Среди многих видов насекомых, вредных для кормовых угодий, саранчевые занимают особое место, из-за своей известности еще с древнейших времен, когда они наводили ужас на многие страны Африки и Азии налетом бесчисленного количества стай, обрекая в них миллионы людей на голод и смерть. В различных природно-экономических зонах Казахстана обитают около 270 видов саранчовых насекомых. Наибольшую опасность сельскохозяйственным угодьям представляют 15-20 видов. Среди них по степени распространения и уровню вредоносности особо опасными видами являются азиатская (перелетнаая) саранча (Locusta migratoria L.) и итальянский прус (Calliptamus italicus L.). В результате исследований получены данные о составе фауны саранчовых, установлена биологическая эффективность современных инсектицидов в условиях полупустынной зоны Западно-Казахстанской области.
Ключевые слова: кормовые угодья, саранчевые, азиатская саранча, итальянский прус, мониторинг, кубышки, инсектициды, биологическая эффектиность.
Наблюдаемое глобальное потепление в течение последних десятилетий стало причиной опустыниванию территории, что в свое очередь повысила угрозу саранчовой опасности. К изменениям климата в целом и глобальному потеплению в частности оказались наиболее уязвимы экосистемы стран сухого и засушливого климата, в том числе Казахстана. На рубеже тысячелетий опустошительные вспышки саранчовых охватили страны Африки, Австралии, Южной Америки, Восточной и Юго-Восточной Азии [1, 2, 3].
Общая сумма ущерба, понесенного сельским хозяйством в последние годы от саранчи в одной только Павлодарской области, оценивается в сумму около 2,5 млрд тенге. В Акмолинской, Актюбинской, Западно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях отмечены повреждения посевов и сенокосов [4, 5, 6].
Хотя общие закономерности динамики численности вредных саранчовых изучались многими учеными, особенности текущей вспышки их размножения заслуживают специальных исследований.
Поиск путей, способов ограничения численности и вредоносности саранчовых, что является важной и актуальной задачей, невозможен без анализа современной экологической ситуации в регионе, особенностей влияния на популяции саранчовых антропогенных воздействий, в том числе и проводимых широкомасштабных истребительных мероприятий.
Целью исследований является проведение комплексного мониторинга фауны и структуры сообществ саранчовых с учетом особенностей экологии вредителей, в связи с изменением климата и изучение приемов борьбы.
Для решения поставленных задач в кормовых угодьях Жангалинского и Сырымского районов полупустынной зоны Западно-Казахсанской области изучены особенности биологии, фенологии и экологии саранчовых, а также биологическая эффективность современных инсектицидов.
В зоне исследований проведены обследования сенокосов и пастбищ, кормовых угодий ранее используемых, но выведенных из культурооборота полей, а также залежных земель с ксерофильным разнотравьем.
Состав фауны саранчовых и особенности их биотопического размещения выявлены в результате маршрутных экспедиции.
В основных типах биотопов определена относительная численность саранчовых методом учетов на время.
Для определения видов по кубышкам и учета численности саранчовых использованы важнейшие руководства [7, 8, 9].
Итальянский прус -Calliptamus italicus L. Систематические наблюдения по итальянскому прусу выполнены в кормовых угодьях полупустынной зоны на площади 7,0 тыс.га.
Весеннее обследование по кубышкам выявило их заселенность на площади 3,0 тыс.га. Плотность кубышек по изученным кормовым угодьям составляет от 0,8-72,8 шт./м2. Количество яиц в кубышках составило 12-47 шт. Процент повреждения кубышек от 2,0 до 40,0 %.
Отмечено уменьшение плотности кубышек в местах массовых яйцекладок (при осеннем обследовании плотность кубышек составляла от 1,0 до 132,8 шт/м2), что в основном связано с уничтожением яиц личинками нарывников и птицами. Обильные осадки выпавшие в период спаривания и яйцекладки пруса (август выпало – 40,8 мм. осадков при норме 24,0 мм, сентябрь выпало – 58,4 мм. осадков при норме 25,0 мм.), в результате чего, высокая влажность почвы повлияла на состояние кубышек, яйца находятся в рассыпанном виде, отмечено заплесневение яиц.
Начало отрождения личинок в Жангалинском районе отмечено с 12 мая, массовое отрождение с 20-21 мая. В Сырымском районе начало отрождения личинок отмечено с 12-15 мая, массовое с 17-20 мая. В текущем году из-за чередования теплых дней и прохладных ночей в весенне-летний период отрождения личинок итальянского пруса повсеместно было растянутым.
Возрастной состав личинок на 26 мая составлял: 1 возраст - 80 %, 2 возраст – 20 %.
Мониторинг по личинкам выполнен на площади 2,0 тыс. га, заселенность составила 1,2 тыс. га. Выше ЭПВ 548,8 тыс. га. Плотность личинок составляла: от 1 до 36 экз./м2, в кулигах 32-38 экз./м2.
Развитие личинок продолжалось 34 дня. Фенология развития итальянского пруса по Жангалинскому району выглядит следующим образом: I возраст: 12.05. – 20.05; II возраст: 20.05. – 26.05; III возраст: 26.05. – 02.06; VI возраст: 02.06. – 08.06; V возраст: 08.06. – 15.06.
Начало окрыления с 8 июня, массовое окрыление с 12 июня. Начало лета с 15 июня, массовое с 17 июня. Начало спаривания с 21 июня, массовое с 25 июня. Начало яйцекладки с 7 июля, массовая с 15 июля.
Обследование в период спаривания и яйцекладки проведено на площади 2,0 тыс. га. Заселено 1,1 тыс. га. с плотностью 0,1-16 экз./м2.
На основании определения морфометрических показателей фазового состояния итальянского пруса определено: стадная фаза составляет от 6 % до 65,5 %; одиночная фаза от 7,5 до 60,2 %, переходная от 19 до 66 %.
Начало отмирания имаго отмечено с 21 июля. 100 % отмирание имаго в Жангалинском районе с 14 августа, в Сырымском районе 10 августа.
Осенний мониторинг по кубышкам проведен на площади 3,0 тыс.га, заселено 1,7 тыс.га. Плотность кубышек составляла от 0,8 до 80 шт./м². Максимальная плотность в Жангалинском - 180 шт./м². Количество яиц в кубышке составляло 17-44 шт. Процент повреждения кубышек от 5,0 до 29,0 %. В основном кубышки повреждены энтомофагами (птицами, нарывниками), отмечается усыхание яиц.
Азиатская саранча - Locusta migratoria L. Систематические наблюдения по азиатской саранче проведены на площади 2,0 тыс. га.
Весеннее обследование по кубышкам проведено на площади 1,5 тыс.га., заселено 1,0 тыс.га. Плотность кубышек составляла 0,8-5,6 шт/м². Количество яиц в кубышках от 30 до 92 шт. Процент повреждения кубышек от 10,0 до 40,0 %.
Участки заселенные осенью кубышками азиатской саранчи в результате весенних разливов оказались под водой, вследствии чего не было возможности провести там обследование по кубышкам. Обследование проводилось на участках где предпологалась яйцекладка.
Начало отрождения личинок в песках отмечено 21 мая в Жангалинском районе. Начало отрождения в Жангалинском районе в камышовых урочищах отмечено с 26 мая, массовое отрождение с 30 мая.
В береговой зоне, на площадях освобождённых из под затопления, отрождение личинок отмечалось в более поздние сроки, в связи с чем, в период проведения обработок в кулигах одновременно встречались разновозрастные личинки (1-3 возрастов).
Мониторинг по личинкам завершен на площади 0,3 тыс. га, заселенность составила 1,0 тыс. га. Выше ЭПВ 0,1 тыс. га. Численность личинок составляла от 1 до 12 экз./м2.
Фенология развития азиатской саранчи по Жангалинскому району выглядит следующим образом:
Начало окрыления с 20 июня, массовое с 26 июня. Начало лета с 25 июня, массовый с 2 июля. Начало спаривания с 7 июля, массовое с 14 июля. Начало яйцекладки с 17 августа, массовая с 25 августа.
Обследование в период спаривания и яйцекладки проведено на площади 0,5 тыс. га, заселено 0,1 тыс. га с плотностью 0,006-1215 экз./га.
На основании определения морфометрических показателей фазового состояния азиатской саранчи определили: стадная фаза составляет от 47,5 % до 90 %; одиночная фаза составляет от 5 до 100 %, переходная от 5 до 34,5 %.
Начало отмирания с 12 сентября.
Осенний мониторинг по кубышкам проведен на площади 1,0 тыс.га, заселено 0,6 тыс.га. Плотность кубышек составляла от 0,8 до 7,0 шт./м². Количество яиц в кубышке составляло 30-89 шт. Процент повреждения кубышек 14,0-33,0 %, отмечается повреждение энтомофагами и усыхание яиц.
Таким образом, мониторинг саранчевых, проведенный в кормовых угодьях полупустынной зоны Западно-Казахстанской области в 2014 году выявил численность популяций особо распространенных видов саранчевых – итальянского пруса и азиатской саранчи и определил площадь их заселения.
Работа выполнена в рамках программы грантового финансирования Комитета науки МОН РК по проекту «Саранчовые (Orthoptera, Acridоidеа): фауна и экология в связи с изменением климата, совершенствование прогноза численности, планирование мер борьбы».
Литература:
1. С. J. Ma et al. Monitoring East Asian migratory locust plagues using remote sensing data and field investigations // Int. J. of Remote Sensing, vol. 26 (3). 2005. P. 629–634.
2. Cressman, K Role of remote sensing in desert locust early warning, Journal of applied remote sensings. 2013. Volume: 7. Р. 10-15.
3. Edward D. Deveson. Satellite normalized difference vegetation index data used in managing Australin plague locusts. Journal of applied remote sensings. 2013. Volume: 7. Р. 12-16.
4. Climate Change. The Scientific Basis. Contribution of Working Group I to the Third Assessment Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change. Edited by J. T. Houghton Intergovernmental Panel on Climate Change. // Cambridge University Press, 2001. 892 p.
5. Лачининский А.В. и др. Саранчовые Казахстана, Средней Азии и сопредельных территорий. Ларами: Международная организация прикладной акридологии и Университет Вайоминга. 2002. 387 с.
6. Куришбаев А.К., Ажбенов В.К. Превентивный подход в решен проблемы нашествия саранчи в Казахстане и приграничных территориях. Вестник науки Казахского агротехнического университета имени С.С. Сейфуллина. 2013. № 1(76). – С. 42-52.
7. Великань B.C. Определитель вредных и полезных насекомых и клещей зерновых культур в СССР. - Л.: Колос, 1980.-335 с.
8. Наумович О.Н., Столяров М.В., Долженко В.И., Никулин А.А., Алехин В.Т. Рекомендации по мониторингу и борьбе с вредными саранчовыми. - С.-Петербург: ВИЗР, 2000. - 56 с.
9. Черняховский М.Е. Новые кубышки саранчовых (Acridoidea) Кавказа // Зоологический журнал (отдельный оттиск). - М.: РАН, 1992.-С. 145-150.