Библиографическое описание:

Керкина А. А., Пахомчик С. А. Повышение кооперативной грамотности сельского населения - как условие развития кооперативного строительства на селе // Молодой ученый. — 2015. — №6.5. — С. 79-82.

В статье сделана попытка рассмотреть современный уровень информированности сельского населения о выгодах и принципах построения сельскохозяйственных кооперативов на базе социологического исследования на примере одного сельского районного центра. Раскрывается значимость повышения кооперативной грамотности среди сельских граждан разных возрастов в развитии кооперативного движения.

Ключевые слова: сельское население, сельскохозяйственная кооперация, потребительские кооперативы, личное подсобное хозяйство (ЛПХ), товаропроизводители, респондент.

Сельскохозяйственная кооперация может стать серьёзной силой не только в достижении индивидуальных целей потребителей, работников системы потребкооперации и пайщиков, укреплении их личного благосостояния и социальной защищённости, но и в реализации общегосударственных задач, приоритетных национальных проектов, целевых программ, обеспечении занятости населения, решении.  Миссия потребительской кооперации в России - участие в развитии социальной инфраструктуры, в первую очередь на селе, укрепление безопасности России в сфере продовольственного обеспечения [2].

Сельскохозяйственная потребительская кооперация социально ориентирована, что возлагает на нее: построения гражданского общества, удовлетворение нужд народа, развитие нравственности в обществе, повышения качества и уровня жизни сельского населения, развитие инфраструктуры села и др.

Как показывает опыт сельское население недостаточно информировано о преимуществах потребительских кооперативов, которые могут обеспечить им стабильный доход. Примером этого являются результаты проведенного экспресс-опроса в форме интервьюирования среди двух категорий населения с. Исетского - районного центра: молодёжи (молодые люди до 30 лет) и старшего поколения (от 30 до 50 лет). В каждой группе наблюдалась разная степень информированности о кооперации в целом, её принципах и преимуществах.

Так на вопрос «Знаете ли вы что такое сельскохозяйственная кооперация или кооператив? » респонденты ответили следующим образом:

Рис.1. Диаграмма сравнения ответов респондентов на вопрос: «Знаете ли вы что такое сельскохозяйственный кооператив?»

Как видим, молодежь менее информирована в этом вопросе: только 10% респондентов смогли ответить утвердительно и больше половины представляют, о чем идет речь лишь примерно. В «старшей» группе только 20% опрошенных не смогли дать какой-либо внятный ответ.

Далее, тем респондентам, кто смог ответить на первый вопрос, был задан следующий: «Можете ли вы назвать преимущества вступления в кооператив. Результат опроса проиллюстрирован на рисунке 2.

 

 

Рис.2. Диаграмма сравнения ответов респондентов на вопрос: «Можете ли вы назвать преимущества вступления в кооператив?»

Среди молодежи никто не справился с данным вопросом: 20% не уверены в своих рассуждениях, а 80% не смогли ответить. Старшее же поколение лучше справилось с задачей, хотя только 20% ответили положительно, а остальные затруднились с ответом. Уровень понимания выгод и принципов кооперирования среди населения остается низким.

Уже эти данные могут говорить о том, что большинству сельского населения словосочетание «сельскохозяйственный потребительский кооператив» ни о чем не говорит. В крайнем случае, напоминает старшему поколению или о колхозах, или о потребительских обществах – почти государственных организациях, у которых очень мало общего с реальной кооперацией.

Между тем, современное понимание кооперации и её основных принципов приведено в ст.1 и 2 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» (с изменениями и дополнениями) №193-ФЗ от 8 декабря 1995 г.

Сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 193-ФЗ). Кооператив создается и функционирует на основе следующих принципов: добровольность членства в кооперативе; взаимопомощь и обеспечение экономической выгоды для членов кооператива, участвующих в его производственной и иной хозяйственной деятельности; распределение прибыли и убытков кооператива между его членами с учетом их личного трудового участия или участия в хозяйственной деятельности кооператива; ограничение участия в хозяйственной деятельности кооператива лиц, не являющихся его членами; ограничение дивидендов по дополнительным паевым взносам членов и паевым взносам ассоциированных членов кооператива; управление деятельностью кооператива на демократических началах (один член кооператива — один голос); доступность информации о деятельности кооператива для всех его членов.

Повышение роли кооперативов в развитии гражданского общества и сельских территорий возможно только при условии вовлечения в кооперативное движение значительной части населения, а также в результате расширения сферы функционирования потребительской кооперации.

К глубокому сожалению, безграмотность сельского населения «стала тормозом» развития кооперации на селе. Роль общеобразовательной школы как звена, способного ликвидировать, в определенной мере эту проблему, недооценивается. Молодежь с ранних лет должна уяснить, что успех в любой деятельности зависит от развитого экономического кооперативного сознания, чувства собственности реальных хозяев, экономического осознания отношения к труду и его результатам, стремления к повышению трудовых доходов, улучшения качества жизни, ориентации на рациональный труд и повышение его эффективности, готовности участия в разнообразных формах деятельности, связанных с рыночной экономикой и широким использованием кооперативных принципов взаимодействия [4].

Важным методологическим моментом и аспектом в вопросе обучения основам кооперации и формирования кооперативного мышления является воспитание и обучение детей, учеников сельских школ. Известный опыт стран Северной Америки (Канады, США) свидетельствует о плодотворности таких подходов. Так, в странах Северной Америки через систему «Эксеншейн-сервис», посредством специальных программ типа «4-Н» детей школьного возраста просвещают о принципах работы кооперативов, показывают на конкретных примерах их работы передовые кооперативные практики, закладывают идеи гуманизма, сострадания, необходимости оказания помощи, нуждающихся в ней. В Канаде, например, кооперативы сопровождают людей на протяжении всей их жизни. Они рождаются в медицинских учреждениях, которые по своему статусу и природе – кооперативы. Выпускается достаточно много красочной и иллюстрированной, доступной для восприятия детей литературы, по пропаганде кооперативов [4]. Так как многие годы в нашей стране наблюдался уход от приоритетности экономической грамотности, то в современной сельской местности созрела необходимость её повышения и развития не только на стадии раннего детства, но и среди граждан всех возрастов.

Необходимо также проводить обучение чиновников на региональном и муниципальном уровне основам потребительской кооперации, пропаганда кооперации должна осуществляться на самом высшем уровне власти.

На кафедре «Экономики и кооперации» ГАУ Северного Зауралья разработаны ряд программ обучения и повышения квалификации по кооперации для разных категорий слушателей: школьников старших классов сельских школ, студентов ССУЗов, ВУЗов, слушателей повышения квалификации. Во второй половине 1990-х в научно-учебном центре по проблемам сельскохозяйственной кооперации при Тюменском ИПК агробизнеса ежегодно проводились курсы повышения квалификации для работников сельскохозяйственных кооперативов (председателей, маркетологов, бухгалтеров и др. категорий специалистов. Эту традицию необходимо возрождать.

Подвести итог можно выдержкой из Большой Советской Энциклопедии: «Работа по вовлечению широких отсталых масс крестьянства в кооперативное движение является процессом длительным, поскольку кооперация требует для успеха своей деятельности определённых навыков. Развитию её способствуют распространение грамотности, рост культуры населения, его сознательное отношение к кооперированию, когда мелкие товаропроизводители на собственном опыте убеждаются в выгодах и преимуществах кооперации».

 

Литература:

1.      «О сельскохозяйственной кооперации»- Федеральный закон №193-ФЗ от 8 декабря 1995 г (с изменениями и дополнениями)

2.      Концепция развития потребительской кооперации РФ до 2015 года

3.      Кильдеев Р.Х., Тусков А.А. Концептуальный подход к развитию сельских территорий // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5

4.      Пахомчик С.А. К вопросу кооперативного образования в аграрной сфере // Агропродовольственная политика России, 2014, .№ 2, с. 55-60

Основные термины (генерируются автоматически): сельского населения, хозяйственной деятельности, членов кооператива, хозяйственной деятельности кооператива, потребительской кооперации, грамотности сельского населения, повышения квалификации, сельскохозяйственных кооперативов, кооперативной грамотности, информированности сельского населения, сельского населения словосочетание, деятельности кооператива лиц, сельскохозяйственная кооперация, информационной грамотности населения, жизни сельского населения, ассоциированных членов кооператива, потребностей членов кооператива, повышения кооперативной грамотности, безграмотность сельского населения, управление деятельностью кооператива.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос