Ключевые слова:закупки, единая информационная система в сфере закупок, реестр поставщиков, реестр контрактов, открытость и гласность закупок.
В настоящее время для выполнения проектно-изыскательских работ по землеустройству и кадастру необходимо выиграть объявленный тендер на данный вид работ. Подрядчик для выполнения работ должен иметь необходимый опыт в данной отрасли, обладать необходимыми материально-техническими и кадровыми ресурсами, одним словом быть лучшим из лучших. Но на сегодняшний день у каждого заказчика в большинстве случаев имеется свой специализированный сайт где содержится информация об объявленных закупках и кстати зачастую платный, что позволяет не всем компаниям-подрядчикам отслеживать и принимать участие в закупках. Создание единой информационной системы позволит структурировать и детализировать все виды закупок.
Единая информационная система в сфере закупок (единая информационная система) — совокупность информации, содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (официальный сайт). [1]
Единая информационная система содержит:
1) планы закупок;
2) планы-графики;
3) информацию о реализации планов закупок и планов-графиков;
4) информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;
5) информацию о закупках, предусмотренную Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», об исполнении контрактов;
6) реестр контрактов, заключенных заказчиками;
7) реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
8) библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;
9) реестр банковских гарантий;
10) реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;
11) перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;
12) результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;
13) отчеты заказчиков, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
14) каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
15) нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
16) информацию о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками в соответствии с частью 5 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Федерального закона запросах цен товаров, работ, услуг;
17) иные информацию и документы, размещение которых в единой информационной системе предусмотрено Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. [1]
Автоматизированная информационная система единого реестра контрактов и торгов представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Система единого реестра контрактов и торгов
Единая информационная система в сфере закупок создается в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и состоит из подсистем, созданных или доработанных в рамках работ по ведению и обслуживанию сайта zakupki.gov.ru, а также дополнительно созданных подсистем.
Перечень подсистем определяется в технической документации на указанную систему на основании функциональных требований к этой системе, которые устанавливаются Минэкономразвития России.
В соответствии с частью 5 статьи 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации устанавливает, что:
единая информационная система в сфере закупок состоит из подсистем (компонентов, модулей), созданных и (или) доработанных в рамках работ по ведению и обслуживанию официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также дополнительно созданных подсистем (компонентов, модулей);
перечень подсистем (компонентов, модулей) единой информационной системы в сфере закупок определяется в технической документации на указанную систему на основании функциональных требований к этой системе, которые устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации;
для приемки работ (их результатов) по созданию единой информационной системы в сфере закупок Федеральным казначейством формируется межведомственная комиссия по созданию единой информационной системы в сфере закупок;
единая информационная система в сфере закупок вводится в эксплуатацию по итогам приемочных испытаний;
результаты приемочных испытаний единой информационной системы в сфере закупок оформляются актом, который подтверждает готовность указанной системы к эксплуатации, затем осуществляется ее регистрация в реестре федеральных государственных информационных систем, после чего Федеральное казначейство принимает правовой акт о вводе этой системы в эксплуатацию. [1]
Федеральное казначейство обеспечивает ввода в эксплуатацию единую информационную систему в сфере закупок не позднее 1 января 2016 г.
1 мая 2015 г. был утвержден состав межведомственной комиссии по созданию единой информационной системы в сфере закупок и положение об указанной комиссии. [2]
Реализация данного постановления осуществляется Федеральным казначейством в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности его работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанному органу в федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.
Учитывая вышесказанное следует сделать вывод о роли введения и совершенствовании единой информационной системы в сфере закупок (рис.2). [2]
Рис. 2. Роль совершенствования единой информационной системы в сфере закупок
При дальнейшем совершенствовании единой информационной системы закупок заказчикам и подрядчикам предоставляется быстрый и удобный поиск закупок по 44 ФЗ, доступность всей информации 24 часа 7 дней в неделю, оказывается помощь в работе над закупкой, можно провести анализ конкурентов и заказчиков, составить прогноз участников и цен.
Литература:
1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Текст] //Рос. газ. — 2013.
2. Федеральный закон от 31.12.2014 N 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; Постановления Правительства РФ от 05.03.2015 N 196, от 06.03.2015 N 198 и от 06.03.2015 N 199. [Текст] //Рос. газ. — 2015.