К вопросу о роли игры на занятиях по иностранному языку в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 18.04.2015

Статья просмотрена: 644 раза

Библиографическое описание:

Ростова, Е. С. К вопросу о роли игры на занятиях по иностранному языку в вузе / Е. С. Ростова, Н. А. Тумакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 1028-1030. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17675/ (дата обращения: 25.11.2024).

Ключевые слова: игра, обучение, иностранный язык, мотивация, коммуникативный процесс, умения.

 

Изучение иностранного языка в настоящее время становится неотъемлемым компонентом языковой подготовки в системе образования. Образование, как и любая другая сфера человеческой деятельности, подвержена серьезным изменениям. Приоритетной задачей преподавателя иностранного языка является поиск эффективных форм, методов и приёмов введения нового материала и закрепления ранее изученного в иноязычном процессе обучения.

Пробуждение интереса к изучению иностранного языка (в частности английского) и к иноязычной коммуникативной деятельности является весьма сложной педагогической задачей [3, c.41]. Вызвать интерес к овладению иноязычным средством коммуникации у обучающегося может какой-либо мотивационный фактор.

Общепризнанным является тот факт, что мотивация играет немаловажную роль в процессе изучения иностранного языка.

Мотив — это побуждение к действию, связанное с удовлетворением потребностей субъекта, а мотивация — это побуждения, активизирующие деятельность субъекта и определяющие ее направленность. Именно преподаватель представляет собой главное звено в цепочке формирования устойчивой мотивации к изучению английского языка. Педагогическое мастерство, профессионализм, опыт, компетентность и творческий подход преподавателя к образовательной деятельности может сделать когнитивный процесс интересным, увлекательным и достаточно результативным.

Умение убедить студента в необходимости упорно трудиться и интенсивно работать; установление добрых, располагающих к общению на иностранном языке отношений, способны стимулировать обучающихся к изучению международного языка общения. Преподавателю следует занимать лидирующую, но не доминирующую позицию, выполнять роль не только организатора, но и соучастника такого учебного процесса, который строится как диалог студента с познаваемой им реальностью, с другими людьми, как обогащение их личностного опыта.

Немаловажным является и формулирование чётких установок в изучении иностранного языка: для чего выполняется тот или иной вид деятельности на занятии; объяснение трудностей процесса усвоения. Также следует убедить обучающегося в значимости и неоспоримой ценности владения иностранным языком в дальнейшей профессиональной деятельности [5].

В современном образовательном процессе особое место отводится игре. Использование разнообразных обучающих игр и воображаемых ситуаций общения способствует формированию положительных взаимоотношений между иноязычным средством коммуникации и теми, кто этот язык изучает. Помимо этого, игровая форма организации занятия играет роль сильного мотивационного фактора в развитии умений устной и письменной речевой деятельности; позволяет успешно привлекать и эффективно удерживать внимание обучающихся; развивает творческое воображение студентов и дает возможность обогатить их социальный опыт.

Использование игровых приемов на занятии можно применять для решения разнообразных задач и достижения различных педагогических целей. Посредством игры можно не только развивать различные компетенций у обучающихся, но и облегчать учебный процесс, делать более эффективным усвоение материала. Игровой форме деятельности отводится большая роль при изучении иностранных языков.

Значимость игровой деятельности в обучении иностранным языкам отмечалась многими специалистами.

Так Д. Б. Элькониным обозначены следующие важные функции игры:

-        средство развития мотивационно-потребностной сферы;

-        средство познания;

-        средство развития умственных способностей обучающихся;

-        средство развития произвольного поведения [6].

Известный методист Е. И. Пассов в игровой деятельности, как в средстве обучения, отмечает следующие черты:

-        мотивированность;

-        отсутствия принуждения;

-        индивидуализированная личная деятельность;

-        обучение и воспитание в коллективе и посредством коллектива;

-        развитие психических функций и способностей обучающихся;

-        обучение с увлечением [4].

Игры способствуют выполнению ряда важных методических задач, среди которых следует отметить

-        создание психологической готовности обучающихся к речевому общению;

-        обеспечение естественной необходимости многократного повторения обучающимися языкового материала;

-        тренировке обучающихся в выборе нужного речевого варианта.

Среди основных целей использования игр на занятиях по иностранному языку можно выделить следующие:

1.                  Формирование навыков

2.                  Развитие речевых умений

3.                  Обучение умению ведения коммуникативного процесса

4.                  Развитие необходимых способностей и психических функций

5.                  Языковое познание (язык как средство коммуникации)

6.                  Запоминание речевого материала.

Игровая деятельность влияет на развитие у обучающихся внимания, памяти, мышления, воображения и других когнитивных процессов.

В методической литературе существует достаточно большое количество классификаций игровой деятельности по тому или иному классификационному критерию. Так, например, исследователь данного вопроса А. А. Деркач говорит о том, что каждая из игр на иностранном языке характеризуется

-        определенными учебными целями и задачами;

-        формой проведения;

-        продолжительностью проведения;

-        способом организации;

-        степенью сложности

-        количественным составом участников.

По количеству обучающихся, задействованных в игровой форме деятельности, игры можно подразделить на индивидуальные, парные, групповые, фронтальные.

По степени сложности сюжета игры можно дифференцировать на простые, сложные, моноситуационные и полиситуационные.

По способу организации игры бывают компьютерные, письменные, на досках и другие.

По времени, отводимому на проведение, игры можно подразделить на продолжительные и не продолжительные.

По способу, характеру и форме проведения, игры можно классифицировать на письменные, устные, предметные, подвижные, сюжетные или ситуационные, ролевые игры-соревнования, интеллектуальные (загадки, тесты, ребусы, кроссворды.), игры-взаимодействия (коммуникативные), комплексные и другие.

По цели и содержанию игры подразделяются на языковые, речевые и игры для общения. Целью языковых игр является помощь в усвоении различных аспектов языка (фонетики, лексики, грамматики и стилистики).

Языковые игры делятся на

-        фонетические

-        лексические

-        грамматические

-        стилистические

Фонетические игры призваны обеспечить постановку или коррекцию произношения, тренировку произношения звуков в отдельно-взятых словах, фразах, предложениях, отработку правильной интонации в предложении и текстах.

Успех использования фонетических игр на занятии обуславливается регулярностью их применения, особенно на начальном этапе обучения, как элемент вводно-коррективного курса в техническом вузе, поскольку иногда студентам, имеющим недостаточно высокий уровень владения иностранным языком, сложность в произношении некоторых звуков и интонаций в английском языке, может сыграть некую роль в формировании языкового барьера. Использование преподавателем принципа «от простого к сложному» в обучении иностранному языку (от отдельных слов и предложений — к рифмовкам, скороговоркам, стихам и песням), позволяет студентам приобрести определенный опыт в играх данного вида и использовать его в дальнейшем на занятиях.

Лексические игры позволяют сосредоточить внимание обучающихся исключительно на лексическом материале и позволяют студенту помочь расширить словарный запас, проиллюстрировать и отработать употребление слов, предложений в ситуациях общения.

Грамматические игры обеспечивают умение обучающихся практически применять знания по грамматике иностранного языка, активизировать мыслительную деятельность студентов, направленную на употребление грамматических конструкций в естественных коммуникативных ситуациях общения.

Стилистические игры направлены на обучение студентов умению различать официальный и неофициальный стили общения, а также правильно применять каждый из них в разных коммуникативных ситуациях.

Речевые игры позволяют обучающимся использовать языковые средства в процессе коммуникативного акта и отталкиваться от конкретной ситуации, в которой осуществляются речевые действия [1].

Таким образом, использование игровой формы обучения на занятиях по иностранному языку, помогает преподавателю снять усталость и напряжение у студентов, создать доброжелательную, коммуникативно-ориентированную обстановку в аудитории, убрать языковой (или минимизировать его негативное воздействие) и психологический барьеры, повысить у обучающихся мотивацию к изучению иностранного языка, раскрыть творческие способности каждого студента и сделать образовательный процесс по дисциплине «Иностранный язык (английский) увлекательным, познавательным и динамичным на всех этапах вузовского обучения.

 

Литература:

 

1.                  Деркач А. А. Педагогическая эвристика (искусство обучения иностранному языку) М., 1991

2.                  Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. — СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2008.

3.                  Муратова Е. Н., Сенцов А. Э. Выражение концепта «народ» в русском языке // Молодой ученый. — 2011. — № 10. Т.2. — С. 40–42.

4.                  Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. М., 1989.

5.                  Тумакова Н. А., Ткаченко Ю. А. К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 705–707.

6.                  Эльконин Д. Б. Психология игры. [Электронный ресурс] — URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPi-1999/EPI-001.HTM (дата обращения: 10.04.2015).

Основные термины (генерируются автоматически): Иностранный язык, игра, игровая деятельность, обучающийся, средство развития, английский язык, игровая форма деятельности, иноязычное средство коммуникации, коммуникативный процесс, учебный процесс.


Похожие статьи

К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку в вузе

Эффективное применение коммуникативных игр на уроках иностранного языка

В данной статье речь идёт о применение игр на уроках иностранного языка, что способствует повышению интереса студентов к предмету.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с первых ур...

Способы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка

К вопросу об обучении старшеклассников диалогической речи на иностранном языке: задачи и подходы

Роль мотивационного фактора в изучении иностранного языка

К вопросу об эффективных способах изучения английского языка и возможных сложностях восприятия иноязычной речи

Развиваем творческие способности на уроке технологии

В статье автор рассматривает, опираясь на свой опыт работы учителем технологии, работу по развитию творческих способностей учеников.

Особенности интенсивных методов обучения иностранным языкам

Статья посвящена методическим особенностям интенсивного обучения иностранным языкам. Рассматривается коммуникативно-ролевой подход, интерактивные методы обучения, психологические и методические аспекты интенсивного обучения иностранным языкам.

Развитие глобальных компетенций через использование интерактивных методов и приемов на уроках иностранного языка

Похожие статьи

К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку в вузе

Эффективное применение коммуникативных игр на уроках иностранного языка

В данной статье речь идёт о применение игр на уроках иностранного языка, что способствует повышению интереса студентов к предмету.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с первых ур...

Способы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка

К вопросу об обучении старшеклассников диалогической речи на иностранном языке: задачи и подходы

Роль мотивационного фактора в изучении иностранного языка

К вопросу об эффективных способах изучения английского языка и возможных сложностях восприятия иноязычной речи

Развиваем творческие способности на уроке технологии

В статье автор рассматривает, опираясь на свой опыт работы учителем технологии, работу по развитию творческих способностей учеников.

Особенности интенсивных методов обучения иностранным языкам

Статья посвящена методическим особенностям интенсивного обучения иностранным языкам. Рассматривается коммуникативно-ролевой подход, интерактивные методы обучения, психологические и методические аспекты интенсивного обучения иностранным языкам.

Развитие глобальных компетенций через использование интерактивных методов и приемов на уроках иностранного языка

Задать вопрос