Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим.
Ясперс К. [5]
«Психофилософия 2.0. Книга для тех, кто перепутал себя с камнем», «Как стать хозяином жизни и добиться исполнения желаний?», «Аксиома успеха», «Как стать Неудачником и завалить свою карьеру» и т. д.… Все эти и другие ныне популярные книги по психологии, написанные разными авторами, по-разному представляющими секреты успеха, по-своему раскрывающими вопросы смысла жизни, объединяет главное: «завтра каждого из нас начинается сегодня». [3] Действительно, залог успеха каждого из нас в будущем — это активная работа над собой сейчас, это правильное профессиональное самоопределение, потому что «способен выжить лишь тот, кто устремлен в будущее, кто верит в свое призвание и способен выполнить свое предназначение». [4]
Современная жизнь, «когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой» [1], жизнь, наполненная невиданным техническим прогрессом, неизмеримым информационным потоком и невероятной скоростью, не всегда дает возможность задуматься о самом главном, увидеть направленность своего движения, ощутить удовольствие от достигнутых результатов, разобраться в мотивах своего выбора.
Студентам начальных курсов, обучающимся на заочном отделении, мы предложили остановить «свой бег по жизни и задуматься над насущным». Что движет молодыми людьми на пороге профессионального самоопределения? Творческий интерес, мысль о карьере, престижность работы, материальное благополучие? Почему в качестве учебного заведения выбран АТЭМК? Эти и другие вопросы легли в основу предложенного студентам опросника «Мотивы выбора профессии» (автор С. С. Груншпун).
В нашем исследовании приняли участие 24 обучающихся по специальности «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», 18 студентов специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и 12 студентов специальности «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям).
Проанализировав полученные данные, следует отметить, что контингент обучающихся на заочном отделении очень неоднороден, в рамках одной студенческой группы обучаются студенты разного возраста, разного статуса, социального положения, с разным уровнем предшествующего образования. Отсюда и отличие ведущих мотивов профессиональной направленности.
Выявлено, что для студентов группы ЗТ-31 с преобладающей возрастной категорией 21–25 лет свойственно стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых умений и навыков, которые требует избранная профессия. Эти мотивы оправдываются возрастными особенностями личности периода «ранней зрелости», этапа планирования студентами своего личного и профессионального будущего.
Состав группы ЗН-31 отличается возрастным диапазоном 26–30 лет. «Учимся не для школы, а для жизни» — так может быть обозначен ведущий принцип обучения взрослых людей. Для большинства обучающихся этой возрастной категории вопрос профессионального самоопределения уже решён. Получение среднего профессионального технического образования студенты связывают с прагматичными целями, например, с материальным благополучием, с желанием повысить социальный статус, заработать, с повышением квалификации, профессиональной компетенции, а интересы, склонности учитываются в меньшей степени.
Примечательно, что в группе ЗБ-31 (100 % женский состав) студенты каждой возрастной группы связывают свой профессиональный мотив с познавательной активностью, с желанием погрузиться в глубину мастерства приобретаемой специальности. При этом гр. ЗБ-31 отличается числом тех обучающихся, чей мотив профессионального выбора чётко не обозначен. Кроме того, среди респондентов ЗБ-31 сделан акцент и на мотив выбора престижной профессии, ярко выраженное стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний.
Успех будущей профессиональной деятельности начинается с успешности в обучении. Она порождает активность, энергию для преодоления трудностей, уверенность в себе, умение так планировать и решать жизненные ситуации, чтобы добиваться результатов. Эту ситуацию успеха студенты гр. ЗТ-31 и гр. ЗН-31 связывают с АТЭМК, поскольку видят в нем не только колледж, где можно получить специальность, которая им нужна, но и по причине престижности данного учебного заведения, а студенты гр. ЗБ-31 среди причин выбора учебного заведения называют еще и обучение на бюджетной основе.
Будущие техники по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и техники по специальности «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», бухгалтеры специальности «Экономика и бухгалтерский учёт» единодушны в ответах относительно причин выбора специальности: выбранная направленность важна для их самореализации и для карьерного роста.
За ломаными линиями графиков и диаграмм легко угадывается непростая учебная жизнь студентов, выбравших заочную форму обучения. Очевидно, успех обучения взрослых людей лежит в плоскости их самоорганизации, активного умения соподчинить настоящие учебные мотивы со своей профессиональной перспективой.
Результаты проведённого опроса, наглядно рисующие разность мотивов профессионального выбора отдельных возрастных групп, значимы для правильной организации и проведения учебных занятий, самостоятельной работы студентов, для создания ситуации успеха каждому студенту заочного отделения.
Литература:
1. ГорькийМ. Афоризмы и цитаты. [Электронный ресурс]. — URL://http://www.aforism.su/avtor/203.html. — (Дата обращения: 09.04.15 г)
2. Ильин Е. П. Психология взрослости. [Электронный ресурс]. — URL: //http://thelib.ru/books/e_p_ilin/psihologiya_vzroslosti-read.html. — (Дата обращения: 02.04.15 г)
3. Лоне А. Завтра начинается сегодня [Электронный ресурс]. — URL: //http://www.otkrovenie.de/beta. — (Дата обращения: 02.04.15 г)
4. Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2013. — с. 19.
5. Ясперс К. Цитаты и афоризмы. [Электронный ресурс]. — URL: //http://www.titati.ru/man/karl-yaspers. — (Дата обращения: 07.04.2015г.