Известный якутский писатель, журналист, боевой офицер, участник Великой Отечественной войны, заслуженный работник культуры ЯАССР Исай Прокопьевич Никифоров родился 1 мая 1915 г. в V-Мальжегарском наслеге Хангаласского улуса. Для мальчика, рано познавшего трудности сиротской судьбы, единственно ярким моментом жизни стал период учебы в Тойбохойском пансионате вместе с народным поэтом Якутии Л.А. Поповым и прозаиком, литературным критиком П.И. Филипповым.
В начале 30-х годовХХ столетия на страницах газеты «Кыым» начинают появляться его первые заметки и фельетоны [1]. Первая повесть Исая Никифорова «Степан», вышедшая отдельной книгой в 1939 г., определила дальнейшую судьбу начинающего писателя. Автобиографическая повесть о судьбе осиротевших детей получила живой отклик у читателей и была высоко оценена литературной критикой тех лет. В том же году молодой автор стал членом Союза писателей СССР.
В 1939–1943 гг. И.П. Никифоров работал в редакции газеты «Кыым» и районной газеты «Знамя Советов», переименованной затем в «Ленские маяки». В его художественно-публицистических очерках и рассказах, написанных в начале войны, показано нерасторжимое единство фронта и тыла («Колхозтаах ыалга» («В семье колхозника», 1941) [13], «Сэриилэһии кыттыылааҕа» («Участник войны», 1942) [13], «Социалистическай тутуу бастыҥнара» («Передовики социалистического труда », 1942), «Торҕоно балыксыттара»(«Рыбаки из «Торгоно»,1942) [13], «Радист Федот Филиппов» (1943) и др.).
В 1943 г. Исай Никифоров был призван в действующую Армию. По окончании офицерских курсов в г. Ульяновске был направлен в 112-ю стрелковую дивизию 13-й Армии I Украинского фронта, которым командовал выдающийся советский полководец, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков. Исай Никифоров прошел боевой путь от Украины до Германии. Встретил великую Победу в г.Бреслау. Он собственными глазами видел руины рейхстага в Берлине. Был несколько раз ранен. Демобилизовался в 1946 г. Старший лейтенант Никифоров был награжден орденом Красной Звезды и многими боевыми медалями.
И.П. Никифоров – автор более десяти сборников рассказов, повестей, пьес и очерков. В них он стремился раскрыть одну из главных тем своего творчества – человек и война, где основное внимание автора было уделено психологической перестройке человека мирного труда, его адаптации к условиям и законам войны.
В письмах с фронта [5], раскрывающих богатый внутренний мир автора, в чьей жизни неразрывны «писательство и солдатская судьба», наблюдается попытка исследования тех мотивов переживаний, напряженной внутренней борьбы в экстремальных условиях боя. В большинстве случаев выстроенная по принципу антитезы повествовательная манера его письма, противопоставление гармонии природы разрушительной силе войны заставляет поверить в достоверность событий и авторскую к ним причастность.
В форме письма с фронта были написаны очерки «Саха сирин суруйааччыларыгар сурук» («Обращение к писателям Якутии», 1944) [7] и «Эр санаа» («Мужество», 1944) [12], в которых оформилась основная концепция писателя – осмысление войны как огромной трагедии. По мере увиденного (о злодеяниях фашистов на оккупированной им территории) существенно менялся тон и пафос его художественных очерков. За всем этим была глубоко прочувствованная правда о войне, которую лично выстрадал сам фронтовик.
Последующие его очерки, с приближением победы, были наполнены оптимизмом, верой в свержение фашизма, надеждой на скорое возвращение домой («Самнан биэрбэт саргылаах саха уолаттара» («Несокрушимая сила воинов-якутян», 1945) [6].
Далее в военных рассказах Исая Никифорова «Фриц куттала» («Страх фрица», 1944) [11], «Томтор – биһиэнэ!» («Пригорок – наш!», 1944) [10], «Байаан» («Баян», 1960), «Кубулҕат» («Притворство», 1960), «Уоруйах» («Воришка», 1960), «Сүүрбэ биир күн» («Двадцать один день», 1960), «Улахан суолга» («На большой дороге», 1960) [2], «Хамыйах» («Деревянная ложка») [3] живут и действуют герои, близкие ему по духу, прошедшие дорогами его военной судьбы. Окрашенное легкой, доброй улыбкой авторское повествование придает его произведениям особую теплоту. Веселый живой диалог, шутливое словотворчество, комические сравнения и комментарии – все это создает “оживляющий” юмористический эффект («Страх фрица», «Баян», «Деревянная ложка» и др.)
Особого внимания заслуживает повесть Исая Никифорова «Саллааттар» («Солдаты», 1951) [4], которая первоначально называлась «Өлүөнэттэн саллаат» («Солдат с берегов Лены», 1943-1946). Произведение, имеющее в основе своей факты из жизни писателя, представляет собой своеобразный рассказ об увиденном и пережитом, включающий в себя авторскую исповедь, раздумья участника войны. В повести подробно прослеживается военный путь молодого командира Киреева.Главным для офицера, от лица которого ведется повествование, становится не собственная судьба, а люди, рядом с которыми он воюет, – скромные герои, простые солдаты, что и подчеркивается названием самой повести. Именно через их судьбы постигается суровая правда о войне.Все герои повести – люди, живущие на войне и в условиях войны. Они проходят суровое испытание войной, определяющей нравственную суть человека, где особое значение приобретает процесс преодоления себя. Будь то староверы, отказывающие воевать или радист Семенов, не желающий восстановить связь со штабом.
В повести автор не пытается завуалировать действительность, не избегает противоречий, встречающихся в жизни армии в лице командира взвода Сурова. В поведении младшего лейтенанта высказана авторская позиция по отношению к тем, кто был ответственен за судьбы солдат. Писателем также очень точно подмечен тот факт, что человек, даже будучи обреченным войной на необходимость убивать и постоянно ощущать опасность собственной смерти, не лишается нормальной, свойственной мирному человеку способности сопереживать и сострадать друг другу. В повести убедительно показано фронтовое братство двух неразлучных друзей – Догурова и Водолазова, которые в нечеловеческих условиях сумели сохранить верность дружбе, не раз спасая друг друга от неминуемой гибели.
Таким образом, повесть И. П. Никифорова «Солдаты» – не только свидетельство очевидца, но и взгляд и оценка событий прошедшей войны глазами писателя-фронтовика. Данная повесть в связи со 100-летием со дня рождения Исая Прокопьевича и 70-летием Победы в Великой Отечественной войне переведена на русский язык А.Е. Шапошниковой и Л.С. Борисовой.
В послевоенное время якутская проза приступила к производственной тематике. И в ней появился «новый герой», прошедший поля сражений, освободивший Европу, повидавший свет. Теперь бывший фронтовик, включившийся в мирный труд, становится главным героем в послевоенных повестях писателя. Произведения о возвращении воина к мирному труду имеют свою социальную проблематику и национальную специфику, что выражается не только в характерах героев и жизненных конфликтах, но и во всей образно-стилевой системе произведений [14, с. 218].
Вернувшиеся с войны фронтовики теперь должны были возглавить новую, трудовую битву, что нашло отражение в повести «Саллаат өрүү саллаат» («Солдат всегда солдат», 1967) [8], явившейся продолжением повести «Солдаты». Война не отучила их от крестьянских навыков. Более того, некоторые из них, переняв в дальних краях много практического и полезного, решили внедрить все это у себя.
От книги к книге взгляд писателя на действительность становился все полнее, объемнее, все явственнее приходила здравая, выношенная мудрость. На пороге писательской зрелости им была написана автобиографическая документальная повесть «Сүрэх кэпсиир» («Сердце рассказывает», 1970) [9], в которой дается авторское осмысление отдельныхфактов, поступков, характеров. Будучи свидетелем важнейших исторических событий: гражданской войны, коллективизации, Великой Отечественной войны, писатель не мог не затронуть героические и трагические моменты своей эпохи, что и нашло отражение в данной повести. Биография писателя всегда является живым и необходимым комментарием к его произведениям.
Главной отличительной особенностью послевоенных повестей было стремление писателя создать произведения, в которых раскрывается образ воина-победителя, воина-освободителя, прогрессивность его духовных взглядов. Исай Никифоров, описывая свой боевой путь по городам Европы, запечатлел в них позитивное восприятие национальной самобытности народов других стран, их историю и культуру, сравнение климатических и бытовых условий и т.п.
Таким образом, военная проза Исая Никифорова отразила не только событийную сторону войны, но и раскрыла ранее не затронутые аспекты солдатского бытия: незнакомая иноязычная среда, ностальгические мотивы, вражеский плен, его непредсказуемые последствия и многое другое (цикл рассказов, повести «Солдаты», «Солдат всегда солдат», «Сердце рассказывает»), где боевые эпизоды, составляющие своеобразное обрамление произведений, напоминают о той громадной цене, которая была заплачена за возвращение живых к мирному труду.
Художественное творчество якутского писателя-фронтовика И.П. Никифорова, касающееся темы Великой Отечественной войны, отличается, прежде всего, своей антимилитаристской направленностью, утверждением ценности человеческой жизни, стремлением воспроизвести освободительный характер войны. В нем также выражается глубинная мысль о том, что обычное, естественное выживание на войне это тоже своего рода подвиг.
Литература:
- Габышев Н.А. Саллаат иэһин толорбута // “Хотугу сулус”. 1985. № 5. С. 110–112.
- Национальный архив Республики Саха (Якутия) Ф.1359. Оп.3. Ед.хр. 251.
- НА РС(Я). Ф.1348. Оп.1. Ед.хр. 287.
- Никифоров И.П. Икки сэһэн. Якутск, 1965. 256 с.
- Никифоров И.П. Письмо с фронта. Полевая почта 28202. 18.08.1944 г.
- Никифоров И.П. Самнан биэрбэт саргылаах саха уолаттара // Кыым. 1945. 4 сентября.
- Никифоров И.П. Саха сирин суруйааччыларыгар сурук // Кыым. 1944. 29 августа.
- Никифоров И.П. Суор кыланар сиһигэр. Якутск, 1970. 208 с.
- Никифоров И.П. Сүрэх кэпсиир. Якутск, 1974. 344 с.
- Никифоров И.П. Томтор биһиэнэ // Кыым. 1944. 19 декабря.
- Никифоров И.П. Фриц куттала // Кыым. 1944. 19 декабря.
- Никифоров И.П. Эр санаа // Хотугу сулус. 1944. № 3. С. 8-10.
- Самсонова Т.П. И.П. Никифоров айымньыларын оскуолаҕа үөрэтии. Дьокуускай, 2015. 162 с.
- Өлүөнэттэн саллаат: Исай Прокопьевич Никифоров. Дьокуускай, 2005. 232 с.