Исследование семейных установок молодёжи Калининграда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (98) сентябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 10.09.2015

Статья просмотрена: 1026 раз

Библиографическое описание:

Ткаченко, А. Н. Исследование семейных установок молодёжи Калининграда / А. Н. Ткаченко, Н. А. Назаревская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 319-323. — URL: https://moluch.ru/archive/98/21952/ (дата обращения: 17.12.2024).

С точки зрения социологической науки, важным фактором эффективного функционирования семьи и выполнения ею своих институциональных функций, являются семейные ценности и установки. Одним из инструментов формирования и развития семейных установок является семейная политика страны, стимулирующая распространение тех или иных форм семейной жизни или отдельные проявления семейного образа жизни. Специалисты отмечают проблемы низкого качества семейной социализации и неблагополучие в сфере семейных отношений. Эти данные позволяют говорить о серьезном кризисе, переживаемом институтом семьи в настоящее время, а также об актуальности нашей работы.

Целью нашей работы является выявление семейных установок молодежи города Калининграда.

Отталкиваясь от цели, мы можем сформулировать несколько задач, которые важны для нашей работы:

1)        Проанализировать феномен «семейные установки»

2)        Охарактеризовать его роль в семейном поведении и функционировании института семьи

3)        Проанализировать особенности семейной социализации молодежи Калининграда как социально-демографической группы, включая формирование семейных установок.

Установки — это ориентиры, которые позволяют нам в любой момент предстать перед тем или иным человеком, событием или сообщением в «полной готовности». Понятие «установка» всегда соотносится с психологической готовностью.

Следовательно, семейная установка, как модификация целостного индивида, определяется внутренними (это могут быть актуальные потребности, прошлый опыт, какие-либо личностные особенности в широком понимании индивида) и внешними (конкретная ситуация, определенные обстоятельства) факторами, то есть может отражать не только настоящее и прошлое, но и будущее. Формирование установок в отношении семьи начинается еще в детстве и активно происходит в молодости, в том числе под влиянием ситуации в собственной семье, общекультурных ценностей и норм, экономической и политической обстановки в городе и стране в целом. Далеко не всегда у молодежи формируются благоприятные для общественного развития установки в сфере семьи, что приводит к разводам, сожительству, падению рождаемости.

Семейные установки рассматриваются в трех аспектах: когнитивный, эмоциональный и конативный:

-        Когнитивный аспект установок выражается в том, что человек знает, думает о семье, какие имеет представления по этим вопросам.

-        Эмоциональный — в позитивных или негативных чувствах и эмоциях по отношению к семье.

-        Конативный — в готовности, намерении совершить определенные действия по отношению к семье, созданию семьи.

Исследование семейных установок было решено проводить при помощи массового анкетного опроса, так как именно при помощи этого метода мы сможем получить информацию об отношении респондентов к семейным отношениям. Также большой плюс данного метода в том, что мы можем получить данные по разным вопросам, которые нельзя зафиксировать при помощи наблюдения или отразить документально: субъективные мнения респондентов, мотивы, склонности и т д. А также мы опирались на статистику города Калининграда. Обобщив всё это, мы сделали заключения:

Наша генеральная совокупность представляет собой молодёжь, проживающую в Калининграде в возрасте от 16 до 25 лет. По данным Росстата по Калининградской области, численность молодёжи этого возраста на 2014 год составляет 49565 человек.

Проанализировав полученные данные, можно сказать, что практически для половины (48 %) опрошенных в возрасте от 16 до 25 лет, в целом, «скорее важен» вопрос, касающийся семейных отношений, брака и репродукции. «Очень важен» для 28 % респондентов. Это говорит о том, что большинство молодежи осознает, что семья играет важную роль в жизни каждого человека, то есть когнитивный аспект установки сформирован.

Рис. 1. Мнение респондентов о важности вопроса, связанного с семейными отношениями в целом

 

Однако, результаты следующего вопроса показали, что конкретно на данный момент тот же самый вопрос «скорее актуален» уже для меньшего количества человек (38 %). А «очень актуален» только для 18,5 %.

Таким образом, несмотря на то, что молодое поколение понимает важность семьи как таковой, оно не торопится принимать какие-либо действия по данному поводу: вступать в брак или заводить детей. Вопрос семьи важен для молодого населения в принципе, но в данный момент у них есть проблемы поважнее: поступление в университет, поиск работы. Семья и все, что с ней связано откладывается на потом.

Рис. 2. Мнение респондентов об актуальности вопроса, связанного с семейными отношениями, на данный момент

 

Если рассматривать различия между полами, то вопрос семьи на данный момент актуален для 32,5 % респондентов женского пола и только лишь для 24 % респондентов мужского пола. Это неудивительный результат: исходя из гендерных ролей, женщины с самого детства задумываются о семейной жизни и четко видят себя в данной сфере.

Из предложенных характеристик семьи наиболее важными респонденты отметили любовь (21,4 %), доверие и уважение друг к другу (19,4 %) и совместное проживание и быт (14,5 %). Остальные характеристики распределились таким образом:

Рис. 3. Мнение респондентов насчет обязательных характеристик семьи

 

Исходя из данных, представленных на рисунке 1, можно сделать вывод, что у молодежи преобладает романтическое видение семьи: любовь как основополагающую характеристику выбрало большинство опрошенных.

Стоит отметить, что для молодежи преемственность поколений не является обязательным пунктом, равно как и официальное заключение брака. Данные варианты ответов отличаются лишь на 0,1 % в пользу официальной регистрации отношений. Это говорит о том, что молодежь больше склоняется к нуклеарной семье, а штамп в паспорте не так важен, как доверие, уважение и любовь между партнерами.

Можно сказать, что все остальные характеристики семьи молодежь считает обязательными: проценты выбранных вариантов ответа не отличаются кардинально, разброс небольшой. И дети, и общий семейный бюджет, и совместное проживание в качестве семейных характеристик выбраны примерно поровну.

Возможно, по причине того, что респонденту нужно было выбрать не более трех вариантов ответа, такая характеристика семьи как ответственность друг за друга была заменена на доверие и уважение партнеров, так как одно не исключает другого. Но и 7,9 % при таком количестве характеристик существенная цифра.

Наиболее важными и вескими причинами для того, чтобы вступить в брак и создать семью, респонденты признали любовь (23,6 %), общие интересы, взгляды и ценности (23,6 %) и желание иметь общих детей (20,5 %).Также были и другие варианты, но уже в меньшем процентном соотношении:

Рис. 4. Мнение респондентов на счет наиболее веских причин создания семьи

 

На рисунке 4 сильно выделяются три лидирующие причины, но, стоит отметить, что сразу после общих интересов, любви и желания иметь общих детей идет незапланированная беременность. Следовательно, молодое поколение считает, что ребенок должен расти в семье и при незапланированной беременности необходимо создать благоприятные условия для воспитания ребенка.

Постоянные сексуальные отношения и желание избежать одиночества менее веские причины для создания семьи у молодежи. Возможно, у молодого поколения широкий круг общения — оно не страдает от одиночества, а постоянные сексуальные отношения — не главный повод создать семью.

Такие варианты ответов как приобретение статуса, давление со стороны и материальная выгода выбрали единицы респондентов, что еще раз показывает некие привычные для общества представления о семье: любовь, дети, общие интересы. Это то, с чем с самого детства ассоциируется семья.

Представляет интерес то, что ни один респондент не затруднился ответить на данный вопрос. Молодое население имеет представление о том, по какой причине оно хотело бы создать семью, вступить в брак. Следовательно, у молодежи сформирован когнитивный компонент семейных и брачных установок.

Результаты, проведенного массового опроса, на основе статистики, говорят нам о том, что у молодежи в возрасте от 16 до 25 лет сформированы в большей мере именно семейные установки. То есть такой пункт как «создание семьи» присутствует в головах молодого поколения, но он не всегда подразумевает официальное заключение брака или рождение детей. Молодое поколение осознает, что такое семья.

Когнитивный компонент семейных установок сформирован, так как для молодежи, в принципе, важен вопрос, связанный с созданием семьи, есть понимание характеристик семьи, семейных ролей. Для молодого населения важно иметь крепкую семью.

Эмоциональный компонент также сформирован, так как молодые люди могут высказать свое отношение к различным семейным категориям таким как: однополые пары, мать-одиночка, пара в неофициальном браке и т д.

Конативный компонент менее сформирован. Молодежь не торопится вступать в семейные отношения, хотя и осознает, что семья играет важную роль в жизни любого человека.

Однозначно определить, что на это повлияло трудно. Это может говорить о том, что молодежь стала более ответственно относиться к созданию семьи. А с другой стороны, наоборот, может говорить о том, что молодежь не стремиться создавать семью и рожать детей, так как ей гораздо удобнее жить в сожительстве и не иметь детей вовсе.

 

Литература:

 

1.        Антонов А. И., Медков В. М. «Социология семьи» //Издательство МГУ, 1996 год, с. 24–27, с. 45–46

2.        Бурова С. Н. «Социология брака и семьи» // Белорусский государственный университет. — Минск: Право и экономика, 2010, с. 202–205

3.        Росстат Калининград http://kaliningrad.gks.ru

4.        Петрова Л. А. Формирование семейных ценностей // Психология, социология и педагогика. 2012 — http://psychology.snauka.ru/2012/03/267

Основные термины (генерируются автоматически): семья, молодое поколение, мнение респондентов, молодежь, отношение, создание семьи, молодое население, ребенок, том, установка.


Задать вопрос