О специфике предоставления публичных услуг в электронном виде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.01.2015

Статья просмотрена: 1132 раза

Библиографическое описание:

Смирнова, И. Д. О специфике предоставления публичных услуг в электронном виде / И. Д. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 386-388. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14948/ (дата обращения: 19.11.2024).

В статье рассмотрены средства электронного предоставления государственных и муниципальных услуг, проанализирован ряд базовых дефиниций, определяющих категориальный ряд термина «информационный портал государственных и муниципальных услуг».

Ключевые слова: государственные услуги, муниципальные услуги, информационные порталы государственных и муниципальных услуг.

 

Одной из важнейших задач, поставленной перед органами государственного управления является повышение качества жизни населения, создание комфортной среды проживания и предоставление соответствующих публичных услуг. Именно качество жизни человека является важнейшим понятием, определяющим основные направления деятельности органов государственной и муниципальной власти и формирования государственной и муниципальной политики. В этом аспекте государственную политику следует рассматривать как систему мер, направленную на повышение качества жизни населения, причем индикаторы качества определяются системой показателей уровня жизни (например, безопасность, здоровье, обеспеченность жильем, уровень материального благосостояния, состояние окружающей среды, возможность получить образование, удовлетворять культурные и досуговые потребности, доступ к информации, возможность передвижения), а также степень их удовлетворения.

На протяжении долгого время широко обсуждаются вопросы качества предоставления государственных и муниципальных услуг. Данная тема носит масштабный характер и затрагивает практически все сферы взаимодействия государства, муниципалитетов и населения. В Федеральном законе от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» касательно деятельности властных структур выбран термин «услуга», что конкретизировало вектор взаимоотношений между физическими, юридическими лицами и субъектами реализации публичных услуг.

Принятию данного закона предшествовала длительная и активная дискуссия, в процессе которой поднимались вопросы предмета правового регулирования, понятия государственной (муниципальной) услуги в качестве исходного для всех последующих юридических терминов в данной области, содержания стандарта предоставления указанных услуг, их оплаты, обеспечения доступа к услугам, а также наделения публичными полномочиями, необходимыми в части реализации исследуемых услуг государственных унитарных предприятий, которые оказывают предоставление публичных услуг и осуществляют определенные публичные функции в исключительных, установленных законом случаях [1].

Само понятие государственной (муниципальной) услуги возникло с проведением административной реформы в начале 2000-х годов, но и в настоящее время среди ученых нет единого мнения относительно определения понятия государственной (муниципальной) услуги. Так, например, по мнению Л. К. Терещенко, в отличие от публичных услуг государственные (муниципальные) услуги — более узкое понятие, предполагающее их оказание именно органами власти [2]. Другие авторы с его мнением не соглашаются. В частности, А. В. Нестеров к государственным услугам (услугам власти) относит бесплатные услуги по закону, оказываемые уполномоченными по закону услугодателями добровольно обратившимся заинтересованным лицам в соответствии с регламентами и стандартами государственных услуг за счет использования ресурсов государства, а к публичным услугам — общественно значимые платные для услугополучателей услуги, цена которых регулируется государством, оказываемые коммерческими организациями в соответствии с регламентами публичных услуг [3].

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» характеризуется перспективным характером и направленностью на дальнейшее развитие общества, его информатизацию. В этой связи ряд положений комментируемого нормативного акта в настоящее время не применяется либо применяется лишь в ограниченной форме. Основным же преимуществом норм закона является то, что он упорядочивает, систематизирует и предпринимает попытку упростить взаимоотношения между государством и физическими и юридическими лицами.

Практическая реализация Федерального закона № 210-ФЗ предполагала решение ряда проблем, часть которых активно обсуждалась и обсуждается в научной среде, в частности, это конкретизация системы нормативных правовых актов согласно уровню публичных органов; отказ от заявительного принципа оказания услуги; признание в качестве муниципальной услуги реализации части полномочий органов местного самоуправления.

Следует отметить, что и в настоящее время сохраняется определенная пробельность правового регулирования вопросов организации предоставления государственных услуг, что обусловлено, на наш взгляд, недостаточно четко проработанной терминологической составляющей в данной сфере.

Во-первых, термин «услуга» предполагает более широкий и разнообразный спектр действий, нежели административная, сугубо регламентированная деятельность государственных (муниципальных) органов и их служащих.

Во-вторых, Бюджетный кодекс Российской Федерации, являющийся основным правовым документом финансирования оказания государственных (муниципальных) услуг, содержит более широкое понятие государственной (муниципальной) услуги (работы) — как услуги (работы), оказываемой (выполняемой) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами. Возможно, что выявленная недостаточная согласованность базовых правовых понятий будет продолжать сказываться на качестве реализации Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Средствами электронного предоставления государственных и муниципальных услуг выступает — портал государственных или муниципальных услуг.

Портал государственных или муниципальных услуг представляет собой информационный сайт, отражающий перечень предоставляемых услуг, а также порядок обращения за их предоставлением и предоставления. Существенным достоинством портала является предоставляемая им возможность не только ознакомления с предлагаемым перечнем услуг, но и заполнения необходимых документов по предложенному образцу. Однако в большинстве случаев портал носит лишь информативный характер, предоставляя возможность подготовить необходимые документы для обращения за предоставлением государственной или муниципальной услуги к уполномоченному субъекту. Портал государственных и муниципальных услуг характеризуется двойственностью его понимания. С одной стороны, он рассматривается в качестве одного из средств электронного предоставления государственных и муниципальных услуг, с другой — в качестве самостоятельного понятия, формируемого в рамках комментируемого нормативного акта. Портал может быть определен в качестве информационной системы, регулируемой государством, основной целью деятельности которого является предоставление государственных и муниципальных услуг.

Рассмотрим более подробно базовые термины категориального ряда, определяющего понятие портала государственных и муниципальных услуг. Информационная система представляет собой инфраструктуру субъекта, функционирующая в процессе управления информационно-документальными потоками. Портал государственных или муниципальных услуг выступает в качестве государственной информационной системы, что предполагает включение в такую систему всей инфраструктуры государства, в первую очередь следующих обязательных элементов:

-          информационная модель, представляющая собой совокупность правил и алгоритмов функционирования системы, причем такая модель в обязательном порядке содержит все необходимые формы документов, структуру справочников и данных и т. д.;

-          регламент развития информационной модели и правила внесения в нее изменений;

-          кадровые ресурсы, отвечающие за формирование и развитие информационной модели;

-          программный комплекс, конфигурация которого соответствует требованиям информационной модели (программный комплекс является основным движителем и одновременно механизмом управления информационной системы). Кроме этого, всегда существуют требования к поставщику комплекса, регламентирующие процедуру технической и пользовательской поддержки на протяжении всего жизненного цикла;

-          кадровые ресурсы, отвечающие за конфигурирование программного комплекса и его соответствие утвержденной информационной модели;

-          регламент внесения изменений в конфигурацию программного комплекса и состав его функциональных модулей;

-          аппаратно-техническая база, соответствующая требованиям по эксплуатации программного комплекса;

-          эксплуатационно-технические кадровые ресурсы, включая персонал по обслуживанию аппаратно-технической базы;

-          правила использования программного комплекса и пользовательские инструкции, регламент обучения и сертификации пользователей

Таким образом, формирование информационных порталов государственных и муниципальных услуг направлено на распространение государственных функций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, использование современных средств и технологий для развития приоритетной сферы государственной деятельности, упрощения порядка взаимодействия государства в лице его органов с основными потребителями государственных и муниципальных услуг. Однако до настоящего времени портал государственных и муниципальных услуг не используется в полном объеме, что обусловлено отсутствием в определенной степени необходимых знаний и навыков по работе с информационными системами.

 

Литература:

 

1.         Ястребов О. А. Государственное унитарное предприятие как субъект административного права//диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Московская государственная юридическая академия. Москва, 2007.

2.         Терещенко Л. К. Услуги: государственные, публичные, социальные / Л. К. Терещенко // Журнал российского права. — 2004. — № 10. — С. 15–23.

3.         Нестеров А. В. Понятие услуги государственной, общественной (социальной) и публичной // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 11.

Основные термины (генерируются автоматически): услуга, программный комплекс, информационная модель, организация предоставления, информационная система, портал, электронное предоставление, аппаратно-техническая база, комментируемый нормативный акт, Российская Федерация.


Ключевые слова

государственные услуги, муниципальные услуги, информационные порталы государственных и муниципальных услуг., информационные порталы государственных и муниципальных услуг

Похожие статьи

Инновации в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг

В статье рассматривается применение интернет-технологий при оказании государственных и муниципальных услуг. Показано, что в настоящее время, наиболее удовлетворяющим запросы населения является «Электронное правительство». Концепция «Электронного прав...

Универсальная электронная карта как инструмент в борьбе с коррупцией

В статье рассматривается проблема коррупции при получении государственных услуг, предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием универсальной электронной карты, и дается обоснование применения универсальной э...

Теоретико-правовые основы муниципального заказа

В данной статье рассматривается сущность и правовое регулирование муниципального заказа, регламентированным Федеральным законом № 44-ФЗ, как один из специальных режимов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципал...

Предоставление государственных услуг в электронном виде: сущность, достоинства, нормативно-правовая основа

В статье рассматриваются современные способы оказания гражданам различных государственных и муниципальных услуг путем их предоставления через информационно-справочную систему «Государственные услуги». Подвергается анализу сама платформа «Госуслуги», ...

Проблемы правоприменения в вопросах привлечения к ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления (информационный и коммуникационный аспекты)

В статье на основе действующего законодательства рассмотрены информационный и коммуникационный аспекты привлечения к ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Развитие цифровых компетенций у государственных гражданских служащих

Переход к информационному обществу характеризуется формированием новых отношений между человеком и властью. Информатизация как одно из главных направлений развития государства способствует существенному повышению производственной эффективности, сниже...

Анализ влияния введенных в 2019–2021 годах изменений в Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на функционирование органов контроля в сфере закупок

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим систему государственных закупок в России и порядок контроля в сфере закупок, является Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обес...

Сущность, принципы и место подрядных торгов в современной системе государственных закупок

В последние годы в Закон о контрактной системе несколько раз вносились поправки. Подготовлен соответствующий пакет нормативных правовых актов, предполагающих переход системы контрактных закупок на новый этап развития. Впервые за долгое время принята ...

Развитие договора возмездных медицинских услуг в XXI веке

В статье рассматривается действующее правовое регулирование договора по оказанию медицинских услуг. Автором анализируются ранее сделанные предложения по развитию нормативной базы, предлагаются пути решения в будущем.

Проблемы организации мониторинга качества оказания государственных (муниципальных) услуг

В статье описываются существующие в наше время проблем, связанных со становлением систем мониторинга качества предоставляемых муниципальных и городских услуг, как-то отсутствие проработанных подходов к определению характеристик и методов оценки качес...

Похожие статьи

Инновации в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг

В статье рассматривается применение интернет-технологий при оказании государственных и муниципальных услуг. Показано, что в настоящее время, наиболее удовлетворяющим запросы населения является «Электронное правительство». Концепция «Электронного прав...

Универсальная электронная карта как инструмент в борьбе с коррупцией

В статье рассматривается проблема коррупции при получении государственных услуг, предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием универсальной электронной карты, и дается обоснование применения универсальной э...

Теоретико-правовые основы муниципального заказа

В данной статье рассматривается сущность и правовое регулирование муниципального заказа, регламентированным Федеральным законом № 44-ФЗ, как один из специальных режимов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципал...

Предоставление государственных услуг в электронном виде: сущность, достоинства, нормативно-правовая основа

В статье рассматриваются современные способы оказания гражданам различных государственных и муниципальных услуг путем их предоставления через информационно-справочную систему «Государственные услуги». Подвергается анализу сама платформа «Госуслуги», ...

Проблемы правоприменения в вопросах привлечения к ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления (информационный и коммуникационный аспекты)

В статье на основе действующего законодательства рассмотрены информационный и коммуникационный аспекты привлечения к ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Развитие цифровых компетенций у государственных гражданских служащих

Переход к информационному обществу характеризуется формированием новых отношений между человеком и властью. Информатизация как одно из главных направлений развития государства способствует существенному повышению производственной эффективности, сниже...

Анализ влияния введенных в 2019–2021 годах изменений в Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на функционирование органов контроля в сфере закупок

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим систему государственных закупок в России и порядок контроля в сфере закупок, является Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обес...

Сущность, принципы и место подрядных торгов в современной системе государственных закупок

В последние годы в Закон о контрактной системе несколько раз вносились поправки. Подготовлен соответствующий пакет нормативных правовых актов, предполагающих переход системы контрактных закупок на новый этап развития. Впервые за долгое время принята ...

Развитие договора возмездных медицинских услуг в XXI веке

В статье рассматривается действующее правовое регулирование договора по оказанию медицинских услуг. Автором анализируются ранее сделанные предложения по развитию нормативной базы, предлагаются пути решения в будущем.

Проблемы организации мониторинга качества оказания государственных (муниципальных) услуг

В статье описываются существующие в наше время проблем, связанных со становлением систем мониторинга качества предоставляемых муниципальных и городских услуг, как-то отсутствие проработанных подходов к определению характеристик и методов оценки качес...

Задать вопрос