Оценка компетенций работников организации как основа формирования системы развития персонала
Автор: Пахлова Ирина Витальевна
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
Дата публикации: 29.11.2014
Статья просмотрена: 4482 раза
Библиографическое описание:
Пахлова, И. В. Оценка компетенций работников организации как основа формирования системы развития персонала / И. В. Пахлова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 200-205. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6558/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье определено значение построения системы развития компетенций персонала организации в повышении эффективности деятельности организации. Представлена методика оценки компетенций персонала организации. Приведен пример ранжирования некоторых методов оценки компетенций персонала организации путем экспертного оценивания с выявлением степени согласованности мнений экспертов.
Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, оценка компетенций персонала, развитие компетенций персонала.
Условия современной изменчивой рыночной среды требуют от организаций поиска принципиально новых методов осуществления своей деятельности. В ответ на эти требования организации вынуждены формировать адекватные происходящим изменениям стратегии, пересматривая приоритеты в развитии организации [1]. Реализация бизнес-стратегии современных организаций невозможна без квалифицированных и мотивированных работников, уникальные компетенции, профессиональный и личностный потенциал которых являются ключевым фактором повышения эффективности организации в условиях динамичных изменений внешней среды [2, с. 162].
Для эффективного управления организацией руководству необходимо знание возможностей персонала, предполагающее оценку и изучение компетенций работников с целью максимального использования их потенциала, а также своевременного и целенаправленного его развития [3, с.69].
Проведение регулярной оценки развития компетенций по значимым для организации параметрам позволяет определить зоны развития персонала, выбрать методы обучения, а также сформировать мотивацию к развитию необходимых организации в данный момент и в будущем компетенций.
Текущая оценка развития компетенций персонала рассматривается как процесс определения эффективности его деятельности в ходе реализации задач организации, что позволяет получить информацию для принятия управленческих решений в области развития и вознаграждения труда персонала [4, с. 132].
Для построения системы развития компетенций персонала, в первую очередь, необходимо проведение оценки компетенций работников организации. На рисунке 1 представлена методика оценки компетенций персонала организации.
Рис. 1. Методика оценки компетенций персонала организации
На основании приведенной методики оценки персонала на основе компетентностного подхода можно определить компетенции работников, которые необходимо развивать.
Этап проведения оценки компетенций персонала по каждой должностной позиции в организации заключается в определении степени владения работником компетенциями. Для оценки компетенций персонала могут быть применены методы оценки:
«360 градусов»; тестирование, ассесмент-центр и парное сравнение.
Для определения значимости вышеперечисленных методов в системе оценки компетенций персонала организации и оценивания их эффективности можно применить метод экспертного оценивания.
Для определения значимости методов оценки компетенций персонала в качестве экспертов были привлечены пять квалифицированных специалистов в области кадрового менеджмента с достаточным опытом работы, навыками анализа и оценки. Им было предложено проранжировать методы оценки компетенций персонала по критериям универсальности, трудоемкости применения метода, сложности обработки информации и объективности (точности). В таблице 1 приведены результаты ранжирования экспертами методов оценки компетенций по критерию универсальности.
Таблица 1
Ранжирование методов оценки компетенций по критерию универсальности
Основные критерии для сравнения методов оценки компетенций |
Название метода оценки компетенций |
|||
Тестирование |
Ассесмент-центр |
Оценка 360° |
Парное сравнение |
|
Эксперт 1 |
2 |
4 |
3 |
1 |
Эксперт 2 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Эксперт 3 |
3 |
4 |
2 |
1 |
Эксперт 4 |
4 |
3 |
1 |
2 |
Эксперт 5 |
3 |
4 |
2 |
1 |
Сумма рангов |
14 |
18 |
12 |
6 |
Чтобы убедиться в согласованности оценок экспертов, можно рассчитать коэффициент конкордации Кендалла, который призван выявить общность мнений по анализируемому вопросу.
Коэффициент конкордации Кендалла, равный < 0,2–0,4 означает слабую согласованность мнений экспертов; равный > 0,6–0,8 означает сильную согласованность.
Рассмотрим подробно пример расчет коэффициента конкордации Кендалла на примере ранжирования методов оценки компетенций по критерию универсальности.
Коэффициент конкордации Кендалла рассчитывается по формуле:
(1),
где
m — число экспертов;
n — число факторов;
S — сумма квадратов разностей рангов.
Сумму квадратов разностей рангов (S) можно рассчитать по двум формулам:
(2),
где
- сумма квадратов суммы рангов, полученных по каждому рассматриваемому методу оценки компетенций;
— сумма рангов, проставленных всеми экспертами;
или по формуле:
(3),
где
— сумма рангов, полученных по каждому рассматриваемому методу оценки компетенций;
m (n+1) — среднее значение рангов.
Рассматривая формулу (2), рассчитаем значение .
= 14 2 + 18 2 + 12 2 + 6 2 = 700.
= 14 + 18 + 12 + 6 = 50.
Рассчитаем значение суммы квадратов разностей рангов S по формуле (2) и формуле (3).
По формуле (2): S = 700–50 2 / 4 = 75.
По формуле (3): S = (14–12,5)2 + (18 -12,5)2 + (12–12,5)2 + (6–12,5)2 = 1,5 2 + 5,52 +
+ (-0,5)2 + (-6,5) 2 = 2,25 + 30,25 + 0,25 + 42,25 = 75.
Рассчитываем коэффициент конкордации Кендалла следующим образом:
W = 12*75 / 52 (43–4) = 900 / 1500 = 0,6.
На основании полученного результата, можно сделать вывод, что согласованность оценок экспертов при ранжировании методов оценки компетенций по критерию универсальности является сильной.
Аналогично приведенному примеру рассчитаем коэффициент конкордации Кендалла при ранжировании экспертами методов оценки компетенций по критерию трудоемкости применения метода. Результаты указанного ранжирования приведены в таблице 2.
Таблица 2
Ранжирование основных методов оценки компетенций по критерию трудоемкости применения метода
Основные критерии для сравнения методов оценки компетенций |
Название метода оценки компетенций |
|||
Тестирование |
Ассесмент-центр |
Оценка 360° |
Парное сравнение |
|
Эксперт 1 |
4 |
1 |
3 |
2 |
Эксперт 2 |
2 |
1 |
4 |
3 |
Эксперт 3 |
3 |
2 |
1 |
4 |
Эксперт 4 |
4 |
1 |
2 |
3 |
Эксперт 5 |
3 |
2 |
1 |
4 |
Сумма рангов |
16 |
7 |
11 |
16 |
Рассматривая формулу (2), рассчитаем значение .
= 16 2 + 7 2 + 11 2 + 16 2 = 682.
= 16 + 7 + 11 + 16 = 50.
Рассчитаем значение суммы квадратов разностей рангов S по формуле (2) и формуле (3).
По формуле (2): S = 682–50 2 / 4 = 57.
По формуле (3): S = (16–12,5)2 + (7 -12,5)2 + (11–12,5)2 + (16–12,5)2 = 3,5 2 + (-5,5)2 +
+ (-1,5)2 + (-3,5) 2 = 12,25 + 30,25 + 2,25 + 12,25 = 57.
Рассчитываем коэффициент конкордации Кендалла следующим образом:
W = 12*57 / 52 (43–4) = 900 / 1500 = 0,456.
На основании полученного результата, можно сделать вывод, что согласованность оценок экспертов при ранжировании методов оценки компетенций по критерию трудоемкости применения метода является средней.
Далее рассмотрим согласованность мнений экспертов при ранжировании экспертами методов оценки компетенций по критерию сложности обработки информации. Результаты указанного ранжирования приведены в таблице 3.
Таблица 3
Ранжирование основных методов оценки компетенций по критерию сложности обработки информации
Основные критерии для сравнения методов оценки компетенций |
Название метода оценки компетенций |
|||
Тестирование |
Ассесмент-центр |
Оценка 360° |
Парное сравнение |
|
Эксперт 1 |
1 |
4 |
3 |
2 |
Эксперт 2 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Эксперт 3 |
2 |
4 |
3 |
1 |
Эксперт 4 |
1 |
3 |
4 |
2 |
Эксперт 5 |
3 |
4 |
2 |
1 |
Сумма рангов |
9 |
18 |
16 |
7 |
Рассматривая формулу (2), рассчитаем значение .
= 9 2 + 18 2 + 16 2 + 7 2 = 710.
= 9 + 18 + 16 + 7 = 50.
Рассчитаем значение суммы квадратов разностей рангов S по формуле (2) и формуле (3).
По формуле (2): S = 710– 50 2 / 4 = 85.
По формуле (3): S = (9–12,5)2 + (18 -12,5)2 + (16–12,5)2 + (7–12,5)2 = — 3,5 2 + 5,52 +
+ 3,52 + (-5,5) 2 = 12,25 + 30,25 + 12,25 + 30,25 = 85.
Рассчитываем коэффициент конкордации Кендалла следующим образом:
W = 12*85 / 52 (43–4) = 1020 / 1500 = 0,68.
На основании полученного результата, можно сделать вывод, что согласованность оценок экспертов при ранжировании методов оценки компетенций по критерию сложности обработки информации является сильной.
В завершении рассмотрим согласованность мнений экспертов при ранжировании экспертами методов оценки компетенций по критерию объективности (точности). Результаты указанного ранжирования приведены в таблице 4.
Таблица 4
Ранжирование основных методов оценки компетенций по критерию объективности (точности)
Основные критерии для сравнения методов оценки компетенций |
Название метода оценки компетенций |
|||
Тестирование |
Ассесмент-центр |
Оценка 360° |
Парное сравнение |
|
Эксперт 1 |
2 |
4 |
3 |
1 |
Эксперт 2 |
3 |
2 |
4 |
1 |
Эксперт 3 |
1 |
3 |
4 |
2 |
Эксперт 4 |
2 |
4 |
3 |
1 |
Эксперт 5 |
1 |
4 |
3 |
2 |
Сумма рангов |
9 |
17 |
17 |
7 |
Рассматривая формулу (2), рассчитаем значение .
= 9 2 + 17 2 + 17 2 + 7 2 = 708.
= 9 + 17 + 17 + 7 = 50.
Рассчитаем значение суммы квадратов разностей рангов S по формуле (2) и формуле (3).
По формуле (2): S = 708– 50 2 / 4 = 83.
По формуле (3): S = (9–12,5)2 + (17–12,5)2 + (17–12,5)2 + (7–12,5)2 = -3,5 2 + 4,52 +
+ 4,52 + (-5,5) 2 = 12,25 + 20,25 + 20,25 + 30,25 = 83.
Рассчитываем коэффициент конкордации Кендалла следующим образом:
W = 12*83 / 52 (43–4) = 996 / 1500 = 0,664.
Таким образом, согласованность оценок экспертов при ранжировании методов оценки компетенций по критерию объективности (точности) является сильной.
Рассчитаем среднюю арифметическую величину на основании полученных результатов согласованности мнений экспертов при ранжировании методов оценки компетенций.
= (0,6 + 0,456 + 0,68 + 0,664) / 4 =0,6.
В целом, можно говорить о высокой согласованности оценок экспертов при проведении ранжирования методов оценки компетенций персонала по выбранным критериям.
Для определения значимости рассматриваемых в данной статье методов в системе оценки компетенций персонала организации просуммируем итоговые значения рангов, полученные в результате ранжирования по каждому критерию (таблица 5).
Таблица 5
Итоговые результаты экспертного оценивания методов оценки компетенций
Критерий |
Название метода оценки компетенций |
|||
Тестирование |
Ассесмент-центр |
Оценка 360° |
Парное сравнение |
|
Универсальность |
14 |
18 |
12 |
6 |
Трудоемкость применения метода |
16 |
7 |
11 |
16 |
Сложность обработки информации |
9 |
18 |
16 |
7 |
Объективность (точность) |
9 |
17 |
17 |
7 |
Итого |
48 |
60 |
56 |
36 |
Полученные данные показали, что наиболее подходящими для оценки компетенций персонала является совокупность следующих методов:
- ассесмент-центр;
- оценка 360 градусов;
- тестирование.
Совокупность данных методов оценки позволит получить наиболее объективную и достоверную информацию об уровнях развития компетенций у оцениваемых работников.
В заключение можно отметить, что приведенные методы оценки компетенций имеют общую цель, заключающуюся в выявлении степени выраженности компетенций работников организации, определения областей обучения и развития работников в целях их приведения к необходимым требованиям организации [5, с. 207]. В системе кадрового менеджмента организаций результатом повышения уровня знаний, совершенствования навыков, развития компетенций работников должно стать повышение результативности труда и организационные изменения, которые способны повысить конкурентоспособность и эффективность работы организации в целом.
Главной задачей развития компетенций персонала является формирование уникальных компетенций персонала, их эффективное использование и совершенствование для создания конкурентного преимущества организации [6, с. 52]. Развитие компетенций персонала является эффективным инструментом в достижении целей функционирования организации, обеспечивающих поступательное развитие в долгосрочной перспективе [7].
Литература:
1. Ксенофонтова Х. З. Стратегически — компетентностный подход развития компетенций управленческого персонала. // Современные технологии управления. 2013. № 1 (25). — Режим доступа — свободный http://sovman.ru/all-numbers/archive-2013/january2013/item/140–01–25–13.html.
2. Пахлова И. В. Значение компетентностного подхода в управлении персоналом современных организаций // Молодой ученый. 2014. № 12.С. 162–169.
3. Пахлова И. В. Теоретические аспекты построения системы управления персоналом организации на основе компетентностного подхода. // Сборник публикаций центра экономических исследований: «Прогноз и планирование экономической деятельности субъектов рыночных отношений: вызовы и решения»: сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). С-П.: Центр экономических исследований, 2014.-76 с.
4. Заика М. М. Методический подход к процессу оценки развития компетенций персонала. // Корпоративный менеджмент. № 2. 2012. С. 132–135.
5. Ткаченко О. А. Развитие персонала предприятия на основе компетентностного подхода. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Т. II. / Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. С. 206–208.
6. Ксенофонтова Х. З. Механизм развития компетенций управленческого персонала предприятия корпоративного типа. // Инновационные образовательные технологии № 2. 2010. С.52–58.
7. Горячкина Н. А. Аналитические методы как инструмент оценки компетенций персонала предприятия. — Режим доступа — свободный http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/3091.pdf.
Ключевые слова
компетентностный подход, компетенции, оценка компетенций персонала, развитие компетенций персонала., развитие компетенций персоналаПохожие статьи
Профилирование должностей как инструмент повышения эффективности системы управления персоналом организации
В статье рассмотрен профиль должности и его значение в системе управления персоналом организации. Описана сфера применения оценки персонала на основе компетентностного подхода. Представлена структура профиля должности.
Усовершенствование системы оценки персонала на сельскохозяйственных предприятиях
В статье рассмотрены теоретические аспекты организации оценки персонала. Исследовано влияние оценки персонала на эффективность деятельности организации. Сформулированы предложения по повышение эффективности организации оценки персонала, совершенствов...
Развитие профессиональных компетенций студентов вуза в рамках концепции устойчивого развития
В статье проанализированы современные требования работодателей к выпускнику вуза. Определено содержание образовательной деятельности, обеспечивающей формирование профессиональных компетенций студента на этапе высшего образования.
Развитие компетентностного подхода в управлении кадровым потенциалом производственного предприятия
Рассматривается компетентностный подход, как способ управления персоналом, дает четкое определение профессиональных и поведенческих требований, предъявляемых к работнику в зависимости от его руководящего уровня, профессии, занимаемой должности и выпо...
Теоретические основы формирования компетенций студентов вузов
В статье автор рассматривает некоторые теоретические аспекты формирования компетенций студентов вузов. Представлен анализ различных трактовок понятия «компе-тенция», уточнена взаимосвязь понятий «компетенция» и «компетентность», проанализи-рована ист...
Методический инструментарий оценки эффективности мотивации персонала в организации
В статье обоснована необходимость оценки и анализа системы мотивации персонала организации. Раскрыто понятие мотивации, представлены основные подходы к оценке её эффективности. Также, проведены примеры методического инструментария оценки эффективност...
Оценка инновационного потенциала строительного предприятия
В статье выявляется понятие и структура инновационного потенциала хозяйствующего субъекта. В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить инновационный потенциал строительной организации ЗАО «СК-Уфа» и средний уровень ин...
Роль комплексных оценочных моделей в рамках процедуры аккредитации учреждений высшего профессионального образования
В статье рассматриваются сущность и понятие аккредитации и ее цели, роль комплексных оценочных моделей для аккредитационных процедур учреждений высшего профессионального образования, предлагается авторская многопараметрическая модель оценки, включающ...
Модель профессиональных компетенций эффективного консультанта
Автором статьи рассмотрены актуальные вопросы формирования профессиональных компетенций в сфере консалтинга. Предложена модель профессиональных компетенций эффективного консультанта. Описаны основные компетенции консультанта, связанные с мотивацией и...
К вопросу о мониторинге и оценке инновационного потенциала региона
В статье приводятся подходы к определению инновационного потенциала региона разных авторов и предлагается собственное определение этого понятия. Рассмотрен мониторинг и оценка инновационного потенциала региона. Подробно рассмотрена оценка инновационн...
Похожие статьи
Профилирование должностей как инструмент повышения эффективности системы управления персоналом организации
В статье рассмотрен профиль должности и его значение в системе управления персоналом организации. Описана сфера применения оценки персонала на основе компетентностного подхода. Представлена структура профиля должности.
Усовершенствование системы оценки персонала на сельскохозяйственных предприятиях
В статье рассмотрены теоретические аспекты организации оценки персонала. Исследовано влияние оценки персонала на эффективность деятельности организации. Сформулированы предложения по повышение эффективности организации оценки персонала, совершенствов...
Развитие профессиональных компетенций студентов вуза в рамках концепции устойчивого развития
В статье проанализированы современные требования работодателей к выпускнику вуза. Определено содержание образовательной деятельности, обеспечивающей формирование профессиональных компетенций студента на этапе высшего образования.
Развитие компетентностного подхода в управлении кадровым потенциалом производственного предприятия
Рассматривается компетентностный подход, как способ управления персоналом, дает четкое определение профессиональных и поведенческих требований, предъявляемых к работнику в зависимости от его руководящего уровня, профессии, занимаемой должности и выпо...
Теоретические основы формирования компетенций студентов вузов
В статье автор рассматривает некоторые теоретические аспекты формирования компетенций студентов вузов. Представлен анализ различных трактовок понятия «компе-тенция», уточнена взаимосвязь понятий «компетенция» и «компетентность», проанализи-рована ист...
Методический инструментарий оценки эффективности мотивации персонала в организации
В статье обоснована необходимость оценки и анализа системы мотивации персонала организации. Раскрыто понятие мотивации, представлены основные подходы к оценке её эффективности. Также, проведены примеры методического инструментария оценки эффективност...
Оценка инновационного потенциала строительного предприятия
В статье выявляется понятие и структура инновационного потенциала хозяйствующего субъекта. В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить инновационный потенциал строительной организации ЗАО «СК-Уфа» и средний уровень ин...
Роль комплексных оценочных моделей в рамках процедуры аккредитации учреждений высшего профессионального образования
В статье рассматриваются сущность и понятие аккредитации и ее цели, роль комплексных оценочных моделей для аккредитационных процедур учреждений высшего профессионального образования, предлагается авторская многопараметрическая модель оценки, включающ...
Модель профессиональных компетенций эффективного консультанта
Автором статьи рассмотрены актуальные вопросы формирования профессиональных компетенций в сфере консалтинга. Предложена модель профессиональных компетенций эффективного консультанта. Описаны основные компетенции консультанта, связанные с мотивацией и...
К вопросу о мониторинге и оценке инновационного потенциала региона
В статье приводятся подходы к определению инновационного потенциала региона разных авторов и предлагается собственное определение этого понятия. Рассмотрен мониторинг и оценка инновационного потенциала региона. Подробно рассмотрена оценка инновационн...