Новые информационные технологии стремительно врываются в нашу жизнь, меняя ее до неузнаваемости. Молодые люди становятся апологетами происходящей технологической революции, в полной степени ощущая на себе ее плоды. При этом мы наблюдаем «рутинизацию» использования мобильных гаджетов и персональных компьютеров, т. е. постепенную их интеграцию в структуры повседневных взаимодействий [5, с. 80].
В тоже время рутинизация технологий ставит проблему зависимости человека от них. Фиксируется, что для неумеренных пользователей новых технологий «виртуальная реальность порой начинает заслонять и даже подменять реальный мир» [1, с. 71]. Наглядную иллюстрацию данного тезиса можно найти практически в любом учебном заведении, будь то школа, колледж или вуз: учащиеся, как правило, не выпускают из рук мобильных устройств, а их разговоры между собой часто сводятся к обсуждению новостей, фотографий и статусов из различных социальных сетей. О том, что роль последних в современном информационном обществе растет и продолжает усиливаться свидетельствует постепенная эволюция социальных сетей в новоизобретенный социальный институт [6].
Цель настоящей статьи заключается в выявлении влияния новых информационных технологий на распределение бюджета времени студенческой молодежи. Под бюджетом времени в данном случае мы понимаем одну из наиболее емких и многомерных характеристик повседневной жизни человека, которая отображает «распорядок дня, соотношение труда и досуга, степень вовлеченности человека в определенные формы деятельности и т. д». [4, с. 233].
Методом нашего исследования выступил социологический эксперимент, который осуществляется «путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие» [3]. Отметим, что исследование носило пробный, локальный и единовременный характер, поэтому его результаты не могут позволить нам сделать каких-либо обобщенных выводов о масштабах проникновения новых информационных технологий в структуру времени современного студента даже на уровне отдельно взятого учебного заведения.
В эксперименте приняли участие пять студентов Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва». По условиям эксперимента каждому участнику предлагалось на один день полностью отказаться от использования социальных сетей. Все остальные занятия — например, просмотр фильмов, прослушивание музыки, разговоры по телефону и т. д. были разрешены.
Все пятеро испытуемых успешно прожили день без использования новых информационных технологий. Каждый их студентов в своем почасовом отчете о проведенном дне упомянул, что в определенный момент (утро, день или вечер) вместо прогулки, активного отдыха, освоения информации из прочитанных книг и т. п. посетил бы социальные сети. Повседневность процесса посещения социальных сетей наглядно иллюстрируется следующими выдержками из отчетов испытуемых:
— «В 8 часов проснулась, я обычно захожу в Интернет»;
— «Во время зачета я обычно в контакт, пока другие отвечают»;
— «Я обычно, когда едем, сижу в Интернете».
Стоит отметить разнообразие устройств, используемых для просмотра социальных сетей: мобильные телефоны (в том числе и смартфоны), планшеты, персональные компьютеры и т. д. Обычно испытуемые используют как ADSL выход в Интернет, так и выход в Интернет от мобильных операторов. Приложения, устанавливаемые в телефон, позволяют всегда находиться на связи с другими людьми, получать от них сообщения, просматривать новости, слушать музыку и т. д. Т. е. активность в социальных сетях может быть явной (например, переписка с другими участниками) и латентной (например, просмотр новостей).
В своих отчетах мы попросили участников эксперимента отметить, в какое время они обычно посещают социальные сети и что в данном случае выступило «заменой» виртуальной активности. Обобщив почасовые отчеты испытуемых, мы составили примерную почасовую структуру использования социальных сетей в «обычное время» (см. рис. 1).
Рис. 1. Примерная структура использования социальных сетей студенческой молодежью
Пиковые значения приходятся, как правило, на позднее время, когда все дела, как правило, сделаны. При этом все без исключения испытуемые отметили, что вечером они вступают в активную переписку со своими друзьями, в то время как на протяжении дня лишь изредка посылают другим сообщения или отвечают на них. Утро для участников эксперимента начинается далеко не с кофе, а с проверки личной почты в социальных сетях. Очевидно, что они боятся пропустить входящий месседж, пусть даже он не окажет совершенно никакого влияния на их жизнь.
Чем же были заняты студенты, отказавшись на один день от социальных сетей? Вместо виртуального общения молодые люди стремились себя занять:
- подготовкой к учебе, чтением материалов по предметам;
- чтением или попыткой чтения книг;
- приготовлением еды, употреблением еды;
- разговорами по телефону;
- просмотром видео, фильмов;
- уборкой в комнате или квартире;
- помощью близким родственникам;
- водными процедурами;
- сном или попыткой заснуть.
Стоит отметить, что у всех участников эксперимента фиксировалась ломка: периодически они хотели выйти в социальные сети, написать кому-нибудь сообщение или просто просмотреть новостную ленту. Интересным представляется и тот факт, что многие знакомые испытуемых были взволнованы отсутствием своих друзей в виртуальном социуме. Приведем несколько наиболее ярких высказываний студентов:
— «Сдавали зачет до 12:30. С этого времени я хотела снова зайти в контакт»;
— «Мне звонил парень и он в шоке, что я не в контакте! Уже побеспокоились и сестры!».
Выявим пиковые значения, когда испытуемые в большей степени хотели выйти в социальные сети и когда за них начинали беспокоиться их друзья (см. рис. 2). На предлагаемом графике по оси OX расположим временные интервалы, по оси OY — число упоминаний участников эксперимента о ломке или беспокойстве за них.
Рис. 2. Пиковые значения желания испытуемых выйти в социальные сети и беспокойства за испытуемых со стороны окружающих
Как мы видим на рисунке, участники эксперимента наибольшее желание выйти в социальные сети испытывают в утренние и вечерние часы. Особенно ломка становится заметной с 2000. Примерно в это же время друзья и знакомые студентов начинают проявлять беспокойство о том, почему они отсутствуют в социальных сетях.
Обнаруживается еще одна негативная тенденция при использовании социальных сетей: практически все участники эксперимента с чувством искреннего сожаления в своих отчетах обращали внимание на тот факт, что они не могли воспользоваться социальными сетями во время процесса обучения (у двоих на это время приходились зачеты, у троих были пары). Студенты не скрывают того факта, что обычно они уделяют виртуальному общению время не только в перерывах, но и непосредственно на лекциях, семинарских занятиях и т. д. Соответственно, это ставит проблему восприятия информации, ее усвоения и умения использовать.
В современной социологической литературе наблюдаются как позитивные, так и негативные последствия влияния социальных сетей на успеваемость студентов, однако в них, как правило, не рассматриваются одновременно протекающие процессы обучения и виртуальной коммуникации. Тем не менее, отмечается, что количество и качество социальных контактов определяют успешность обучающихся: большое количество академически успешных сверстников в социальной сети способствует успеваемости, в то время как высокая популярность пользователя может служить причиной снижения показателей в учебе [2, c. 137]
Показательна рефлексия испытуемых по окончанию эксперимента. В частности, при анализе полученного опыта, студенты сошлись во мнении, что без социальных сетей жизнь намного веселее и общительнее. Впрочем, здесь нам было бы интересным пролонгировать эксперимент и посмотреть, какие ответы мы бы получили через несколько дней. Также испытуемые отмечают, что социальные сети не мешают им, а помогают находиться на связи с друзьями, своими коллегами по учебе, знакомыми из других городов. Тем не менее, главный вывод всех без исключения участников эксперимента — время нахождения в социальных сетях необходимо ограничивать, поскольку оно растрачивается неэффективно. Вновь обратимся к выдержкам из отчетов студентов:
— «Я думаю, что в день нужно уделять контакту 40 минут, максимум — час»;
— «На выходных можно обходиться без контакта».
Таким образом, мы можем констатировать, что в бюджете времени современного студента социальные сети занимают достаточно большую его часть. При этом отказ от использования новых информационных технологий вызывает существенные трудности, поскольку виртуальные средства коммуникации интегрировались в структуру повседневных взаимодействий. Стоит особо отметить тот факт, что, по словам самих испытуемых, социальные сети отвлекают их от учебы, поскольку вместо того, чтобы готовиться к зачету, они обычно общаются с друзьями или читают ленту новостей; даже на занятиях студенты позволяют себе на несколько минут выйти в виртуальный социум. Тем не менее, несмотря на выявленные проблемные области необходимо подчеркнуть, что при изучении таких комплексных и многосторонних явлений как влияние социальных сетей на личность студента необходимо избегать категоричности и односторонности в суждениях.
Литература:
1. Корытникова Н. В. Интернет-зависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий // Социологические исследования. — 2010. — № 6. — С. 70–79.
2. Креховец Е. В., Польдин О. В. Социальные сети студентов: факторы формирования и влияния на учебу // Вопросы образования. — 2013.– № 4. — С. 127–144.
3. Социальный эксперимент [Электронный ресурс]. — М., [2014]. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальный_эксперимент.
4. Сычев А. А., Фофанова К. В., Якина Л. А. Бюджет времени молодой семьи в региональном социуме // Регионология. — 2010. — № 4. — С. 233–238.
5. Ушкин С. Г. Рутинизация информационных технологий как фактор формирования культуры инновационного мышления // Мониторинг общественного мнения. — 2014. — № 2. — С. 79–86.
6. Шукшин А. И. Социальные сети как средство политической коммуникации [Электронный ресурс] // Огарев-online. Раздел «Политические науки». — 2014. — № 7. — URL: http://journal.mrsu.ru/arts/socialnye-seti-kak-sredstvo-politicheskojj-kommunikacii.