Ключевые слова: право; международное право; уголовный процесс; имплементация; общепризнанные нормы; общепризнанные принципы; правоприменительная практика; Республика Казахстан; суды; конституция; кодекс; закон; конвенция; декларация.
В сфере правоприменительной деятельности органы, ведущие уголовный процесс, к которым относятся и суды, руководствуются законами Республики Казахстан, определяющими основания уголовной, гражданской или административной ответственности и порядок судопроизводства. К ним относятся Конституция Республики Казахстан, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский, Гражданский процессуальный кодексы Республики Казахстан, Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан.
При этом, следует отметить, что общепризнанные принципы и нормы международного права оказываются непосредственно закрепленными как в Конституции Республики Казахстан, так и в кодифицированных нормах уголовного права. Действительно, как предусмотрено ст. 1 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан порядок уголовного судопроизводства на территории Республики Казахстан определяется Конституцией, конституционными законами, УПК, основанном на Конституции и общепризнанных принципах, и нормах международного права [1]. Положения иных законов, регулирующих порядок уголовного судопроизводства, подлежат включению в УПК. Международные договорные и иные обязательства Республики Казахстан, а также нормативные постановления Конституционного совета и Верховного суда Республики Казахстан, регулирующие порядок уголовного судопроизводства, являются составной частью уголовно-процессуального права.
Здесь необходимо отметить факт недавнего введения в действие новых кодифицирующих актов уголовного и уголовно-процессуального права — с января текущего года действуют новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан. Обратим, кстати, внимание на новации, касающиеся инкорпорирования норм международного право в право Республики Казахстан: основы применения норм международного права сведены воедино в ст. 1 Уголовного кодекса Республики Казахстан, при этом формулировка правоприменительных требований по отношению к нормам международного права не изменилась.
Основным актом международного права, оказывающим непосредственное влияние на все без исключения стадии уголовного процесса, является Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.), ратифицированный Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года № 91-III [2] и вступивший в силу для РК 24 апреля 2006 года. В данном Пакте закреплены основополагающие права и свободы человека.
Необходимо отметить: последовательное движение правовой системы Республики Казахстан к международным стандартам существенно влияет и на собственно уголовное законодательство — то есть на нормативное содержание уголовного права Республики Казахстан оказывали и продолжают оказывать влияние нормы международного права. Так, в соответствии с ратифицированными нашим государством конвенциями в Уголовный кодекс Республики Казахстан [3] были включены нормы, устанавливающие ответственность за нарушение равноправия граждан (ст.145), за производство или распространение оружия массового поражения (ст.162), за геноцид (ст.168) и др.
Немаловажно иметь в виду, что в силу п.1 ст.1 УК «Уголовное законодательство Республики Казахстан состоит из настоящего Уголовного кодекса Республики Казахстан. Иные законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат применению только после их включения в настоящий Кодекс» [3]. Из данного положения вытекает очень важный вывод, согласно которому УК РК является единственным источником уголовного права Республики Казахстан. Нормы международного права не могут оказывать непосредственное регулирующее воздействие на возникновение прав и обязанностей у граждан Республики Казахстан в сфере отношений, охраняемых уголовным законодательством.
Следовательно, национальный суд не может привлечь к уголовной ответственности человека за совершение преступного деяния, которое было определено в международном договоре и не было инкорпорировано в уголовный закон.
Например, если Республики Казахстан присоединится к Римскому статуту Международного уголовного суда 1998 года, то нужно будет внести, в частности, в УК РК около 30 новых составов преступлений, подпадающих под юрисдикцию Международного уголовного суда, а также внести изменения в действующие составы преступлений. Сравним, к примеру: объем понятия геноцида по Римскому статуту и по норме ст. 168 УК Республики Казахстан (таб.1):
Таблица 1
Объем понятия геноцида по Римскому статуту и по норме ст. 168 УК Республики Казахстан
Уголовный кодекс Республики Казахстан |
Римский статут Международного уголовного суда |
Статья 168. Геноцид 1. Геноцид, то есть умышленные деяния, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем
убийства членов этой группы,
причинения тяжкого вреда их здоровью,
насильственного воспрепятствования деторождению,
принудительной передачи детей, насильственного переселения
либо создания иных жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, - … |
Статья 6. Геноцид Для целей настоящего Статута «геноцид» означает любое из следующих деяний, совершаемых с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: a) убийство членов такой группы;
b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; …
d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
c) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; |
Из вышеизложенного следует, что Международный уголовный суд не способен привлекать к ответственности за преступления, которые являются преступлениями по международному праву, но не инкорпорированы в национальное право. Государства-участники Римского Статута принимают меры, необходимые для установления своей юрисдикции прежде всего путем издания соответствующих законов, в итоге привлечение к уголовной ответственности производится на основе именно этих законов — здесь сохраняет свою силу римское правило „nullum crimen, nulla poena, sine lege“ (без закона нет ни преступления, ни наказания)».
Как полноправный член международного сообщества, Казахстан выразил свое согласие на обязательность для него некоторых международных актов, являющихся источниками международного уголовного права: Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г., Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г., Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 13 января 1993 г. и ряда других международных актов, однако до настоящего времени Римский статут Казахстаном не подписан, и, соответственно, не ратифицирован. Тем не менее, наблюдается последовательная имплементация принципов и норм формирующейся в настоящее время системы международного уголовного права во внутреннее право Республики Казахстан.
Сказанное в полной мере относится и к международным стандартам уголовного процесса. Несмотря на то, что Европейская конвенция о защите прав человека [4] — общепризнанный международный стандарт в этой области — не ратифицирована Казахстаном, нормы названного акта к настоящему времени в достаточной степени имплементированы в отечественное право.
Напомним: 28 декабря 2009 года Верховным Судом РК принято нормативное постановление № 7 «О применении норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства по вопросам соблюдения личной свободы и неприкосновенности достоинства человека, противодействия пыткам, насилию, другим жестоким или унижающим человеческое достоинство обращениям или наказаниям». Названный акт в совокупности с Нормативным постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 10 июля 2008 года N 1 «О применении норм международных договоров Республики Казахстан» в достаточной степени отражает не только общепринятые международные нормы в сфере уголовного процесса, инкорпорированные в казахстанское право, но и обобщает судебную практику.
Необходимость в непосредственном применении в рамках уголовного процесса международно-правовых норм может быть обусловлена следующими причинами.
Так, международно-правовые нормы, которые предусматривают признаки составов преступлений, должны применяться в тех случаях, когда норма УК прямо устанавливает необходимость применения международного договора Республики Казахстан (например, статьи 162 и 163 УК) [3]. В диспозиции названных норм имеется прямая отсылка к норме международного договора:
«Статья 163. Применение запрещенных средств и методов ведения войны
1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, уничтожение или разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Республики Казахстан,…- наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.
2. Применение оружия массового поражения,… запрещенного международным договором Республики Казахстан, -… наказывается лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью».
Как видно из вышеизложенного, непосредственным объектом этого преступления являются отношения, обеспечивающие добросовестное выполнение международных обязательств в части использования средств и методов ведения военных действий. Объективная сторона данного преступления характеризуется совершением любого из перечисленных в законе действий, прямо запрещенных договором Республики Казахстан:
1) жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением;
2) депортация гражданского населения;
3) разграбление национального имущества на оккупационной территории;
4) применение в вооруженном конфликте средств и методов...
Обратимся к договорам Республики Казахстан, непосредственно регламентирующим обозначенные в законе действия. Так, первые две посылки из приведенного перечня в основном определяются Женевской конвенцией 1949 г. «Об обращении с военнопленными». Согласно [5] Постановлению Верховного Совета Республики Казахстан от 31.03.1993 года «О присоединении Республики Казахстан к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года и дополнительным протоколам i и ii 1977 года к Женевским конвенциям о защите жертв войны» Казахстан является участником Женевской конвенции «Об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях» от 12 августа 1949 года, Женевской конвенции «Об улучшении участи раненных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море» от 12 августа 1949 года, Женевской конвенции «Об обращении с военнопленными» от 12 августа 1949 года; Женевской конвенции «О защите гражданского населения во время войны» от 12 августа 1949 года; Дополнительного протокола 1и 2 к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года.
Совокупность признаков «разграбления национального имущества» определяется в соответствии с Международной конвенцией о защите культурных ценностей 1954 г., также ратифицированной Казахстаном.
К запрещенным средствам ведения войны относится, в первую очередь, применение оружия массового поражения (ответственность за производство, приобретение или сбыт оружия массового поражения предусмотрена нормой ст. 162 Уголовного кодекса Республики Казахстан). Запрещенными могут быть и отдельные виды обычного оружия. Здесь судам следует руководствоваться положениями Конвенции (Данная Конвенция именуется также Конвенцией о негуманном оружии) о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие и протоколов к конвенции: протокола I о необнаруживаемых осколках, протокола III о зажигательном оружии и протокола IV об ослепляющем лазерном оружии, принятой 10.10.1980 года и ратифицированной Республикой Казахстан 23.02.2009 года [6]. Рассматриваемая норма (о запрещенных средствах и методах ведения войны) также коррелирует с уже названным Дополнительным протоколом № 1 от 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. и с Конвенцией о запрещении военного или любого враждебного использования средств воздействия на природную среду, к которой Казахстан присоединился [7] в соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 20.02.1995 года N 301-XIII «О присоединении от имени Республики Казахстан к Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду».
Все названные в связи с анализом норм ст. ст. 162, 163 Уголовного кодекса Республики Казахстан международные договоры распространяются на вооруженные конфликты на территории одного государства, т. е. на его внутренние вооруженные конфликты, что прямо указано в Дополнительном протоколе № 2 от 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г.
Таким образом, применение судом рассматриваемых норм Уголовного кодека Республики Казахстан требует пристального изучения целого ряда международных договоров Республики Казахстан, регламентирующих объективный состав данных преступлений, причем суду необходимо учитывать тот факт, что ряд конвенций принят Казахстаном с оговорками, ограничивающими либо изменяющими непосредственное действие международного договора. Также следует отметить, что наблюдается устойчивая тенденция дальнейшей имплементации в закон и практику его применения общепризнанных международных стандартов справедливого уголовного процесса, что объективно отражает движение Казахстана к правовому государству, к общепринятым в цивилизованном мире стандартам правосудия.
Литература:
1. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.11.2014 г.)
2. Закон Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года № 91-III
3. Уголовный кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями от 07.11.2014 г.)
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Европейская конвенция о правах человека, ETS № 005) (Рим, 4 ноября 1950 года)
5. Постановление Верховного Совета от 31.03.1993 года «О присоединении Республики Казахстан к Женевским конвенциям О защите жертв войны 1949 года и Дополнительным протоколам I и II 1977 года к Женевским конвенциям О защите жертв войны»
6. Закон Республики Казахстан от 23 февраля 2009 года № 140-IV
7. Постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 20 февраля 1995 года N 301-XIII О присоединении от имени Республики Казахстан к Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду