Проект — это самостоятельная, творчески завершенная работа, выполненная обучающимися под руководством педагога. Не следует путать практические работы, которые ребята выполняют на уроках технологии и творческий проект.
Проектная деятельность — это не просто выполнение объектов ученического труда. Она включает в себя исследовательскую деятельность самого ребенка.
Часто ребята сталкиваются с тем, что не знают, какую выбрать тему проекта. «У меня нет фантазии» или «У меня голова не работает»,- заявляют они. Моя задача как учителя — помочь ребятам в выборе темы, не навязывая свои идеи, а именно подсказывая, направляя, ориентируя обучающихся. Иногда бывает и обратная ситуация, когда фантазия ученика не знает границ, он выдвигает идеи одну за другой, не понимая, что он их не осилит, т. к. не овладел еще знаниями и умениями, для выполнения задуманного. Важно, чтобы объекты проецирования были посильны для ребят в соответствии с их возрастом и приобретенными знаниями.
На своих учебных занятиях я обучаю ребят четко формулировать цель проекта, т. е.,что необходимо получить в результате проделанной работы. Мы учимся ставить задачи — шаги,которыми ученик двигается к поставленной цели. В конце работы рекомендую, в обязательном порядке, сделать самоанализ, выслушать мнения одноклассников и оценку педагога, адекватно реагировать на замечания и предложения.
Для выполнения проектов по технологии нужна как теоретическая, так и практическая база. Обучающиеся должны понимать, что для выполнения того или иного проекта, необходимо правильно подобрать конструкционный материал. Рассмотрим пример: ребенок не просто взял какую-то доску, которая валялась у папы в гараже, а тот материал, что ему необходим. Ребенок уже исследовал, что это за материал, какими свойствами он обладает (предположим: имеет высокую прочность, легко доступный материал в цене, хорошо обрабатывается режущими инструментами и т. п.)
Далее еще интересней: обучающийся в процессе работы должен понимать, какие технологические операции ему надо выполнять и какие инструменты ему понадобятся для данной работы. Являясь членом жюри Всероссийской олимпиады школьников по технологии муниципального этапа и экспертом Московской олимпиады, я сталкивалась с тем, что ребята зачастую путают название технологических операций и не понимают, какие инструменты необходимых для выполнения данной операции. Это одна из первоочередных задач, над которой работает педагог вместе с ребенком: объясняя и разъясняя. Соблюдение правил по технике безопасности — главная составляющая проектной деятельности по технологии на любом этапе работы.
Задача учителя в проектной деятельности, когда ребенок делает первые шаги в своем творчестве, помочь ему составить технологическую карту изготовления изделия, подсказать, какую лучше выполнить сборку (если изделие представляется сборочную единицу), какую отделку, предлагая варианты. Но решение всецело остается за автором проекта.
Меня, как учителя технологии с многолетним стажем работы, привлекают интегрированные проекты (это использование межпредметных связей: технология, черчение, физика, ИЗО), которые я рекомендую своим воспитанникам. Из года в год мы выполняем различные проекты. Результаты — налицо! Это участие в научно-технических конкурсах, олимпиадах, технических выставках и т. д.
Два таких исключительно интересных проекта, которые выполнили мои воспитанники в разное время — стали эталоном нашей работы. Ребята воплотили в жизнь свои творческие мечты и свои начинания, приобретенные на уроках технологии и физики. С этими проектами мы выходили на Всероссийскую олимпиаду школьников по технологии, где становились призерами муниципального этапа. Проект «Подъемный кран», который с любовью к делу выполнили ребята из 8 класса, стал призером окружного этапа олимпиады по технологии.
Зададимся вопросом: ЛЕГО-конструирование — это модная игра или серьезное занятие? Из названия можно сделать вывод — предмет изучает технологию — науку, которая отвечает на вопрос как сделать, а вернее как лучше сделать.
Ребята — энтузиасты поставили перед собой цель: самостоятельно выполнить конструкцию модели подъемного крана, используя пособие по физике «Конструирование из ЛЕГО».
Задачи, которые они поставили перед собой:
- применение знаний основ черчения
- использование такие базовых понятий, как: деталь, конструкция, понятия жесткости и прочности конструкции
- применение простейших механизмов в работе
- применение знаний на практике, полученных на уроках физики в разделе основы механики,
- точное и аккуратное выполнение своей проектной работы.
Для тех, кому интересно и понятно: В проекте, который представили ребята, механическая работа совершается за счет потенциальной энергии, накопленной в электрическом конденсаторе. При зарядке конденсатора на одной пластине накапливается положительный заряд, на другой — отрицательный. А зарядка конденсатора производится вращением ручки генератора, которая соединена с конденсатором. Из курса физики ребята усвоили: что такое конденсатор, понятия — электроемкость, мощность.
Кипит проектная работа! Ребята составили схему энергосистемы, выполнили технический рисунок модели, далее собрали платформу на колесах, установили подъемный кран, который перемещается по платформе. Все это на уровне научного познания и эстетического восприятия.
Задачи, которые обучающиеся поставили перед собой, выполнены на все 100 %. На презентации этого необыкновенного проекта ребята не только рассказали об этапах своей работы, но и продемонстрировали техническое устройство в действии.
Проект: «Макет паровой машины» выполнил ученик 9 класса и сразу стал победителем Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии, затем принял участие в Региональном этапе 2013–2014 учебного года.
В проекте была поставлена цель: создать макет паровой машины. Из курса физики обучающийся знал, что паровая машина — тепловой двигатель внешнего сгорания, преобразующий энергию пара в механическую работу возвратно-поступательного движения поршня, а затем во вращательное движение вала. Обучающийся изучил принцип действия паровой машины, узнал, что первая машина двойного действия была построена в 1784 году Дж. Уаттом.
Исследуя различные материалы для изготовления макета, он использовал многослойную фанеру, для изготовления камеры — использовал оргстекло. Сборку выполнил на «саморезах». С поставленной целью обучающийся справился. На презентации проекта он продемонстрировал принцип действия своей машины, четко и интересно рассказал о своей работе. Члены жюри отметили оригинальность выполненной работы.
Так и напрашивается задать вопрос «а зачем надо изучать то, что уже изложено в учебниках?". Нам педагогам современного образования кажется, что школьные программы построены таким образом, что ученик может стать профессионалом в любой области, независимо от его наклонностей, способностей и интересов. Интеграция обучения — одно из направлений ФГОС, в котором успешно работают педагоги общеобразовательного учреждения — ГБОУ Школа № 1121 г. Москвы. Наши образовательные аксиомы: научить учиться наших детей и вызвать интерес к какой-то области человеческой деятельности, для того, чтобы они могли реализовать свои способности и интерес с максимальной пользой для себя и общества. Этот интерес формируется детским собственным интересом, общественным мнением, поэтому здесь постоянно присутствует саморегуляция. Длительное время мы работаем в тандеме с учителем физики, преподавателем высшей квалификационной категории Тихоновой О. В., которая вкладывает в преподавание своего предмета не только знания и практику, но и душу!
В связи с этим нам представляется, что наилучшей основой для всех межпредметных связей являются законы нашего мышления. Эти законы едины при изучении физики, технологии, биологии, языков и искусства. Наши дети пришли к выводу, что мир един, и только они своим незнанием дробят его на части. Мне, как учителю, очень повезло работать с таким контингентом детей — любознательных, трудолюбивых и компетентных.
Данный подход используется нами уже пятый год. Принципы изложения просты. Никакое знание нельзя получить озарением или откуда-то свыше, не по законам логики.
В заключении, я как преподаватель технологии, хочу отметить: для того, чтобы проекты были по-настоящему интересные и неповторимо-творческие, необходимо использовать не только свои ресурсы, но и активно работать со своими коллегами, учителями-предметниками. Тогда работа будет приносить радость вам, вашим коллегам и вашим ученикам.