываются особенности конкурентного потенциала как объекта управления.