Образовательный и воспитательный потенциал программ Animal Planet | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (85) март-1 2015 г.

Дата публикации: 03.03.2015

Статья просмотрена: 342 раза

Библиографическое описание:

Вдовина, М. В. Образовательный и воспитательный потенциал программ Animal Planet / М. В. Вдовина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 603-605. — URL: https://moluch.ru/archive/85/15955/ (дата обращения: 17.12.2024).

Человек взаимодействует с человеком — в этом суть процесса образования, в котором рождается гуманитарная энергия, включающей в себя информацию, коммуникацию, речь, изобразительность, нравственность и т. д. «Речь сейчас идет о том, что гуманитарная энергия нуждается в обновлении, в подпитке, в очищении своих источников, а это, в свою очередь, ведет к обновлению гуманитарных технологий, которыми должен быть вооружен любой участник воспитательного и образовательного процесса. Человек (основа гумнитаристики) не просто поглощает поступающую энергию, но и продуцирует ее на дальнейшее развитие, что позволяет говорить об обновлении образовательного пространства» [6, с.18]. Современные программы «Animal planet» дают примеры гуманитарных технологий, обладающих большим образовательным и воспитательным потенциалом.

Дело в том, что человек неразрывно связан с природой. Очевидно, что ещё с древних времён составляющим элементом культуры выступала именно природа. Различные животные олицетворяли те или иные качества человека, например, такие, как гордость, сила, бесстрашие и другие. Так древние люди подчёркивали свою связь с миром животных и растений.

Различные учёные Древнего и Нового мира изучали мир природы, поведение животных. На сегодняшний день накопилось более чем достаточно подробных знаний о мире природы, написано много книг и снято множество фильмов. Теперь мир природы плотно вошёл в информационное пространство человека и стал элементом не только литературной, но и телевизионной культуры. В статье речь пойдёт о том, как научные и познавательные программы влияют на современного зрителя.

Популярные научные программы про мир природы начали появляться на телевизионных экранах в больших объёмах в начале 2000-х годов. Это связанно с тем, что зрители этого времени были более ориентированы на развлекательную тематику, нежели на научную. Многие фильмы делались в развлекательном формате (например «Собаки-полицейские», «Дикие и опасные», «SOSдикой природе и др). Программы канала «Animal Planet» построены таким образом, что ученые-натуралисты, которые рассказывают о мире природы, ведут себя не столько как ведущие обычной телевизионной программы, сколько как сторонние наблюдатели. Они становиться частью общей панорамы программы.

На «Animal Planet» с помощью голоса природы выражены различные группы, что иногда может быть непонятно простому обывателю по ту сторону экрана. Поэтому недостаточность выражения компенсируется с помощью фрагментов жизни человека, что служит неким «переводом» «языка природы» на язык человеческой социализации, человеческих отношений, правил и законов. Ярким примером является сериал «Поместье сурикатов», который рассказывал о жизни клана сурикаитов, обитающих в пустыне. Его специфика в том, что это не просто научный сериал, где показана жизнь животных, а целый почти художественный сериал, в котором уже сняты несколько сезонов из жизни одной семьи животных. Во-первых, «героям» даны человеческие имена. Во-вторых, продемонстрирована иерархия, процесс рождения, взросления, старения животных, их социализиции и конфликные ситуации. В-третьих, в сериале показаны как драматические, так и комические моменты, поддерживающие постоянную сюжетную интригу, которая заставляет зрителя ждать новую серию, чтобы получить ответ на поставленный в предыдущей серии вопрос. В-четвертых, представлены взаимоотношения в клане, например, как мать заботиться о потомстве, как старшие «дети» принимают участие в воспитании младших, заботятся о них, пока родители добывают пропитание и т. д. [3, с. 158–169]

Сурикаты и сама их жизнь — не просто научное исследование, а исследование культурологическое, некая универсальная метафора современной человеческой жизни. В современной культуре типичные образы и метафоры все чаще заменяются универсальными. «Универсальные метафоры, которые «рождает» культура и литература/, то есть метафоры на все случаи жизни… позволяют, во-первых вычленить интересующий …фрагмент реальности; во-вторых, расставить акценты, позволяющие определить ценностные ориентиры читателя; в-третьих, создать определенное художественное впечатление» [2, с. 83].

Конфликты, неудачи, «социализация» — всё это показано на примере животных. Миру природы порой не чужды человеческие законы, так же как и человеку не чужды законы природы. Сериал представляет и группы внутри клана (семьи), в которые объединяются зверьки — «социальные буржуа», «демократы» «либералы», «независимые» и т. д. Одни кланы ассоциируются с жителями больших городов, которые имеют свои особенное проблемы, заботы и которые нуждаются в определенной помощи. Другие же, наоборот, показаны свободными обитателями сельских равнин (например, иной ореол обитания), которым присущи свои потребности.

Природа часто интерпретируется с позиции рационализма западного человека, который относится ко всему новому с некоторым недоверием. Невольно, это недоверие и критическая оценка переноситься на животный мир других стран и фаун. Животный мир открывает и проблемы коммуникации, свойственные современному человеку. «Коммуникация трактуется как система ограничений для личности. Человек вынужден подчиняться диктату коммуникативных систем. Возникает феномен «коллективного одиночества» [4].

Образовательный и воспитательный потенциал программ «Animal Planet» заключается в том, что человек не должен забывать о том, что он является частью этого мира. «В этой связи возникает весьма важная проблема исследования тех утрат, которые сопровождали процесс развития человека за последние пять-шесть десятилетий, чтобы понять характер и логику обратимости этих процессов. Уже не войны, а вполне мирные онтологические практики, такие как воспитание и образование, становятся источниками разрушительных тенденций, ведущих к деструктивным изменениям человека» [7,с. 54]. Формирование людей утратило гуманитарную компоненту, что, отчасти, компенсируется передачами о животных такого формата. Поэтому, просматривая данные программы, нужно отбросить гордость от того, что взрослый является высшим существом и занять позицию ученика, то есть встать на путь диалога [5].

Натуралисты «Animal Planet» нередко снимают фильмы, используя сложные технологии, которые применяют для съемок сцен, где животные добывают пищу или строят норы и т. д. Например, одной из программ было наглядно продемонстрирован механизм передвижения обезьян по деревьям, чтобы зрители могли увидеть, что обезьяны — это уникальные животные, имеющие особый образ жизни и среду обитания. Возможности наблюдателей многократно увеличены с помощью современных средств медиа и телевизионных коммуникаций. Камера, компьютерная графика и текст ведущих стирают грань реальности, что позволяет зрителю ощутить себя не просто наблюдателем, но и непосредственным участником действия.

Программы «Аnimal Planet» дают зрителям новую информацию о том или ином животном, однако построение передачи отличается как и от научного, так и от развлекательного формата. Важная позиция этого канала — мысль о необходимости расширения знаний о мире природы. Знания синтезируются в форме, которая преобладала ещё в начале XVIII веке в Британии, когда многие аристократы позволяли себе заниматься коллекционированием различных экспонатов и их примитивному описанию. Именно тогда появилось научное направление «Естественная история», включающая в себя знания биологии, зоологии, геологии. Но уже в конце столетия данное направление исчезло, хотя и сохранила многие полезные знания о мире природы.

Сегодня в программах «AnimalPlanet» показана не только научная, но эмоциональная сторона жизни животных, которая призвана вызвать в зрителе не только научный интерес, но и интерес к другим глобальным проблемам, например проблеме жестокого обращения с животными. «Loveamimals» — это ещё один цикл программ, который посвящен защите животных. Различные сюжеты о спасении животных, наказание их владельцев за жестокое обращение, направлено на широкую публику. Во-первых, идёт активная пропаганда того, что жесткое обращение с животными — это одна из проблем современного социума. Вид измученных и истерзанных животных вызывает у зрителя целый спектр эмоций: от отвращения до жалости.

Если учитывать людей с повышенной эмоциональной возбудимостью, то их психологическое состояние после просмотра таких фильмов будет близко к депрессии, поскольку неосознанное чувство вины за поступки других людей будет мучать их. В итоге, после показа таких передач, в обществе строится новая модель отношения к братьям нашим меньшим, которое заключается в том, что животные имеют право на защиту.

Не стоит забывать о том, что среди зрителей, которые смотрят эти программы, присутствуют дети. Поэтому все передачи должны нести в себе не только познавательную, но и воспитательную функцию. На сегодняшний день многие педагоги и психологи отмечают тенденцию отрицательного влияния телевидения на школьников, поскольку большой объём информации, которые получают подростки с экранов телевизора, чаще всего бесполезна и не несёт никакой ценности. Чтобы информация воспринималась зрителями младшего возраста более легко, в программах канала транслируются не только документальные и художественные, но и мультикаплиционные фильмы. Обращение к жанровым разновидностям позволяют не только рассказывать различные истории, но и перенести новые художественный приёмы в просветительскую и образовательную программу современного воспитания. Их отличие от художественных фильмов состоит в том, что они построены в игровой форме. Примером таких фильмов может служить программа «Симпатичные котята и щенки», где рассказывается о различных породах кошек и собак. В каждой программе есть свой герой, о котором рассказаны различные истории, представлены его взаимоотношения с окружающим миром и окружающими людьми.

Интересно то, что программы о детёнышах животных можно сравнить с пособием по воспитанию детей. Такие фильмы рекомендуется просматривать всей семьёй и процессе просмотра рассказывать ребёнку о том, как животные родители воспитывают своих «детей», их взаимоотношения. Здесь делается упор на то, что ребёнок может в доступной для него форме посмотреть на отношения родителей к нему со стороны. Можно говорить о том, что просмотр таких фильмов и сами фильмы являются средствами первичной социализации ребёнка. Также ярким примером может служить фильм «Поместье сурикатов», о котором говорилось выше (показ семейных отношений через призму природы).

«Animal Planet» использует в своем арсенале культурологическое мультиплексирование, являющееся одновременно и метафорой и образовательной технологией, которая требует внутреннего усилия человека [1].

 

Литература:

 

1.                  Валеева Е. В. Культурологическое мультиплексирование как образовательный ресурс в преподавании гуманитарных дисциплин // Вопросы культурологии. 2014. № 11. С. 54–58

2.                  Валеева Е. В. Универсализация метафоры в современном социокультурном пространстве // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 1. С. 191 -193.

3.                  Зверева В. В. «Настоящая жизнь» в телевизоре: Исследования современной медиакультуры. — М.: РГГУ, 2012. — 224 с.

4.                  Фортунатов А. Н. Коммуникация и одиночество: опыт диалектического анализа // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского 2014. № 1–2. С. 464–467.

5.                  Фортунатов Н. М. Эстетика слова как научная проблема // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 4–2. С. 982–985.

6.                  Фортунатова В. А., Валеева Е. В. Гуманитарная энергия современного образовательного процесса // Вопросы культурологи 2013. № 11. С. 15–19

7.                  Фортунатова В. А., Валеева Е. В. Одномерный человек в многомерной гуманитаристике (проблемы и пути их решения в современном образовании) // Вопросы культурологии 2–14. № 8. — С. 53–57

Основные термины (генерируются автоматически): мир природы, животное, программа, том, зритель, фильм, гуманитарная энергия, жестокое обращение, животный мир, развлекательный формат.


Задать вопрос