Статья о совершенствовании содержания учебно-воспитательной работы в начальных классах на уровне современных требований. В ней раскрыты особенности использования модульной технологии, создающих благоприятные условия для совершенствования содержания образования, обеспечивающих высокую степень усвоения учебного материала, который превращает учащихся в активных участников образовательного процесса, способствует рациональному использованию учебного времени и самое главное, гарантирует расширение кругозора учащихся.
Ключевые слова: инновационные образовательные технологии; педагогическая технология; модульная технология; технологическая карта; уроки классного и внеклассного чтения; образное мышление; связная речь; формирование чувства ответственности перед Родиной; чувство национальной гордости и достоинства.
This article is about modernization of content of educational works in elementary classes in the level of modern requirements. It exposes the use of innovational educational technologies serving for modernization of content of educational works, supporting the high level of learning educational material which makes learners be active participants of educational process. These methods support rational use of educational time and widen people’s world views.
Key words: innovational educational technologies, pedagogical technologies, technologic scheme, project of lesson, in and outclass lessons of reading, creative thinking, related speech, forming the feeling the responsibility before Motherland, feeling of national pride.
В современном мире образование выдвигается в число лидирующих сфер деятельности общества, входит в круг факторов, определяющих будущее страны. Это обусловлено тем, что система образования является фундаментом экономического и социального развития страны. Для развития и процветания нашего государства необходимо формирование интеллектуального потенциала нации, поскольку в Республике Узбекистан, вступающей в мировое образовательное сообщество, необходимо стать конкурентоспособным государством. Президент И. А. Каримов в поздравительной речи ко дню учителя и наставника отметил: «Ни для кого не секрет, что в настоящее время только высокообразованная, современно и самостоятельно мыслящая, интеллектуально развитая, обладающая востребованными профессиями молодежь способна обеспечить великое будущее страны».
Никто и никогда не сможет отрицать, что реализация образовательных программ, коренным образом меняющих мышление и мировоззрение, жизнь молодежи в целом, вобравших в себя передовой зарубежный опыт, национальные и общечеловеческие ценности, очень важна в деле построения свободной и благополучной жизни в стране.
Следовательно, система образования Республики Узбекистан должна быть ориентирована, прежде всего, на обеспечение высокого качества обучения и воспитания молодёжи, подготовке их к труду в новых рыночных условиях конкуренции. Решение этих задач определяют качественно новый этап в реформировании школы, главными принципами которого являются: демократизация, гуманизация, гуманитаризация, индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания учащихся. В соответствии со стратегическими направлениями социально-экономического развития Республики Узбекистан и вхождением Узбекистана в международное образовательное пространство огромное внимание уделяется улучшению и развитию образовательной системы. Что в свою очередь отражено в основных стратегических документах развития системы образования в РУ, таких, Закон Республики Узбекистан «Об образовании» [1.2.32], Постановление КМ РУз № 372 от 05 августа 2004 года «О совершенствовании организации деятельности Министерства Народного Образования Республики Узбекистан», Постановление Президента Республики Узбекистан «О Государственной программе «Год гармонично развитого поколения», в которых говорится о кардинальном улучшение качества обучения в школах, профессиональных колледжах и лицеях, вузах страны. За счет широкого внедрения в образовательный процесс новых информационно-коммуникационных и педагогических технологий, электронных учебников и мультимедийных средств, укрепления учебно-лабораторной базы образовательных учреждений современными видами учебного и лабораторного оборудования, компьютерной техникой, а также формирования эффективной системы материального и морального поощрения труда учителей и наставников. Дальнейшее развитие, внедрение и освоение в жизни каждой семьи современных информационных и коммуникационных технологий, цифровых и широкоформатных телекоммуникационных средств связи и системы Интернета.
Потребность повышения качества общего образования служить источником роста инновационных процессов. Зарождается новый тип обучения, альтернативный традиционному — инновационное обучение. Инновационное обучение — это процесс, гарантирующий развитие личности учителя и ученика посредством либерализация обучения и включение их в совместную творческую, продуктивную деятельность на протяжении всего периода обучения.
Новая модель образования позволяет осуществить переход школы от единообразия к вариативности в организации образования. А использование инновационного обучения позволяет учителю не просто передавать учебную информацию, а проектировать учебный процесс, обеспечивая достижение учащимися ожидаемых результатов. [1,2,14]
Сложившаяся традиционная система организации учебно-воспитательного процесса, при всем разнообразии её форм, подчинена задаче усвоения учащимися определенной суммы знаний, умений и навыков. Развитие выступает как запрограммированный компонент.
Цель современного образования — достижимое развитие тех способностей личности, которые нужны ей и обществу для вовлечения её в социально активную жизнь.
Одной из важнейших целей любой педагогической технологии и задачей, стоящей перед школой, является повышение качества обучения и воспитания учащихся. Качество обучения отражает состояние и результативность учебного процесса. Критериями оценки результатов обучения определены: уровень обученности учащихся, их личностное развитие, здоровый образ жизни. Показателем обученности учащихся является степень усвоения учебного материала в соответствии с требованиями учебных программ и образовательных стандартов, динамика результатов учебной деятельности учащихся за определенный период обучения, сформированность у них общеучебных умений и навыков.
Опыт работы по использованию технологии модульного обучения позволяет сделать следующие выводы:
1. Неоспоримо достоинство данной технологии в возможном перераспределении учебного времени, выигрыш которого за счет ускоренного прохождения обязательной теоретической части модуля позволяет значительно увеличить объем заданий, дает возможность углубленно рассмотреть некоторые разделы курса русского языка, провести нестандартные занятия, что сказывается на прочности усвоения знаний и активизации познавательной деятельности учащихся.
2. Сложностью в применении модульной технологии является отсутствие соответствующего дидактического обеспечения, необходимость подбора, составления заданий разных уровней сложности, изготовление раздаточного материала, тестовых заданий, разработка модулей к отдельным урокам. Это требует больших затрат времени. Положительный результат виден сразу. Работать интереснее, но значительно сложнее.
3. Учащиеся достигают определенного уровня осознанного отношения к
4. учению, трудолюбия, самодисциплины.
5. Обязательным условием успешного применения модульной технологии является личный собственный опыт творческой деятельности по ее реализации.
6. Технология модульного обучения является адаптивной, способствует сохранению уровня психофизического здоровья, снижению тревожности, росту самостоятельности и качеству обучения. Опыты убеждают, что она научно актуальна: в ней сочетаются новые подходы к обучению и традициям, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока. Технология имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития, в ней заложена энергия постоянно развивающейся системы. Опыт ее применения неизбежно приводит к росту компетентности учащихся и учителей. Уверенно можно сказать, что информационные технологии в модульном обучении сочетают в себе стимулы повышения профессионального мастерства с выполнением общественно важной миссии — подготовки способных, увлеченных людей.
Модульную технологию можно использовать на уроках внеклассного чтения. Нам известно, что многие считают, что уроки внеклассного чтения это продолжение уроков чтения. Но оно может служить продолжением не только уроков чтения, но и логическим продолжением всех предметов в начальном образовании. В этом случае мы можем интегрировать все предметы темы которых дополняют друг друга, или же мы можем пользоваться внутриредметной интеграцией, интегрировав темы какого либо раздела который закончился. Этим мы можем обобщить все пройденные темы целого раздела.
Рассмотрим проведение уроков внеклассного чтения с использованием модульной технологии, что позволит дополнить и обогатить теоретические основы новых методик преподавания, а также интегрировать все темы раздела которые прошли за 2 недели по чтению, так как уроки внеклассного чтения проводятся 1 раз за 2 недели. В книге для чтения в 4 классе есть раздел который называется «Аждодларимиз-фахримиз» (Наши предки-наша гордость). По окончанию этого раздела урок внеклассного чтения мы можем провести на основе модульной технологии. Это поможет повторить, обобщить пройденный материал, а также рассширить знания учеников.
Учебный элемент |
Задания для выполнения по усваиваемому материалу |
Рекомендации к заданиям |
Время |
Балл |
УЭ-1 |
Цели: Расширить знания учащихся о великих предках и мыслителях Средней Азии Метод: Беседа Ответы на вопросы: 1 Что вы знаете о враче и учёном Абу Али Ибн Сино? 2 Ещё каких учёных и мыслителей вы знаете? 3 Что вы знаете об Улугбеке? |
На вопросы отвечают 3 группы, которое заранее разделены. На обдумывание 1 минута На ответ каждой группы тоже даётся 1 минута |
6 минут |
5 |
УЭ-2 |
Цели: Расширить кругозор учащихся и развивать письменные умения Задания: С использованием книг написать сочинение на тему Наши предки — наша гордость. |
Для выполнения задания ученики используются пословицы и поговорки. Для написания сочинения отделяется каждой группе по 5 минут. Для проверки 2 минуты |
21 минута |
5 |
УЭ-3 |
Цели: Воспитывать у учеников гордость за наших предков и брать пример с них. Метод: Кластер Задание: Учащиеся перечисляют качества наших предков. 1 Абу Али Ибн Сино 2 Мухаммад Тарагай 3 Абу Райхан Беруний |
Абу Али Ибн Сино Врач учёный Улугбек Астроном математик Абу Райхан Беруни Географ астроном и математик Для выполнения 2 минуты Для проверки 1 минута Актив мини группы 1 ученик работает у доски |
9 минут |
5 |
УЭ-4 |
Цели: Развивать логическое мышление и обдуманно высказывать свое мнение Метод: Мозговой штурм Задание: 1 Хочешь найти друга,… Друг познаётся…….. 2 Без труда не вытянешь… О человеке судят… 3 Воспитание начинается в... Человек человеку служит… |
Ученики каждой группы продолжают пословицы умей быть другом сам. В беде. И рыбку из пруда По его делам С языка Зеркалом Каждой группе даётся по 2 минут на обдумывание |
6 минут |
5 |
УЭ-5 |
Итог урока Ответы на вопросы: Чему мы достигли в течение урока? Что было для вас новым? |
Какие трудности возникли при работе с модулем на уроке? |
3 минуты |
|
Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель — ученик” занимает учащийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям. Осознание учащимися личностной значимости изучаемого и потребности в достижении определенных учебных результатов мотивируется четким описанием комплексной качественной цели, которой может ученик достичь по завершении модуля, критериев уровней усвоения и методической обеспеченностью в их достижении каждым учеником, реальный же результат всецело зависит от самого ученика.
Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.
Потребность в самореализации удовлетворяется, во-первых, возможностью с помощью модуля учиться всегда успешно и, во-вторых, свободой выбора творческой деятельности и нестандартных заданий.
Задания, которые подготовил учитель, предполагают работу ученика с текстами учебника, хрестоматии, художественной, научно-популярной литературы; наблюдения; экспериментальную работу.
При выполнении заданий школьник может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с учителем. Всё это отличает модульное обучение от традиционного обучения.
Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях.
В результате по урокам — модулям увеличивается объём работы, появляются навыки самоконтроля, самооценки, улучшается организация учебного труда, учатся работать в парах подгруппах, увеличивается накопляемость оценок.
Использование модульной технологии на уроках внеклассного чтения даст наибольший результат. Такие уроки больше заинтересует учеников чем традиционные. Для того чтобы сравнить прохождение и усвоение тем по блокам, их нужно постоянно дорабатывать и дополнять. Необходимо также проводить мониторинг и диагностирование, составлять личные листы учёта контроля, затем сравнивать результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционным.
Результаты этой работы таковы: увеличивается объём работы, появляются навыки самоконтроля, самооценки, улучшается организация учебного труда, чаще работают в парах, увеличивается накопляемость оценок.
Дальнейшие уроки с использованием модульных технологий и использование модульной технологии на уроках внеклассного чтения позволит дополнить и обогатить теоретические основы новых методик преподавания.
Литература:
1. Каримов И. А.«Торжество основного закона» — Ташкент, 1995 г., 77 с.
2. Каримов И. А.«Высокая духовность — непобедимая сила» — Ташкент, 2008 г., 92 с.
3. Селевко Г. К. «Современные образовательные технологии: Учебное пособие». — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
4. Третьяков П. И. Сенновский И. Б. «Технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография». Москва.: 1997 г., 213 с.
5. Чошанов М. А. «Гибкая технология проблемно-модульного обучения». Москва.: 1996 г. Начальная школа.№ 2–2003. с.33