Автор: Мединцева Ирина Петровна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 02.05.2015

Библиографическое описание:

Мединцева И. П. Методическая система обучения математическим методам с использованием SPSS студентов-психологов // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1133-1136.

Опираясь на традиционные представления о методической системе обучения (Н. В. Кузьмина, А. М. Пышкало и др.), под методической системой обучения математическим методам с использованием SPSS будем понимать совокупность взаимосвязанных компонентов: целей, содержания, методов, средств и организационных форм, необходимых для создания целенаправленного и строго определенного педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Исходя из определения, охарактеризуем компоненты методической системы обучения, которая строится в рамках изучения студентами-психологами курса «Математические методы в психологии».

Целеобразование осуществляется на глобальном, этапном и оперативном уровнях.

Будущим психологам необходимо уметь применять полученные знания при решении практических задач, поэтому глобальной целью является формирование умений решать профессиональные задачи: участвовать в подготовке и проведении психологических исследований; обрабатывать полученные данные с использованием современных информационных технологий, в частности, с использованием SPSS; интерпретировать результаты проведенных психологических исследований.

Этапными целями являются: 1) формирование представлений об основных математических методах обработки данных; 2) формирование умений решать задачи на основе базовых знаний в области математических методов; 3) приобретение навыков использования в профессиональной деятельности математических методов и SPSS.

Оперативные цели — цели изучения отдельных вопросов в рамках темы. Например, оперативная цель в рамках изучения темы «Корреляционно-регрессионный анализ» — уметь анализировать зависимость между двумя переменными с помощью графических методов (диаграмм рассеивания); разъяснять различия между линейной и нелинейной зависимостью; использовать уравнение регрессии для получения прогнозов; уметь вычислять коэффициент корреляции с целью определения силы зависимости; использовать корреляционно-регрессионный анализ при решении практических задач.

Изучение математических методов с использованием SPSS основано на компетентностном подходе и позволяет сформировать значимые общекультурные и профессиональные компетенции [1, 2].

Вслед за В. В. Краевским при проектировании содержания образования будем рассматривать его на трех традиционных уровнях: теоретического представления содержания; учебного предмета, как конкретизации первого уровня; учебного материала. Реализация содержания образования происходит на уровне процесса обучения и на уровне структуры личности.

Для реального наполнения элементов состава содержания мы выходим на уровень учебного материала. Учитывая специфику предмета «Математические методы в психологии», в содержании учебного материала можно выделить два блока: теоретический материал и задачи.

Теоретический материал представлен понятиями, алгоритмами, формулами, математическими методами и включает следующие вопросы: основные понятия, используемые в математической обработке психологических данных; классификация задач психологического исследования и методов их решения; первичная обработка данных психологического исследования; описательные статистики; таблицы сопряженности; выявление различий в уровне исследуемого признака; оценка достоверности сдвига в значениях исследуемого признака; параметрические критерии; выявление различий в распределении признака; корреляционно-регрессионный анализ; дисперсионный анализ; многомерные методы в психологических исследованиях [3].

Задачи можно разделить на две группы по способу их использования в учебном процессе:

-        задачи, которые используются для формирования понятий, непосредственного применения изученных утверждений, закрепления алгоритмов, раскрытия и непосредственного применения математических методов.

-        задачи, на основе которых возможно организовать математическую деятельность: постановку задачи, организацию поиска решения, реализацию плана, осмысление результатов решения и др.

С позиций В. П. Беспалько, И. Я. Лернера, В. В. Краевского, В. М. Монахова и др. отбор содержания осуществляется соответственно цели обучения.

Например, цель — уметь вычислять описательные статистики, объяснять необходимость их использования, применять их при анализе данных — обеспечивается при прохождении темы «Описательные статистики», включающей изучение таких показателей, как среднее, мода, медиана; дисперсия, стандартное отклонение; минимум, максимум, размах; эксцесс, асимметрия.

Методы обучения — это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студента, направленные на достижение целей образования. Выбор методов обучения основан на предложенной М. И. Махмутовым классификации, которая построена на сочетании методов преподавания (информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий) и методов учения (исполнительский, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый). Ряд исследователей отмечает роль инновационных методов обучения в подготовке бакалавров, специалистов [4, 5, 6].

Рассматривая средство как инструментальное обеспечение пути достижения цели, под средством будем понимать материальный или идеальный объект, который «помещен» между преподавателем и обучаемыми и использован для обеспечения включения формируемого качества личности в систему личностных характеристик.

В качестве основного средства обучения выступает статистический пакет SPSS, который предназначен для анализа данных, позволяет вводить и редактировать данные эмпирических исследований, применять к ним различные методы обработки, получать результаты в виде таблиц и диаграмм. Дополнительными средствами обучения могут быть различные педагогические средства: учебно-профессиональная ситуация, учебно-педагогическая задача, дидактическая игра, учебный проект и др. [7, 8, 9]. Специальным средством обучения, с помощью которого корректируется учебный процесс и определяется достижение поставленных целей, сформированность компетенций, является контроль знаний [10].

Организационные формы учебного процесса в методической системе обучения математическим методам с использованием SPSS могут быть традиционными и инновационными. Основными традиционными организационными формами учебного процесса в высшей школе являются лекция, семинарские занятия. Изменения, происходящие в образовательном пространстве России, обращение к личности субъектов учебно-воспитательного процесса, интеграция информационных технологий в образовании и др., привели к возникновению инновационных организационных форм, например, таких, как дистанционные формы обучения и др.

Успех учебного процесса зависит от знания и учета возрастных психологических особенностей обучаемых. Поэтому при обучении математическим методам студентов-психологов необходимо учитывать возрастные и психолого-педагогические особенности студентов-гуманитариев.

К студентам-гуманитариям относятся обучаемые, имеющие склонность к занятиям гуманитарными науками, выражающуюся в активно положительном отношении не только к результату, но и к самому процессу деятельности, в интересе и тяготении к этой деятельности, в устойчивости стремлений заниматься ею.

В ряде работ (Т. А. Липкина, И. С. Саркисян, Е. В. Терещенкова, И. Н. Холина и др.) описаны особенности студентов-гуманитариев: склонность к изучению предметов гуманитарного цикла, интуитивное, образное, внелогическое мышление, «художественный» тип восприятия информации, широта ассоциативного ряда, оригинальность, склонность к эмоциональному сопереживанию. Отмечено, что для обучаемых данной категории трудна деятельность, связанная с оперированием абстрактным материалом, математическими понятиями.

Обучение студентов-психологов математическим методам направлено на развитие математической культуры и формирование навыков использования математических методов в практической деятельности. С учетом психологических особенностей мышления людей гуманитарного склада ума основными особенностями обучения математическим методам студентов-психологов являются: отказ от формально-логического изложения материала, замена абстрактных примеров задачами смыслового содержания. Так, на лекциях рассматриваются профессионально-ориентированные примеры, для обработки данных на семинарских занятиях используются результаты реальных психологических исследований, что позволяет продемонстрировать студентам значение изучаемых математических методов в профессиональной деятельности психолога, способствует реализации межпредметных связей.

Таким образом, методическая система обучения математическим методам с использованием SPSS студентов-психологов представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов: целей, содержания, методов, средств (основное средство — SPSS), организационных форм, строится с учетом специфики курса «Математические методы в психологии», выбранной программы SPSS, психолого-педагогических особенностей студентов.

 

Литература:

 

1.      Мединцева, И. П. Формирование профессиональных компетенций студентов-психологов / И. П. Мединцева // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2013. — Т. 10. — № 13 (116). — С. 90–93.

2.      Мединцева, И. П. Роль курса «Статистическая информация в SPSS» в формировании компетенций студентов-социологов / И. П. Мединцева // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2014. — Т. 11. — № 14 (141). — С. 95–98.

3.      Мединцева, И. П. Анализ данных в SPSS: учебно-методическое пособие / И. П. Мединцева; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» Волгоградский филиал. — Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2014. — 88 с.

4.      Кулагина, И.И., Астафурова, О.А. Использование инновационных методов в курсе обучения бизнес-планированию / И. И. Кулагина, О. А. Астафурова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — 2014. — № 1. — С. 188–191.

5.      Кулагина, И.И., Астафурова, О. А. Использование информационных технологий в реализации компетентностного подхода при обучении студентов экономических профилей / И. И. Кулагина, О. А. Астафурова // Новые информационные технологии в образовании: сб. науч. трудов Международной научно-практической конференции «Применение технологий «1С» для формирования инновационной среды образования и бизнеса». — 2015. — Ч.1. — С. 125–128.

6.      Астафурова, О.А., Сальникова, Н.А., Кулагина, И. И. Интеграция научных разработок в обучении бакалавров экономического профиля / О. А. Астафурова, Н. А. Сальникова, И. И. Кулагина // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2014. — Т. 11. — № 14 (141). — C. 12–14.

7.      Лопухов, Н.В., Науменко, И. И. Применение системного моделирования в образовательном процессе на примере модели «Расширение сферы деятельности» / Н. В. Лопухов, И. И. Науменко // Альманах современной науки и образования. — 2011. — № 8. — С. 120–122.

8.      Лопухов, Н.В., Сальникова, Н. А. Моделирование профессиональной деятельности в образовательном процессе / Н. В. Лопухов, Н. А. Сальникова // Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. Серия: Экономика. — 2011. — Т.2. — № 6. — С. 84–89.

9.      Лопухов, Н.В., Суслова, Д. Комплексная обучающая информационная система «Электронный муниципалитет» как инновационная технология внедрения концепции «Электронного правительства» в органах государственной власти / Н. В. Лопухов, Д. Суслова // Альманах современной науки и образования. — 2010. — № 8. — С. 141–143.

10.  Сальникова, Н. А. Адаптивное тестирование как инструмент повышения качества учебного процесса / Н. А. Сальникова // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2011. — Т.10. — № 8. — С.126–129.

Основные термины (генерируются автоматически): обучения математическим методам, математических методов, с использованием spss, методам с использованием spss, математическим методам с использованием, система обучения математическим, учебного процесса, математическим методам студентов-психологов, SPSS студентов-психологов, методов обучения, методов с использованием spss, учебного материала, психологических исследований, системой обучения математическим, «Математические методы, системе обучения, инновационных методов обучения, совокупность взаимосвязанных компонентов, курса «Математические методы, системе обучения математическим.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос