Библиографическое описание:

Патрахина Т. Н., Шламова Д. А. Пропаганда: сущность научной дефиниции, подходы к классификации // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 305-308.

Статья представляет собой теоретический обзор эволюции научных подходов зарубежных и российских исследователей к определению сущности и содержания научной дефиниции «пропаганда». Авторами представлены основные классификации данного явления в отечественной практике.

Ключевые слова: пропаганда,классификация пропаганды.

 

Впервые, термин «пропаганда» был введен в 1662 г. Папой XV, создавшим особое объединение, задачей которого было распространение веры с помощью миссионерской деятельности [10].

Общее значение термина «пропаганда», на первый взгляд, кажется вполне ясным, но на самом деле существует многочисленность его самых различных толкований. В литературе существует разлад не только о содержании термина, его значении, но так же и о времени возникновения пропаганды в человеческом обществе. Например, американский социолог Ч. Симман в своих трудах указывает, что пропаганда — это явление вечное, которое возникло в социуме сразу, как только люди начинали пользоваться речью в общении друг с другом [14, p. 12]. При этом он сводит ее к простейшей коммуникации людей, к инструментам внушения и психологического воздействия в процессе коммуникации. При данном подходе к понятию термина пропаганды не рассматриваются ее важнейшие социально-политические свойства, и вследствие этого, изменяется ее роль в обществе и указывается неточное время ее возникновения.

Другие американские социологи Р. Арон и Д. Белл в своих определениях причин появления пропаганды основываются на следующих предположениях. Происхождение пропаганды, как метода распространения идеологии в обществе, они связывают с развалом религии, наступившим, по их мнению, в XVIII-XIX вв. в странах Западной Европы, и с формированием класса «интеллектуалов», принявших на себя обязательство создания социальных воззрений [13, р. 396–397]. В данном подходе всеми способами отрицаются отношения пропаганды с политической идеологией, пропаганда выступает в качестве «гражданской религии», «религии интеллектуалов», прибывших на смену религиозной вере.

Что касается отечественной науки, то чаще всего она рассматривает пропаганду в узком значении, как «деятельность по распространению в массах идеологии и политики определенных классов, партий и государства» [11, с. 539]. По поводу образования и времени возникновения пропаганды в человеческом обществе в российской научной школе широко используется иная точка зрения. Как указывает известный российский культуролог и социолог П. С. Гуревич, «идеология и пропаганда как социальные явления возникают не в доклассовом обществе, не в средние века и не в период возвышения буржуазии как класса (на это ссылаются различные западные социологи), а в эпоху становления раннеклассового общества, когда впервые складывается историческая потребность господствующих классов оправдать социальное неравенство, навязать массам общественные идеи, выражающие интересы этих классов» [5, с. 110].

Что касается современных толкований понятия «пропаганда», то справочные издания и словари предлагают различные определения этого термина. Рассмотрим некоторые из них: пропаганда — это распространение каких-либо идей, учений, воззрений, взглядов, знаний в обществе [3].

Пропаганда — 1) распространение и углубленное разъяснение каких-либо идей, учения, знаний среди широких масс населения или круга специалистов; 2) политическое или идеологическое воздействие на широкие массы [2].

Пропаганда — это распространение в обществе и разъяснение каких-нибудь воззрений, идей, знаний, учения [9].

Пропаганда — распространение в обществе каких-либо идей, воззрений, знаний путем постоянного глубокого и детального их разъяснения [6].

При этом можно отметить, что, несмотря на некоторые различия в толковании, все авторы схожи во мнении, что источником пропаганды является информационная составляющая, которая призвана осведомить широкий круг людей с определенными понятиями, представлениями, суждениями, мнениями и знаниями в той или иной области, и в некоторых случаях образовать общественное мнение в том или ином значении.

Таким образом, можно сделать вывод, что основной целью пропаганды является влияние на систему идейных, общественных и политических установок людей, которые изменяются путем создания новых установок или через усиление (ослабление) уже существующих. Так, социолог Л. Войтасик в своих работах определяет установку как сформированную под влиянием пропаганды, воспитания и опыта относительно устойчивую организацию знаний, чувств и мотивов, вызывающие соответствующие чувства человека к идейным, политическим и общественным явлениям окружающей его действительности [4, с. 253].

Рассмотрим основные подходы к классификации пропаганды в отечественной практике. Пропаганда воздействует как на разум, так и на эмоции людей. В связи с этим, согласно теории социолога Б. С. Цуладзе, пропаганда, как и эмоции, может быть негативной (деструктивной) или позитивной (конструктивной) [12, с. 100]. Позитивная (конструктивная) пропаганда старается ясно довести до адресата те или иные убеждения. Цель позитивной пропаганды — развитие социального согласия, воспитания людей в рамках общепринятых норм и ценностей. Такой вид пропаганды осуществляет две функции: воспитательную и информационную. Она реализуется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц, и не преследует цели манипуляции, тем самым и отличается от негативной пропаганды. Но, несмотря на то, что «общепринятые ценности» уже и без пропаганды являются общепринятыми, признанные цели позитивной пропаганды часто расходятся с теми, которые провозглашаются пропагандистами. Негативная (деструктивная) пропаганда навязывает те или иные убеждения по принципу «цель оправдывает средства». Основная задача такой пропаганды является разжигание социальной вражды, обострение социальных конфликтов, содействие усилениям противоречий в обществе и пробуждению низменных инстинктов у людей. Она допускает разобщение людей, делая человека послушными воле пропагандиста. Основная функция негативной пропаганды — это формирование мнимой, параллельной реальности с «перевернутой» системой убеждений, ценностей и взглядов. Такая пропаганда активно использует внушаемость масс с целью манипулирования этими массами в интересах ограниченной группы лиц.

По мнению российского публициста и социолога С. Г. Кара-Мурзы, в зависимости от источника и подлинности информации пропаганда может быть классифицирована на «белую», «серую» и «черную». При «белой» пропаганде ее источник можно определить с большой точностью и информация более-менее соответствует действительности. При «серой» пропаганде источник в точности определить не возможно, а достоверность информации находится под большим сомнением. «Черная» пропаганда использует неверный источник информации, распространяя ложь и сфабрикованные сообщения [7, с. 123].

По целевой направленности психологического воздействия пропаганды на массовое сознание, автор издания «Психологии пропаганды» М. В. Киселев выделяет следующие виды пропаганды: пропаганда созидания, пропаганда стойкости и героизма, пропаганда просвещения, пропаганда разрушения, пропаганда разделения, пропаганда устрашения и пропаганда отчаяния [8]. Рассмотрим основное содержание каждого из видов.

Пропаганда созидания выступает за выстраивание общества нового типа и призывает людей принять в этом активное участие.

Пропаганда стойкости и героизма прославляет мужество при построении нового общества, предлагает стойко терпеть лишения и тяготы, подчеркивает героические и жертвенные деяния отдельных людей и граждан, демонстрируя примеры, к которым надо стремиться.

Пропаганда просвещения информирует о политических активистах, деятельности властей, об экономике страны, пропагандирует государственный строй и национальный образ жизни, подчеркивает ценностные ориентиры общества, как единственно возможную и правильную систему.

Пропаганда разрушения — это контрпропаганда враждебной государственной или политической идеологии. Обычно, она убеждает людей в безнравственности соперников, их ошибках, разоблачает противоположную систему ценностей, подчеркивает негативные черты чужих лидеров.

Пропаганда разделения строится на международных или межнациональных противоречиях: социальных, религиозных, культурных и мировоззренческих. Данный вид пропаганды активно использует несогласия между подчиненными и начальством.

Пропаганда устрашения способна морально подавить и напугать противников, она делает акцент на достоинствах стороны. Нередко она используется и при физическом влиянии с целью наглядности.

Пропаганда отчаяния подчеркивает и усиливает затруднения, неблагоприятную ситуацию, как следствие ошибок противников. Такая пропаганда стремится убедить людей в том, что неприятелям нет дела до нужд и бедствий простого населения, что они не способны помочь им и что-либо кардинально изменить.

По способам распространения знаний и по формированию убеждений у воспитуемых средства пропаганды, можно разделить на три вида: устные, печатные, виртуальные [1].

Устные средства пропаганды в зависимости от характера общения субъектов и объектов воспитания делятся на непосредственные (живое общение) и опосредованные (технические устройства: теле-, радио-, видеотехника). Непосредственные средства пропаганды по количеству воспитуемых делятся на коллективные и индивидуальные. Это могут быть беседы, лекции, консультации, конференции и т. д. Достоинство таких средств состоит в общении «лицом к лицу» между субъектами и объектами воспитания. Пропагандист может немедленно оценить воздействие своего сообщения по ответной реакции слушателей и в соответствии с этим корректировать как его содержание, так и методы: какую-либо информацию подчеркнуть, повторить, разъяснить и т. д. Пропагандист, выступающий по радио или на телевидении, такой возможности не имеет. Тем не менее, опосредованные средства пропаганды имеют преимущества перед непосредственными средствами. Они более мобильны и могут охватывать большие массы воспитуемых одновременно (они приходят прямо к слушателям в дом), и, следовательно, менее затратны. В силу своей масштабности и воздействия на воспитуемых устные средства пропаганды во многих случаях не могут заменить письменные: тексты, статьи в газетах, правовые акты и т. д. Письменные средства пропаганды могут находиться сколько угодно в распоряжении субъекта, поэтому он может обращаться к ним по мере своей необходимости.

Отметим тот факт, что в настоящее время Интернет создает новую информационную среду человечества. Она носит виртуальный характер, так как она физически она неощутима, в ней (в отличие от реальной информационной среды) меняются физические свойства информации. В виртуальных средствах пропаганды воспитуемый может получить необходимую ему информацию для принятия правомерных решений только при наличии компьютерной или иной мобильной техники и умения ею пользоваться.

Таким образом, можно сделать вывод, что научная дефиниция «пропаганда» имеет различные толкования, но, в общем — это информационная составляющая, которая призвана формировать нужное общественное мнение. В настоящее время имеется достаточно подходов к классификации данного явления, которые выделяют следующие виды пропаганды: негативную (деструктивную) и позитивную (конструктивную); «белую», «серую» и «черную»; пропаганду созидания, стойкости и героизма, просвещения, разрушения, разделения, устрашения и пропаганду отчаяния; устную, печатную и виртуальную пропаганду и т. д.

 

Литература:

 

1.      Бондарев, А. С. Правовая пропаганда и обучение — формы правового воспитания: понятие и средства воздействия / Вестник Пермского университета. Юридические науки. Выпуск № 1. — 2008. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Офиц. сайт]. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 27.01.2015).

2.      Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. –СПб., 1998. –1018 с.

3.      Васюкова, И. А. Словарь иностранных слов. — М., 1998. — 499 с.

4.      Войтасик, Л. Использование психологии в системе пропаганды / Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход / авт.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара, 2001. — 260 с.

5.      Гуревич, П. С. Пропаганда в идеологической борьбе. — М., 1987. — 262 с.

6.      Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М., 2000. — 986 с.

7.      Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием. — М., 2009. — 864 с.

8.      Киселев, М. В. Психология пропаганды [Электронный ресурс] // Сайт литературы по психологии [Офиц. сайт]. URL: http://psyfactor.org (дата обращения: 25.01.2015).

9.      Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. — М., 2003. — 616 с.

10.  Политология: Энциклопедический словарь. — М., 1993. — 320 с.

11.  Семечкин, Н. И. Социальная психология. — Ростов н/Д, 2003. — 608 с.

12.  Цуладзе, А. Большая манипулятивная игра. — М., 2000. — 336 с.

13.  Bell, D. The End of ideology. — N.Y., 1967. — 397 p.

14.  Siepmann, C. The Nature of Propaganda. — N.Y., 1969. — 368 p.

Основные термины (генерируются автоматически): средства пропаганды, возникновения пропаганды в человеческом, пропаганды в человеческом обществе, следующие виды пропаганды, вид пропаганды, к понятию термина пропаганды, словарь русского языка, и времени возникновения пропаганды, пропаганды с политической идеологией, средства пропаганды в зависимости, к классификации пропаганды в отечественной, цели позитивной пропаганды, причин появления пропаганды, Непосредственные средства пропаганды, негативной пропаганды, Происхождение пропаганды, основной целью пропаганды, устные средства пропаганды, психологического воздействия пропаганды, Письменные средства пропаганды.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос