Данная статья посвящена новейшим концепциям обучения и их роли в развитии интеллекта студентов. Роль практических и теоретических занятий в современной области образования.
Ключевые слова: дифференцированный подход, программирование, гуманистические ценности, модульный подход.
Современные тенденции развития образования отражают поиск таких систем которые способствуют подготовке обучающихся к участию в процессе международного обмена информацией. В связи с этим на передний план теоретических и практических усилий педагогов выдвигаются вопросы отбора и структурирования содержания образования, воспитания у студентов умений анализа и обобщения информации, получаемой в ходе учебно-воспитательного процесса дифференцированный подход к дидактике высшей школы способствующий формированию индивидуальности студентов.
Очевидно, что процесс обучения в вузе детерминируют многие факторы в том числе конкретный профиль подготовки и конкретная модель выпускника вуза. Поскольку формирование индивидуальных интеллектуальных способностей студента направлено на обеспечение его соответствия личностно профессиональной характеристике. Преподаватель и студент находятся в своеобразной подчиненности по отношению к этой модели их взаимоотношения и обратная связь формируются в атмосфере вуза как учреждения которое способствует или препятствует внедрению широко понимаемой коммуникации и развитию интеллектуальной индивидуальности студента. Большое значение в обучении иностранным языкам принадлежит видеозаписям ибо они содержат в себе важнейшее с позицией методики свойство кино многообразное отражение содержание разных тем и благодаря этому в практике преподавания успешно решается проблема текста на тему предусмотренную программой обучения.
Практические решения в этой области сводятся в основном к установлению таксономии целей работам по отбору и структурированию содержания обучения и к методическим приемам организации и реализации образовательных процессов. Как известно педагогический опыт в этом отношении довольно большой. Но все-таки открытой проблемой остаются методические решения и их действенность в области соотнесения теоретических положений с практической обучения необходимым и желательных связей между теорией и практикой в дифференциации образовательных процессов в зависимости от индивидуальных интересов самих студентов.
О положительном опыте и одобрении модульного подхода свидетельствуют результаты исследований в области подготовки инженеров. Целесообразность и действенность модульных программ проверяется также в области подготовки учителей точнее речь идет о модульном подходе в реализации педагогики как учебного предмета в системе подготовки учителей на высшем уровне, при подготовке студента к участию в процессе международного обмена научно технической информации.
К овладению технологией этого процесса важное место отводится подготовке будущих специалистов по иностранным языкам. Уровень владения иностранным языком у студентов весьма различен, что зависит от качества работы учителей но и в большой мере от индивидуальных способностей, мотивации познавательных интересов самих учеников. Именно овладение иностранным языком непосредственно связано с той интеллектуальной сферой личности ученика которая требует дифференцированного методического подхода, а также дифференцированных программ и содержания обучения. Достижение этого возможно путем обобщения накопленного лингводидактического опыта упорядочения программно-содержательных разработок и принятия концепции модернизации подготовки будущих специалистов по иностранным языкам. Эти общие лингводидактические положения в сочетании с качествами модульных концепций привели нас к следующим выводам:
– дифференциация учебного процесса в области иноязычной подготовки специалистов возможна по средством введения модульного подхода к отбору и структуризации содержания обучения языкам
– целесообразным для технических вузов является принятие двух видов программ а значит и двух уровней требований к студенту, то есть программа минимум и программа максимум
– эти программы должны представлять собой единое целое но давать возможность — дифференциации обучения языкам согласной индивидуальному и социальному запросам студентов и вузов.
– практическая реализация этих программ наиболее функциональна благодаря введению модульной системы обучения иностранным языкам но одобрения такой организации иноязычной подготовки будущих специалистов зависит от решения вуза.
– конечной задачей наших исследований является подготовка модульных программ и материалов а также эмпирическая верификация и разработка в виде методических предложений вузам.
Методические работы в области структуризации содержания субмодулей ведутся в двух альтернативных направлениях то есть на двух уровнях в расчете на среднестатистического студента модель знаний которого близка заданным целям овладения языком. У нас сложилась следующая практика использования упражнений:
Подготовительный этап:
Студенты нефилологи
- введение новой лексики необходимой для понимания фильма:
– даются значения слов на родном языке
– во втором семестре лексика дается с объяснением на иностранном языке.
– введение новой лексики с помощью одного из кадров видеофильма
- организация первичного закрепления лексики с помощью традиционных лексико-грамматических упражнений.
Упражнения в основном репродуктивного характера с целью усвоения данной лексики. Это упражнения типа ответить на вопросы с помощью данных слов, поставить глаголы в повелительном наклонении, дополнить предложения, переделать косвенную речь в прямую, составить предложения из данных слов и т. д.
- страноведческий комментарий к видеофильму.
- знакомство с кратким содержанием фильма.
- устный рассказ преподавателя о содержании видеофильма или предварительная раздача текста для ознакомления с ним дома.
Опыт использования видеозаписей в высших учебных заведениях показал что студенты активно участвуют в таких занятиях где используются модульные технологии и видеозаписи, не остаются равнодушными к увиденному у них быстрее происходит развитие понимания разных слоев речи разных типов речи, быстрее обогащается словарный запас. Таким образом в век научно технологической развитии просто невозможно представить себе обучение иностранным языкам без использования мультимедийных средств. Это значит, что будущие преподаватели понимают важность и значение нового технического средства обучения.
Литература:
- Rolf Fuchs «Some Aspects of Assessment of Audiovisual teaching and learning aids»
- B. F. Skinner» The science of learning and the art of teaching»
- Contemporary higher education. Warsaw (international journal)