Проверки субъектов страхового дела: проблемы правового обеспечения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 19.03.2015

Статья просмотрена: 1553 раза

Библиографическое описание:

Бурлачка, А. О. Проверки субъектов страхового дела: проблемы правового обеспечения / А. О. Бурлачка. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 485-488. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16369/ (дата обращения: 30.10.2024).

В статье рассматриваются правовые основы проверок деятельности субъектов страхового дела. Делается вывод о том, что порядок и сроки проведения проверок, их периодичность, права и обязанности органа страхового надзора, субъектов страхового дела должны устанавливаться федеральными законами.

Ключевые слова: страховой надзор, страховая деятельность, мегарегулятор, проверка, субъект страхового дела, закон.

 

Страхование играет важнейшую роль в современных экономических отношениях. Оно позволяет значительно снизить потери физических, юридических лиц, публично-правовых образований при наступлении страховых случаев.

Специфика страховой деятельности, строящейся в первую очередь на доверительных отношениях со страхователями, роль страховщиков в условиях рыночной системы хозяйствования обуславливают необходимость значительного публичного вмешательства в деятельность субъектов страхового дела.

Страховой надзор — это вид публично-правовой деятельности, основными целями которой являются обеспечение защиты прав и законных интересов участников страховых правоотношений, эффективное развитие страхового дела, предупреждение и пресечение нарушений страхового законодательства.

Формирование на базе Банка России мегарегулятора закономерно повлекло за собой существенные изменения его структуры. В частности, для эффективного осуществления правового обеспечения страховых отношений создан Департамент страхового рынка. К числу его функциональных обязанностей, в частности, относится:

-          разработка предложений по совершенствованию страхового законодательства;

-          дача заключений на поступающие в Центральный банк Российской Федерации проекты нормативных правовых актов;

-          разработка методологии страхового надзора;

-          контроль и надзор за выполнением субъектами страхового дела мер по предупреждению банкротства и мер по восстановлению платежеспособности [1].

Директор Департамента страхового рынка входит в состав Комитета финансового надзора Банка России, структурного подразделения Центрального банка Российской Федерации, осуществляющего регулирующую, контрольную и надзорную функции в сфере финансовых рынков.

Правовое положение Комитета финансового надзора составляют федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «Положение о Комитете финансового надзора Банка России» [2], иные нормативные правовые акты. К компетенции Комитета финансового надзора отнесено, в частности, решение вопросов о:

-          выдаче или отказе в выдаче лицензии на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования;

-          аннулировании (ограничении, приостановлении, отзыве), в том числе по заявлению, лицензий субъектов страхового дела.

Согласно статье 76.5 федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России вправе проводить проверки деятельности субъектов страхового дела, направлять им обязательные для исполнения предписания, применять меры государственного принуждения.

Проверки деятельности субъектов страхового дела могут быть разделены на три категории:

-          проверки, проводимые служащими Центрального банка Российской Федерации;

-          проверки, проводимые аудиторскими организациями с актуариями по поручению Банка России [3];

-          проверки, проводимые саморегулируемыми организациями по поручению Комитета финансового надзора Банка России.

Порядок проведения проверок субъектов страхового дела определяется нормативными правовыми актами Банка России.

Инструкцией Банка России от 01.09.2014 № 156-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в отношении некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций» (далее Инструкция Банка России от 01.09.2014 № 156-И) предусмотрено проведение проверок: комплексных и тематических, региональных и межрегиональных [4].

Подзаконным нормативным актом Банка России определены сроки проведения проверок. Срок исчисляется с даты начала проверки до даты завершения проверки.

При проведении тематической проверки он не может превышать 60 рабочих дней, тематической — 35.

Срок проверки может быть продлен. В этом случае общий срок комплексной проверки составит 105 рабочих дня, тематической — 80.

Инструкцией Банка России от 01.09.2014 № 156-И предусмотрено проведение плановых и внеплановых проверок.

Проект Единого плана проведения проверок поднадзорных организаций составляется на основе предложений различных структурных подразделений Банка России, в том числе, Департамента страхового рынка, утверждается председателем Банка России.

Центральный банк Российской Федерации помимо плановых, может проводить внеплановые проверки деятельности субъектов страхового дела.

Инструкцией Банка России от 01.09.2014 № 156-И определены основания. Перечень является открытым. Внеплановые проверки могут быть проведены при наличии данных о неисполнении поднадзорными организациями предписаний Центрального банка Российской Федерации; изменении финансовой устойчивости страховщиков; обращений правоохранительных органов; иных причин, потребовавших необходимость их проведения.

Внеплановые проверки могут осуществляться на основании решений, принятых Советом директоров Банка России, Председателя Банка России, Комитета финансового надзора Банка России, генеральными инспекторами межрегиональных инспекций (в случаях, предусмотренных Инструкцией Банка России от 01.09.2014 № 156-И).

Порядок проведения проверок установлен Инструкцией Банка России от 24.04.2014 № 151-И «О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» (далее — Инструкция Банка России от 24.04.2014 № 151-И) [5].

В соответствии с указанным подзаконным нормативным правовым актом основной целью проведения Центральным банком Российской Федерации проверок является оценка общего состояния субъекта страхового дела либо отдельных направление его деятельности на предмет, например, соответствия требованиям законодательства; достоверности финансовой (статистической) отчетности; достаточности собственных средств; качества управления; финансовой устойчивости субъекта страхового дела; выявления фактов, создающих угрозу правам и законным интересам страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей.

Инструкцией Банка России от 24.04.2014 № 151-И определена периодичность проведения проверок страховщиков — не реже одного раза в три года.

Юридическим основанием проведения проверок субъекта страхового дела является поручение на проведение проверки (используется утвержденная типовая форма), в которой указывается персональный состав уполномоченных представителей Центрального банка Российской Федерации. Каждого субъекта проверяет рабочая группа численностью не менее двух человек.

Срок проверки исчисляется с момента предъявления поручения на проведение проверки до даты составления акта проверки поднадзорной организации.

Инструкцией Банка России от 24.04.2014 № 151-И определены права и обязанности уполномоченных представителей Банка России. Руководитель и члены рабочей группы, в частности, вправе входить в помещения субъекта страхового дела, запрашивать и получать необходимую для достижения целей проверки информацию (документы), требовать предоставления копий документов, иметь доступ к программно-аппаратным средствам. Каждое полномочие представителей Центрального банка Российской Федерации корреспондируется обязанностью поднадзорной организации.

Глава третья Инструкцией Банка России от 24.04.2014 № 151-И устанавливает практически только обязанности субъекта страхового дела, она так и называется «Обязанности поднадзорной организации». Если говорить о правах, то получается, что в соответствии с рассматриваемым подзаконным нормативным актом предусмотрено только одно право, одновременно «обремененное» обязанностью. Субъект страхового дела имеет право ознакомить аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) с содержанием акта проверки, но при этом обязан об этом сообщить в трехдневный срок в структурное подразделение Банка России, которое осуществляет надзор за деятельностью субъектов страхового дела.

Инструкцией Банка России от 24.04.2014 № 151-И предусмотрена возможность проведения проверок субъектов страхового дела с их предварительным уведомлением и без предварительного уведомления. При этом сроки уведомления не определены, необходимость уведомления или неуведомления отнесена к компетенции должностных лиц Центрального банка Российской Федерации.

Нормативно закреплен механизм отсрочки начала проведения проверки. Соответствующее решение принимается в случае возникновения обстоятельств, которые свидетельствуют об объективной невозможности проведения контрольно-надзорных действий, а именно:

-          угрозы жизни и здоровью уполномоченных представителей Банка России;

-          противодействия субъектов страхового дела проведению проверки (к этому приравниваются случаи, когда поднадзорная организация отсутствует по указанному ею местонахождению);

-          иные обстоятельства.

По итогам проверки составляется акт, в котором должна отражаться информация, необходимая Банку России для осуществления функций регулирования, контроля и надзора на рынке страховых услуг; а также выводы рабочей группы.

Инструкцией Банка России от 24.04.2014 № 151-И определено, что акт проверки непосредственно не влечет за собой возникновения каких-либо обязанностей для поднадзорной организации, он является документом, используемым для принятия итогового решения должностным лицом Центрального банка Российской Федерации, подписавшим поручение на проведение проверки. Члены рабочей группы составляют докладную записку о результатах проверки, в которых выражают свое мнение о деятельности субъекта страхового дела, перспективах развития его финансового состояния.

Руководитель рабочей группы может ознакомить руководителя субъекта страхового дела с мотивированными суждениями и их обоснованиями.

Акт проверки может быть составлен до завершения проверки, если в ходе контрольно-надзорных мероприятий будут выявлены факты, свидетельствующие о необходимости безотлагательного применения к поднадзорной организации мер (например, в случае возникновения угрозы правам и законным интересам страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей).

По общему правилу, акт проверки составляется в двух экземплярах. Один передается руководителю субъекта страхового дела на основании протокола приема — передачи акта проверки, являющегося составной частью акта проверки.

Руководитель поднадзорной организации должен ознакомиться с актом проверки в течение пяти рабочих дней с даты его вручения. Время ознакомления может быть увеличено на срок не более пяти рабочих дней. Для этого субъект страхового дела должен направить должностному лицу Банка России мотивированное ходатайство.

Субъект страхового дела вправе представить возражения или замечания по акту проверки. Сотрудник поднадзорной организации, который не согласен с выводами рабочей группы, имеет возможность собственноручно написать объяснение, которое прилагается к акту проверки и является его неотъемлемой частью.

Акт проверки, иные документы рассматриваются должностным лицом Банка России, поручившим проведение проверки субъекта страхового дела. В рамках представленных ему полномочий он принимает решение о применение к поднадзорной организации соответствующих мер.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Страховой надзор является универсальным институтом предупреждения и разрешения правовых конфликтов в сфере страхования [6]. Законодательно закреплено, что порядок проведения проверок субъектов страхового дела устанавливается нормативными актами Центрального банка Российской Федерации. На наш взгляд, отнесение данного вопроса к компетенции мегарегулятора создает потенциальную основу для злоупотреблений с его стороны.

Порядок и сроки проведения проверок, их периодичность, права и обязанности органа страхового надзора, права и обязанности субъектов страхового дела, юридические последствия проведенных проверок должны устанавливаться положениями Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

 

Литература:

 

1.         Cм: официальный сайт Банка России — http: www.cbr.ru. Дата обращения — 13.03.2015.

2.         См.: Положение о Комитете финансового надзора Банка России (утв. Решением Совета директоров Банка России от 30.08.2013, протокол № 18) (ред. от 25.07.2014)// Вестник Банка России. 2013. № 49; Вестник Банка России. 2014. № 71.

3.         Положение о порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций аудиторскими организациями по поручению Банка России (утв. Банком России от 07.08.2014 № 427-П)// Вестник Банка России. — 2014. — № 79.

4.         Инструкция Банка России от 01.09.2014 № 156 — И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в отношении некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций»// Вестник Банка России. — 2014. — № 80.

5.         Инструкция Банка России от 24.04.2014 № 151-И «О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)// Вестник Банка России. — 2014. — № 68.

6.         См.: Мирошник С. В. Страховой надзор в системе финансового контроля// Пробелы в российском законодательстве. — 2013. — № 6.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Центральный банк, инструкция Банка России, дело, акт проверки, поднадзорная организация, Банк России, рабочая группа, страховой надзор, проведение проверки.


Ключевые слова

закон, мегарегулятор, страховой надзор, страховая деятельность, проверка, субъект страхового дела, закон.

Похожие статьи

Особенности правового положения Пенсионного фонда РФ как субъекта и объекта финансового контроля

В статье рассматриваются особенности правового положения Пенсионного фонда РФ как субъекта финансового права. Анализ судебной практики с участием ПФР позволяет выделить особенности осуществления финансового контроля его деятельности.

Правовое обеспечение деятельности субъектов негосударственного финансового контроля

В данной статье рассматривается правовое обеспечение деятельности субъектов негосударственного финансового контроля. проводится анализ законодательства РФ, на котором основывается деятельность вышеуказанных субъектов. Посредством сравнительно-правово...

Налоговые органы как субъекты финансового контроля: историко-правовой анализ

В статье анализируются основные исторические этапы формирования и развития налоговых органов современной России. Автор выделяет три этапа становления налоговых органов как субъектов государственного финансового контроля, обращает внимание на необходи...

Судебная защита информационных прав

В данной статье рассматривается вопрос судебной защиты информационных прав граждан, как основного права граждан Российской Федерации, указанного в Конституции. Здесь также раскрывается само понятие информационных прав, а также выводятся принципы защи...

Статус прокурора в гражданском процессе

В настоящей статье рассматривается юридическое положение прокурора, который играет немаловажную роль в процессе рассмотрения и рассмотрения дел в гражданском судопроизводстве. В первую очередь, рассматриваются правовые положения, которые определяют п...

Административная ответственность в законодательстве субъектов Российской Федерации: актуальные проблемы

В данной статье рассматриваются правовые основы административной ответственности, его закрепление на региональном уровне. Проводится правовой анализ норм законодательства субъектов РФ и положений Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Правовые особенности собственного правового регулирования субъектов Российской Федерации

В настоящей статье анализируются вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами, а также совершенствование законодательной деятельности в этой области. Актуальность выбранной темы определяется тем, чт...

Правовые основы валютного контроля

В статье рассматриваются вопросы правового обеспечения валютного контроля. Автором делается вывод о том, что правовые основы валютного контроля составляют нормы международного и национального права. Валютные предписания носят правовой характер только...

Свидетельский иммунитет в российском уголовном судопроизводстве

В данной статье анализируется нормы уголовно-процессуального законодательства, регулирующие вопрос о свидетельском иммунитете. Определяется значение данного понятия. Определяются недостатки правового регулирования свидетельского иммунитета, распростр...

Законодательство СНГ: государственные тайны и государственные секреты

В статье обсуждается становление и развитие национального законодательства государств — участников СНГ в сфере защиты государственных секретов (государственной тайны). Обращается внимание как на определённую схожесть регулирование института защиты го...

Похожие статьи

Особенности правового положения Пенсионного фонда РФ как субъекта и объекта финансового контроля

В статье рассматриваются особенности правового положения Пенсионного фонда РФ как субъекта финансового права. Анализ судебной практики с участием ПФР позволяет выделить особенности осуществления финансового контроля его деятельности.

Правовое обеспечение деятельности субъектов негосударственного финансового контроля

В данной статье рассматривается правовое обеспечение деятельности субъектов негосударственного финансового контроля. проводится анализ законодательства РФ, на котором основывается деятельность вышеуказанных субъектов. Посредством сравнительно-правово...

Налоговые органы как субъекты финансового контроля: историко-правовой анализ

В статье анализируются основные исторические этапы формирования и развития налоговых органов современной России. Автор выделяет три этапа становления налоговых органов как субъектов государственного финансового контроля, обращает внимание на необходи...

Судебная защита информационных прав

В данной статье рассматривается вопрос судебной защиты информационных прав граждан, как основного права граждан Российской Федерации, указанного в Конституции. Здесь также раскрывается само понятие информационных прав, а также выводятся принципы защи...

Статус прокурора в гражданском процессе

В настоящей статье рассматривается юридическое положение прокурора, который играет немаловажную роль в процессе рассмотрения и рассмотрения дел в гражданском судопроизводстве. В первую очередь, рассматриваются правовые положения, которые определяют п...

Административная ответственность в законодательстве субъектов Российской Федерации: актуальные проблемы

В данной статье рассматриваются правовые основы административной ответственности, его закрепление на региональном уровне. Проводится правовой анализ норм законодательства субъектов РФ и положений Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Правовые особенности собственного правового регулирования субъектов Российской Федерации

В настоящей статье анализируются вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами, а также совершенствование законодательной деятельности в этой области. Актуальность выбранной темы определяется тем, чт...

Правовые основы валютного контроля

В статье рассматриваются вопросы правового обеспечения валютного контроля. Автором делается вывод о том, что правовые основы валютного контроля составляют нормы международного и национального права. Валютные предписания носят правовой характер только...

Свидетельский иммунитет в российском уголовном судопроизводстве

В данной статье анализируется нормы уголовно-процессуального законодательства, регулирующие вопрос о свидетельском иммунитете. Определяется значение данного понятия. Определяются недостатки правового регулирования свидетельского иммунитета, распростр...

Законодательство СНГ: государственные тайны и государственные секреты

В статье обсуждается становление и развитие национального законодательства государств — участников СНГ в сфере защиты государственных секретов (государственной тайны). Обращается внимание как на определённую схожесть регулирование института защиты го...

Задать вопрос