Выявление качественного своеобразия познавательной и эмоционально волевой сфер, личности слепых и слабовидящих – актуальная проблема современной тифлопсихологии. Получение сведений об особенностях отражения внешнего мира в сознании слепого человека важны и для общей психологии, так как существенно расширяют представления о генезе психики в целом. Однако, применение традиционных диагностических процедур, построенных на использовании зрительного канала получения и переработки информации в исследовании названной категории лиц затруднено. В этой связи нами был разработан и апробирован звуковой тест как адекватный и эффективный инструментарий для корректного изучения особенностей мыслительных операций лиц с нарушением зрительной функции [5; 7; 9].
Изучение мыслительной деятельности составляет одну из важнейших сторон психодиагностического исследования, дает важную информацию об особенностях и уровне развития интеллектуальных способностей того или иного человека. Среди множества психологических методов исследования мышления особое место принадлежит методике «Исключение предметов», которую иногда в профессиональном обиходе называют также «Четвертый лишний». Суть данной методики проста: испытуемому предъявляют одновременно изображения четырех предметов, с которыми, как предполагается, он знаком и которые может без труда опознать. Из этих четырех предметов только три могут быть подведены под одну общую для них категорию, оставшийся же четвертый — лишний, его надо исключить. Методика получила широкое распространение в патопсихологии как достаточно компактный и валидный психодиагностический инструмент, хорошо приспособленный для клинического применения. Однако этот инструмент имеет ограничения - не может быть использован в исследованиях лиц, для которых недоступен традиционный стимульный материал (картинки) [2; 3; 4; 8]. Современная тифлопсихология стоит перед необходимостью поиска новых путей и средств получения достоверной информации об особенностях психики лиц со зрительной депривацией. Успешность осуществления психодиагностики зависит от следующих элементов:
· от личности психодиагноста, его профессионализма;
· от личности клиента, его психофизических особенностей, а также содержания его психологической проблемы;
· от обстановки, в которой осуществляется исследовательская деятельность;
· от качества методического аппарата психодиагностики (методики), его адекватности цели исследования [2; 8].
Так как одним из ведущих каналов получения информации о внешнем мире для слепого человека является слух, то наиболее адекватным и эффективным инструментарием могут выступать звуковые тесты.
Звуковые тесты – это набор аудиостимулов, включающих звуки естественной природы, шумы искусственно созданных устройств, музыкальные композиции, а также голоса людей, специально подобранные для выявления и описания индивидуально-типологических особенностей познавательной, эмоциональной и личностной сфер человека. Применение звуковых тестов – многообещающее направление в психодиагностике. Они могут быть использованы в качестве альтернативного стимульного материала в методиках различного плана. Диагностический материал разработанной нами модификации представляет собой специально подобранные группы звуковых стимулов, три из которых имеют общий признак и, следовательно, могут быть обобщены, а у одного, подлежащего исключению, этот признак отсутствует. Задания имеют разную степень трудности, которая возрастает: во-первых, внутри каждой группы, а во-вторых – от одной группы к другой. В начале исследования испытуемому предлагается заведомо простой вариант задания, на котором психолог объясняет инструкцию и убеждается, что испытуемый полностью ее понял. Затем задания предъявляются в порядке усложнения. Полный перечень всех заданий, которые составляют звуковой тест на выявление особенностей мышления представлен нами в публикациях [5; 7; 9].
Исследование с помощью звукового теста – процедура довольно длительная по времени. Поэтому мы считаем наиболее удобным при оценке особенностей мыслительной деятельности лиц с нарушением зрения сокращенный вариант методики. Он содержит основные (ключевые) группы стимулов и является необходимым и достаточным. Сокращенный вариант представлен ниже:
Таблица 1
Группа 1 «Простые обобщения |
||
№ |
Звуки |
Примечание |
1 |
фортепиано, фортепиано, дождь, фортепиано |
дождь лишний, остальное – музыкальные инструменты (фортепиано) |
2 |
вьюга, мотор, прибой, дождь с громом |
мотор лишний, все остальное – звуки природы |
3 |
мужской голос, птицы, котенок, курица |
мужской голос лишний, все остальное – голоса животных |
Группа 2 «Дифференцированные обобщения» |
||
4 |
женское пение, голос ребенка, мужское пение, мужской голос |
голос ребенка лишний, все остальное – голоса взрослых |
5 |
овцы, котенок, корова, тигр |
тигр лишний, все остальное – домашние животные |
6 |
гитара, флейта, арфа, балалайка |
флейта лишняя, все остальное – струнные инструменты |
7 |
пила, топор, нож (звук нарезки овощей), молоток |
нож лишний, все остальное – плотнические инструменты |
8 |
паровоз, посуда, дверь, вода из крана |
паровоз лишний, все остальное – бытовые звуки |
Группа 3 «Обобщения с провокацией» |
||
9 |
бутылки, барабан, арфа, гром |
гром лишний, все остальное – звуки неприродного происхождения (провокация – резкость звука, неправильный выбор – арфа) |
10 |
гитара, рык тигр, мужское пение, пение птиц |
гитара лишняя, все остальное – звуки живых существ (провокация по мелодичности, неправильный выбор – рык тигра) |
При анализе обобщений, произведенных испытуемым, учитывается следующее:
1. План обобщений: владеет ли обобщающими словами, дает ли развернутые обобщения, способен ли объяснить свое решение, способен ли видеть два возможных решения задачи;
2. Уровень обобщений, максимальный для данного испытуемого, — на уровне какой из групп обобщений он справляется с заданием полностью, и на уровне, какой группы частично (т.е. решает не все задания из данной группы или не во всех может дать объяснение)
3. Выявляются такие особенности мышления, как снижение и искажение уровня обобщения. Снижение уровня обобщения выражается в том, что оно происходит по конкретным или ситуативным признакам, тогда как полноценное обобщение предполагает объединение предметов по существенным признакам. К снижению обобщения можно отнести поверхностное объединение («Это громкие звуки и тихие», «Это мне нравится, а это нет»), а также объединение явлений, используемых в конкретных житейских ситуациях: «Это у меня дома есть, а этого нет», «Я слышал такую музыку у бабушки». Такие обобщения являются характерной чертой конкретного мышления, что, в свою очередь, может свидетельствовать о сопутствующем нарушению зрения снижении интеллекта: задержке психического развития, умственной отсталости или деменции. Искажение уровня обобщения проявляется в объединении стимулов по «латентным», скрытым признакам. Главным признаком для группировки становится признак, который не только не является существенным, но практически никогда не встречается в мышлении обычного человека. Он может показаться, на первый взгляд, весьма оригинальным, но в большинстве случаев свидетельствует об искажении процесса обобщения.
4. Особый интерес представляют примеры эмоционального решения задач. Подобный тип решений встречается как у детей с нормальным психическим развитием, так и у детей с нарушениями психофизического развития. В большинстве случаев это связано с конкретной социальной ситуацией развития ребенка, условиями его воспитания. Выполняя задание №1, ребенок обобщает звуки музыки как красивые, а шум дождя исключает как «страшный, потому, что можно захлебнуться». Исключая рычание тигра в задании №5, ребенок поясняет: «Так разговаривает папа, когда приходит домой пьяным». Эмоциональное решение некоторых задач не должно помешать правильно оценить интеллект испытуемого и его способность к обобщению. Однако, присутствие такого рода решений дает дополнительную диагностическую информацию при целостном психологическом исследовании.
Апробация методики предполагает применение ее к исследованию респондентов различных групп. Так, нами было решено привлечь к участию широкий спектр испытуемых: тестирование проводилось на разных возрастных категориях участников (дети и подростки). В качестве основной группы (группа 1) выступили воспитанники краевого государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III, IV вида №2» г. Хабаровска. Отметим, что участники основной группы были разделены нами на подгруппы: 1 «А» - нарушение зрения без сопутствующей патологии, 1 «Б» - нарушение зрительной функции в сочетании с интеллектуальным недоразвитием (олигофрения).
С тем, чтобы убедиться в валидности применяемого нами инструмента, нами было проведено тестирование методики с участием испытуемых аналогичной возрастной группы, но не имеющих отклонений в сенсорной (зрительной) и интеллектуальной сферах. В качестве такой группы сравнения (группа 2) были привлечены ученики муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа с. Калинка» г. Хабаровска. Группы были уравнены по полу, возрасту, социальной ситуации развития, ведущему виду деятельности.
Полученные нами данные убедительно доказывают, что разработанный нами метод (звуковой тест) является надежным способом исследования мыслительной деятельности детей и подростков с нарушением зрения. Так, результаты испытуемых групп 1 «А» и 2 оказались довольно близкими. Несмотря на то, что группы различаются по наличию / отсутствию зрительной патологии, их участники примерно в равной степени демонстрировали способности к обобщению (наличие обобщающих слов, способность видеть 2 решения и пр.). Уровень обобщения так же оказался в близком диапазоне, грубых нарушений мышления (искажение и снижение способности к обобщению) у участников не было выявлено. Респонденты справлялись со всеми заданиями. Вместе с тем, респонденты группы 1 «А» затрачивали на выполнение заданий несколько больше времени, по сравнению с участниками 2-ой группы. Кроме того, в группе сравнения ответы были более развернутыми, дети и подростки без патологии чаще использовали служебные части речи, строили сложносочиненные предложения, увереннее справлялись с заданиями 3-й группы (задания с провокацией)
Между респондентами групп 1 «А» и 1 «Б» оказалось больше различий в характеристиках мышления. Наличие интеллектуального недоразвития ярко проявилось при выполнении проб: дети и подростки давали большое количество необдуманных ответов, демонстрировали значительное снижение уровня обобщения и плана обобщения (справились частично с простыми обобщениями, не выполнили усложненные задания с провокацией). Участники 2-ой группы испытывали явные трудности в узнавании некоторых звуковых стимулов, их объяснения были неточными.
Человек с выраженной сенсорной патологией нуждается в специально организованном психолого-педагогическом сопровождении на протяжении всей жизни. Эффективным подобное сопровождение будет только в том случае, если строиться будет на основе знаний об особенностях психического развития, своеобразии личности [3; 6; 10]. Разработанный нами звуковой тест является одним из альтернативных методик для корректного изучения особенностей мыслительных операций лиц с нарушением зрительной функции. Считаем, что тест является адекватным (учитывающим особенности состояния сенсорной сферы испытуемых) и эффективным (чувствительным к выявлению различий) инструментарием, который может стать незаменимым подспорьем в деятельности специального психолога. Задуманная нами работа еще далека от завершения. Мы расширяем базу аудиостимулов, совершенствуем процедуры исследования детей и взрослых, продолжаем накапливать данные по использованию звукового варианта методики «Четвертый лишний» для рано и поздно ослепших людей. В нашем представлении использование звуковых тестов не ограничивается областью тифлопсихологии. Их разработка является перспективным вопросом общей психодиагностики и требует дальнейшего детального анализа.
Литература:
1. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. — СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
2. Колесникова, Г.Ю. Особенности образа мира лиц с ограниченными физическими возможностями: к вопросу об использовании ассоциативного эксперимента [Текст] / Г.Ю. Колесникова // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 8. - С. 149-154.
3. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст] / А.Г. Литвак — СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. – 271 с.
4. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства [Текст] / Л.И. Солнцева — М.: Полиграф сервис 2000. — 126 с.
5. Чебарыкова, С.В. Внутренняя картина дефекта лиц с врожденной патологией психофизического развития как аналог внутренней картины болезни [Текст] / С.В. Чебарыкова // Вопросы клинической психологии [Текст]: Всероссийская научная интернет-конференция с международным участием: материалы кон. (Казань, 30 октября 2014 г.) / Сервис виртуальных конференций Pax Grid; сост. Синяев Д.Н. – Казань: ИП Синяев Д.Н., 2014.-100 с. – ISBN 978-5-906217-65-3.
6. Чебарыкова, С.В. Готовность учреждений различного типа к реализации инклюзивного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / С.В. Чебарыкова, К.В. Степанов // Молодой ученый. - 2015. - №5 (85). - С. 551-554. - ISSN 2072-0297.
7. Чебарыкова, С.В. Диагностика лиц с нарушением зрения: к вопросу об использовании звукового теста [Текст] / С.В. Чебарыкова, К.А. Ким // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: материалы III Междунар.науч-практ.конф. (Чебоксары, 29 янв. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - ISBN 978-5-906626-59-2.
8. Чебарыкова, С.В. Феноменология типов личности, развивающейся в условиях дизонтогенеза, с позиции ее адаптивности: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10. - Москва, 2005. - 223 c.
9. Chebarykova S.V, Kim K.A. The diagnostics problem concerning people with vision disturbance // Global Science and Innovation [Text]: materials of the I international scientific conference, Vol.I., Chicago, Desember 17th-18th, 2013 / publishing offise Assent Graphics communications – Chicago - USA, 2013. – 556 р. ISBN 978-0-9895852-0-0
10. Chebarykova S.V., Kim K.A., Astapova E.S. Problems of expansion of inclusive approach in education of children with disabilities in educational institutions of different types // Science and Education [Text]: materials of the VII international research and practice conference, Munich, October 29th – 30th 2014 / publishing offise Vela Verlag Waldkraiburg – Munich – Germany, 2014. – 248 p. – ISBN 978-3-941352-19-3.