В данной статье рассмотрены проблемы беспризорности и безнадзорности подростков, причины данного явления и способы преодоления в социальных службах, семье.
Ключевые слова:родитель или законный представитель, ребенок, беспризорность, безнадзорность, социальные службы, подросток, семья.
Актуальность данной темы состоит в том, что развитие преступности, безнадзорности, беспризорности и подростковых девиаций молодеет с каждым годом, если раньше — этот возраст составлял 13–15 лет, то сегодня этот возраст варьируется от 10–12. Все это происходит от того, что нестабильность жизни в нашей стране наносит удар по всему обществу, малым группам — семье, и накладывает отпечаток на детей. В результате повышающейся потребности в безопасности актуализируется поиск социальных институтов, которые позволили бы удовлетворять человеку потребность, вернуть ему чувство связанности с другими, избавиться от ощущения ничтожности и незащищенности перед окружающим миром. В первую очередь это институты семьи, образовательного пространства (школы, ВУЗы), пространство трудовых отношений, социальные службы [1].
Существуют причины, которые вызывают интерес к проблемам семей, обусловленные высоким ростом разводов, снижением рождаемости, и в совокупности низкой численностью несовершеннолетних. Авторитетность норм и установок снижается, а вместе с ним следует и способность к самоуправлению, самообладанию и сдержанности. Насколько это важно, мы видим это из того, как стремительно быстро развивается преступность подростков, бродяжничество, групповая, многочисленная беспризорность и безнадзорность.
Высокая смертность, как заметный фактор нестабильности социума — увеличивает число детей, оставшихся без попечения родителей.
Подростковый возраст — это возраст, в котором сформировываются важные свойства личности, на данном этапе проходят важные стадии становление характера. Именно в этом возрасте, влияние окружающей среды и ближайшего окружения, имеет большое значение.
Причинами данного явления могут послужить: унижения и оскорбления дома, неуважение со стороны старших, явление алкогольной зависимости в семье, общение с ранее судимыми родителями или знакомыми, нехватка экономических ресурсов, для воспитания ребенка, развод родителей, семьи беженцев и переселенцев, отсутствие профилактики учащихся, которые уже оказались в «трудной жизненной ситуации».
Если же разделить эти причины на группы, которые способствуют росту беспризорности и безнадзорности в подростковом возрасте, то получатся следующие данные:
- экономические причины, сюда относятся: малоимущие, семьи имеющие двух и более детей, нетрудоустроенные родители.
- педагогические причины, проявляются в: отсутствие интереса и внимания со стороны родителей, учителей к жизни и деятельности ребенка, и вытекающие конфликты в семье.
- психолого-педагогические причины, у родителей может и не быть образования, поэтому они не понимают всю важность получения образования, здесь создается негативная установка взглядов ребенка на образования. Также это может проявиться в отсутствии сплоченного коллектива в учебном заведении. [2,c. 29.]
Беспризорные и безнадзорные подростки, с трудом учатся в школе, чаще отсутствуют на уроках (при этом родители не могут никак посодействовать учителям в исправлении ситуации) мешают, отвлекают одноклассников и учителей на уроке, задирают, дразнят, оскорбляют, как работников школы, так и сверстников, не выполняют домашнее задание, курят, принимают алкоголь, наркотики.
Беспризорность — это утрата несовершеннолетним семьи, места жительства, чаще бывает от ослабления интереса к ребенку родителей или законных представителей.
Безнадзорность — это отсутствие контроля, за поведением ребенка, отсутствие воспитательного влияния на них со стороны родителей или законных представителей. Безнадзорность в подростковом возрасте развивается от того, что дети чувствуют безразличие и нехватку любви и внимания в семье.
Влияние на подростков оказывает улица, окружающая компания и друзья. Чаще родители не обращают внимания на окружение своего ребенка. Родители обеспечивают материально своих детей, но не обеспечивают должным вниманием. При этом подростки совершают действия, о которых родители и не подозревают. Этот фактор не особо важен, но все же на него тоже следует обращать внимание, при работе с рассматриваемой категорией детей.
К категории безнадзорных можно отнести тех подростков, которые не могут преодолеть самостоятельно или с помощью родителей или лиц их заменяющих, трудные обстоятельства и ситуации. Таких детей, ряд ученых относят к «группе риска».
Социальная политика регулирует и проводит профилактическую работу с рассматриваемой категорией несовершеннолетних. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 № 120-ФЗ регулирует данную деятельность. А также предлагает следующие определения: «безнадзорным признается несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей; беспризорный — это тот же безнадзорный, но не имеющий места жительства и (или) места пребывания» [3].
Таким образом, беспризорные и безнадзорные дети отличаются тем, что первые в отличие от вторых не имеют крыши над головой, и не общаются со своей семьей. У безнадзорных сохраняется психологическая привязанность, хотя бы к одному из членов семьи.
Беспризорность — это противоправное поведение. Категория данных детей не имеет ни родительского, ни государственного попечения, места жительства, ухода, обучения, а главное родительского или педагогического воспитания.
Но, среди безнадзорных есть и подростки из материально обеспеченных семей, по мнению Н. Н. Верцинской, данная категория подростков относится к «избыточно-комфортному типу». Здесь присутствует, прежде всего, демонстративное поведение, так как у подростка есть все, кроме его обязанностей перед родными и близкими [1,с.15].
Рассмотрим, с какими проблемами сталкивается подросток при социализации, для того чтобы успешно решить их и чтобы ребенок не попал в «группу риска»:
- отсутствие свободы выбора и свободы слова — это рассматривается, как трудность в реализации деятельности, интересующей ребенка. Здесь у подростка не получиться верно, установить социальные статусы и роли.
- социальная дезадаптация и адаптация — существуют ли у ребенка трудности приспособления к другим членам группы, к нормам социальной жизни. Достижение успешной социализации индивида
- социальная интеграция и дезинтеграции — существование трудностей соединения и разъединения потребностей и возможностей ребенка, отношение семьи к данной деятельности.
Как же эффективно решить все эти проблемы, с помощью социальных центров?
Первое же, что нужно сделать — вести грамотную профилактическую работу. Если же уже данная проблема имеет место быть, то с беспризорным или безнадзорным ребенком проводится диагностическая работа, после которой составляется индивидуальная программа коррекции на основе данных диагностики и проводится постреабилитационная защита ребенка.
Основными направлениями работы социальных служб, являются:
- профилактика безнадзорности и беспризорности — данная работа должна проводиться не только в социальных центрах, но и в школе, семье. Здесь могут быть разработаны проекты, программы, как на региональном, городском, так и школьном уровне.
- ликвидация трудной ситуации в семье — социальные службы должны участвовать в устранении причин, способствующих данным явлениям. Для этого должны проводится классные часы, родительские собрания. Если сложилась сложная ситуация, то необходима поддержка и помощь специалиста психолога, который владеет специальными тренинговыми технологиями «родитель-ребенок» (используя игровые ситуации «идеальная семья» и «семья, имеющая проблемы»).
- устройство жизни беспризорного подростка — социальная политика государства, должна обеспечивать в установленном порядке несовершеннолетнего гражданина, в соответствии с ФЗ РФ № 120-ФЗ.
- обеспечение квалифицированной помощи подросткам, которая заключается в составлении индивидуальных программ реабилитации. Социальные службы должны оказывать несовершеннолетним и их родителям или законным представителям помощь в ликвидации трудностей, касающихся жизненной ситуации, помогать в восстановлении коммуникативных функций в коллективе, в месте учебы, месте жительства, и вести подростка до возвращения в семью.
Если же учитывать, то, в каких семьях подростки более склонны к бродяжничеству, то это семьи с авторитарным стилем воспитания, так как в этих семьях подразумевается — полное подчинение детей родителям. Родители, которые придерживаются этого стиля воспитания, диктуют ребенку, чтобы те полностью подчинялись их правилам, каждое действие контролируют, не позволяя ребенку шагнуть самостоятельно. Запрещая что-то, они не считают нужным объяснить причину ребенку. «Такие родители жестко ставят рамки на все, чем занимается ребенок, чаще всего они делают это с огромными воспитательными ошибками, не замечая страданий ребенка. Дети таких родителей обычно замыкаются, и их общение с родителями сводиться к нулю». Подростки сбегают из дома, от подчинения своим родителям [4].
Таким образом, учитывая все выше сказанное, причиной ухода из семьи, является то, что ребенок не находит должного внимания и опеки со стороны взрослых, вне дома подросток ищет и находит поддержку и помощь. Социальные центры должны вовремя среагировать на проблему, не допустив развитие девиаций и постараться при возможности вернуть ребенка в семью. Если же на это нет возможности, то отправить ребенка на государственное обеспечение.
Литература:
1. Акутина С. П. Проблема обеспечения социализации учащихся «группы риска» в условиях модернизации образования/ С. П. Акутина, М. В. Маркеева // Особенности профессиональной деятельности и подготовки учителя в контексте ведущих идей «Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» и «Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования»: Сборник статей по материалам Международной науч. практ. конф. Нижний Новгород 24–25 декабря 2012 года/ Под общ. ред. А. А. Федорова, Л. В. Загрековой В. В. Николиной: В 2-х т. Т.2.- Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013, 301 с.; авт: 85–91.
2. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. — М.: Интеллект-Центр, 2001.
3. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». — М., 1999.
4. Трудный ребенок: научное издание / Н. Н. Верцинская. — Минск: Нар.асвета, 1989. — 128 с. — (Семейная педагогика).
5. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.