Проявления социально-конструктивного мышления в современных практиках личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 17.04.2015

Статья просмотрена: 471 раз

Библиографическое описание:

Костенко, Н. В. Проявления социально-конструктивного мышления в современных практиках личности / Н. В. Костенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 1229-1232. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17534/ (дата обращения: 16.12.2024).

Дается анализ проявленийсоциально-конструктивного мышления в современных практиках личности. Отмечается, что понимание и следование своим истинным потребностям позволяет личности делать выбор, который приводит к социально-конструктивному результату и является источником ее индивидуального успеха.

Ключевые слова:личность, социально-конструктивное мышление, общество.

 

Во всем мире для человека являются важными такие вопросы как физическая, материальная и психологическая безопасность, наличие семьи, близких людей, друзей и единомышленников, профессиональная реализация, возможность заниматься делом, которое приходится по душе, умение найти свое место в социуме. И никто по своей воле не стремится к противоположному. История показывает, что ни одна страна в мире не застрахована от проблем: происходят дефолты, природные или техногенные катастрофы, социально-экономические и политические кризисы, военные конфликты. Глобальные или локальные проблемы порождают у человека чувство незащищенности и растерянности и без социально-конструктивного подхода к решению проблем, без опоры на свои настоящие потребности человеку выжить в таком водовороте событий достаточно сложно. Так, Горак Г. И. отмечает, что на заре своего существования человечество могло выжить, «отождествляя себя с природой, апеллируя к ней как к источнику обеспечения жизни… Полагаться на волю и власть общественной организации было достаточно и для человечества индустриальной эпохи. Но современное человечество зашло в глухой угол: ни природа, ни общество сами по себе уже не способны его защитить… При этих условиях центром бытия становится индивид, и именно он способен до прозрения, духовного прорыва, непредсказуемого проекта найдет пути устранения угрозы существованию, именно в нем сосредоточены истоки оптимизации социальных отношений, именно он наделен неустранимой способностью к саморазвитию» [1, с. 220–221].

В настоящее время современный украинский социум переживает трудные времена и имеет много нерешенных вопросов во всех сферах жизнедеятельности. События, которые происходили в Украине в последнее время, спровоцировали кардинальные изменения в жизни общества. Обострились такие проблемы, как: непоследовательность социально-экономических и политических реформ, кризис власти, инфляция, коррупция, сокращение работающих предприятий и, как следствие, стремительный рост безработицы, увеличение объема трудовой миграции из страны заграницу, ухудшение уровня жизни рядовых граждан. Но возникли и такие проблемы, с которыми украинское общество за годы своей независимости еще ни разу не сталкивалось — разрушенные или покинутые дома, незаконченное образование, вынужденное переселение, гибель или увечья родных, знакомых или незнакомых людей в наше современное и прежде мирное время. Эти новые обстоятельства пугают людей, заставляют задумываться о выживании физическом, экономическом, моральном, духовном, вынуждают пересматривать свои цели, менять приоритеты, делать непривычный и сложный для себя выбор.

Вследствие обозначенных изменений для каждого человека становится еще более актуальным, чем раньше поиск своего места в общественной структуре. На первый взгляд, кажется, что говорить в таких обстоятельствах о социально-конструктивном мышлении неуместно: трудно быть социально-конструктивной личностью в неконструктивной среде. В условиях социально-экономического, политического кризиса, военного конфликта, который развернулся на территории Украины, феномен социально-конструктивного мышления даже выглядит как утопия. Но это лишь на первый взгляд, потому что именно в условиях тотального разрушения уже относительно сформировавшейся и понятной жизни с ее прошлым, настоящим и представляемым будущим феномен социально-конструктивного мышления приобретает особенную актуальность. В настоящий момент происходит жесткая ломка устоявшихся форм бытия, стереотипов мышления и действий украинцев. Ситуация требует от человека немедленного приспособления к новым условиям и поиска своего места в мире заново и именно социально-конструктивное мышление может ей в этом помочь.

На наш взгляд, социально-конструктивное мышление выступает как интеллектуально-духовный фундамент, опираясь на который, человек способен найти в себе силы двигаться дальше. Оно контекстное, разноуровневое, разностороннее, имеет практический, прикладной характер и зависит от среды, бытовых условий, исторического периода, географической зоны и других факторов. Но всегда в его основе есть то, что делает мышление личности социально-конструктивным. Это — знание себя и понимание своих истинных потребностей. Каждый выбор основывается на потребности, независимо от того осознанная она или нет. Но надо помнить, что потребности могут быть неверно распознаны и поэтому их можно разделить на истинные и ложные. Мы живем в эпоху потребления и, с целью увеличения объемов продаж различных товаров и услуг, большие корпорации и маленькие предприятия во всем мире через средства массовой информации навязывают выгодную, с точки зрения товарооборота и увеличения прибыли, модель успешности. Чаще всего эта модель сводится к достижению высокого социального статуса, приобретения разнообразных материальных благ и не учитывает индивидуальные потребности и индивидуальный выбор самого человека. Многие люди принимают ценности, навязанные СМИ, за свои собственные и, таким образом, у них рождаются ложные потребности.

На наш взгляд, понятие социально-конструктивного мышления шире, чем понятие социального успеха в его привычном восприятии. Социально-конструктивная личность понимает свои индивидуальные истинные потребности в жизни в целом и в каждый отдельный момент и делает свой выбор в том или другом случае на основе этого понимания. Поэтому, мы считаем, современному человеку важно стремиться не к абстрактному обобщенному успеху, а к тому, чтобы осознавать и понимать свои истинные потребности. Понимая собственные истинные потребности, человек способен делать социально-конструктивный выбор, который обусловливает социально-конструктивные действия и приводит к социально-конструктивному результату. И такого человека, на наш взгляд, уместно считать индивидуально успешным.

Социально-конструктивный выбор — это осознанный и самостоятельный выбор личности, за который она несет персональную ответственность и который основан на четком понимании своих истинных потребностей и их взаимозависимости с возможностями социума. Истинные (настоящие) потребности важны для человека как воздух и они не обусловлены ни социальной средой, ни рекламой, ни прошлым опытом, ни другими внешними факторами.

Непонимание или игнорирование человеком своих потребностей всегда делает его несчастным. И наоборот — следование своим истинным потребностям, понимание причин своего выбора и верно расставленные приоритеты — счастливым. Как отмечает философ М. Б. Арнольд: «Каждый выбор имеет причину. И эта причина — в выбирающем».

Проблема сознания, мышления, выбора и принятия решений интересна ученым из разных областей науки и бизнеса. Например, в статье Мэтью Херпера, американского корреспондента «Forbes USA» [2] рассказывается о том, что один из создателей компании Microsoft Пол Аллен тратит сотни миллионов долларов на то, что бы общими усилиями мировых ученых из разных научных областей создать атлас человеческого мозга. В 2006 году уже была завершена работа по созданию карты мышиного мозга. По мнению Пола Аллена, эти разработки позволят ученым понять то, как рождается человеческое сознание. «Мне, как бывшему программисту, очень интересно, как же работает человеческий мозг, как на самом деле происходит обработка информации», — рассказывает Аллен в одном из своих редких интервью. — Даже совсем немного углубившись в неврологию, ты начинаешь понимать, что все взаимосвязано. То есть мозг пытается использовать все, что только можно, — зрение, слух, опыт прошлого. Все это мозг использует, чтобы рассчитать, что животное (будь то мышь или человек) должно делать дальше».

С 2002 в течение 9 лет в Америке проводилось исследование, в основу которого был заложен вопрос: почему при равных условиях одни компании в условия неопределенности, хаоса процветают и становятся великими, а другие нет. Выводы данного исследования были изложены в книге Джима Коллинза «Великие по собственному выбору» [3]. Бытует мнение, что величие больше зависит от обстоятельств и удачи, чем от выбора и конкретных действий. Но результаты исследований говорят о том, что каждая успешная компания имела своей целью нечто большее, чем деньги. Их целями были — влияние, вклад и смысл. Сотрудники данных компаний ясно осознают, что величие компании, в которой они работают, зависит не от того, что с ними может случиться, а от того, что они могут сами создать. И что результат, которого достигла компания, обеспечен, прежде всего такими факторами как выбор и дисциплина.

Американский философ Рут Ченг [4], говоря про проблему сложного выбора человека на собственном примере выбора профессии философа, акцентирует наше внимание на том, что в ситуации выбора из двух или нескольких вариантов предполагаемого нами будущего и при видимых равных условиях «вместо того, чтобы искать причины вовне, нам стоит искать их внутри: «Кем я должен быть?» и отмечает, что «сложный выбор есть для нас хорошей возможностью познать особенность человеческой природы…и поэтому сложный выбор — не проклятие, а благодать». Рут Ченг в юности сомневалась, в том, что она, дочь бедных эмигрантов, может позволить себе выбрать профессию философа и получила юридическое образование. Лишь спустя некоторое время, окончательно убедившись в том, что юриспруденция не ее призвание, Рут Ченг вернулась к философии и стала признанным экспертом в вопросе трудного выбора. Таким образом, пример философа только подтверждает наш вывод о том, что незнание, непонимание своих истинных потребностей или не следование за ними делает человека несчастным, а их понимание, знание и следование им — счастливым. Понимание человеком своих истинных потребностей разного уровня и в разных сферах жизнедеятельности всегда побуждает его к поиску возможностей. И тогда невозможное становится возможным лишь благодаря факту своей великой необходимости. Потому что это есть самый действенный мотив — истинная, верно распознанная потребность, которая формирует сначала смутное, а потом уже и совсем явное желание. Такое желание, рожденное от понимания истинной потребности, не может не сбыться, потому что, оно является жизненной необходимостью конкретного человека, без реализации которой он не сможет осуществлять свой дальнейший жизненный путь. Мы привыкли думать о таких жизненно важных потребностях, как еда, сон, физическая безопасность и др. и, чаще всего, даже не задумываемся, что есть другой уровень необходимых потребностей, без реализации которых деятельность человека в той или иной жизненной сфере становится невозможной, и он рискует «погибнуть» морально, духовно, личностно, профессионально. Понимание своих истинных потребностей помогает человеку находить ответы на все важные для него вопросы. Социально-конструктивная личность способна переводить найденные ответы в практическую плоскость, трансформировать их в действия и реализовывать в своей жизни, согласно целям и задачам, которые перед ней стоят в рамках существующей социокультурной системы.

Ни один человек не знает границ своих возможностей. Очень часто «привычное» понимается как единственно возможное. Поэтому социально-конструктивное мышление — это выход за рамки привычного. Социально-конструктивная личность также способна осознавать и корректировать свои привычки, формировать новые. Как говорил всемирно известный специалист по качеству Едвард Деминг: «Вы можете не меняться — выживание не является необходимостью».

Итак, социально-конструктивная личность знает себя и свои истинные потребности, делает самостоятельный осознанный выбор, имеет такие качества как гибкость, адаптивность к новым условиям, неожиданным ограничениям. Она всегда индивидуально успешна, независимо от того в какой сфере работает, какой стиль жизни ей присущ, какой у нее социальный статус.

 

Литература:

 

1.      Горак Г. И. Философия: Курс лекций — К.: Вилбор, 1998. — 272 с.

2.      Мэтью Херпер. Пол Аллен — миллиардер, который разбирает мозг // Forbes. — 2012. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.forbes.ru/sobytiya/lyudi/134882-pol-allen-milliarder-kotoryi-razbiraet-mozg

3.      Коллинз Джим, Хансен Мортен. Великие по собственному выбору. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 464 с.

4.      Ruth Chang. How to make hard choices // TED. — 2014. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ted.com/talks/ruth_chang_how_to_make_hard_choices/transcript?language=en

Основные термины (генерируются автоматически): социально-конструктивное мышление, потребность, социально-конструктивная личность, выбор, том, USA, сложный выбор, социально-конструктивный выбор, социально-конструктивный результат, человеческий мозг.


Ключевые слова

общество, личность, социально-конструктивное мышление

Похожие статьи

Исследование творческого мышления в отечественной психологии

Важную роль в современном мире занимает креативное мышление. Его требуется применять в различных сферах: создание нового продукта, за-пуск проекта, обучение, решение сложных вопросов Креативное мышление часто отождествляют с понятие творческое мышлен...

Проявления маргинального отношения к праву

В статье рассмотрена специфика маргинального проявления к праву, на основе исследования особенностей этого в современном обществе. В процессе анализа специфики маргинального проявления к праву автором сформулированы основные проблемы, выделены основн...

Образование как формат самообразования

В данной статье исследуются вопросы, связанные аксиологическими приоритетами современных образовательных процедур. В системе этих приоритетов рассматривается формирование устойчивых навыков и мотивов к самообразованию. Утверждается, что целью подлинн...

Профессиональное совершенствование педагога — залог эффективности образовательного процесса

Статья посвящена рассмотрению необходимости профессионального совершенствования профессорско-преподавательского состава современного вуза. Особый акцент делается на значимости формирования у педагога акмеологических компетенций, находящих свое выраже...

Коммуникативная компетенция: определения, способы формирования

В настоящей статье предпринимается анализ сущности коммуникативной компетенции, подчеркивается ее важность в контексте современных общественных динамик, и рассматриваются методологии и стратегии формирования данной компетенции с целью достижения опти...

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Манипулятивное поведение в межличностных отношениях студентов вузов

В данной статье рассматривается феномен манипулятивного поведения студентов с точки зрения стратегии поведения в обществе. Выявление взаимосвязи манипулятивных форм общения с личностными особенностями, которые могут создавать препятствия на пути к са...

Профессиональная направленность студентов СПО как фактор развития профессионального самосознания

В статье исследуется проблема развития направленности студентов СПО как фактора развития их профессионального самосознания. Экспериментальным путем доказывается, что направленность личности в целом, а также мотивация ее профессионального выбора опред...

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема

В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.

Стратегические приемы развития творческих способностей учащихся и роль художественного мышления в школе

Обобщая принципы развития художественного мышления учащихся, авторы предлагают методику определения стратегических и тактических целей в формировании творческих способностей, с возможностями дальнейшей проработки вопроса при изучении литературы в шко...

Похожие статьи

Исследование творческого мышления в отечественной психологии

Важную роль в современном мире занимает креативное мышление. Его требуется применять в различных сферах: создание нового продукта, за-пуск проекта, обучение, решение сложных вопросов Креативное мышление часто отождествляют с понятие творческое мышлен...

Проявления маргинального отношения к праву

В статье рассмотрена специфика маргинального проявления к праву, на основе исследования особенностей этого в современном обществе. В процессе анализа специфики маргинального проявления к праву автором сформулированы основные проблемы, выделены основн...

Образование как формат самообразования

В данной статье исследуются вопросы, связанные аксиологическими приоритетами современных образовательных процедур. В системе этих приоритетов рассматривается формирование устойчивых навыков и мотивов к самообразованию. Утверждается, что целью подлинн...

Профессиональное совершенствование педагога — залог эффективности образовательного процесса

Статья посвящена рассмотрению необходимости профессионального совершенствования профессорско-преподавательского состава современного вуза. Особый акцент делается на значимости формирования у педагога акмеологических компетенций, находящих свое выраже...

Коммуникативная компетенция: определения, способы формирования

В настоящей статье предпринимается анализ сущности коммуникативной компетенции, подчеркивается ее важность в контексте современных общественных динамик, и рассматриваются методологии и стратегии формирования данной компетенции с целью достижения опти...

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Манипулятивное поведение в межличностных отношениях студентов вузов

В данной статье рассматривается феномен манипулятивного поведения студентов с точки зрения стратегии поведения в обществе. Выявление взаимосвязи манипулятивных форм общения с личностными особенностями, которые могут создавать препятствия на пути к са...

Профессиональная направленность студентов СПО как фактор развития профессионального самосознания

В статье исследуется проблема развития направленности студентов СПО как фактора развития их профессионального самосознания. Экспериментальным путем доказывается, что направленность личности в целом, а также мотивация ее профессионального выбора опред...

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема

В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.

Стратегические приемы развития творческих способностей учащихся и роль художественного мышления в школе

Обобщая принципы развития художественного мышления учащихся, авторы предлагают методику определения стратегических и тактических целей в формировании творческих способностей, с возможностями дальнейшей проработки вопроса при изучении литературы в шко...

Задать вопрос