Совершенствование системы управления антикоррупционными процессами в таможенных органах (на примере государства Уругвай)
Авторы: Кабылинский Борис Васильевич, Капсамун Ирина Ивановна, Чикина Евгения Алексеевна
Рубрика: 17. Внутренняя и внешняя торговля
Опубликовано в
Дата публикации: 03.12.2015
Статья просмотрена: 546 раз
Библиографическое описание:
Кабылинский, Б. В. Совершенствование системы управления антикоррупционными процессами в таможенных органах (на примере государства Уругвай) / Б. В. Кабылинский, И. И. Капсамун, Е. А. Чикина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 198-201. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/171/9253/ (дата обращения: 16.11.2024).
Коррупция относится к одной из наиболее острых проблем глобального характера, наносящая вред политической стабильности и экономическому потенциалу не только отдельно взятой страны, но и целого региона. Коррупция негативно влияет на рост и развитие стран и таким образом ограничивает способность правительства проводить политику стабилизации, в результате также создает дополнительные барьеры в системе управления и дезорганизует экономику страны в целом. Наглядные иллюстрирующие примеры — падение уровня потребления, инвестиционного и экспортного уровней, замедление процесса модернизации страны, что в конечном итоге приводит к потере лояльности населения к государственным учреждениям. [2]
Коррупция в современной России является одной из проблем национального масштаба. Хотя уровень коррупции снизился кардинально за последнее десятилетие (в России общий индекс доверия граждан к государственным служащим составил 40 единиц на 2011 г., 32 — на 2012, 36 — на 2013, 37–2014, что соответствует рейтингу страны с пониженным доверием к институтам власти), но при этом существенная часть отечественной экономики по-прежнему основана на нелегитимных механизмах. [1]
На сегодняшний день приходится признать справедливыми упреки о том, что Федеральная таможенная служба Российской Федерации относится к наиболее коррумпированным органам государственной власти. Масштабы существующей коррупции в таможенных органах оказывают негативное влияние на результативность таможенной политики (искусственное занижение сумм налогов и сборов в федеральный бюджет, падение уровня инвестиций), перспективы развития бизнес-сообщества (недобросовестная конкуренция, дополнительные издержки и затраты) и модернизационный потенциал (не соблюдаются правовые основы таможенного администрирования, ограничиваются возможности решения правительственных задач, формируется негативный имидж таможенных органов в российском обществе). В данной связи встаёт извечный русский вопрос: что делать?
Стратегию борьбы с коррупцией международное таможенное сообщество, при участии Всемирной таможенной организации (ВТамО), выработало и изложило в Арушской декларации ВТО, одобренной сессией Совета ВТО еще в июне 2003 г. В настоящее время, в рамках реализации мероприятий Программы, таможенными органами Российской Федерации применяется система управления рисками для профилактики предотвращения таких нарушений, которые имеют устойчивый характер, связаны с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов и в значительных размерах подрывают конкурентоспособность отечественных производителей, затрагивают другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы. Кроме того, в последние годы в таможенных органах активно внедряется система электронного декларирования, которая не только упрощает саму процедуру таможенного оформления, что обосновывается использованием сети Интернет, но и минимизирует затраты участников внешней торговли.
Однако данные антикоррупционные меры недостаточно эффективны для радикальной корректировки ситуации в сфере российского таможенного администрирования. Большинство населения, невзирая на статистику и рейтинги убеждено, что уровень коррупционных рисков не снижается. Примечательно, что последние несколько лет антикоррупционные лозунги продолжают звучать не только с высоких политических трибун, но и на оппозиционных митингах. По данным социологических исследований, 92 % респондентов оценивает текущую экономическую ситуацию в России как неблагоприятную, при этом 90 % респондентов считают, что ситуация в экономике России за последний год ухудшилась, и лишь 5 % отмечают, что в последнее время произошли определенные позитивные изменения. Вместе с ухудшением экономической ситуации условия ведения бизнеса в России для большинства участников исследования незначительно (59 %) или заметно ухудшились (15 %). 42 % респондентов считают, что привлекательность России для иностранных компаний, планирующих начать или расширить коммерческую деятельность, в течение ближайших двух лет снизится, и лишь 17 % полагают, что привлекательность будет повышаться. Обоснованность пессимизма россиян подтверждается низким рейтингом нашей страны по Индексу восприятия коррупции (136 место из 174 на 2014 год) [1]. На основании этого рейтинга становится очевидно, что по состоянию текущего прогресса реализации антикоррупционных мер Российская Федерация находится не на уровне развитых, а развивающихся стран. Поэтому особый интерес в процессе совершенствования механизмов борьбы с коррупцией в отечественном таможенном деле представляют успешные примеры из практики именно развивающихся государств, близких по масштабам коррупционных проявлений к России, но при этом достигших определённого успеха в борьбе с этим явлением, например — Уругвай.
Прежде чем достичь низкого уровня коррупции и высоких показателей борьбы с ними, в государстве Уругвай планомерно и поэтапно совершенствовалась система таможенного администрирования, то есть проводились комплексные мероприятия на всех уровнях таможенного управления.
Прежде всего, следует отметить работу по унификации таможенного законодательства рассматриваемого латинского государства. 13 сентября 2014 года был принят Таможенный кодекс Восточной республики Уругвай (CAROU), фактически ознаменовавший окончание работы по систематизации законов, которые не были связаны между собой, а также доработки таможенных инструкций, административных рекомендаций и процедур согласования. Максимальная простота таможенных процедур и ориентированность на клиента стала девизом переработки национального законодательства в данной сфере. Безусловно, заслуживает упоминания доработка закона, принятого 17 октября 2008, который регулирует право на получение доступа к общественной информации, и дает гражданам возможность осуществлять контроллинг в сфере таможенного дела и ВЭД.
На стратегическом уровне таможенного администрирования успешно внедрена инициатива регулярной отчетности главы таможенной службы Уругвая, его заместителей и аппарата перед Комиссией транспарентности и общественной этики (JUTEP). Руководство таможенных органов фактически подало пример подчиненным, закрепив торжество принципа прозрачности, подразумевающего, что деловые отношения между таможней и ее клиентами должны быть доверительными и прогнозируемыми. Сопровождение процесса реализации этого принципа обеспечивает Комитет по консультированию частного сектора при Уругвайском Национальном таможенном управлении. Цель этого Комитета состоит в том, чтобы содействовать внедрению методов торговли и сотрудничества с зарубежными партнерами в сфере ВЭД и при необходимости инициировать процедуру обжалования таможенных решений или требовать их повторную проверку. Обращает на себя внимание тот факт, что транспарентность процессов взаимодействия таможенных органов и предпринимателей положительно сказывается на экономическом развитии страны. В качестве примера можно привести участие 49 уругвайских компаний в программе, предусмотренной так называемыми 11 соглашениями о «Сотрудничестве с частным сектором», основанными на статье 10 Арушской декларации. Показательно, что такие программы активизируют не только сектор, не находящийся под контролем государства, но и стимулируют кооперацию зарубежных таможенных служб в сфере обеспечения безопасности будущего единого экономического пространства в Латинской Америке. Значимым шагом в данном направлении стало объединение усилий аргентинской, бразильской и уругвайской таможни по контролю за транзитными грузами, что существенно снижает коррупционные риски и затрудняет перемещение контрабанды.
На оперативном уровне следует выделить автоматизацию процессов оказания таможенных услуг. Например, в 2010 году стартовал проект «DUA: Единый таможенный документ» — операционный процесс для таможенных учреждений контроля импорта, экспорта и перемещения транзитных грузов, который является полностью электронным и автоматизированным. Впоследствии был внедрен механизм Единого окна для внешней торговли Уругвайского национального таможенного управления (VUCE), предназначенный для оптимизации применения электронных средств, хранения информации и ведения таможенной документации. С сентября 2015 года все основные таможенные процедуры могут быть реализованы в системе VUCE, в которой зарегистрировано 440 уругвайских компаний-участников ВЭД и хранится 8.449 импортных и экспортных пакетов документов. Очевидно, что несмотря на электронизацию таможенных услуг сохраняют значимость процессы контроля и управления человеческими ресурсами. Немаловажным мотивирующим фактором для таможенных служащих является повышение их материального обеспечения, которое в Уругвае полностью зависит от уровня доверия бизнеса, коллег и руководства к таможенному служащему и находит отображение в профессиональном, находящемся в свободном доступе рейтинге. Помимо этого, заработная плата определяется профессиональными компетенциями и регулярностью их совершенствования, поэтому важная роль отводится внедрению программ повышения квалификации: отдел обучения и контроля знаниями Уругвайского национального таможенного управления успешно реализовал 320 программ (4200 образовательных программ) с января 2011 до сентября 2015.
Помимо успехов в сфере гармонизации профильного законодательства, стратегического и оперативного администрирования таможенная служба Уругвая выделяется существенным модернизационным потенциалом. Достаточно упомянуть проект о регулировании уровня безопасности, ограничивающий произвол государственных служащих посредством осуществления адресного межведомственного контроля за деятельностью уругвайских таможенников. Вполне логично, что усовершенствованные антикоррупционные механизмы подразумевают интеграцию усилий некоммерческого сектора и таможенных органов в единую сеть, как, например, автономная организация Customs Response and Intelligence Group (GRIA), выявившая 26 крупных коррупционных фактов за последние 5 лет. Важно отметить, что модернизация деятельности таможенных органов осуществляется при активной информационной поддержке, ориентированной, прежде всего, на молодежь. Заслуженным признанием пользуется проект «Знание основ таможенного управления», который представляет собой комплекс учебных семинаров, предназначенных для студентов и учеников старших классов.
Рассматривая пример развития антикоррупционной политики в государстве Уругвай, можно сделать вывод о том, что налицо существенные успехи по реконструированию и модернизации таможенного управления и регулирования ВЭД. Безусловно, опрометчиво утверждать, что коррупция в Уругвае изжита полностью. Тем не менее, опыт развивающихся стран интересен с точки зрения возможностей апробации актуальных методик к российским реалиям. В отечественной науке популяризируется идея о том, что основоположниками и ударниками борьбы с коррупцией являются Европа и США, так называемая западная цивилизация. При этом не следует забывать, что уровень развития экономики развитых европейских стран и США выше российского, прежде всего, по таким показателям, как внедрение сетевых принципов управления и эффективность экономики услуг. Учитывая это обстоятельство, а также эскалацию глубоких затяжных кризисных процессов в Европейском союзе, представляется небезынтересным осуществить своеобразный методологический разворот от западных ценностных ориентиров и способов их практической реализации в государственном регулировании к технологиям, за счёт которых развивающиеся страны успешно совершенствуют процессы таможенного управления. Ценность такого подхода состоит в адекватности оценки существующего в России уровня коррупционных проблем и реальности предполагаемых мер, которые следует предпринимать по состоянию дел на текущий момент в сфере таможенного дела и ВЭД. [4]
Литература:
- http://www.transparency.org/ [Электронный ресурс]
- Черкашина Е. А. Коррупция в России: причины возникновения и методы борьбы [Текст] / Е. А. Черкашина // Право: современные тенденции: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 77–80.
- http://www.bbc.com/russian/topics/russia_corruption [Электронный ресурс]
- Прокушев, Е. Ф. П78 Внешнеэкономическая деятельность: учебник для бакалавров / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин; под ред. Е. Ф. Прокушева. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 527 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.
- http://www.tks.ru/tags/corrupt [Электронный ресурс]
Похожие статьи
Формирование системы менеджмента качества на предприятиях Республики Узбекистан
В данной статье рассмотрена роль Системы Менеджмента Качества в совершенствовании развития управлением предприятия. Проанализированы преимущества внедрения СМК на предприятиях Республики Узбекистан.
Похожие статьи
Формирование системы менеджмента качества на предприятиях Республики Узбекистан
В данной статье рассмотрена роль Системы Менеджмента Качества в совершенствовании развития управлением предприятия. Проанализированы преимущества внедрения СМК на предприятиях Республики Узбекистан.