Автор: Савина Наталья Валерьевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (9) сентябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Савина Н. В. Подготовка педагогического коллектива к решению задач здоровьесбережения в условиях учреждения дополнительного образования детей // Молодой ученый. — 2009. — №9. — С. 155-159.

Здоровье детей и подростков является проблемой первоочередной важности в любом обществе, при любых социально-экономических и политических ситуациях. Оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциалы общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

Здоровье человека — это непрерывная последовательность естественных состояний жизнедеятельности, характеризующаяся способностью организма к самосохранению и совершенной саморегуляции, поддержанию гомеостаза, самосовершенствованию соматического и психического статуса, при оптимальном взаимодействии органов и систем, адекватной приспособляемости к изменяющейся окружающей среде, использование резервных и компенсаторных механизмов в соответствии с фенотипическими потребностями и возможностями выполнения биологических и социальных функций [4].

Среди условий, оказывающих негативное влияние на здоровье, наибольшее значение отводится факторам, связанным с образом жизни и с окружающей средой, так как эти факторы риска поддаются коррекции как на популяционном, так и на индивидуальном уровне. Вместе с тем, катастрофическое состояние здоровья детей - не только результат влияния социально-экономических, экологических факторов, но и существующей образовательной практики педагогов, сориентированных на «знаниевую» образовательную парадигму, а не на воспитание здорового человека, на использование здоровьезатратных методов обучения, а не на реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий. Именно поэтому процесс формирования отношения человека не только к обществу, но и к себе, своему здоровью, образу жизни, умение выбирать оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок, адаптивно функционировать и соответствовать требованиям современной жизни, становится насущной необходимостью.

Подготовка педагога, обладающего высоким уровнем культуры здоровья, является условием и предпосылкой эффективности профессионально-педагогической деятельности по обеспечению здоровья детей.

В центре любых инновационных процессов всегда стоит фигура педагога, уровень профессионализма которого опосредованно влияет на развитие учащегося не только как субъекта учения, но и субъекта целостной жизнедеятельности.

Способность детей вести здоровый образ жизни является базисным приоритетом образовательно-развивающей работы учреждений дополнительного образования. Но без развитых способностей к этому у педагогов, невозможно ожидать того же от их воспитанников.

Непрерывное повышение напряжённости учебно-воспитательного процесса сказывается и на здоровье самого учителя, по данным Л.Г. Татарниковой, распространённость среди учителей заболеваний органов дыхания составляет 71%, кровообращения — 57%, сердечно-сосудистой системы 72%, хронических ларингитов — 46%, в санации полости рта нуждается 59% [6, с. 117].

Отмечается тенденция к снижению степени социальной адаптации учителей со стажем профессиональной деятельности более десяти лет, что приводит их к частым конфликтам с учениками, коллегами, близкими.

По оценке Л.М. Митиной показатели физического и психического здоровья учителей снижаются по мере увеличения стажа их работы в школе. Так, для учителей со стажем работы в школе 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощения», «сгорание». У трети учителей (более 30%) показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами [5].

Как показывают наблюдения, далеко не все учителя умеют преодолевать чрезмерные психоэмоциональные нагрузки, рационально строить свою деятельность. Поэтому умение преодолевать нагрузки и проводить их профилактику, как элемент культуры здоровья, должно быть составной частью профессиональной квалификации учителей и важным дополнением в системе их психологического сопровождения.

С целью подготовки педагогического коллектива к решению задач по здоровьесбережению, разработке программы психолого-педагогической и валеологической помощи педагогам дополнительного образования, нами было проведено анкетирование, в котором приняло участие 70 педагогов дополнительного образования ГУ МПЦ «Московский» г.Санкт-Петербурга.

На рис.1 представлена диаграмма, отражающая процентное соотношение педагогов ГУ МПЦ «Московский» с различным стажем профессиональной деятельности. Самую многочисленную группу составляют педагоги со стажем от 0 до 5 лет (42%). Количество педагогов в последующих группах с большим стажем работы резко снижается, что говорит о том, что молодые педагоги покидают данное учреждение. Наряду с исследованиями общеобраовательных школ, которые показывают, что в школах работают в основном учителя с большим педагогическим стажем, наше исследование учреждения дополнительного образования подчеркнуло чрезвычайно малый процент таких специалистов. Ввиду большого количества молодых специалистов, действия администрации ГУ МПЦ «Московский» по социально-психологической адаптации и методической поддержке педагогов, помощи им в становлении прфессиональной педагогической позиции становятся особенно актуальны. Но, несмотря на это, ввиду объективных социальных причин, педагогов со стажем работы 11-20 лет наблюдается очень мало, что отражено в приведённой диаграмме. Именно в этот период профессиональной деятельности у специалистов наступает кризис личностной идентификации в профессии, и педагог либо делает административную карьеру, либо меняет место работы на более перспективное в карьерном отношении, либо вовсе уходит из данной профессии.

Рис. 1. Стаж педагогов ГУ МПЦ «Московский», в %.

Лабиринт

Целесообразно обратиться к концепции профессионального развития педагога, разработанной Л.М. Митиной, в которой выделяются четыре направления:

1.        педагогическое — связано с воспитанием и поддержанием мотивации на педагогическую деятельность, сотрудничество с ребёнком.

2.        педагогическая компетентность - призвано обеспечивать социально-педагогические условия для повышения уровня педагогической компетентности, прежде всего - культуры общения педагога.

3.        психологическое обеспечение культуры эмоциональной жизни педагога. С одной стороны это отражает психологическую готовность педагога к адекватному эмоциональному реагированию в нестандартной ситуации (конфликт, фрустрация т.п.), с другой — способность педагога ценить, правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся и уметь экспрессивно выражать свои собственные переживания.

4.        повышение профессионального самосознания педагога: осознание себя личностью, хозяином жизни, способность проектировать своё будущее [5].

Работа по адаптации молодых специалистов включает в себя:

·               знакомство с учреждением дополнительного образования, представление молодого педагога коллективу на педагогическом совете;

·               анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года);

·               консультации с психологом, методистом;

·               тематические групповые занятия

В анкете педагоги указали психологические вопросы, которые им интересны, в которых они хотели бы разобраться. Результаты представлены в таблице №1.

Таблица 1 Психологические вопросы, которые интересны педагогам.

особенности работы с группой

6%

приёмы управления временем

7%

способы саморегуляции, снятия стресса

13%

возрастные особенности

15%

игры, упражнения на сплочение

18%

работа с агрессивными подростками

21%

развитие внимания, памяти, усидчивости

23%

работа с трудными детьми

25%

способы психологической поддержки детей

39%

 

Лабиринт

Вопросы, интересующие педагогов, определили темы семинаров, лекций, тематических консультаций, тренингов, деловых игр, организуемых психолого-педагогическим и методическим отделом учреждения дополнительного образования. Мероприятия по методическому сопровождению молодого специалиста в образовательном учреждении:

-  проведение анкетирования, встреч, собеседований, "круглых столов" по выявлению профессиональных, бытовых затруднений, правовых основ взаимодействия молодого специалиста с администрацией;

- посещение молодым специалистом уроков, занятий, мероприятий у опытных коллег с целью знакомства  с опытом  учебно-воспитательной, социально-педагогической и организационно-управленческой деятельности опытных  педагогов  через семинары, занятия  методических  объединений,  печатную  и мультимедийную  продукцию, самообразование;

- участие в  организационно-педагогических  и методических  мероприятиях  по обмену опытом,  разрешению  проблем  (семинарах, "круглых столах", педагогических чтениях, конференциях)  на муниципальном  и  региональном уровнях;

-  освоение  и  применение  современных  информационных, в т.ч. компьютерных, технологи;

-  участие  в  коммуникативных  психолого-педагогических  тренингах,   диагностике педагогических затруднений;

      -  посещение педагогом – наставником, администрацией  учреждения дополнительного образования, занятий, мероприятий у молодого специалиста с целью оказания методической помощи;

- информирование молодого специалиста об изменениях в учебно-воспитательном процессе;

-  индивидуальные тематические консультации и практикумы по:

• нормативно-правовому  обеспечению  учебно-воспитательного процесса (разработке  тематического  плана,  конструированию  и структурированию  учебных занятий - поурочного плана,  требованиям  по  оцениванию и мотивированию обучающихся),

• ведению  документации –  журнала;

• плану самообразования – профессиональному становлению, саморазвитию и обобщению собственного  педагогического  опыта,  определению перспектив развития и коррекции образовательных программ.

• повышению компетентности педагогов в области здорового образа жизни.

Лабиринт

По данным современных исследований для большинства педагогов направленность интересов и уровень их сформированности в сфере культуры здоровья характеризуются лишь декларативным провозглашением положительного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, но не практической реализацией этих идей и принципов [1].

Повышение компетентности педагогов в области здорового образа жизни включает в себя развитие следующих умений – ставить конкретные цели и задачи занятия, воспитательного мероприятия в соответствии с генеральной целью воспитания, обучения и развития здорового человека;

- отбирать здоровьесберегающие приёмы, методы, технологии и средства обучения и воспитания учащихся;

- создавать положительный настрой, благоприятный психологический климат в детском коллективе;

- обеспечивать достаточную двигательную активность учащихся на занятии и в ходе воспитательного мероприятия;

- соблюдать гигиенические нормы и требования при организации занятия, воспитательного мероприятия;

- соблюдать педагогическую технику, способствующую охране психического здоровья учащихся;

- использовать приёмы эмоциональной разрядки, снятия психоэмоционального и статического напряжения;

- создавать условия для оценивания учащимися своей деятельности на занятии, воспитательном мероприятии и достигнутых результатов;

- оценивать степень продвижения учащихся в усвоении учебного материала;

Педагогам был задан вопрос: «Чем Вас привлекает работа в подростковом клубе?» Результаты ответов представлены на рис. 2.

Отношение к профессии, в частности педагога, – сложное интегральное свойство, выражающее степень вовлеченности личности в профессиональную деятельность. Это динамическое свойство, ибо отношение возникает, формируется и перестраивается на разных стадиях и в разных ситуациях деятельности. И, наконец, это выражение целостной позиции молодого специалиста, потому что отношение к профессии воспитателя нельзя оторвать от всей системы его жизненных ценностей и ориентации.

Лабиринт

Рис. 2. Профессиональная мотивация педагогической деятельности, в %.

В клубах наблюдается значительный перевес процентного соотношения в пользу педагогов, у которых мотивацией профессиональной деятельности является потребность в общении, работе с детьми, возможность творческой самореализации в профессии. При этом, гораздо меньше педагогов профессионально мотивированы потребностью учить других, воспитывать, а вместе с тем, у некоторых, и потребностью авторитарного самоутверждения, чем и обусловлена более демократичная, по сравнению с общеобразовательными школами, обстановка в клубах.

В ГУ МПЦ «Московский» создаются условия для реализации педагогами потребности в общении и поддержании здорового психологического климата в коллективе: отмечаются общенародные и профессиональные праздники, чествования юбиляров; проводятся капустники; осуществляются выезды на турбазу, экскурсии в другие города; психологические тренинги; регулярно проводится обсуждения итогов работы за квартал, отмечаются работники, добившиеся хороших результатов; проводятся спортивные состязания между педагогами разных клубов, активными болельщиками в которых выступают их воспитанники.

Все эти меры направлены на популяризацию здорового образа жизни, важным компонентом которого является полезный, хорошо организованный досуг. Педагоги в данном случае являются живым примером для подростков.

Процесс становления культуры здоровья педагога носит творческий характер, мобилизует психические ресурсы личности. В этой связи личностно-творческий аспект играет важную роль в содержании работы с педагогическим коллективом по здоровьесбережению. Социальный заказ на воспитание здорового человека стимулирует переход учителя от авторитарно-репродуктивной, здоровье-затратной педагогики к креативно-гуманистической, здоровьесозидающей. В то же время условием такого перехода является творческая самореализация педагога, механизмами которой могут быть самопознание, самооценка, самоутверждение, саморефлексия, саморазвитие. По мнению И.Ф. Исаева, профессиональная самореализация личности педагога — это всегда интегральная сумма того, что реализовано на сегодняшний день и того, что содержится как некоторая возможность последующего развития [2, с. 107]

 

Литература:

1.        Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа — вуз»: Монография. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001. - 316с.

2.        Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд. Центр «Академия», 2002. - 208с.

3.        Казин Э.М., Блинова Н. Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -192с.

4.        Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. —СПб.:ДЕАН, 1998.-232с.

5.        Митина Л.М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология // Народное образование. — 1998. — № 9 — 10. - 168 — 170.

6.        Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. Изд. 2-е, перераб. и доп. — СПб.: «Петроградский и К°», 1997. — 416с.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительного образования, ГУ МПЦ «Московский», учреждения дополнительного образования, педагогов ГУ МПЦ, культуры здоровья, стажем работы, профессиональной деятельности, стажем профессиональной деятельности, дополнительного образования детей, здорового человека, воспитание здорового человека, здорового образа жизни, степени социальной адаптации, педагогов дополнительного образования, культуры здоровья педагога, соотношение педагогов ГУ, Стаж педагогов ГУ, эмоциональной жизни педагога, культуры общения педагога, творческая самореализация педагога.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос