Автор: Баканов Анатолий Викторович

Рубрика: Информатика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (96) август-2 2015 г.

Дата публикации: 17.08.2015

Статья просмотрена: 428 раз

Библиографическое описание:

Баканов А. В. Специфика разработки критериев качества информационных систем в сфере управления общим образованием // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 36-41.

В статье описывается специфика разработки критериев качества, по которым оценивается функционирование информационных систем в сфере управления общим образованием. Представлен опыт апробации модели Организации международных стандартов ISOв образовательных учреждениях г. Москвы.

Ключевые слова: информационная система, критерии качества, ISO, управление образованием.

 

За последние несколько лет сложность информационных систем (далее — ИС) значительно возросла, заметно расширилась их функциональность, изменились условия, в которых системы должны функционировать. Все это повлекло за собой повышение требований к качеству и безопасности их применения, причем со стороны как заказчиков услуг, так и разработчиков. Поскольку интересы пользователей могут существенным образом различаться, а представления специалистов о функционировании ИС не совпадать, оценка качества этих систем представляется весьма сложной задачей. Универсальный подход к определению качественных критериев не вполне корректен: необходимо учитывать множество факторов, включая текущую ситуацию, сферу деятельности, все предъявляемые требования и т. д. Только в этом случае можно будет говорить о грамотном подходе к определению качества и уровня функционирования ИС.

Основой для выявления необходимого и достаточного перечня критериев могут стать многочисленные международные стандарты, регламентирующие разработку программных средств и баз данных. При этом потребуется фильтрация, адаптация и корректировка обнаруженных позиций с учетом отечественных реалий и специфики сферы применения (в представленном случае — области административного управления образованием).

Соответствие качества ИС международным стандартам позволит обеспечить конкурентоспособность на рынке услуг. И наоборот, недостаточный уровень разработки ИС (несоответствие стандартам качества) может нанести ущерб, в значительной степени превышающий положительный эффект от их функционирования. В практике российского образования нередко можно встретить примеры, когда различного рода системные ошибки (при оценке трудоемкости, определении требований, стоимости или длительности подготовки ИС) приводили к сбоям в работе, что влекло за собой вложение дополнительных средств, усилий и временных затрат на доведение несовершенной ИС до надлежащего уровня.

Грамотный же подход к разработке ИС, а также оценке её качества и уровня функционирования поможет решить сразу несколько проблем:

-          повысить эффективность управления образовательным процессом на локальном уровне и системой образования в целом (успешное координирование различных ИС);

-          повысить результативность взаимодействия с потребителями услуг — в первую очередь, педагогами, учащимися и их родителями;

-          повысить эффективность использования имеющихся ресурсов (материальных, технологических, временных и др.).

Подавляющее большинство ИС опирается на универсальные технологии сбора, хранения, обработки и представления информации. Именно это позволяет выявить конкретные критерии качества системы, формализовать их и классифицировать. Сбор, изучение и анализ данных о деятельности ИС, иными словами — четкий и оперативный аудит, являются важнейшим инструментом оптимального функционирования организации.

Мы попытались выявить критерии качества информационных систем в сфере административного управления образованием, поскольку уверены, что это будет способствовать оптимизации, интенсификации и повышению эффективности информационного обеспечения административной работы в образовательных учреждениях.

Под качеством информационной системы будем понимать совокупность свойств данной системы, обусловливающих возможность её использования для удовлетворения всех выявленных потребностей заинтересованных лиц [по 1]. При таком подходе ведущей целью разработчиков ИС становится удовлетворение потребностей заказчиков в обеспечении своевременного предоставления полной, достоверной и конфиденциальной информации для ее последующего функционального использования. Оценка качества в каждом конкретном случае строится исходя из оценки качества готового информационного продукта, учета затрат на его создание и оценки производственного процесса.

Чтобы выявить критерии качества ИС, наиболее актуальные для сферы управления общим образованием, нами было проведено социологическое исследование. В качестве респондентов выступали руководители образовательных организаций г. Москвы, заместители руководителей и ответственные за информатизацию. Участникам опроса предлагалось ознакомиться с характеристиками программных средств, разработанными ISO — Организацией международных стандартов, одной из самых известных и авторитетных организаций в области оценки качества [по 3]:

Таблица 1

Характеристики программных средств по стандарту ISO

Характеристика

Содержание характеристики

Функциональные возможности

Способность удовлетворять потребности заказчиков и пользователей в предлагаемых условиях.

Функциональная пригодность

Соответствие назначению и нормам. Наименее регламентированная и наиболее обобщенная характеристика. Атрибуты оценки будут в значительной степени зависеть от области функционирования и поставленных задач.

Корректность

Степень соответствия исходным требованиям заказчика и техническому заданию. Сообразность выявляется на всех уровнях: от работы системы в целом до мельчайших деталей, таких, например, как описание данных.

Способность к взаимодействию

Уровень работы системы в комплексе с другими программными средствами и базами данных, а также соответствие стилю деятельности пользователей. Взаимодействие с компонентами как внутренней, так и внешней среды.

Защищенность

Полнота использования всех возможных средств и методов защиты от угроз и негативных воздействий.

Надежность

Уровень завершенности системы, устойчивости к дефектам и воздействию извне, готовность к восстановлению в случае необходимости. Низкая вероятность отказа программного средства.

Эффективность

Соотношение между уровнем функционирования и объемом используемых ресурсов. Быстродействие и время отклика. Степень потребности в ресурсах памяти и производительности. Характеристика зависит от содержания и объема исходных данных. Необходимо заранее определить максимально допустимые и средние значения длительности исполнения программ, а также маршруты, на которых достигаются величины.

Практичность

С одной стороны — простота, интуитивная понятность использования, привлекательность для пользователей. С другой стороны — трудоемкость и длительность операций, объем необходимой для изучения документации.

Сопровождаемость

Анализируемость и тестируемость. Полнота и достоверность сопутствующей документации. Наличие стратегии развития системы.

Мобильность

Адаптируемость программ, их совместимость и замещаемость. Соответствие нормам по переносимости и инсталляции. В дополнение к этому оценивается стоимость, трудоемкость процедур переноса программ и данных на иные платформы.

 

Затем респонденты должны были ответить на серию вопросов: одни из них были с выбором ответа, другие же носили открытый характер. В первую очередь, нас интересовало определение наиболее адекватных, с точки зрения опрашиваемых, атрибутов качества. Затем их необходимо было упорядочить, установив иерархию критериев, после этого — спланировать процесс оценки качества ИС на протяжении всего её жизненного цикла. Кроме того, участникам опроса предлагалось назвать те проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе эксплуатации ИС, и предложить свои варианты характеристик (не названные в перечне критерии, подкритерии, отдельные признаки) для оценки качества информационных систем. При этом по желанию можно было руководствоваться расширенным списком атрибутов, заранее подготовленным с опорой на источники информации [1, 2, 4, 5].

В перспективе респондентам предстоит провести проверку выбранных критериев качества с точки зрения их реализуемости при имеющихся у конкретной организации ресурсах.

Ниже представлены предварительные выводы по итогам опроса.

1.    Участники отметили, что стандарт ISO учитывает мнение не только заказчиков, но и разработчиков услуг относительно критериев качества (надежность, быстродействие, сопровождаемость, устойчивость и др.).

2.    Наиболее важными, отражающими специфику ИС в образовании и ярко характеризующими качество данных систем, участники опроса назвали такие атрибуты, как надежность, эффективность и практичность (первые три позиции).

3.    Главными проблемами разработки, внедрения и эксплуатации ИС респонденты считают недостаточно четко разработанное техническое задание, непродуманность перспективы использования системы, функциональные ошибки, а также низкий уровень обслуживания и сопровождения ИС.

4.    По мнению отвечающих, следуя общим требованиям ISO, административная команда образовательной организации может сама определить наиболее актуальный для себя перечень критериев оценивания ИС, учитывая конкретные цели и методы их достижения. Среди важнейших подкритериев респонденты назвали: точность, достоверность, своевременность, адекватность, достаточность, защищенность и легкость использования данных, удобство доступа к информации, интуитивная понятность системных опций, гибкость и структурированность системы, максимально полное использование имеющихся ресурсов, время отклика системы, аккуратность и привлекательный внешний вид, объем функционала, стоимость использования системы, уровень удовлетворенности пользователей, легкость в обучении пользованию ИС, степень влияния системы на рост производительности в организации и снижение расходов, поддержка ИС на русском языке, учет норм законодательства в сфере информатизации.

Очевидно, что разработка критериев качества ИС зависит не только от сферы деятельности (в нашем случае — области управления образованием), но и множества других факторов. Создание оптимальной информационной системы, равно как и системы оценки качества, станет возможным только благодаря глубокому исследованию потребностей заказчиков услуги, анализу имеющихся ресурсов и рассмотрению возможных рисков.

Разработанные критерии помогут с большой долей вероятности повысить эффективность, содержательные и экономические преимущества системы, а значит, и организации в целом.

 

Литература:

 

1.         Исаев Г. Н. Моделирование оценки качества информационных систем. — М.: ИМСГС, 2006

2.         Костогрызов А. И. Оценка качества функционирования информационных систем в свете положений международного стандарта ISO/IEC 15288 и других стандартов [Электронный ресурс]. URL: www.fostas.ru/library/Kostog~3.rtf

3.         Липаев В. Оценка качества программных средств // Сетевой журнал, № 3, 2002 [Электронный ресурс]. URL: http://www.setevoi.ru/cgi-bin/text.pl/magazines/2002/3/52

4.         Маглинец Ю. А. Анализ требований к автоматизированным информационным системам. — М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

5.         Спицнадель В. Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами ISO семейства 9000): Уч. пос. — СПб.: Бизнес-пресса, 2000

Основные термины (генерируются автоматически): качества ИС, критериев качества, информационных систем, оценки качества, критерии качества, качества информационных систем, разработки критериев качества, качества и уровня функционирования, управления общим образованием, качества ИС международным, критерии качества ИС, критериев качества ИС, оценки качества ИС, и уровня функционирования ИС, критериев качества информационных, критериев оценивания ИС, Оценка качества, уровень разработки ИС, доведение несовершенной ИС, длительности подготовки ИС.

Ключевые слова

информационная система, критерии качества, ISO, управление образованием.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос