Модульное обучение-преимущества и недостатки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 10.02.2015

Статья просмотрена: 3824 раза

Библиографическое описание:

Кувандыкова, Х. Б. Модульное обучение-преимущества и недостатки / Х. Б. Кувандыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 579-581. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15426/ (дата обращения: 24.11.2024).

В статье рассматриваются вопросы модульного обучения, предлагаются пути усовершенствования некоторых аспектов, в частности воспитательного аспекта при модульном обучении.

Ключевые слова:модульное обучение, образовательный процесс, индивидуализация обучения, самоконтроль, лингвистические функции

 

За последние несколько десятилетий в образовании появились различные формы и методы обучения, одним из которых является модульное. Как известно модульное обучение появилось в 70-х годах ХХ столетия и спустя почти полвека этот форма образования стала активно внедряться в систему образования. Современные исследователи (Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова и др.) подчеркивают, что “модульное обучение (модульная технология) преобразует образовательный процесс так, что обучающийся самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе. Сердцевиной модульного обучения является учебный модуль, включающий: законченный блок информации, целевую программу действий учащегося; рекомендации (советы) преподавателя по ее успешной реализации. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля, а цель модульного обучения заключается в содействии развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала” [5, c. 312].

Модульное обучение — такая организация процесса учения, при которой обучающийся работает с учебной программой, включающей следующие модули: мотивационно-стимулирующий, целевой, информационный, операционный, модуль проверки знаний, рефлексивный модуль.

Конечно самостоятельная работа учащегося предусматриваемая при модульном обучении –это большое достижение, но всегда ли преподаватель может контролировать учащегося.

При обучении иностранным языкам модульным обучением важно обсудить какие навыки лучше включать в модульное обучение. Ведь известно, что обучение иностранным языкам предусматривает четыре навыка: письмо, чтение, говорение и аудирование, а именно говорение нельзя контролировать при модульном обучении. Возможно при этом нужно разнообразить задания, которые будут предусматривать говорение.

В аудитории у студента есть возможности для выполнения таких лингвистических функций как просить разрешение, спрашивать информацию и делать предложения. Но как осуществлять коммуникационную функцию при модульном обучении.

Я бы предложила воспользоваться методом «MALL» (Mobile assisted language learning).

Этот метод часто используется в аудиторных условиях при переводе текстов (использование словарей), но эти методом можно также пользоваться при проверке говорения как один из видов дистанционного обучения. Студент по телефону может обсудить на английском языке задания, рассказать домашнее задание, задать вопросы и дать информацию которая требовалась. Возможно это может показаться абсурдным для многих, но для студента, для которого английский второй язык, будет интересно поговорит с учителем по-английски. Послание сообщений друзьям будет также интересно учащимся так как SMS –инструмент улучшения и обогащения словарного запаса. Кроме того, учащийся не потеряет коммуникационную атмосферу, который является важнейшим аспектом обучения разговорному английскому. Говоря проще язык находится в «движении» и соответствует реальной жизненной ситуации. SMS увеличивает мотивацию и самооценку студента. Более того, общение на расстоянии обеспечивает приватность, которое так необходимо учащемуся.

Учащийся в классе часто не может высказать мнение, боясь ошибиться, но SMS даст ему возможность полностью высказать мысль, не создавая барьера, одновременно он учится правильно и грамотно писать, таким образом создавая возможность для самообразования.

Теперь важно затронуть ещё один важный аспект модульного обучения.

Многие исследователи признают тот факт, что модульное обучение упускает воспитательный процесс, что является не менее важным в образовательном процессе. Так что же делать, чтобы при дистанционном обучении мы также могли влиять на воспитание учащегося.

Я предлагаю дать ситуативные задания типа:

Situation 1.

One of your group mates is often late for the lesson. Teacher asked him several times not to be late, but it is useless. Would you speak to him and clarify what is happening? Your actions to help your teacher.

Situation 2.

Your close friend has been missing the lessons for a month. You know about it,but he asked you not to tell about it to his parents as he works and wants to earn money to buy i-Phone. Is it good for him to work? What will your actions be?

Можно также дать студентам рассказ заключающий в себя моральный облик человека, рассказ с негативными проявлениями человеческих поступков, истории которые послужат пищей для размышления для студентов.

Такие задания не только заставят учащегося задуматься над поступками друзей, но и возможно предотвратят его самого от мысли так поступать.

Поэтому я не согласна с теми, кто говорит, что модульное обучение исключает воспитательный процесс.

Да, воспитательный процесс — неотъемлемая часть воспитания, которая тесно переплетается с процессом образования. Важно усовершенствовать это обучение, так чтобы дистанционное обучение заставляло работать учащегося также активно как и в аудитории.

Хотелось бы также рассматривать модуль как программу обучения иностранному языку в рамках профессионального обучения конкретной профессии.

В данном случае следует выделить характеристику данной программы:

1.      цель;

2.      интеграция английского для специфических и профессиональных целей;

3.      развитие навыков и учений работать с техническими терминами;

4.      развитие навыков письменной речи, сбора информации (студент пишет эссе на определённую тему, посылает его преподавателю или другу для чтения и отзыва и затем обсуждает его).

5.      развитие умения анализировать полученную информацию и применять его на практике.

Цели программы включают изучение лексики, термины по специальности.

Т. к. студенты уже знакомы с общеупотребительной лексикой, следующая задача, стоящая перед ними следующая:

Студенты выполняют задания типа:

1.                 Переведите следующий текст и выпишите термины по вашей специальности.

The device is in a shape of a cigarette, more exactly, has a hollow cylindrical body, with a filter arranged in one of its end portions and an electrical bulb in another, connected to a power supply arranged within the body.

Устройство выполнено по форме в виде сигареты, т. е. имеет полый цилиндрический корпус, в одном из торцов которого размещен фильтр, а в другом электрическая лампочка, соединенная с источником тока, размещенным внутри корпуса.

To extract the electric bulb, one has to press the end of the arm in the direction of the glass bulb

Для извлечения лампы необходимо нажать на конец рычага в направлении стеклянной колбы электрической лампы.

  1. Выпишите все технические значения термина

portion 1) доза, порция, часть 2) узел, блок

bulb 1) шарообразная деталь; шарик 2) баллон; резервуар 3)

электрическая лампа 4) утолщение; бульб 5) баллон; колба

supply 1) снабжение, поставка 2) запас 3) электропитание; подводить

электропитание 4) обеспечение

arm 1) рука [робота], манипулятор; кронштейн; плечо рычага

2) консоль, кронштейн; стрела (крана)

  1. Напишите примеры с данными словами со значением общей лексики и переведите предложения анализируя слова.

E.g. He ate another portion of cake, it was delicious. Он съел второй кусок торта,торт был очень вкусным.

During this accident the bulb of her eye was injured. Doctors said she lost her vision ability.

Во время несчастного случая её глазное яблоко было повреждено. По словам врачей она потеряла зрение.

He greeted his old friend with outstretched arms. Он встретил своего старого друга с распростёртыми объятьями(руками).

Работая с такими словами студенты приобретают навыки работы со значениями слов,учатся подбирать нужное значение слов и употреблять их в нужном контексте. Кроме того,студенты сумеют оценить свою работу, проверяя свой перевод при помощи различных словарей.

Задания типа, перевод с русского языка на английский и наоборот помогают лучше запоминать слова и прививают навыки самостоятельной работы.Такие упражнения также помогают развитию речи,учат общаться,анализировать свои ошибки и оценивать свою работу.

  1. Прокомментируйте и обсудите следующее утверждение:

Space explorations should be postponed until more important problems of mankind have been solved.

One point of view: Space exploration is very expensive; ecological problems are far more important than Space studies/It is immoral to spend huge sums of money on space exploration while mankind suffers from ecological disasters, wood fires, global warming, industrial wastes. Mankind should not waste its resources.

A contrary point of view: Space exploration is very important it helps to promote science and technology. It gives us new information about space life. Our scientists should pay special attention to space exploration.

Проведитенаучнуюконференциюнатему“The potential of space exploration for peaceful purposes”. (Конференция может проводится дистанционно).

Каждая форма обучения имеет свои особенности, но преимущества модульной система заключается в том, что студент работает непринужденно, у него достаточно времени для обдумывания задания, для самопроверки и самооценки.

 

Литература:

 

1.      Teacher Networks and Teacher Professional Development: A Study Report Laxman Gnawali

2.      Kraft, R. J., A. Ehsan., & R. Khanam.2009. Comprehensive Review of Primary Teacher Training Program: Preliminary SWOT Analysis. Dhaka:UNICEF.

3.      Starting, Stimulating and Sustaining English Language Teacher Education and Development A selection of papers presented at the International Conference in Hyderabad in January 20 1 1© British Council 2011 Edited byPaul Gunashekar, Amol Padwad, Daphne Pawelec

4.      www.britishcouncil.org.in

5.      www.efluniversity.ac.in

6.      www.eltai.org

 

Основные термины (генерируются автоматически): модульное обучение, SMS, студент, воспитательный процесс, дистанционное обучение, образовательный процесс, задание типа, индивидуализация обучения, модульная технология, развитие навыков.


Похожие статьи

Некоторые проблемы использования модульной концепции и видеозаписей в обучении иностранному языку

Данная статья посвящена новейшим концепциям обучения и их роли в развитии интеллекта студентов. Роль практических и теоретических занятий в современной области образования.

Педагогические подходы к понятию интерактивных технологий обучения

В статье рассматриваются сущностные характеристики интерактивного обучения, формулируются некоторые правила его организации на уроках, выделяются этапы реализации.

Тестовый контроль обучения

В данной статье проанализирована такая форма оценки учебных достижений школьников как тестовый контроль обучения, выделены их виды и типы, указаны основные дидактические функции.

Инновационные методы обучения в высшем образовании

В статье рассматриваются положительные стороны интерактивного образования на фоне классической модели преподавания, приводятся задачи, которые ставят перед собой интерактивные методы обучения, принципы работы для педагогов.

Формативное оценивание как средство повышения успеваемости учащихся

В статье рассматриваются вопросы формативного оценивания. Формирующее оценивание делает акцент на улучшение результатов обучения и совершенствование преподавания. Оно обеспечивает обратную связь, позволяющую регулировать обучение и учение в интересах...

Проблемы внедрения системы тестирования в высшей школе

В статье рассмотрены положительные и отрицательные аспекты тестовой формы контроля знаний и наиболее общие проблемы связанные с анализом тестовых заданий, а также возможности компьютерного тестирования.

Психологические аспекты современных методов обучения и образовательных технологий

В данной статье подробно рассматриваются психологические аспекты современных методов обучения и образовательных технологий.

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Лекция как предмет активного обучения

В статье представлены несколько активных методов активного обучения на примере лекций. Дана классификация активных методов обучения, предоставляющая понять роль и место каждого метода в учебной деятельности.

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении

В статье авторы пытаются рассказать о системно-деятельностном подходе в обучении как форме обеспечения результативности в реализации ФГОС.

Похожие статьи

Некоторые проблемы использования модульной концепции и видеозаписей в обучении иностранному языку

Данная статья посвящена новейшим концепциям обучения и их роли в развитии интеллекта студентов. Роль практических и теоретических занятий в современной области образования.

Педагогические подходы к понятию интерактивных технологий обучения

В статье рассматриваются сущностные характеристики интерактивного обучения, формулируются некоторые правила его организации на уроках, выделяются этапы реализации.

Тестовый контроль обучения

В данной статье проанализирована такая форма оценки учебных достижений школьников как тестовый контроль обучения, выделены их виды и типы, указаны основные дидактические функции.

Инновационные методы обучения в высшем образовании

В статье рассматриваются положительные стороны интерактивного образования на фоне классической модели преподавания, приводятся задачи, которые ставят перед собой интерактивные методы обучения, принципы работы для педагогов.

Формативное оценивание как средство повышения успеваемости учащихся

В статье рассматриваются вопросы формативного оценивания. Формирующее оценивание делает акцент на улучшение результатов обучения и совершенствование преподавания. Оно обеспечивает обратную связь, позволяющую регулировать обучение и учение в интересах...

Проблемы внедрения системы тестирования в высшей школе

В статье рассмотрены положительные и отрицательные аспекты тестовой формы контроля знаний и наиболее общие проблемы связанные с анализом тестовых заданий, а также возможности компьютерного тестирования.

Психологические аспекты современных методов обучения и образовательных технологий

В данной статье подробно рассматриваются психологические аспекты современных методов обучения и образовательных технологий.

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Лекция как предмет активного обучения

В статье представлены несколько активных методов активного обучения на примере лекций. Дана классификация активных методов обучения, предоставляющая понять роль и место каждого метода в учебной деятельности.

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении

В статье авторы пытаются рассказать о системно-деятельностном подходе в обучении как форме обеспечения результативности в реализации ФГОС.

Задать вопрос