Традиции и новации бумагопластики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 16.04.2015

Статья просмотрена: 2520 раз

Библиографическое описание:

Сороченко, Д. Н. Традиции и новации бумагопластики / Д. Н. Сороченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 1224-1229. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17434/ (дата обращения: 30.10.2024).

Представлена история развития древней японской традиции бумагопластики — оригами от истоков её возникновения до опыта современного художественного моделирования.

Ключевые слова: бумагопластика, оригами, складка, модуль.

 

Сегодня бумагопластика как многогранное явление находит применение в разных сферах человеческой деятельности. Её история исчисляется веками и уходит корнями в древнюю японскую традицию оригами.

Бумага впервые появилась в Китае. Однако, складывание фигурок из квадратных листов бумаги не получило в Китае такого развития, как в Японии. Вероятно, это объясняется своеобразием духовной религиозной традиции синтоизма и дзен-буддизма, согласно которой, только абстрагируясь от реальности, возможно понять истинную сущность вещей [10]. В культуре Японии бумага играла важнейшую роль. Сходство звучаний японских слов «бумага» и «божество» как «ками» несло некую мистическую связь, поэтому особое внимание уделялось способам складывания бумаги, так как процесс выполнения складок из листа обозначал общение с богами.

Единство мира во всех его проявлениях — один из основных постулатов дзен-буддизма. В едином мире великое — мало, а малое — велико. Выбор бумаги, столь естественной в быту и близкой человеку, отражает ценность простых средств для реализации сложных идей. Простота сложенного в несколько раз бумажного квадрата доступна, понятна, и в этом заключен особый смысл. Не стоит искать мудрость в далёких вещах, ведь её постижение находится совсем близко. Мудрость заключается в простоте.

Образ пространства в восточной философии — квадрат. Этим объясняется использование квадрата в качестве первоэлемента языка оригами. На Востоке квадрату придавали особое значение. В древнем Китае квадрат символизировал землю, квадратная плоскость которой соединяется в единое с куполом неба. Вслед за высказыванием великого китайского философа Лао-Цзы: «У великого квадрата уже нет углов», квадрат становится воплощением круга: космоса, единого, пустоты. А так как пустота объединяет и связывает все её наполняющие тела, которые находятся в состоянии взаимопроникновения, то квадрат — основа вселенной — должен тоже переходить в тысячи форм. Только без надрезов, не нарушая единое. Так, особый взгляд на мир обусловил появление древней японской традиции оригами. «Художник, нашедший форму бумажного журавлика, искал не бумажную копию птицы, но её суть». Красоту, как путь к истине, как «способ в малом выразить великое, в незатейливых бумажных фигурках увидеть вселенную во всем её многообразии» [2]. Визуальный язык сложенных бумажных фигурок в проявлении внимания людей друг к другу имел большее значение, чем словесный язык. Среди изобретённого множества бумажных моделей, ставших классическими, выделяли журавлика как символ счастья и долголетия [рис. 1].

Описание: C:\Users\Dimin\Desktop\ORI\e9e545e0170055d60735312e6941ae16_b.jpg

Рис. 1. Японский журавлик

 

Оригами является первой в мире системой конструирования из бумаги. Традиционная композиция выполняется из квадратного листа бумаги путем сгибания, исключая надрезы и склеивания. Несмотря на многообразие возможных приёмов трансформации бумажного листа (вырезание, скручивание и т. п.) Мастера оригами выбирают путь общения с материалом самый естественный, который выявляет самые существенные для формообразования качества бумаги. Складка в бумагопластике служит конструктивной основой. Бумажная конструкция, в основе которой лежит ребро жёсткости, является открытием японской культуры.

Первым японским изданием по оригами считается книга «Сенбадзуру орикама», которая вышла в свет в 1797 году. Автор названия книги «Как сложить тысячу журавликов» явно намекает на старинную легенду, утверждающую, что тысяча сложенных бумажных птиц поможет осуществить желание.

Новый этап развития оригами в Японии начался после Второй мировой войны, и был связан с именем знаменитого японского мастера Акиро Йошидзава, который всю жизнь посвятил оригами и его развитию. Именно Йошидзава создал то, что сегодня называется «оригамной азбукой» [5]. Условные обозначения, символы, графические знаки, придуманные Акиро, позволили зафиксировать на бумаге процесс складывания оригамной композиции. Это открытие явилось переломным моментом в развитии оригами. Японская традиции стала распространяться на Запад и сделала оригами универсальным международным языком.

Оригами, как и любой другой вид искусства, не избежало проникновения в него компьютерной графики. И здесь первенство снова принадлежит Японии. В конце прошлого столетия Иссай Йошино начал чертить схемы для складывания бумажных фигур при помощи компьютерной графики — так появились бумажные скелеты динозавров [5].

Одной из популярных сейчас разновидностей оригами является модульное оригами, в котором композиция собирается из многих одинаковых частей (модулей). Первое упоминание о модульных оригами встречается в 1734 году в японской книге Хаято Охоко «Ranma Zushiki». Несмотря на давнюю историю модульного оригами, оно не получило должного развития вплоть до 1960 года, пока данную технику не открыл заново Роберт Нейл в США и позднее Мицунобу Сонобе в Японии. С тех пор модульное оригами активно развивается как международное искусство.

В современном мире благодаря интерактивным технологиям происходит взаимопроникновение традиций и смешение культур. Оригами сегодня переживает период поиска смысла. Квадрат как формообразовательная основа оригами не играет особой роли на Западе, и теряет своё значение на родине. Сегодня оригами развивается по трем направлениям [2].

В первом направлении создание фигурок с использованием квадрата идёт по пути достижения максимальной выразительности при минимальном количестве складок и сгибов бумажной формы. Такое развитие оригами характерно для творчества английского дизайнера Поля Джексона [рис. 2]. Он пропагандирует оригами изданием книг и чтением лекций студентам — дизайнерам учебных заведений Европы. П. Джексон увлеченно и много работает. Его квартира, она же творческая студия представляет «волшебную пещеру бумажного чудесника» [5].

Описание: C:\Users\Dimin\Desktop\ORI\oooooo.jpg

Рис. 2. П. Джексон. Кот

Описание: C:\Users\Dimin\Desktop\ORI\Kawasaki-Rose.png

Рис. 3. Тошиказу Кавасаки. Роза

 

Также в первом направлении на основе квадрата осуществляется поиск элементов для создания композиций визуальной, конструктивной и технической сложности [6]. Например, к инновациям оригами относится разработка элемента закрученного узла и создание на его основе удивительно выразительных роз в творчестве известного мастера Тошиказу Кавасаки [рис. 3].

Второе направление расширяет возможности традиционного оригами. Вместо квадрата бумажное моделирование осуществляется из треугольников, пяти, — шести, — восьмиугольников или из листа формата А4. В этом прослеживается влияние Запада, где создание объёмно-пространственной бумажной формы осуществляется набором элементов. Представителем этого направления является Джоел Купер [7]. Талантливый мастер создаёт удивительные многогранные обьёмные модели, маски, выполненные из одного цельного листа бумаги [рис. 4, 5].

Описание: C:\Users\Dimin\Desktop\ORI\бу3.jpg

Рис. 4. Д. Купер. Многоугольник

Описание: C:\Users\Dimin\Desktop\ORI\origami_35.jpg

Рис. 5. Д. Купер. Маска

 

Появившаяся во втором направлении новая тенденция особенно развивается в третьем направлении — модульном оригами. При этом за основу берётся традиционный квадрат, но оригами выступает уже в качестве комбинаторной системы, в которой всё внимание обращено не на квадрат, а на систему монтажного соединения элементов между собой и создание многокомпонентной конструкции, являющейся новацией в оригами. К образцам модульного оригами относятся работы известного российского дизайнера А. Зайцевой [3]. В своих книгах она рассказывает о основах, секретах и тонкостях увлекательной техники создания объёмных композиций из базовых модулей [рис. 6].

Описание: C:\Users\Dimin\Desktop\ORI\687474703a2f2f776f6d656e2d636c75622e646f2e616d2f5f66722f322f333933343531392e6a7067.jpg

Рис. 6. А. Зайцева. Ваза

Описание: C:\Users\Dimin\Desktop\ORI\maxresdefault.jpg

Рис. 7. С. Тарасов. Собор Василия Блаженного

 

Другим ярким примером модульного оригами является работа сельского учителя Красноярского края С. Тарасова, создавшего макет Собора Василия Блаженного высотой полтора метра, который был представлен на фестивале «Русь мастеровая» [8]. На создание этой масштабной выразительной конструкции потребовалось десять тысяч листов бумаги формата А4 для изготовления шестидесяти тысяч модулей и год вдохновенного кропотливого труда [рис. 7].

Сегодня большой популярностью пользуется международное художественное течение «Архитектура оригами». В основе этой бумагопластики лежит древнее японское искусство складывания фигурок из бумаги — оригами, которое дополняется двумя новыми этапами: техникой вырезания из бумаги архитектурных форм и инженерными основами конструирования трёхмерных моделей pop-up. Концепция «Архитектура оригами» стала разрабатываться в 1981 году профессором архитектуры Масахиро Чайтани в соавторстве с известным танцором Кейко Накадзавой [4]. Возможно, синтез двух художественных профессий делает их творческие работы особо динамичными, пластичными, изящными. Вместе они издали более тридцати книг с образцами и примерами «Архитектуры оригами» различной тематики: архитектурной, геометрической, природной и т. п. Более двадцати лет, используя древнее искусство оригами, Масахиро Чатани создаёт работы в новом стиле. Мастер-классы и его мастерские имеют невероятный успех в Японии, ширится круг его почитателей и за границей. Изобретатель нового стиля оригами Масахито Чатани создал две тысячи работ, отличающихся яркой индивидуальностью [рис. 8]. Объёмные бумажные конструкции, складывающиеся в плоские формы, выдающихся японских Мастеров и многих других, например: Ингрид Силиакус из Нидерландов и Марии Виктории Гарридо из Аргентины экспонировались на крупнейшей выставке в американском Музее Дизайна и искусства в 2001 году. Используя идею Масахито Чатани, дизайнер из Нидерландов Ингрид Силиакус из листа бумаги, согнутого под 90 градусов, создаёт трехмерные объёмные композиции, воплощая в них свой авторский взгляд на архитектуру [рис. 9].

Описание: C:\Users\Dimin\Desktop\ORI\origamic-architecture-escher-ascending-descending.jpg

Рис. 8. М Чатани. Архитектурное оригами

Описание: C:\Users\Dimin\Desktop\ORI\600x720-9535ccd0cbeb0cd8b9ddc01cb554b193_40498.jpg

Рис. 9. И. Силиакус. Архитектурное оригами

 

На впервые в мире организованной тематическое выставке было представлено более ста работ от крупномасштабных известных памятников архитектуры до миниатюрных моделей цветов и животных, от абстрактных геометрических конструкций до повседневных объектов. Так, заявило о себе сравнительно молодое художественное течение «Архитектура оригами», которое «изобретательно соединило в себе традицию и новацию» [2].

Современное художественное течение бумагопластики «Архитектура оригами» уже своим названием указывает на связь архитектуры с японским искусством оригами. Действительно, в архитектуре, в архитектурно-дизайнерском проектировании используется макетное моделирование, в котором материалу бумаге, как в оригами, отдаётся предпочтение, потому что бумажный лист обладает уникальными качествами: широкими конструктивными возможностями, тактильным потенциалом и выразительными характеристиками. Как в оригами, так и в архитектурно-дизайнерском проектировании, складка является базовым элементом трансформации бумажного листа и создания трехмерных складчатых структур [1, с. 100]. Кроме этого, выработанные веками принципы оригами не потеряли своей актуальности и сегодня активно используются в подготовке архитекторов-дизайнеров. К ним относятся: соподчинение частей в едином целом, ритмическая организованность, модульность, чистота конструкций, лаконичность форм, условность визуального языка и максимум выразительности при минимуме средств [1, с. 9].

Таким образом, древняя японская традиция оригами, начавшаяся с поиска пути к истине, в настоящее время открыта для дальнейшего развития как самостоятельная область художественного моделирования, так и в синтезе с другими искусствами и успешно продолжает свой путь поиска новых возможностей бумагопластики, обладающей колоссальным потенциалом.

 

Литература:

 

1.                  Ермолаев А. П., Шулика Т. О., Соколова М. А. Основы пластической культуры архитектора-дизайнера. М: Изд-во Архитектура-С, 2005, 463 с.

2.                  Васерович Ю. А. Бумагопластика в проектной культуре дизайна, 2007, http://cheloveknauka.com/bumagoplastika-v-proektnoy-kulture-dizayna (дата обращения 25.03.2015)

3.                  Зайцева А. А. Модульное оригами. М: Изд-во Эксмо, 2012, 64 с.

4.                  Masahiro Chatani. http://ru-pop-up.livejournal.com/15204.html (дата обращения 25.03.2015)

5.                  Оригами — Мастера. http://origami.ramot.ru/masters.php?id=10 (дата обращения 25.03.2015)

6.                  Оригамист kawasaki toshikazu. http://www.origami-do.ru/358-origamist-kawasaki-toshikazu.html (дата обращения 25.03.2015)

7.                  Оригами — Мастера. Известные авторы оригами моделей. http://origami.ramot.ru/masters.php (дата обращения 25.03.2015)

8.                   Бумажный Собор Василия Блаженного: искусство модульного оригами от Сергея Тарасова. http://www.kulturologia.ru/blogs/211012/17273/ (дата обращения 25.03.2015)

9.                  Архитектурное оригами от Ингрид Силиакус (Ingrid Siliakus). Амстердам, Нидерланды. http://www.arhinovosti.ru/2012/02/06/arkhitekturnoe-origami-ot-ingrid-siliakus-ingrid-siliakus-amsterdam-niderlandy/comment-page-1/ (дата обращения 25.03.2015)

10.              Клуб оригами. История оригами. http://cluborigami.ru/istoriya-origami.html (дата обращения 25.03.2015)

Основные термины (генерируются автоматически): модульное оригами, оригами, Япония, древняя японская традиция, бумажный лист, квадрат, архитектурно-дизайнерское проектирование, архитектурное оригами, визуальный язык, компьютерная графика.


Похожие статьи

Этнокостюм в дискурсе современной моды и художественной практике дизайнеров (из опыта работы Краснодарского института культуры)

Функции традиционного народного костюма рождают новые формы его бытования на современном этапе формирования модных тенденций. Такие приемы как трансформация, эстетическая, художественная, стилизация используются в работе над созданием и проектировани...

Технология создания икон: история и современность

В статье рассмотрены основные этапы создания иконы, дан анализ материалов и технология выполнения иконы на современном этапе.

Этнодизайнерская компонента в художественном проектировании формы современной женской легкой одежды

В статье представлен метод художественного проектирования новой модели женской одежды с этнокомпонентами на основе ассоциативного формообразования. Разработано современные модели женской одежды путем комбинаторики модулей композиционно — конструктивн...

Наброски кистью в системе обучения российских и китайских художников

Статья посвящена проблеме применения одного из видов академического рисунка, а именно краткосрочного рисунка кистью в процессе обучения специалистов художественного профиля. В работе рассматриваются особенности краткосрочного рисунка в системе обучен...

Истоки и становление каскадерского искусства

Истоки и становление каскадерского искусства. В статье проводится исследование и рассматриваются основные параметры истоков каскадерского искусства еще со зрелищных игр древних времен, развитие каскадерства в фильмах немого кино и становления в совре...

Принципы и методы обучения изобразительному искусству в педагогической практике Дмитрия Николаевича Кардовского

Импровизация как одна из форм развития хореографического искусства

В данной статье рассматривается природа импровизации в контексте хореографического искусства. Автор приходит к выводу о том, что импровизация и хореография — равноправные партнеры в танце, играющие различные, но одинаково важные роли. Процесс формиро...

Элементный анализ кроя исторического костюма

Статья посвящена анализу исторического костюма на предмет выявления элементов конструкции для их последующего внедрения в проектирование современных швейных изделий. Разработана концептуальная схема элементного анализа исторического кроя. Определен м...

Выполнение «Экслибриса» в художественной школе как первоначальный этап знакомства учащихся с линогравюрой в рамках реализации дополнительной предпрофессиональной программы «Станковая композиция»

В статье рассматривается опыт проведения занятий по линогравюре, начиная с графики малых форм — Экслибриса на уроках станковой композиции в системе дополнительного художественного образования.

Международная практика контроллинга (немецкая и американская модели)

В статье рассматриваются концептуальные и методические аспекты контроллинга, значимые для его успешного внедрения в практику российских предприятий. Представлена эволюция контроллинга за достаточно длительный период. Проанализированы существующие под...

Похожие статьи

Этнокостюм в дискурсе современной моды и художественной практике дизайнеров (из опыта работы Краснодарского института культуры)

Функции традиционного народного костюма рождают новые формы его бытования на современном этапе формирования модных тенденций. Такие приемы как трансформация, эстетическая, художественная, стилизация используются в работе над созданием и проектировани...

Технология создания икон: история и современность

В статье рассмотрены основные этапы создания иконы, дан анализ материалов и технология выполнения иконы на современном этапе.

Этнодизайнерская компонента в художественном проектировании формы современной женской легкой одежды

В статье представлен метод художественного проектирования новой модели женской одежды с этнокомпонентами на основе ассоциативного формообразования. Разработано современные модели женской одежды путем комбинаторики модулей композиционно — конструктивн...

Наброски кистью в системе обучения российских и китайских художников

Статья посвящена проблеме применения одного из видов академического рисунка, а именно краткосрочного рисунка кистью в процессе обучения специалистов художественного профиля. В работе рассматриваются особенности краткосрочного рисунка в системе обучен...

Истоки и становление каскадерского искусства

Истоки и становление каскадерского искусства. В статье проводится исследование и рассматриваются основные параметры истоков каскадерского искусства еще со зрелищных игр древних времен, развитие каскадерства в фильмах немого кино и становления в совре...

Принципы и методы обучения изобразительному искусству в педагогической практике Дмитрия Николаевича Кардовского

Импровизация как одна из форм развития хореографического искусства

В данной статье рассматривается природа импровизации в контексте хореографического искусства. Автор приходит к выводу о том, что импровизация и хореография — равноправные партнеры в танце, играющие различные, но одинаково важные роли. Процесс формиро...

Элементный анализ кроя исторического костюма

Статья посвящена анализу исторического костюма на предмет выявления элементов конструкции для их последующего внедрения в проектирование современных швейных изделий. Разработана концептуальная схема элементного анализа исторического кроя. Определен м...

Выполнение «Экслибриса» в художественной школе как первоначальный этап знакомства учащихся с линогравюрой в рамках реализации дополнительной предпрофессиональной программы «Станковая композиция»

В статье рассматривается опыт проведения занятий по линогравюре, начиная с графики малых форм — Экслибриса на уроках станковой композиции в системе дополнительного художественного образования.

Международная практика контроллинга (немецкая и американская модели)

В статье рассматриваются концептуальные и методические аспекты контроллинга, значимые для его успешного внедрения в практику российских предприятий. Представлена эволюция контроллинга за достаточно длительный период. Проанализированы существующие под...

Задать вопрос