После первичной оценки компании, наступает такой момент, когда необходимо обратиться к законодательству и определить, какие документы вам нужны для самого процесса. Не будет ли проблем с законодательством при совершении подобной сделки, и какие еще вещи необходимо предусмотреть.
Первым делом руководство организации обращается к инструкциям Центрального Банка.
Согласно инструкции Центрального Банка РФ № 135−И, был установлен определенный порядок уведомления ЦБ о приобретении и (или) получении в доверительное управление акций (долей) кредитной организации [1].
О любом приобретении или получении в доверительное управление в результате проведения сделки (или сделок) одним юридическим, физическим лицом или группой лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними друг к другу или зависящими друг от друга, более одного процента акций кредитной организации должны уведомить ЦБ РФ.
Если у участника (группы участников) кредитной организации находится более 1 % акций (долей) кредитной, то ЦБ РФ должен быть поставлен в известность о любой последующей покупке акций (долей) той же самой кредитной организации.
Уведомление о приобретении свыше одного процента акций (долей) кредитной организации направляется в территориальное учреждение Банка России, которое осуществляет надзор за ее деятельностью, в течение 30 дней с даты приобретения.
Указанное выше уведомление направляется приобретателем или его уполномоченным лицом. Права уполномоченного лица должны быть оформлены строго в соответствии с требованиями, которые были установлены федеральными законами.
То же самое применимо и при приобретении акций (долей) кредитной организации, которые имеют лицензию на осуществление банковских операций.
При реорганизации кредитных организаций, в результате которых создается новое юридическое лицо (или лица), в Центральном Банке будет рассматриваться вопрос о выдаче новых лицензий на осуществление банковской деятельности. Однако, ЦБ РФ так же будет рассматривать и лицензии, выданные этим кредитным организациям ранее. Оценка финансового состояния реорганизуемой кредитной организации будет осуществляться в соответствии с Указанием ЦБ РФ N 2005-У (для банка) либо в соответствии с нормативным актом ЦБ России, устанавливающим критерии для вычисления финансового состояния кредитной организации (для небанковской кредитной организации).
Юридическое дело реорганизованной кредитной организации передается территориальным учреждением ЦБ РФ, в которое было подано заявление и которое осуществляет надзор за ее деятельностью, в территориальное учреждение Банка России, которое осуществляет надзор за деятельностью организации, которая возникла в результате реорганизации кредитной организации, в течение месяца с даты государственной регистрации нового юридического лица.
При реорганизации кредитных организаций в форме АО общее собрание акционеров не проводится. При разделении или выделения кредитной организации в форме АО общее собрание акционеров общества так же не проводится.
Такие процессы реорганизации, как выделение или разделение кредитной организации в форме АО, которое осуществляется в то же время, что и слияние или с присоединение, проводятся в соответствии с правилами Инструкции и с учетом специфик, установленных статьей 19.1 Федерального закона «Об акционерных обществах».
Реорганизация кредитных организаций в форме слияния (№ 135−И)
Для реорганизации в форме слияния в ЦБ РФ (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России) представляются следующий перечень документов:
- передаточные акты:
- протоколы общих собраний акционеров;
- договор о слиянии;
- копия документа (заверенная), выданная федеральным антимонопольным органом, подтверждающая удовлетворение ходатайства о слиянии кредитных организаций [1].
Реорганизация кредитных организаций в форме присоединения (№ 135−И)
При реорганизации банков в форме присоединения в Центральный Банк (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России) представляется следующий перечень документов:
- заявление о государственной регистрации изменений, которые вносятся в устав присоединяющей организации и составленное по установленной ЦБ форме;
- ходатайство присоединяющей кредитной организации о государственной регистрации изменений, вносимых в ее устав, с подписью уполномоченного лица организации;
- протоколы общих собраний участников присоединяемых кредитных организаций, с зафиксированными в них решениями о реорганизации, а так же об утверждении договора о присоединении, об утверждении передаточного акта и решения по прочим вопросам, которые предусмотрены необходимыми ФЗ и нормативными актами Центрального Банка;
- протокол совместного общего собрания участников реорганизуемых кредитных организаций являющихся ООО или ДО, в котором зафиксировано решение о внесении изменений в устав присоединяющей кредитной организации;
- изменения, вносимые в устав присоединяющей кредитной организации (положения о переходе прав собственности и обязанности присоединяемой организации);
- список участников присоединяющей кредитной организации;
- договор о присоединении;
- передаточные акты присоединяемых кредитных организаций;
- копия документа, выданного федеральным антимонопольным органом и дающего согласие на присоединение одной организации к другой (если необходимо);
- ходатайство о выдаче лицензии присоединяющей кредитной организации на осуществление банковской;
- документ об уплате гос. пошлины за государственную регистрацию, вносимых в устав изменений [1].
Так же выделяют такой вид реорганизации, как разделение.
В ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в статье 54 «разделение общества» прописано, что «разделением общества признается прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным обществам».
Реорганизация путем преобразования
Преобразование — смена организационно-правовой формы уже существующего юридического лица. Согласно закону, существующие общества могут быть преобразовываться в любой другой вид хозяйственного общества, но, например, АО может быть преобразовано только в ООО, производственный кооператив или в некоммерческое партнерство. В то же время, ООО может быть преобразовано в общество с дополнительной ответственностью, ОАО или ЗАО, товарищество на вере, полное товарищество или производственный кооператив.
И все это будет продолжать являться реорганизацией.
Реорганизация банков путем присоединения или слияния, том числе и с последующим выделением филиала, имеет много особенностей. В последнее время, а точнее в посткризисный период, требования к капиталу банков сильно ужесточились, как уже сообщалось ранее, поэтому такого рода сделок совершается все больше.
Реорганизация юридического лица
1. Любая форма реорганизации юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного органа юридического лица [2].
2. В некоторых случаях, установленных законом, реорганизация в форме его разделения или выделения осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда [2].
Реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В некоторых случаях, реорганизация юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или суда, либо с согласия уполномоченных государственных органов. При реорганизации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица, а те, в свою очередь, имеют все основания и возможности потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, и возмещения убытков, должником по которому является это юридическое лицо.
Правопреемство
Общей чертой для любой формы реорганизации, является правопреемство. Правопреемство — это переход прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к его правопреемникам.
Реорганизация осуществляется четко в установленном законом порядке, ввиду этого, правопреемство возникает только при наличии одновременно определенного ряда фактов. Отсутствие хотя бы одного из перечня необходимых элементов может помешать завершению процесса реорганизации, а, следовательно, не произойдет и изменение состава правоотношений с участием реорганизуемых юридических лиц.
Правопреемство является единой для всех процедурой, поскольку передаются как имущественные, так и исключительные права и обязанности, а так же вещи. В случае реорганизации в форме выделения происходит сингулярное правопреемство, так как организация, из которой выделяются, сохраняет часть за собой большинство прав и обязанностей, хоть и не все, как упоминалось выше, а выделенной организации будет передана определенная часть прав и обязанностей, соответственно.
Правопреемство (ПП) и уплата налогов
ПП при реорганизации юридического лица устанавливается в соответствии со статьей 58 Гражданского Кодекса РФ:
1. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом [3].
2. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом [3].
Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица, согласно п.1 ст. 50 НК РФ, является ответственностью правопреемника и исполняется в порядке, установленном данной статьей Налогового Кодекса РФ. [4]
При создании нескольких юридических лиц их ПП по уплате налогов признается возникшее в результате такого слияния юридическое лицо (в соответствии с п.4 ст. 50 НК РФ) [4].
При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу ПП присоединенного юр.лица по уплате налогов признается именно присоединившее его юридическое лицо (в соответствии с п. 5 ст. 50 НК РФ) [4].
Даже реорганизация не отменяет сроков уплаты налогов (в соответствии с п. 3 ст. 50 НК РФ) [4].
Суммы НДС, подлежащие возмещению в соответствии со ст. 176 и 176.1 НК РФ, которые не были до момента окончания реорганизации возмещены реорганизуемой (реорганизованной) организации, возмещаются правопреемникам (правопреемнику), а порядке и сроках, установленных в соответствии с гл. 21 НК РФ (п. 9 ст. 162.1 НК РФ).
В любом случае, главное заранее знать о том, с какими проблемами придется столкнуться и быть готовыми к этому.
Литература:
1. Инструкция Банка России от 02.04.2010 № 135-И (ред. от 25.11.2014) «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Реорганизация юридического лица [Электронный ресурс]: Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ — Часть 1, статья 57. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Правопреемство при реорганизации юридических лиц [Электронный ресурс]: Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ — Часть 1, статья 58. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица [Электронный ресурс]: Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ. Статья 50. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».