Нефтяной фактор в развития геополитики в современном мире
Авторы: Шоев Алим Халмуратович, Махкамова Феруза Мамараимовна
Рубрика: 8. Мировая экономика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2016)
Дата публикации: 17.12.2015
Статья просмотрена: 1702 раза
Библиографическое описание:
Шоев, А. Х. Нефтяной фактор в развития геополитики в современном мире / А. Х. Шоев, Ф. М. Махкамова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/172/9349/ (дата обращения: 19.11.2024).
Современное состояние геополитики в мире весьма нестабильно, и дальнейшее её развитие непредсказуемо в связи со сложившимися экономическими, политическими и социальными аспектами налаживания связей между странами в различных регионах мира. Глобализация мировой экономики и развитие интеграции с одной стороны дало мощный импульс развитию научно-технического, экономического, гуманитарного сотрудничества между странами, с другой стороны данное обстоятельство обострило политическое напряжения в мире в связи с столкновением интересов ведущих держав в различных отраслях мировой экономики. Конкурентная борьба естественно свойственно рыночной экономике, которая всесторонне одобряет совершенную конкуренция в различных отраслях и сферах экономики. Но вопрос здесь состоит в том, какими инструментами пользуются стороны в данной борьбе. Общеизвестно что конкурентная борьба в основном осуществляется двумя методами: ценовой и неценовой, при этом каждое здраво мыслящее общество одобряет второй метод как наиболее приемлемый и справедливый в современных условиях. Хотя в нынешнем XI веке при конкурентной борьбе в основном применяется неценовая конкуренция всё ещё встречаются политика применения демпинговых цен в борьбе между отдельными корпорациями и даже целыми государствами для достижения своих целей, доминирования в мировой экономике и политике в целом. В данном случае хотелось бы аргументировать один из принципов «Узбекской» модели перехода к рынку разработанной в начале 90х годов прошлого столетия под предводительством И.Каримова (данная модель включает в себя 5 принципов: верховенство закона, государство главный реформатор, приоритет экономики над политикой, эволюционный путь перехода к рынку, сильная социальная политика), а именно приоритет экономики над политикой, согласно которому не допускается использовать экономические рычаги для достижения корыстных политических целей. Если вдуматься данный принцип перехода к рынку разработанный И.А.Каримовым с научной точки зрения очень уместен для применения не только отдельными национальными экономиками, но и мирового хозяйства в целом. Однако анализируя современную геополитическую ситуацию в мире сталкиваешься с обратным, когда основным инструментом борьбы между ведущими державами в конечном счёте являются экономические, в частности демпинговые цены на нефть.
В 70е года прошлого столетия в мировой экономике сформировалось понятие «Нефтедоллара», когда курс американской валюты на международном валютном рынке во многом зависел от цены за баррель чёрного золота. Хотя согласно Ямайской валютной системе от 1976 года современная валютная система;
1) основана на нескольких валютах;
2) Устранен монетарный паритет доллара;
3) Основное средство платежа свободно-конвертируемые валюты (СКВ) и специальные права заимствования (СДР);
4) Отсутствуют пределы колебания курсов
5) Страна сама выбирает режим валютного курса, но ей запрещено выражать его через золото;
6) МВФ получает статус наблюдателя; [1, стр 88]
Мировое господство доллара всё же сохранилось и это ярко выражалось через экспорт и импорт нефти на мировом рынке. Именно данный экономический рычаг во многом использовался США для достижения своих политических целей. Тому немало примеров. Вспомнить только ситуацию на мировом рынке энергоресурсов в частности нефти во второй половине 80х годов XX века, когда согласно разработанному под руководством США плану «НСДД» снижение цены нефти на 1 % на мировом рынке привело к потери жизненно необходимой суммы для начатой первым секретарём компартии бывшего СССР М. Горбачёвым политики перестройки, что в конечном итоге привело к распаду союза.
Новая волна санкций запада во главе с США в связи с присоединением Крыма к России (здесь следует отметить, что право на присоединение народ Крыма выбрал добровольно) стало причиной очередного применения экономического рычага на политическое давление России. На наш взгляд резкое снижение цен на нефть и как следствие обесценение курса рубля по отношению к доллару было спровоцировано США как один из рычагов экономических санкций, запад бьёт по уязвимому месту экономики России — искусственно снижает цены на основные экспортные продукции. К сожаление согласно расчётам ФБК по данным Росстата, SIRPI в последние годы наблюдается рост доли экспорта сырья в общем объёме экспорта страны, так если в 2000 году данный показатель составлял 53,8 %, в 2014 году данный показатель составлял 70,5 %. [2, стр 10], при этом львинная доля в экспорте сырья приходится на энергоносители.
В данном случае уместным считаем привести мнение Л.Багдасарова, доцента кафедры химмотологии (применения нефтепродуктов) РГУ нефти и газа им. Губкина — «Наша страна способна поставлять за рубеж нефтепродукты высочайшего качества, но нас не пускают конкуренты, этим среди прочего объясняется введение санкций. США — крупнейший в мире покупатель нефти, а Россия — один из крупнейших поставщиков. Это отвечает на вопрос: «Кому выгодно?» Для снижения цен на нефть США последние 30 лет (с 1985 г.) использовало самые разные рычаги, например, политическое воздействие на страны Ближнего востока, прежде всего Саудовскую Аравию и Кувейт, с целью увеличения поставок и снижения цен. Применяются и финансовые рычаги — благодаря бесконечным возможностям ФРС США. Кроме того, ведётся поиск новых технологических возможностей для снижения зависимости США от нефти — электромобили, спиртовые топлива, биодизель и.т.п. Самым удачным приёмом оказалось предпринятое сейчас сочетание — финансовое стимулирование сланцевой добычи В США плюс давление на Саудовскую Аравию. Пока у США остаётся контроль над мировой финансовой системой и путями транспортировки нефти, а также военное превосходство, им легко регулировать объёмы экспорта странами ОПЕК. Так, в 1985 году, когда добычи сланцевой нефти ещё не было, благодаря Саудовской Аравии удалось снизить цену барреля нефти с 40 долл. до 10. К чему это привело нашу страну в 1991 году, мы все помним. Сейчас цель та же, но результат может быть другим» [2, стр. 8].
Данное высказывание доцента Л.Багдасарова ещё раз подтверждают наши предположения об экономических аспектах политических амбиций США.
Внимательно изучив и проанализировав ход развития политических и экономических событий в мире со второй половины 2013 года по сегодняшний день мы пришли к выводу: зарождение, впоследствие повышение экономической и военной мощи ИГИЛ — результат антисанкционной экономической политики запада по отношение к России, так как основную финансовую подпитку данное не признанное государство получает от экспорта нефти с захваченных территорий по демпинговым ценам, кому это выгодно судите сами. Политика «Двойных стандартов» запада в отношение борьбы с ИГИЛ налицо, о чём свидетельствуют хотя бы последние события на границах Сирии и Турции, а также Турции и Ирака.
Снижение цен на нефть привёл к обесценению курса рубля к доллару, а также вызвал рост спекулятивных операций на нелегальных валютных рынках в странах СНГ. Обесценение рубля по отношению к доллару в свою очередь привело к резкому сокращению денежных трансфертов мигрантов из России, что негативно сказалось на социально-экономическом положении членов семьи мигрантов в стране проживания.
Весьма интересное мнение по реальным экономическим потерям России от обесценения рубля высказал академик РАН, заведующий кафедрой РАНХиГС Абел Аганбекян: «Со второй половины 2014 года началось крутое обесценение рубля, по большей части вызванное снижением цен на нефть. Курс рубля к доллару по сравнению с ППС стал ниже в 3 раза, а по отношению к «равновесному» курсу он занижен на 40 — 50 %. Таблица 1.
Таблица 1
Как цены на нефть влияют на рубль
2013 г. — I половина 2014 г. |
Июль 2014 г.– январь 2015 г. |
Январь 2015 г. – май 2015 г. |
Май 2015 г. — сентябрь 2015 г. |
Сентябрь 2015 г. — октябрь 2015 г. |
|||||
Цена за баррель нефти |
Курс рубля к доллару |
Цена за баррель нефти |
Курс рубля к доллару |
Цена за баррель нефти |
Курс рубля к доллару |
Цена за баррель нефти |
Курс рубля к доллару |
Цена за баррель нефти |
Курс рубля к доллару |
100-110$ |
32-34 руб. |
45$ |
67 руб. |
68$ |
53 руб. |
43$ |
68 руб. |
53$ |
62 руб. |
Временно заниженный курс валюты выгоден, если речь идёт о развивающихся странах, которым нужно стимулировать экспорт готовых товаров с высокой добавленной стоимостью и поставить заслон от чрезмерного импорта. Такой заниженный курс юаня долгое время держал Китай, развиваясь благодаря этому сверхвысокими темпами и наводняя рынки других стран своими товарами. В России сегодня положение совершенно другое и структура экономики иная. В этих условиях сильно заниженный курс рубля играет отрицательную роль. Происходит резкое удорожание импорта, в том числе машин и оборудования, что подрывает наши инвестиции — главный источник экономического роста. Рост цен на импортные товары разгоняет инфляцию и вызывает снижение реальных доходов и потребления. Высокая инфляция — одна из причин повышенной ключевой ставки ЦБ, которая препятствует кредитованию экономики. Обесцененный рубль вреден и для наших предприятий и банков. Над ними висит большой долг перед иностранными кредиторами (около 520 млрд. долл.). Например, в 2015 г. Им надо возвращать около 100 млрд. долл., и у предприятий не остаётся средств на развитие. Слабый рубль снижает оценку нашего фондового рынка, сокращается рыночная капитализация российских компаний». [3,стр.13]
В данном случае наблюдается как искусственное снижение цен на нефть приводит к цепной реакции отрицательного влияния на основные макроэкономические показатели отдельных стран, которое в свою очередь реально отражается на общем благосостоянии населения, а это с гуманной точки зрения не входит ни в какие рамки международного права.
На наш взгляд для выхода из сложившейся ситуации и недопущения в будущем аналогичного необходимо:
усилить роль и влияние международных организаций в контроле над исполнением норм и правил международного соглашения, в частности ОПЕК;
ускорить процесс по вводу альтернативного доллару США единого платёжного средства в международных расчётах в рамках ШОС, БРИКС и ЕвраЗЭС;
мировому сообществу добиться действия принципа приоритета экономики над политикой во всех аспектах социально-экономического развития мировой экономики и политики;
Литература:
- Батманова Е.С., Томилов П.С. «Мировая экономикаи международные экономические отношения» Гоу Впо Угту−Упи Екатеринбург2005 год
- Газета «Аргументы и факты» № 42(1823) 2015 год
- Газета «Аргументы и факты» № 44(1825) 2015 год