В данной статье рассматривается важность воспитания ребенка в полной семье, стремящейся к созданию доброжелательной эмоциональной обстановки в доме между всеми ее членами, с целью формирования в нем психологически здоровой личности.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, значимость полноценной семьи, ребенок в семье, компетентность.
Мужчине в семье традиционно приписывается роль кормильца. Зачастую складывается так, что только этим и ограничивается его присутствие в семье. Воспитание же детей почти всегда целиком и полностью ложиться на плечи женщин. Вместе с тем, отец и мать как с юридической, так и с психологической точки зрения — партнёры. Равноправие супругов выражается в распределении их прав и обязанностей, участии в воспитании детей и ответственности за них.
Между тем, многие современные женщины всё меньше времени уделяют семье и непосредственно воспитанию детей. Они наравне с мужчинами пытаются реализовать себя, делают карьеру. Отцы берут при этом часть домашних обязанностей на себя, занимаются воспитанием детей.
И в том, и в другом случае возникают определённые проблемы в отношениях ребёнка и отца. В первом случае — из-за неучастия отца в жизни своего ребёнка, а во втором — из-за банального отсутствия какого-либо представления о том, каким должен быть «успешный» отец. Залогом успеха мужчины как отца является его причастность к жизни детей. Отец для своего ребёнка — источник информации о мире, технике, труде людей. Тесное общение с отцом положительно влияет на общее развитие малыша. Так у сына благодаря контактам с отцом формируются истинно мужские черты — способность принимать ответственные решения, проявлять силу, выдержку и волю, защищать и помогать слабым, крепнет внутренняя уверенность и сила.
Также роль отца важна для половой самоидентификации мальчика. Родитель является для него своеобразной моделью-примером для подражания. Поэтому так важно, чтобы между отцом и ребёнком как можно раньше установились доверительные, партнёрские отношения.
Однако, для того чтобы выполнять все эти функции, родителю необходимо заниматься самовоспитанием, пересматривать свои взгляды на успешное отцовство, сложившиеся в обществе модели роли отца в семье. В зависимости от возраста мужчины отцовские чувства к ребёнку и понятия о правильных методах воспитания имеют разный характер. Чем позднее у него появляются дети, тем он больше им сопереживает и понимает их, тем больше вероятность того, что его стиль воспитания будет гуманно-демократическим. Такие отцы получают удовольствие от общения, игр и занятий с ребёнком, стремясь передать ему всё лучшее, чем владеют сами.
В воспитании ребёнка, здорового как физически, так и психически, особое значение имеет стиль взаимоотношений между матерью и отцом, психологическая атмосфера в семье, согласованность в требованиях и подходах к воспитанию малыша.
В современном обществе становится всё меньше условий, благоприятных для полноценного психического развития ребёнка, увеличивается дефицит общения ребёнка со взрослыми.
Можно утверждать, что если ребёнок в силу ряда обстоятельств был обделён любовью родителей или даже одного из них — отца, то потом ему будет очень трудно научиться её дарить и понимать. Одна мать, отдавая всё своё тепло и нежность, никогда не сможет обеспечить ребёнка той поддержкой и любовью, которые ему может дать отец. Потеряв доверие к отцу, ребёнок может утратить веру в людей и вырасти человеком, не умеющим любить, сопереживать и по-настоящему заботиться о других. А детская «недолюбленность» может проявиться уже у повзрослевшего человека в стремлении «подключиться» к другому человеку, напитаться его любовью и поддержкой. Ведь с течением времени «дефицит любви» никуда не исчезает, тоска по отцовской любви оборачивается для ребёнка неврозами, склонностью к формированию различных зависимостей, к стремлению привязать к себе окружающих любыми способами.
Так или иначе, отец, как и мать, — первый человек, с которым ребёнок встречается в жизни. Многие дети обделены вниманием отца, его любовью. Для ребёнка очень важно с первых дней жизни быть окруженным любовью и лаской отца. Они чувствуют себя более защищёнными, может быть, более уверенными в себе.
Поэтому не стоит многим матерям воспринимать мужчину в семье источником дохода или только мастером на все руки, так как его интеллектуальный вклад в воспитание ребёнка очень важен. Дело не в том, что он знает больше, чем мать, — он знает то, чего она не знает. Он приносит вести из своего мужского мира, с которым ребёнок сталкивается, стоит ему ступить за порог, и, доверяя папе, он входит в него без страха.
Для сына отец является примером, моделью для подражания. Без отца или заменяющего его мужчины мальчик не сможет получить представления об ответственном отношении к родным людям главы семьи — защитника и опекуна.
Как мальчик, девочка воспринимает отношения между отцом и матерью как образец или даже сценарий для своей будущей семейной жизни. Почти бессознательно она, повзрослев, начнёт искать себе супруга, сравнивая его со своим отцом.
Любой отец сегодня может посетовать на недостаток времени для занятия своим ребёнком. К тому же финансовые проблемы не способствуют становлению полноценного отцовства, заставляя мужчин работать больше и тяжелее в надежде на повышение должности и заработной платы. Некоторым отцам приходится выезжать на определённое время за пределы города, из-за чего нарушается связь между родителем и ребёнком. Кроме того, есть ещё весьма весомые факторы, которые осложняют процесс взаимоотношений внутри семьи: нередко это пристрастие к алкоголю, наркотикам и сексуальная распущенность. [2,с.66]
О. А. Шаграева в учебном пособии «Ребёнок в семье» также указывает на не последнюю роль отца в воспитании детей: «Известно, что каждый член семьи выполняет определённую роль и удовлетворяет основные потребности ребёнка — физические, эмоциональные, интеллектуальные и моральные. Общая атмосфера семьи создаётся совместными усилиями всех её членов: матери, отца, братьев, сестёр, старшего поколения. Отсутствие кого-либо из них создаёт опасность депривации для ребёнка. В многочисленных исследованиях и публикациях отмечается, что по мере роста и психического развития ребёнка роль членов семьи меняется. В литературе анализируется роль матери, отца, братьев и сестёр в формировании личности ребёнка и его психическом развитии.
Всё чаще в настоящее время поднимается вопрос о роли отца в воспитании ребёнка. Некоторые полагают, что участие отца в этих процессах оказывают существенное воздействие и на супругов, и на малыша, привнося что-то неординарное в их взаимоотношения. По мнению Й.Лангмейер, З.Матейчек роль отца представляет собой определённы пример поведения, источник уверенности и авторитета. Он — олицетворение дисциплины и порядка. Ребёнок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей. Отец — «наиболее естественный источник познаний о мире, труде и технике». Он способствует ориентировки на будущую профессию» и создаёт «социально полезные цели и идеалы». [1, с.41]
Э.Берн отмечает, что ребёнок, воспитанный в присутствии нежного мужчины, в зрелом возрасте будет обращаться с людьми лучше, чем мальчик, выросший без отца. Такой мальчик может впоследствии компенсировать свои потери, но у него будет невыгодным старт» [1,с.41].
О. А. Лобза в этом же пособии «Ребёнок в семье» поднимает вопрос о проблеме роли отца в современном обществе, о её влиянии на психическое развитие ребёнка: «Одним из самых распространённых стереотипов общественного сознания,- пишет она,- является мысль о слабости и неадекватности «современных отцов», что подтверждает знаменитая и полуироничная фраза М.Мид «отцы — это биологическая необходимость, но социальная случайность». [1,с.68]
На страницах популярных книг и журналов всё чаще возникают публикации о «крахе семьи», «кризисе отцовства», «утрате отцовского авторитета», «доминирования матери в воспитании детей». Анализ статистики и научных исследований свидетельствует о росте безотцовщины, социального сиротства, незначительности и бедности отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими, педагогической некомпетентности и неграмотности отцов, их незаинтересованности и невозможности осуществлять воспитательные функции.
Эта тенденция не является исключительно российской, она выражена у нас даже меньше, чем в некоторых других странах, где соответствующие цифры превышают 40 %. Кроме того, нужно иметь ввиду, что половина внебрачных рождений признаётся отцами, что свидетельствует о неслучайном характере отношений между родителями. Тем не менее всё больше детей воспитывается в незарегистрированных партнёрствах и в неполных, преимущественно матерински, семьях. В сочетании с увеличением количества разводов,что способствует росту социальной и психологической безотцовщины. Сложную проблему представляет и символическое отцовство, когда имеет место воспитание заведомо чужих детей. Одни авторы полагают, что существует реальное, чреватое опасными последствиями ослабление отцовского начала, другие же, наоборот, склонны думать, что так было всегда, что отцы никогда не играли важной роли в воспитании детей. [1, 68]
Традиционная отцовская роль предполагала защиту и материальное обеспечение детей. На отцов нигде не возлагались обязанности по непосредственному выхаживанию и воспитанию детей. Эти функции считались женскими, несвойственные и ненужные мужчинам. У многих народов существовали строгие правила избегания, накладывавшие жесткие ограничения на общение отца с сыном, особенно на проявления ласки и нежности. Это суживало диапазон допустимых вербальных и эмоциональных контактов между отцом и детьми. Распространялось представление, что мужчина «по природе» не способен ухаживать за детьми, хотя оно противоречит антропологическим и психологическим исследованиям.
В новое время в связи с гуманистическими и демократическими изменениями, происходящими в обществе, содержание отцовской роли претерпевает существенные изменения. Время крушения традиционных установок разрушило и миф о «власти» и «божественном промысле» отцов. Имперические исследования детско-родительских отношений показывают, что степень вовлечённости отца в непосредственный уход, общение или игры с ребёнком, мера доступности отца для ребёнка и мера его ответственности за воспитание существенно возросли. Вместе с тем социальное определение и субъективное переживание отцовства остаются внутренне противоречивыми. Так, «новые отцы» везде и всюду составляют меньшинство, а прирост отцовской заботы уничтожается тем, что из-за увеличения числа внебрачных детей и числа разводов всё большая доля мужчин не живёт со своими семьями. А роль отца в формировании надёжного типа привязанности, в эмоциональном благополучии ребёнка, его успеваемости, в развитии маскулинных качеств у мальчиков (автономность, самостоятельность, конкурентность, направленность на достижения, инициативность) просто не переоценить [1,с.71].
Рассматривая роль отца, не стоит забывать о ведущей роли матери. О. А. Шаграева говорит о том, что мать — особая фигура в процессе воспитания и развития ребёнка. На основе многочисленных исследований она утверждает, что мать в большей степени готова менять себя, находить компромиссы. Мать чаще обращается в психологическую консультацию за помощью, чаще приходит на обучающие семинары и тренинги [1,с.41].
Взаимодействие матери с ребёнком можно рассматривать как триединство эмоционального, поведенческого и когнетивного компонентов [1,с.43].
Но всё же вопрос материнства и создания полноценной семьи в наше время стоит очень остро потому, что, как уже было отмечено выше, всё меньше мужчин и женщин хотят создать семью.
Раньше в обществе с точки зрения морали было просто неприлично женщине иметь детей без законного мужа. Название женщины «мать- одиночка» было сродни оскорблению. Поэтому все женщины были настроены уже изначально на создание полноценной семьи. Сей час в обществе мнение о матери, которая воспитывает детей одна, поменялось в противоположную сторону. Она стала героиней, сильной женщиной и на неё смотрят с уважением.
Другая категория женщин, в наше время, вообще не хочет связывать себя не только семейными обязанностями, но и воспитанием детей. Дети для них обуза, препятствие в достижении своих целей.
Ещё одна проблема, которая влияет на взаимоотношения в семье — это проблема нравственности. К сожалению, в наше время эта проблема встала на первое место. Нравственность — это порядочность, взаимоуважение, соблюдение норм морали, неравнодушие не только к членам семьи, но и к социуму, который тебя окружает.
Сегодняшние молодые отцы и матери росли и воспитывались на стыке двух систем: ломающемся прежнем строе и появляющемся новом. В это время подрастающее поколение осталось без присмотра, росло под влиянием улицы, и это влияние было отнюдь не высоко нравственным. Понятие нравственности вообще не рассматривалось. Сейчас, эти уже повзрослевшие люди создают семьи и воспитывают детей. Что они могут привить своим детям, чему научить? Большую помощь в этом могут оказать дедушки и бабушки.
Литература:
1. Ребёнок в семье: учебное пособие/ Под ред. О. А. Шаграевой, А. Д. Кошелевой.-М.,2007.
2. Григорьева К. В., Юшкова С. И. Повышение роли отца в семье // Справочник старшего воспитателя.-2008.-№ 6.-с.66–68.