Библиографическое описание:

Гусева Л. П., Кульнева И. И., Жукова А. Ю. Проблемы и перспективы хозяйствования потребительских кооперативов и их союзов // Молодой ученый. — 2015. — №7.3. — С. 14-17.

Потребительские общества и их союзы различно адаптируются на современном рынке потребительских товаров и услуг. Одни организации сначала сократили объемы хозяйственной деятельности, но быстро вписались в рыночную экономику и успешно конкурируют с частным сектором. Другие, оказавшись в кризисной ситуации, не смогли её преодолеть, и в связи с этим нуждаются в помощи организационной, методической и финансовой. Потребительская кооперация исторически сложилась как массовая, общественно-хозяйственная организация, основанная на кооперативной собственности, осуществляющая товарный обмен между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством. Потребительская кооперация Российской Федерации - это крупная многоотраслевая, общественно-хозяйственная организация, представляющая совокупность добровольных обществ пайщиков, их объединений, действующих на основе уставов в целях удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах за счет финансовых и материальных взносов [1, с.6].

Основу организационно-правовой формы управления в потребительской кооперации представляют сельские, городские и районные потребительские общества. Они на основании решения пайщиков в целях взаимопомощи объединяются в территориально-производственные союзы. В Центросоюз России добровольно объединились потребительские общества. Потребительские общества и их союзы в своей деятельности руководствуются Гражданским кодексом РФ и Законом РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации». Союзы потребительских обществ и сами общества являются юридическими лицами. Они осуществляют хозяйствование на принципах хозяйственного расчета и имеют расчетные счета в банках. Хозяйственную деятельность ведут в соответствии с уставом и взаимоотношения между собой строят на добровольной основе, не вмешиваясь, в хозяйственную деятельность друг друга.

В интересах своих членов-пайщиков, базируясь на принципах кооперации и кооперативной собственности хозяйствования, потребительская кооперация в интересах своих членов-пайщиков занимается торговой и заготовительной деятельностью и осуществляет производственную деятельность, участвует в международном кооперативном движении.

Возрастает число кооперативных предприятий по оказанию платных услуг.

Потребительская кооперация в своей собственности имеет значительное имущество, в том числе недвижимое в форме торговых предприятий питания, промышленных предприятий, складской сети, приемозаготовительных пунктов. Проведенная приватизация в России негативно отразилась на недвижимом имуществе потребительской кооперации. Её работники предприняли все возможные меры, чтобы по аналогии с государственными организациями получить в свою собственность часть имущества системы путем акционирования, образования обществ с ограниченной ответственностью, индивидуального предпринимательства на собственности потребительской кооперации. Этому процессу способствовал и Закон 1992 г. «О потребительской кооперации в Российской Федерации».

Однако только Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», принятый в 1997 г. четко определил в качестве субъекта собственности на имущество само потребительское общество, исключив из числа собственников физических лиц – пайщиков, признав за ними право лишь на внесенный пай.

За период 1991-2014 гг. потребительская кооперация лишилась многих объектов собственности. Самый значительный урон ее имуществу нанесен за пятилетие 1991-1995 гг. На начало 1996 г. по сравнению с 1991 г. число розничных торговых предприятий уменьшилось почти на 74 тыс. единиц, в том числе магазинов на 53 тыс.; предприятий питания – на 25 тыс. единиц, промышленных предприятий – на 2109, общетоварных складов на 10,8 тыс. единиц, селькоопзаготпромов – на 4398, приемозаготовительных пунктов – на 14,2 тыс. единиц. Потеря объектов недвижимого имущества была характерна в эти годы для всех регионов России, в том числе и для Центрально-Черноземного, где потребительская кооперация лишилась более половины розничных торговых предприятий, в том числе магазинов, предприятий питания и промышленного производства, складской сети.

Так, например, система Воронежского облпотребсоюза потеряла за эти годы 59% розничных предприятий, в том числе 25% магазинов, 68% предприятий питания, 45% промышленных предприятий, 59% общетоварных складов, 94% селькоопзаготпромов, 63% приемо-заготовительных пунктов.

Одна из причин падения объемов товарооборота, по мнению руководителей потребсоюзов, - это снижение денежных доходов сельского населения. Однако анализ показывает, что это не совсем так. Охват денежных доходов сельского населения, направленных на покупку товаров, товарооборотом потребительской кооперации в сельских местностях систематически снижается, следовательно, не сами покупательные фонды, а снижение конкурентоспособности потребительской кооперации на рынке товаров и услуг – являются главной причиной уменьшения объема продаж.

О том, что потребительская кооперация не использует в полной мере свои конкретные возможности, свидетельствует и тот факт, что при росте денежных доходов населения, товарооборот на душу населения остается низким, при этом в Белгородской области он ниже, чем в среднем по Центросоюзу.

В производственной кооперативной деятельности отмечается снижение, но его темпы меньше, чем в кооперативной торговле. Постепенно положение в производстве потребкооперации стабилизируется. Восстанавливаются и появляются новые виды производств, расширяется ассортимент выпускаемой продукции. Для системы потребительской кооперации традиционны: хлебопечение, производство безалкогольных напитков, консервов, колбас и колбасных изделий.

Объемные показатели производства хлеба и хлебобулочных изделий в динамике выступают индикатором деятельности потребительских союзов, так как, данная продукция является товаром первоочередного спроса. Он обеспечивает прибыль и формирует ресурсы для торговли, удовлетворяющий потребительный спрос населения. С расширения производства, а именно, с производства хлеба и хлебобулочных изделий начинается стабилизация экономики потребительской кооперации.

По системе потребительской кооперации снизилось в 2013 г. производство колбасных изделий по сравнению с 1990 г. в 12,2 раза.

Особо из всех производств, которые традиционны для потребительской кооперации, следует рассмотреть рынок консервов. По системе потребительской кооперации в 1999 г. по сравнению с 1990 г. произошло снижение производства консервов всех видов почти в 11 раз, в 2012 г - почти в 15 раз.

По системе Центросоюза производство консервов, начиная с 2000 г. стабилизируется, за 2013 г. впервые достигнут небольшой рост – 3,1%, но это произошло за счет потребсоюзов других регионов. В Черноземье только Курские кооперативные организации достигли сколько-нибудь существенных результатов.

В наиболее сложном положении по Центросоюзу находится кооперативное производство кондитерских изделий. Снижение выпуска в этой отрасли за 25 лет (1990-2014 гг.) наблюдается по всем потребсоюзам Черноземья, кроме Липецкого, колеблется от 4,3 раза (Белгородский облпотребсоюз) до 1,6 раз (Воронежский облпотребсоюз), при средних данных по Центросоюзу – 14,5 раза.

Сокращение кондитерского производства прекратилось в 2000 г. Во всем регионе обеспечен его рост. Однако к 2013 г. объем производства вновь сократился кроме Тамбовской области. Динамика производства основных видов продукции в потребсоюзах представлена на рисунке 1.

 


2013

 
 

Рис. 1. Динамика производства основных видов продукции на промышленных предприятиях Воронежского областного союза потребительских обществ

 

Большие изменения наблюдаются, также, в динамике производства безалкогольных напитков. Прежде всего, это объясняется тем, что, почти потерян этот сегмент на рынке.

В потребительской кооперации в начале века проводилась отраслевая структурная перестройка, связанная с увеличением производство пива, за счет чего вырос объем производства, а, следовательно, реализации. Освоили маломасштабное производство пива Курский и Тамбовский облпотребсоюзы.

Кроме традиционных отраслей производства, система потребительской кооперации в последнее время успешно развивает мукомольное и крупяное производство, осуществляет выпуск макаронных изделий, занимается переработкой рыбы и рыбопродуктов, квашением, солением, производит алкогольную продукцию, строительные материалы, мебель, оказывает услуги по пошиву одежды и т.д.

Для потребительской кооперации важно осуществление заготовительной деятельности. Так как одной из приоритетных задач является помощь пайщикам в продаже сельскохозяйственной продукции, выращенной в подсобных и приусадебных хозяйствах, сбора ягод, лекарственных трав и дикорастущих грибов, промыслов и т. д.

Заготовительная деятельность обеспечивает производство сырьем, а торговые организации – товарами. За счет сбыта сельскохозяйственного сырья и продуктов население увеличивает денежные доходы. Важнейшими значимыми для организаций потребительской кооперации Черноземья являются закупки овощей, картофеля и мясопродуктов.

Результаты мониторинга позволяют сделать вывод, что финансовый результат потребительской кооперации как многоотраслевой системы в целом обусловлен прибыльностью или убыточностью отдельных отраслей.

Уровень эффективности и влияющие на нее факторы в системе потребительской кооперации во многом определяются спецификой процесса воспроизводства данной отрасли экономики.

Однако существующие общие принципы и закономерности формирования величины эффекта, а также методы общественного учета эффективности выявляют особенности экономической эффективности деятельности организаций потребительской кооперации.

 

Литература:

1.      Грищенко Н.В., Ольховиков А.А. Экономика потребительской кооперации / Н.В. Грищенко, А.А. Ольховиков // Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2012. – 169с.

2.      Гусева Л.П. Научно-методические основы повышения эффективности деятельности организаций потребительской кооперации ЦЧР / Л.П. Гусева // Воронеж: Издательство «Истоки», 2004. – 256 с.

3.      Гусева Л.П., Сыроижко В.В., Щеблыкина Н.И. Современная организационно-экономическая структура потребительской кооперации России / Л.П. Гусева, В.В. Сыроижко, Н.И. Щеблыкина // Крымский экономический вестник. 2014. № 2 (09). С. 179-184.

4.      Гусева Л.П., Лахина Л.Ф., Сыроижко В.В. Этапы и социально-экономические основы развития потребительской кооперации в России / Л.П. Гусева, Л.Ф. Лахина, В.В. Сыроижко // Молодий вчений. 2014. № 5-1 (08). С. 85-91.

5.      Егоров В.Г. Кооперация в современной России / В.Г. Егоров // СПб: Алетейя, 2013. - 607 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=138932

6.      Сыроижко В.В., Воронова М.А., Кульнева И.И. Использование экономико-математических методов анализа в оценке деятельности коопера­тивных организаций / В.В. Сыроижко, М.А.Воронова, И.И. Кульнева // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 1. С. 142-145.

7.      Сыроижко В.В. Экономическое моделирование и рейтинговая оценка деятельности кооперативных организаций Воронежской области / В.В. Сыроижко // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 6. С. 170-173.

Основные термины (генерируются автоматически): потребительской кооперации, «О потребительской кооперации, системе потребительской кооперации, организаций потребительской кооперации, потребительская кооперация, деятельности организаций потребительской, Гусева Л.П, собственности потребительской кооперации, предприятий питания, имуществе потребительской кооперации, потребительской кооперации традиционны, потребительской кооперации России, товарооборотом потребительской кооперации, конкурентоспособности потребительской кооперации, потребительской кооперации Черноземья, потребительской кооперации важно, экономики потребительской кооперации, потребительской кооперации ЦЧР, Потребительская кооперация, система потребительской кооперации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос