Области применения информационных и телекоммуникационных технологий в МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 16.02.2015

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Костенко, С. Л. Области применения информационных и телекоммуникационных технологий в МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода / С. Л. Костенко, И. Г. Судак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 576-579. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15648/ (дата обращения: 16.11.2024).

Говоря о современных аспектах информатизации общего среднего образования основное внимание уделяют использованию информационных и телекоммуникационных технологий в обучении школьников. Такой подход совершенно оправдан, поскольку предметная подготовка обучаемых и их воспитание являются основной целью работы образовательных учреждений. В то же время не следует забывать, что область использования информационных и телекоммуникационных технологий в современной школе не ограничивается одним лишь учебным процессом. Параллельно с информатизацией учебного процесса информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников.

Внеучебная работа в любой школе является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности учителей и руководства учебного заведения. Такая деятельность, как правило, состоит из трех основных компонентов:

-        внеучебной деятельности школьников;

-        внеучебной работы учителей со школьниками;

-        системы управления внеучебной деятельностью.

Не следует забывать, что для образовательного учреждения системы общего среднего образования внеучебная деятельность — неотъемлемая часть выполняемых им функций. Специфика такой деятельности заключается в том, что она осуществляется в свободное от учебного процесса время и чаще всего зависит от собственного выбора школьника.

Любое образовательное учреждение представляет собой системный объект, и поэтому его информатизация существенно влияет на все стороны её жизнедеятельности — от содержания образования до финансово-хозяйственных вопросов, включая психологический климат в коллективе, систему ориентиров и точек роста образования. Поэтому информационная среда имеет познавательную ценность, оказывает эмоциональное воздействие, способствует развитию личности ребёнка и профессиональному становлению учителя [1].

Единая информационная среда — это условие и средство сложных внутрисистемных взаимодействий типа «человек — техника», «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Важно в этой системе то, что происходит информационное взаимодействие педагогов, учащихся, родителей, общественности, а также удовлетворяет их информационные потребности.

Единая информационная среда:

-        стимулирует творческую активность, освобождает от физиологических ограничений, страха самовыражения;

-        снимает нагрузку — рутинные операции выполняются машиной, а учитель оперативно привлекает необходимые источники текстовой, графической и аудиовизуальной информации;

-        расширяет возможности представления результатов учебной деятельности учениками. Это не только тетрадные листки с сочинениями, ответами на вопросы или решёнными задачами, а иные продукты — гипертексты, презентации, модели. Работы ребёнка с применением информационных технологий при профессиональном сопровождении педагога имеют более высокий эстетический и технический уровень. Очень важно, что практически значимые продукты доступны для трансляции и применения другими людьми.

Перенесенные на электронные носители информационные ресурсы приобретают качественно новое состояние, становятся активными, так как в этом качестве они являются доступными с помощью компьютерных средств, школьной локальной сети и сети Интернет для общего пользования [2].

Информационные технологии являются важнейшим стратегическим ресурсом МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода. Развитие единой информационно-образовательной среды со дня основания гимназии является значимой ступенью в её развитии.

МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода располагает современным техническим оборудованием, которое позволяет построить эффективное информационное пространство. Учащиеся и педагоги гимназии активно используют в учебной, проектно-исследовательской, воспитательной деятельности компьютеры, презентационное мультимедийное оборудование, оргтехнику.

100 % компьютеров в гимназии и 100 % компьютеров в кабинетах информатики и ИКТ объединены локальной сетью, подключены к сети Интернет.

Эффективно функционирует сайт МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода. Информационная образовательная среда МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода — это:

-        комплекс информационных образовательных ресурсов,

-        совокупность технологических средств ИКТ,

-        система педагогических технологий и многое другое.

Совершенно естественным является применение интерактивной доски на уроке, во внеурочной деятельности, на родительских собраниях и т. д. Интерактивная доска в образовательном процессе может быть использована как: обычная доска для записи упражнений, выражений. Демонстрационный экран: работа с иллюстрациями картин, изображением различных объектов, демонстрация презентаций, работа с таблицами и графиками; интерактивный инструмент. Использование доски как интерактивного инструмента особенно важно в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов. Это заранее продуманная работа с заготовленной в цифровом виде информацией: задания, фрагменты уроков, использование коллекций.

Возможности интерактивной доски позволяют осуществлять системно-деятельностный подход, являющийся методологической основой ФГОС, сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Интерактивная доска помогает детям определить законы, правила, способы действий, т. е. самостоятельно сделать «открытие».

Мультимедийные системы предназначены как для индивидуальных, так и для групповых занятий. Работа с помощью мультимедийного оборудования дает преподавателю широкие возможности для контроля и корректировки учебного процесса; позволяет учителю создавать дополнительные обучающие программы по собственным авторским методикам, что способствует повышению качества обучения

Видеоконференцсвязь — передовая технология дистанционного обучения как обучающихся, так и учителей, большая часть преподавателей гимназии посещают вебинары.

Области применения систем видеоконференцсвязи:

-        взаимодействие с учреждениями образования (ВУЗы, колледжи, школы);

-        организация дистанционного обучения;

-        удаленное участие в совместных мероприятиях с другими участниками учебного процесса [3].

МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода имеет также оборудование, позволяющее изучать новые операционные системы, новые технологии, облегчает работу в сети в рамках одного класса (кабинета), позволяет работать с любой средой: звуковой, графической, видеосредой.

Автоматизированное рабочее место учеников в читальном зале библиотеки гимназии позволяет использовать его для чтения художественной и учебной литературы; для прослушивания аудиоуроков; использовать интернет-ресурсы для подготовки к урокам и к защите проектов.

В условиях модернизации российской системы общего образования в качестве одной из важнейших предпосылок успешности реализации этих процессов выступает расширение открытости и информационной прозрачности управления образовательным учреждением.

Сайт МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода имеет динамичную структуру, является широким информационным полем для детей, родителей, социальных партнеров.

В целях обеспечения открытости образовательного учреждения гимназия предоставляет информацию об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметах, дисциплинах (модулях), годовых календарных учебных графиках и другое.

Для связи с родителями, учениками используется технология социальной сети Виртуальная школа. Его возможности не ограничиваются только выставлением отметок, она предусматривает систему обратной связи, систему отчетности, поэтому является также средством управления качеством образования.

В МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода созданы автоматизированные рабочие места преподавателей объединены локальной внутренней сетью гимназии, что предоставляет следующие возможности:

-        систематизация данных о сотрудниках и учащихся;

-        автоматизация вопросов планирования и организации учебного процесса;

-        управление административно-финансовой и хозяйственной деятельностью;

-        автоматизация библиотечной деятельности.

Создание автоматизированной системы позволяет учесть все особенности образовательного учреждения. Информационная система гимназии предоставляет руководителям и специалистам динамичное информационное сопровождение для проведения анализа складывающихся ситуаций, моделирования прогнозируемых процессов для принятия обоснованных как оперативных, так и тактических решений на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

100 % классных руководителя (воспитателей), осуществляют взаимодействие с родителями посредством сайта, электронной почты, форумов и других сетевых сервисов.

Главным преимуществом использования систем электронного обучения в гимназии является повышение прозрачности и управляемости образовательного процесса, переход к новым формам обучения, возможность давать задания для обучающихся.

Процесс информатизации включает в себя создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации. Актуальность информатизации внеурочной деятельности школьников связана с тем, что умение вести поиск и отбор информации являются одними из важнейших составляющих стандарта общего среднего образования.

Информационные и коммуникационные технологии по-разному могут использоваться в разных видах внеучебной деятельности, классифицируемой по следующим параметрам: месту проведения; времени проведения; отношению к решению учебных задач. 100 % классных руководителя (воспитателей), осуществляют взаимодействие с родителями посредством сайта, электронной почты, форумов и других сетевых сервисов.

Телекоммуникации позволяют родителям в реальном режиме времени отслеживать успеваемость своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с учителем. Используя средства информатизации, родители имеют возможность контролировать ход и правильность выполнения школьниками домашних заданий, вне зависимости от изучаемой дисциплины.

Главным преимуществом использования систем электронного обучения в гимназии является повышение прозрачности и управляемости образовательного процесса, переход к новым формам обучения, возможность давать задания для обучающихся.

 

Литература:

 

1.      Григорьев, С. Г. Формирование теоретических основ создания и применения образовательных электронных изданий и ресурсов [Текст]/ С. Г. Григорьев// Теория и практика. Бюллетень центра информатики и информационных технологий в образовании ИСМО РАО.-2014.- № 2.- С. 6–12.

2.      Гриншкун, В. В. Особенности подготовки педагогов к использованию Интернет-ресурсов в образовании [Текст] / В. В. Гриншкун// Информатизация образования. — 2015. № 1. -С. 14–19.

3.      Поляков, П. В. Потребности системы образования в использовании электронных изданий и ресурсов [Текст] / П. В. Поляков // Информатизация образования. — 2014. — № 7. — С. 52–55.

 

Основные термины (генерируются автоматически): белгород, учебный процесс, гимназия, интерактивная доска, образовательное учреждение, внеучебная деятельность, образовательный процесс, дистанционное обучение, единая информационная среда, интерактивный инструмент.


Похожие статьи

Разработка организационно-педагогических условий и эффективных способов внедрения ФГОС ООО в МАОУ СОШ № 25 г. Томска

Система оценивания в рамках образовательного пространства Назарбаев Интеллектуальной школы ХБН г. Павлодара

Применение элементов ТРИЗ-педагогики в непосредственно образовательной деятельности в ДОУ по образовательной области «Музыка»

Профессиональная направленность дисциплин социально-гуманитарного профиля в системе СПО: практика и технологии

Основные направления работы по формированию экологической культуры обучающихся МБОУ «СОШ № 47» г. Троицка

Условия формирования здорового образа жизни школьников в условиях введения ФГОС в МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Возможности использования программного продукта «Психология в школе» для психологической диагностики результатов освоения основной общеобразовательной программы в рамках реализации ФГОС

Общепедагогические практико-прикладные показатели содержательного компонента технологии экологической подготовки обучающихся по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (водном)»

Проблема подготовки будущих педагогов к применению современных информационных технологий на занятиях по дисциплине «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности»

Похожие статьи

Разработка организационно-педагогических условий и эффективных способов внедрения ФГОС ООО в МАОУ СОШ № 25 г. Томска

Система оценивания в рамках образовательного пространства Назарбаев Интеллектуальной школы ХБН г. Павлодара

Применение элементов ТРИЗ-педагогики в непосредственно образовательной деятельности в ДОУ по образовательной области «Музыка»

Профессиональная направленность дисциплин социально-гуманитарного профиля в системе СПО: практика и технологии

Основные направления работы по формированию экологической культуры обучающихся МБОУ «СОШ № 47» г. Троицка

Условия формирования здорового образа жизни школьников в условиях введения ФГОС в МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Возможности использования программного продукта «Психология в школе» для психологической диагностики результатов освоения основной общеобразовательной программы в рамках реализации ФГОС

Общепедагогические практико-прикладные показатели содержательного компонента технологии экологической подготовки обучающихся по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (водном)»

Проблема подготовки будущих педагогов к применению современных информационных технологий на занятиях по дисциплине «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности»

Задать вопрос