Определение роли социального статуса женщин фертильного возраста в развитии случаев материнской смертности Ферганской долины.
Проанализирована динамика материнской смертности в Ферганской, Наманганской и Андижанской областях за 2003–2013гг. во взаимосвязи с некоторыми социально — медицинскими факторами.
Более ¾ всех материнских потерь в Ферганской долине определяют 4 причины: экстрагенитальные заболевания во время беременности; патология, развившаяся во время беременности; осложнения, возникшие во время родов и в послеродовом периоде; ятрогения. Дополнительными причинами, усугубляющими риск материнской смертности, являются комплекс медико-социальных, социально-гигиенических и медико-организационных факторов.
Выводы: в развитии материнской смертности на первое месте выходят экстрагенитальные заболевания, на второе — акушерские осложнение, третье месте — социальная категория, четвертое — возраст.
Ключевые слова: охрана материнства и детства, материнская смертность, фертильность.
Актуальность. По данным ВОЗ, ежегодно во всем мире от осложнений беременности и родов умирают 600,0 тыс. женщин и более 8 млн. младенцев [2,4]. Каждую минуту в развивающихся странах умирает одна женщина от осложнений во время беременности или родов, которые можно было бы предотвратить или излечить. Большая часть смертей рассматривается как предотвратимые, а безопасные роды и ведение акушерских осложнений как единственную и самую решающую меру по спасению жизни в ходе антенатального и послеродового ухода [1].
Со дня приобретения независимости Республики Узбекистан Президентом страны особое внимание удаляется вопросам охраны здоровья материнства и детства, рождению и воспитанию здорового поколения. В связи с этим были реализованы целевые государственные программы, направленные на выполнение задач в рамках программ «Здоровая мать — здоровый ребенок», «Соглом авлод учун», «Она ва бола», «Скрининг матери и ребенка», Постановление Президента РУз № ПП — 1144 от 1 июля 2009 года, принятая программа мер по дальнейшему усилению и повышению эффективности проводимой работы по укреплению репродуктивного здоровья населения, рождению здорового ребенка, формированию физически и духовно развитого поколения на 2009–2013 гг.и др. [2]. Благодаря реализации данных программ, показатели материнской смертности снизились более чем в три раза, была достигнута демографическая стабильность, увеличилась продолжительность жизни с 67 до 72,5 лет [5]. Вместе с тем детальный анализ причин материнской смертности, факторов, обусловливающих материнскую смертность, в республике не проводился. Особенно это касается такого густо населенного региона с высокой рождаемостью как Ферганская долина.
Цель исследования. Определение роли социального статуса женщин фертильного возраста в развитии случаев материнской смертности в Ферганской долине.
Материал и методы. Проведен анализ динамики материнской смертности в Ферганской, Наманганской и Андижанской областях за достаточно длительный период (2003–2013 гг.) во взаимосвязи с некоторыми социально-медицинскими факторами согласно статистическим данным МЗ РУз и данным областных эпидемиологических центров. Это позволило бы определить тенденцию данного процесса, оценить ее особенности. Цифровой материал обработан методом вариационной статистики.
Результаты и обсуждение. Ретроспективный анализ МС за указанный период показал резко очерченный волнообразный ее характер. Так, наибольшая смертность отмечалось в 2003–2006 гг., затем она снижалась к 2007–2008 гг. и вновь возросла 2009 гг. С 2010 г. мы выявили постепенное снижение данного показателя (рисунок).
Рис. Показатели материнской смертности в Ферганской долине за 2003–2013 гг.
Анализ частоты МС по различным регионам Ферганской долины показал их наименьших значения в Андижанской области, где этот показатель возрастал до 2004–2005 гг., а затем постепенно снижался. В Наманганской области высокая смертность сохранялась в 2003–2006 гг., затем вновь резко возросла к 2009 г., существенно снизившись в следующем году. Тенденция к снижению сохранялось и в последующие годы. Причем снижение было существенным именно в этом регионе Ферганской долины. Такая же динамика отмечается и в Ферганской области, однако выраженность была ниже, чем в других областях. В отличие от Андижанской и Наманганской областей, в Ферганской области во все сроки наблюдения материнская смертность сохранялась на высоком уровне, несмотря на тенденцию к снижению, необходимо уделить внимание состоянию беременных и проводить мероприятия по снижению беременных и проводить мероприятия по снижению материнской смертности.
Анализ материнской смертности в зависимости от социальных факторов показал, что возраст рожениц и родильниц варьировал от 17 до 41 года, составляя при этом в среднем 26,3+-1,3 года. В возрастной структуре умерших преобладали женщины 20–24 лет (30,9 %), на втором месте — 25–29 лет (28,1 %), на третьем месте — 30–34 лет (16,9 %). То есть большинство (59,0 %) женщин погибли в самом репродуктивном возрасте (20–29лет), а смертность среди юных родильниц составила 11,2 %.
Анализ сравнительных данных структуры причин материнской смертности в зависимости от местожительства и возраста показывает, что в возрасте 20–24 лет преобладают городские жительницы (34,6 %), а в возрасте 30–34 и 35–39 лет преобладали жительницы села с 19,4 и 13,9 % (соответственно 14,3 и 8,6 % жительниц города).
Анализ причин материнской смертности в Ферганской долине показал, что более ¾ всех материнских потерь в Ферганской долине определяют 4 причины: экстрагенитальные заболевания (ЭГЗ) — 34 %; патология, развившаяся во время беременности — 26 %; осложнения, возникшие во время родов и в послеродовом периоде — 32 %; ятрогения — 8 %.
Первое место занимали ЭГЗ — инфекционные болезни 60 %, болезни сердечно — сосудистой системы (ССС) (16 %), болезни мочеполовой системы (6 %), болезни крови (8 %), болезни системы пищеварения (6 %), паразитарное заболевание (4 %). На втором месте причины были осложнение во время родов. В основном это были гипотонические кровотечения, которые выявлялись с высокой частотой при преждевременной отслойке нормально расположенной плаценты (ПОНРП) (30 %), атонии матки (35 %), разрыв шейки матки с геморрагическим шоком (8,0 %). Так же, сюда входят перитонит (25 %), эмболия околоплодными водами (8,0 %), дородовая излития околоплодных вод (4 %). На третьем месте причины материнской смертности были наличие осложнение во время беременности. В основном это были гестоз (83,8 %), внематочная беременность (9,2 %), пузырный занос (7 %). 8,6 % причина материнской смертности была ятрогения.
Дополнительными причинами, усугубляющими риск материнской смертности, являются комплекс медико-социальных, социально-гигиенических и медико-организационных факторов. Выявленные нами социальная дезадаптация женщин, низкий уровень образования, неустроенность семейного положения, нежелание данной беременности и т. д., определяет сегодняшний медико-социальный портрет умерших и высокие показатели материнской смертности в Ферганской долине.
Преэклампсия и эклампсия чаще отмечались как причина смерти у жительниц сельской смертности (соответственно 12,6 %, 5,6 %). Послеродовые гнойно — септические заболевания чаще отмечены у горожанок (5,6 %), чем у проживающих на селе (2,8 %).
Определенную роль в материнской смертности играет паритет беременности и родов [1,2,4]. При анализе материнской смертности самый высокий удельный вес ее отмечался у повторнородящих, на втором месте были первородки, на третьем — многородящие, что диктует необходимость выделения их в группу высокого риска и наблюдения с раннего срока гестации в женской консультации. Такая методика позволит определять и сформировать группы риска женщин на территории, она удобна для использования на уровне первичного звена. Результаты необходимы для более действенной программы профилактики различных осложнений во время беременности и родов с целью снижения неблагоприятного прогноза, то есть материнской смертности.
Выводы.
1. Показатели материнской смертности имеют резко очерченный волнообразный характер: наиболее высокие показатели отмечались в 2005 и 2009 гг., более высокие показатели материнской смертности характеры для Наманганской и Ферганской областей.
2. 70 % материнской смертности обусловлены 4 причинами: экстрагенитальными заболеваниями; патологией, развившейся во время беременности; осложнениями, возникшими во время родов и в послеродовом периоде; ятрогенией.
3. Среди причин материнской смертности первое место занимают экстрагенитальные заболевания, второе — акушерские кровотечения, третье месте — социальная категория с градацией «домохозяйки», четвертое — возраст с градацией «20–24 лет».
Литература:
1. Абдуллаходжаева М. С., Алланазаров И. М., Бабанов Б. Х. Экстрагенитальние заболевания, как основная причина материнской смертности // Педиатрия (Узб.). — 2003. Спец. вып. — С. 101–103.
2. Асадов Д. А., Вафокулова У. Б. Организационные, медицинские и социальные аспекты снижения материнской смертности в регионе высокой рождаемости: автореф.дис. …д-ра мед.наук.-Ташкент,1993.-35с.
3. Бобожонов А. С. Туғиш ёшидаги аёллардаўлим ва унинг эпидемиологик хусусиятлари // Ўзбекистон тиббиёт журнали.-2003.-№ 3.-3–8 б.
4. Исаков Э. З. Медико-социальные аспекты современный демографических процессов в Узбекистане: Автореф.дис....канд.мед.наук.- Ташкент, 2009.- С. 45–46.
5. Камилов А. И. Охрана материнства и детства в Республике Узбекистан: состояние и перспективы // Мед.журн. Узбекистана.- 2011 г. — № 6.- С. 18–21.
6. Маматкасимов А. М., Султанов С. Н., Мухамедова Ш. С. Основные причины материнской смертности у женщин юного возраста по Республики Узбекистан за 1999–2011 годы.//Педиатрия (Узб.).-2012.-Спец.вып.- С. 19–20.
7. Медико-демографические исследования Узбекистана в 2009 году. //Институт акушерства и гинекологии Министерства Здравоохранение РУз.- Мэриленд (США), 2010 г.-С. 112–114.