Создание системы социальной защиты населения
Автор: Сунакбаев Шавкат Кахарович
Рубрика: 1. Экономическая теория
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 01.10.2014
Статья просмотрена: 639 раз
Библиографическое описание:
Сунакбаев, Ш. К. Создание системы социальной защиты населения / Ш. К. Сунакбаев. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/130/6223/ (дата обращения: 16.12.2024).
За прошедшие 20 лет Казахстан состоялся как успешное и сильное государство с демократической политической системой, либеральной рыночной экономикой и развитым гражданским обществом. Благодаря мудрому и выверенному стратегическому курсу Президента, Лидера Нации Нурсултана Назарбаева наша страна стремительно ворвалась в когорту признанных лидеров мирового сообщества. Как известно, главной целью государственной политики является неуклонное повышение материального благополучия народа. Социальная защита населения, как ее важная и неотъемлемая составляющая, относится к основным приоритетам внутренней политики. В этом плане одной из доминантных целей развития Казахстана было осуществление реформ системы социального обеспечения.
Если говорить об основных этапах развития, то следует отметить, что население Казахстана в первые годы становления своей независимости резко сократилось вследствие отрицательного миграционного сальдо и резкого падения естественного прироста населения.
Большое влияние на усиление миграционных процессов в Казахстане оказал экономический кризис, который приобрел еще более тяжелые формы с распадом СССР и разрывом прежних хозяйственных связей между республиками. Сокращение производства привело к росту массовой безработицы, сокращению реальных доходов населения и, соответственно, резкому снижению жизненного уровня населения. ВВП в 1995 году по сравнению с 1990 годом сократился на 38,6%, реальная заработная плата – на 69,9%, назначенная пенсия – на 77,3%.
В первые годы независимости система социального обеспечения была основана на расходах государственного бюджета, который испытывал хроническую нехватку средств на выплату пенсий и пособий. Основными причинами дефицита государственного бюджета стало резкое сокращение числа плательщиков, в том числе выехавшего из страны трудоспособного населения, а также низкий уровень оплаты труда. Вместе с тем состояние системы пенсионного обеспечения усугублялось ростом как абсолютного числа пенсионеров (с 1990 по 1995 год их число увеличилось с 2 414 тыс. до 2 980 тыс. человек), так и увеличением их удельного веса в сравнении с числом работающих.
Растущие потребности в социальных выплатах (пенсии, пособия, социальная помощь) вызвали необходимость модернизации существующих систем социальной защиты населения, и прежде всего пенсионного обеспечения. Перед выбором реформ оказался не только Казахстан, но и все страны Восточной Европы и СНГ из-за возникших глобальных социально-экономических проблем вследствие развала социалистического лагеря.
В октябре 1997 года в Послании Президента Республики Казахстан народу страны «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» была представлена Стратегия «Казахстан-2030», предусматривающая долгосрочный путь развития суверенной республики, направленный на трансформацию страны в одну из самых безопасных, стабильных, экологически устойчивых государств мира с динамично развивающейся экономикой.
Проведенная в 1997 году пенсионная реформа создала институциональные предпосылки для поэтапного создания в Казахстане многоуровневой системы социальной защиты населения. С 1 января 1998 года, в соответствии с Законом РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», введена смешанная система пенсионного обеспечения, включающая в себя государственную распределительную и накопительную системы, основанные на оптимальном разделении ответственности за пенсионное обеспечение между государством и работником.
С января 2005 года в стране действует система обязательного социального страхования, которая обеспечивает дополнительную защиту работающих граждан при наступлении социальных рисков, в зависимости от размеров и продолжительности социальных отчислений, уплачиваемых плательщиками (работодателями и (или) самостоятельно занятыми лицами). При этом плательщики сумму социального налога уменьшают на сумму уплаченных социальных отчислений за наемных работников.
Первый уровень: гарантированные Конституцией Республики Казахстан социальные выплаты (базовая пенсионная выплата, государственные пособия, единовременные выплаты на рождение ребенка), которые назначаются всем гражданам на одинаковом уровне вне зависимости от трудового вклада и получаемого ранее дохода.
Государственная базовая пенсионная выплата введена с 2005 года в соответствии с Посланием Президента РК народу Казахстана от 18 февраля 2005 года «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» и стала важнейшей мерой увеличения доходов пожилых людей. В 2005 году размер базовой пенсионной выплаты составлял 3 000 тенге, на начало 2011 года он повысился до 50% от величины прожиточного минимума (ПМ), что составляет 8 000 тенге (рост почти в 2,7 раза). В рамках реализации Стратегии развития Казахстана до 2020 года размер базовой пенсии достигнет 60% от размера ПМ к 2015-му и 75% – к 2020 году. Постепенно базовый уровень будет приближаться к величине прожиточного минимума.
В целях формирования единообразного подхода к различным группам населения, соблюдения справедливого характера социальной защиты и реализации конституционных гарантий обеспечения граждан страны начиная с 2006 года единым базовым социальным индикатором для исчисления размеров государственных социальных пособий принят прожиточный минимум (ПМ).
Второй уровень: солидарные пенсии из государственного бюджета, социальные выплаты из АО «Государственный фонд социального страхования», накопительные и добровольно профессиональные пенсии из накопительных пенсионных фондов (НПФ), то есть выплаты, которые зависят от трудового стажа и дохода конкретного человека, с которых уплачивались налоги и обязательные платежи.
Получателями солидарной пенсии являются граждане, имевшие не менее шести месяцев трудового стажа работы на 1 января 1998 года. В рамках Послания Президента РК от 6 февраля 2008 года народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики» размеры солидарных пенсий увеличены в 2009 году в среднем на 25%, в 2010-м – на 25%, с 1 января 2011 года – на 30% всем пенсионерам, в том числе получателям за выслугу лет из числа военнослужащих.
Следует отметить, что за последние 11 лет (2000–2011 годы) минимальный размер пенсии возрос почти в 7 раз (с 3 500 до 24 047 тенге), средний размер пенсий – в 8 раз (с 4 462 до 36 205 тенге), максимальный размер пенсий – в 6,4 раза (с 8 156 до 52 226 тенге).
Пенсионные выплаты из НПФ осуществляются за счет обязательных пенсионных взносов (ОПВ) в зависимости от индивидуальных пенсионных накоплений граждан.
Из НПФ с начала реформы осуществлены пенсионные выплаты на 201 млрд. тенге. На 1 января 2011 года действуют 13 НПФ. Совокупный объем пенсионных накоплений возрос от 23,5 млрд. тенге на 1 января 1999 года до 2,3 трлн. тенге на 1 января 2011 года, и в системе зарегистрировано порядка 8 млн. индивидуальных пенсионных счетов граждан.
В рамках Послания Президента РК от 28 февраля 2007 года народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» предусмотрена государственная гарантия сохранности внесенных ОПВ с учетом роста на уровень инфляции на момент приобретения права на пенсионные выплаты. В 2010 году 22,4 тыс. получателям выплачена сумма государственной гарантии в размере 770,3 млн. тенге из республиканского бюджета.
Таким образом, следует отметить, что систематическое повышение размеров пенсионных выплат позволило повысить жизненный уровень пожилых граждан и обеспечить один из наиболее высоких уровней пенсионного обеспечения среди стран СНГ.
Третий уровень (добровольный): выплаты из НПФ за счет добровольных и/или добровольных профессиональных пенсионных взносов.
В целях социальной защиты и пенсионного обеспечения работников, труд которых связан с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, с 1 января 2003 года наряду с обязательными предусмотрены добровольные профессиональные пенсионные взносы. Указанные взносы перечисляются работодателями за счет собственных средств в пользу работников с отнесением этих расходов на налоговые вычеты. Также, в соответствии с налоговым законодательством, при определении дохода работника (физического лица), облагаемого у источника выплаты, сумма добровольных пенсионных взносов, вносимых им в свою пользу, не подлежит налогообложению.
Таким образом, можно констатировать, что за годы независимости в Казахстане создана система социальной защиты населения, соответствующая международным стандартам, адаптированная к требованиям социально ориентированного государства.
Для укрепления достигнутых успехов и дальнейшего ускоренного развития социально-экономического положения в рамках Послания Главы государства народу Казахстана «Построим будущее вместе!» от 28 января 2011 года разработана Программа занятости-2020. Ее основной целью является повышение уровня доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости.
Являясь одним из международно-признанных лидеров в социальном обеспечении населения, Казахстан сегодня стал модератором процессов совершенствования названной отрасли, создавая различные диалоговые площадки. Так, 7–8 июня 2010 года в Астане прошла международная конференция на тему «Социальное обеспечение в условиях кризиса. Национальные ответы на вызовы дня». Признанные теоретики и практики, в том числе генеральный секретарь Международной ассоциации социального обеспечения Ханс-Хорст Конколевски, председатель Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов Александр Куртин, заместитель генерального директора НИИ труда и социального страхования Российской Федерации Валентин Роик в своих выступлениях отметили, что во время мирового финансово-экономического кризиса системы социальной защиты многих государств доказали, что принимаемые ими меры являются решающим компонентом оздоровления экономики, так как позволяют стимулировать общий уровень спроса и поддерживать социальную сплоченность за счет предоставления защиты самым уязвимым слоям населения.
По итогам международной конференции были приняты Рекомендации по совершенствованию системы социального обеспечения, в том числе по снижению уровня безработицы, ужесточению требований к работодателям по исполнению норм законодательства по обязательному социальному страхованию и охране труда своих работников.
В соответствии со Стратегическим планом-2020 вопросы социальной защищенности являются одним из приоритетов развития страны на ближайшее десятилетие. Для его выполнения потребуется активное участие не только государственных органов и работодателей, но и всего населения.
В связи с этим в целях широкомасштабного обсуждения вопросов развития системы социального обеспечения в Казахстане 20 мая текущего года в Кокшетау состоится заседание «круглого стола» «Социальное обеспечение в Республике Казахстан: текущее состояние и перспективы развития», проводимое под эгидой 20-летия Независимости Республики Казахстан. В рамках мероприятия будут обсуждены достигнутые успехи в области социальной защиты и актуальные вопросы дальнейшего развития системы социального обеспечения с учетом накопленного отечественного опыта и мировых передовых инноваций. В работе заседания «круглого стола» примут участие депутаты Парламента РК, представители государственных органов, международных организаций, Федерации профсоюзов, Конфедерации работодателей и других институтов гражданского общества.
Как известно, в настоящее время в Казахстане происходят процессы всесторонней модернизации во всех сферах жизнедеятельности. В сфере социального обеспечения населения одной из превалирующих целей является укрепление социальной стабильности и создание системы социальной защиты, основанной на адресности и эффективности, исключающей иждивенчество.
Системная и широкомасштабная работа по реализации поручений Президента, Лидера Нации Нурсултана Назарбаева по совершенствованию социальной политики, направленной на повышение уровня и качества жизни, адекватного международным стандартам, продолжается.
Литература:
1. Стратегия индустриально – инновационного развития РК на 2003 – 2015 годы – Астана. 2003г.
2. Казахстанская правда 22 сентября 2012 года 5 стр.