Электронная библиотека — важнейший компонент инновационных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 21.04.2015

Статья просмотрена: 187 раз

Библиографическое описание:

Худайкулов, Х. Д. Электронная библиотека — важнейший компонент инновационных технологий / Х. Д. Худайкулов, Б. Р. Мукимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 1062-1063. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17332/ (дата обращения: 19.10.2024).

Современная образовательная политика нашего государства ориентирована, прежде всего, на формирование нового типа интеллекта, иного образа и способа мышления, приспособленного к быстро меняющимся реалиям окружающего мира–социальным, экономическим, технологическим, информационным.

Система образования, исходя из новой педагогической парадигмы, должна обеспечить разработку методов инновационного и развивающего обучения и воспитания, специально направленных на раскрытие когнитивно-творческого потенциала личности, развитие способностей человека к творчеству. Это обеспечит своевременную и адекватную подготовку молодого поколения к будущему.

Современному обществу необходимы молодые люди, умеющие:

-          гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать и применять знания на практике;

-          самостоятельно критически мыслить, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

-          грамотно работать с информацией (искать, анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы и конструктивные предложения);

-          быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах [1].

Принятая в 2010 году Государственная программа «Год гармонично развитого поколения» обозначила приоритеты дальнейшего развития системы образования на кардинальное улучшение качества обучения в школах, профессиональных колледжах и лицеях, вузах страны за счет широкого внедрения в образовательный процесс новых информационно-коммуникационных и педагогических технологий, электронных учебников и мультимедийных средств, укрепления учебно-лабораторной базы образовательных учреждений самыми современными видами учебного и лабораторного оборудования, компьютерной техникой.

Проблема инновационного образования на основе использования инновационных технологий поставлена, предложена отечественной педагогической науке как государственный заказ. В центре внимания науки — профессиональная подготовка будущих специалистов в условиях инновационных технологий.

Электронные учебные ресурсы помогают вести обучение на новом качественном уровне. Электронные информационные источники могут использоваться как компонент традиционного учебного процесса. При этом они не заменяют, а дополняют возможности традиционных учебных средств, повышая эффективность и качество обучения (для объяснения, закрепления нового материала, для контроля полученных знаний). Во-вторых, электронные ресурсы можно использовать для педагогического проектирования более эффективной учебно-информационной среды, для организации научно-исследовательской самостоятельной работы студентов [2].

Одним из важных компонентов новых информационных технологий является электронная библиотека (ЭБ).

Основные задачи ЭБ — интеграция информационных ресурсов и эффективная навигация в них. Под интеграцией информационных ресурсов понимается их объединение с целью использования (с помощью удобных и унифицированных пользовательских интерфейсов, желательно одного) различной информации с сохранением её свойств, особенностей представления и пользовательских возможностей манипулирования с ней. При этом объединение ресурсов не обязательно должно осуществляться физически, оно может быть виртуальным, главное — оно должно обеспечивать пользователю восприятие доступной информации как единого информационного пространства. В частности предполагается, что ЭБ должны обеспечивать пользователю эффективность информационных поисков.

Основными функциями электронной библиотеки являются:

-          Обеспечение информационной базы, направленной на удовлетворение потребности в информации различных категорий пользователей (преподавателей, студентов, магистрантов, стажёров-соискателей-исследователей, старших научных сотрудников-исследователей);

-          Научно-исследовательская, ориентированная на содействие глубокого изучения темы (предмета) научными работниками и специалистами высокого уровня подготовленности;

-          Образовательная, в рамках которой осуществляется поддержка как формального, так и неформального образования;

-          Справочная, позволяющая получать достоверные сведения, отражённые в документах определённого вида.

Определяя структуру ЭБ, мы исходили из практической необходимости обеспечения учебной и научно-исследовательской базы данных по блоку дисциплин, читаемых по кафедре, а также учитывая актуальные направления современных педтехнологий.

В целях дальнейшего повышения эффективности и оптимизации учебного процесса в перспективе намечены следующие пути развития ЭБ: создание банка выпускных квалификационных работ студентов, диссертационных работ магистрантов, аспирантов, докторантов на факультете (это позволит создать электронный банк данных научно-исследовательских работ по специализированному профилю выпускающей кафедры университета); а также создание банка студенческих проектов. Основной ее задачей является развитие у студентов умения приобретать научные знания путем личных поисков и активного интереса и творческого подхода к своей учебной, научной и практической работе.

Создание электронной библиотеки имеет ряд преимуществ:

-          экономия времени на поиске;

-          экономия денег (затраты на интернет-время не просто найти нужную информацию, не каждый специализированный сайт имеет необходимую информацию, не говоря об ограничениях на скачивание файлов);

-          качественный и количественный отбор литературы (преподаватель выполняет роль селекционера);

-          оперативность получения информации (по первому требованию можно получить всю библиотеку кафедры);

-          в перспективе — это доступ к электронной библиотеке из сайта университета, а не переадресация на другие источники.

Наш опыт работы показал, что электронная библиотека является одним из востребованных электронных продуктов, ориентированных на развитие творческого мышления обучающихся, повышающих эффективность самостоятельной научно-исследовательской работы студентов.

 

Литература:

 

1.         Андриянова В. И. и др. Концептуальная модель обучения на основе развития когнитивно-творческих способностей учащихся как условия подготовки подрастающего поколения к вызовам ХХI века. Ташкент, 2010.

2.         Джураев Р. Х. Электронные учебные ресурсы и их применение // Формирование личности обучающего в условиях инновационных технологий: Учебное пособие для преподавателей и воспитателей. Ташкент, 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): электронная библиотека, создание банка.


Задать вопрос