Информационное воздействие и электоральная активность молодёжи в локальных социальных структурах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (81) январь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.01.2015

Статья просмотрена: 270 раз

Библиографическое описание:

Куколев, А. В. Информационное воздействие и электоральная активность молодёжи в локальных социальных структурах / А. В. Куколев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 245-248. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14774/ (дата обращения: 16.12.2024).

В статье рассматриваются формы информационного воздействия и управления электоральной активностью молодёжи в рамках локальных социальных структур. Предпринимается попытка анализа основных видов информационного воздействия и мотивации политического участия молодёжи в избирательном процессе.

Ключевые слова: локальная социальная структура, модель управления, молодёжь, политическая активность, цели.

 

This paper discusses new forms of governance electoral activity of young people in the framework of local social structures. An attempt to analyze the relationship between preferred information resources, their presentation and motivation of political participation of young people in the electoral process.

Key words: local social structure, management model, youth, political activism, goals.

 

Важнейшее место в системе общественных отношений занимают проблемы политической социализации молодёжи и её электоральная активность.

По мере социального созревания человека происходит становление личности как субъекта политики. Этот процесс наиболее активно протекает в молодом возрасте. Он получает политические установки, принимает определенные идеи и ценности и активно реализует их на практике посредством включения в политическую жизнь.

В ходе политической социализации достигается адаптация молодых граждан к существующей политической системе, что является одним из важнейших условий ее стабильности. В результате поддерживается определенный уровень легитимности власти, и задаются границы, в рамках которых осуществляется политический курс.

Для современной России это важно и в связи с событиями в сопредельных государствах — бывших республиках Советского Союза (в Грузии, в Украине, и Киргизии), где активность молодёжи во многом определила итог так называемых «цветных революций».

Молодежь — это специфическая социально-демографическая группа в структуре общества, выделяемая на основе определенных, присущих только ей характерных однородных признаков (возраст, духовный мир, интересы, социальные ценности, устремления, поступки, характер поведения и т. д.), являющаяся активным участником социальных взаимоотношений и на определенных этапах своего становления являющаяся объектом или субъектом общественного воздействия.

Под молодежью в настоящее время в соответствии с действующими нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов. Для этой социальной группы характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения). Молодежь принято делить на четыре возрастные группы:

1.         14–16 лет — подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.

2.         17–19 лет — юношество. Биологически это период завершения физического созревания, возраст самоопределения — начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно нового процесса профессионального обучения. Начинается разделение жизненных путей юношей и девушек, что в последующем приводит к более глубокой экономической, политической и культурной дифференциации среди них. В этом возрасте начинается процесс социализации — происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

3.         20–24 года — собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу, прежде всего, составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.

4.         25–30 лет — старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.

Современная молодёжь сделала свой политический выбор в пользу основных цивилизационных ценностей России, многообразия форм организационных структур, плюрализма и гласности. Проявляется тенденция достаточно быстрого роста числа молодёжных общественных структур, строящих свою деятельность на принципах локальной социальной структуры, в виде клубов молодого избирателя, школ молодого лидера, форумов, молодёжных дискуссионных клубов и площадок. «Российская социологическая энциклопедия» дает следующее определение социальной структуры — это «определенный способ связи и взаимодействия людей как элементов общества, занимающих определенные социальные позиции (их статус) и выполняющих определенные социальные функции (социальные роли) в соответствии с принятой в данной социальной системе иерархией норм и ценностей». Использование современных информационных технологий способствует развитию новых форм управления электоральной активность молодёжи.

Во время избирательной кампании процесс взаимодействия кандидата, а также его команды с избирателями можно рассматривать как определенный коммуникативный процесс. Коммуникация — это обмен информацией. Модель коммуникации строится по следующей известной схеме: адресант или отправитель информации → сообщение → адресат или получать) → обратная связь.

Во время избирательной кампании процесс коммуникации осуществляется как целенаправленное воздействие на определенные целевые группы. В качестве инициатора такого воздействия в избирательном процессе могут выступать кандидат либо политическая партия или движение, если речь идет о выборах по партийным спискам.

Видимо, самой многочисленной аудиторией, целевой группой информационного воздействия становится все взрослое население страны во время президентских или парламентских выборов. Кстати говоря, вовлеченными в этот процесс оказываются не только все граждане, обладающие избирательными правами, но и многие несовершеннолетние юноши и девушки. [3]

Управление в сложных системах, которыми являются локальные социальные структуры, отличается от традиционного представления об управлении.

Это связано с тем, что сложные системы слабопредсказуемы, определить как желаемое, так и практически достижимое состояние крайне сложно, тем более сложно выбрать и навязать системе «оптимальный» путь перехода из одного состояния в другое.

Поэтому по содержанию и механизму управление локальными социальными структурами наиболее близко к физиологическим процессам возбуждения и торможения, то есть процессам внешнего и внутреннего стимулирования. В связи с этим управление локальными социальными структурами есть создание стимулов, возбуждающих или тормозящих внутрисистемные процессы, ход и последствия которых в основном определяет сама система.

Без цели нет управления. Очевидно, что бессмысленно, например, планировать, если мы не знаем, к чему хотим придти, что получить на выходе. Как мы можем контролировать что-то или кого-то, если не задан эталон, не с чем сравнивать? Действительно, у того, кто не ставит перед собой целей, есть одно преимущество: его невозможно сбить с пути. «Нас не возможно сбить с пути. Нам все равно, куда идти!»

Использование тех или иных стимулов приводит к требуемому изменению (уменьшению или увеличению) эффективности системы.

Рис. 1. Управление в локальных социальных структурах.

 

Ключевое понятие управления — воздействие. Оно связано с деятельностью субъекта управления по переводу объекта управления в новое желаемое состояние. Причем воздействие может быть разным по объему, содержанию, направленности, методам. В зависимости от этого меняется сущность процесса управления.

Информационное воздействие как процесс управления — это возбуждение (торможение) в управляемой системе таких процессов, которые стимулируют желательный для управляющей стороны выбор. Информационное воздействие всегда динамично, особую роль в нем играет прогнозирование ожидаемых результатов, глубина управления определяется прочностью связей между основными элементами системы.

На выбор ограничивающих условий при определении наиболее эффективных дозволенных приемов, способов и средств воздействия играют морально-этические принципы и правовые нормы, действующие в рамках локальной социальной структуры. При этом велика роль мотивации, определяющей цели управления.

Информационное воздействие может быть нескольких видов:

Изменение в нужную сторону исходных данных, которые использует управляющая система при принятии решений (мониторинг обстановки, представление тенденций развития избирательного процесса и действий кандидатов или избирательных блоков, различные виды информационного давления).

Воздействие на сам процесс принятия решений в управляющей системе. Например, воздействие на алгоритм принятия решений (замена на более эффективный, повышение уровня устойчивости элементов, ответственных за принятие решений и т. д. Различные сочетания этих видов.

Чем масштабнее цели управления, тем сложнее и многостороннее по охвату различных аспектов деятельности управляемой системы проводимый комплекс управляющих воздействий.

В заключении мы можем сделать вывод о том, что изменения принципов и механизмов управления в социальных системах в существенной мере определяются возможностями современной информационно-коммуникационной среды. Достижения в области информационных технологий в форме информационного воздействия в наибольшей мере проявляются в локальных социальных структурах. Локальная социальная структура в настоящее время — это значимый фактор, влияющий на электоральную активность молодёжи, способный сформировать в сознании молодёжи социально значимые ориентиры, предоставляя ей возможность самореализации, принимать непосредственное участие в социальных процессах.

Представленные выше основы информационного воздействия в локальных социальных структурах являются в значительной мере попыткой дать формальный набросок процесса управления. Каждая отдельно взятая практическая ситуация требует творческого подхода и использование представленных принципов не в качестве застывших догм, а как отправную точку для реального информационного воздействия.

В свою очередь, некоторые положения могут показаться на первый взгляд неочевидными и требуют дополнительного осмысления с точки зрения практики. Именно за счет этих взаимопроникающих процессов видится дальнейшее развитие процесса создания технологий информационного воздействия в локальных социальных структурах.

 

Литература:

 

1.         Социология молодежи / под ред. Ю. Г. Волкова. Ростов н/Д., 2001.

2.         Чупров В. И., Зубок Ю. А. Социализация молодежи в посткоммунистической России // Социально-политический журнал. № 6. С. 150–157.

3.         Охота на дракона. Размышления о выборах и политическом консультировании Автор: Куртов Алексей, Каган Михаил Издательство: ГУ ВШЭ Год: 2002 Страниц: 313

Основные термины (генерируются автоматически): информационное воздействие, локальная социальная структура, избирательный процесс, процесс, структура, управление, избирательная кампания, принятие решений, процесс социализации, процесс управления.


Ключевые слова

цели, молодежь, локальная социальная структура, модель управления, политическая активность, цели.

Похожие статьи

Анализ эколого-экономических аспектов взаимодействия участников инновационной деятельности

В статье рассматривается классификация участников, вовлечённых в инновационную деятельность; приводится схема взаимоотношений участников инновационной деятельности в ходе обеспечения её экологической безопасности, проводится анализ интересов участник...

Разработка модели среды неформального образования детей и взрослых с использованием ресурсов и возможностей детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых через разработку модели среды неформального образования в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовате...

Влияние информационно-коммуникативной среды на формирование личности подростков

В статье проводится теоретический анализ влияния информационно-коммуникативной среды на процесс формирования детей подросткового возраста. Цель данной работы заключается в том, чтобы определить, какое место в современном обществе занимают средства ма...

Особенности публицистического стиля современных СМИ

Данная работа посвящена изучению публицистических текстов. В работе рассматриваются основные особенности публицистических текстов как средства массовой коммуникации для информирования и влияния на общественное мнение.

Профилактика зависимого поведения в контексте образовательного процесса

Статья посвящена роли и значению различных методик профилактики зависимых форм поведения, а также возможности их реализации в контексте образовательной среды как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жиз...

Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения

В статье рассматривается понятие информационных технологий. Указываются функции учителя в учебном процессе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Рассматриваются классификации информационных ресурсов учебного назначения. Приводит...

Детская общественная организация и её воспитательный потенциал

В данной статье ведется речь о воспитательном потенциале детской общественной организации. Также раскрывается роль взаимодействия школьников и взрослых в детской общественной организации.

Педагогическая модель неформального образования детей и взрослых в детско-юношеской спортивной школе

В статье рассматриваются особенности педагогической модели процесса неформального образования детей и взрослых через внедрение вариативных форм неформального образования в детско-юношеской спортивной школе и ее влияния на образовательную среду учрежд...

Социально-исторические предпосылки формирования и развития молодёжных парламентов в Российской Федерации

В статье рассматривается зарубежный и отечественный опыт функционирования института молодёжного парламентаризма. Становление его началось около ста лет назад в США. Молодёжный парламентаризм представляет собой форму участия молодёжи в социально-полит...

Формирование организационной культуры как фактора успеха управления организацией социальной сферы

В статье рассмотрены вопросы формирования и совершенствования организационной культуры как фактора повышения эффективности управления организацией социальной сферы в современных условиях.

Похожие статьи

Анализ эколого-экономических аспектов взаимодействия участников инновационной деятельности

В статье рассматривается классификация участников, вовлечённых в инновационную деятельность; приводится схема взаимоотношений участников инновационной деятельности в ходе обеспечения её экологической безопасности, проводится анализ интересов участник...

Разработка модели среды неформального образования детей и взрослых с использованием ресурсов и возможностей детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых через разработку модели среды неформального образования в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовате...

Влияние информационно-коммуникативной среды на формирование личности подростков

В статье проводится теоретический анализ влияния информационно-коммуникативной среды на процесс формирования детей подросткового возраста. Цель данной работы заключается в том, чтобы определить, какое место в современном обществе занимают средства ма...

Особенности публицистического стиля современных СМИ

Данная работа посвящена изучению публицистических текстов. В работе рассматриваются основные особенности публицистических текстов как средства массовой коммуникации для информирования и влияния на общественное мнение.

Профилактика зависимого поведения в контексте образовательного процесса

Статья посвящена роли и значению различных методик профилактики зависимых форм поведения, а также возможности их реализации в контексте образовательной среды как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жиз...

Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения

В статье рассматривается понятие информационных технологий. Указываются функции учителя в учебном процессе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Рассматриваются классификации информационных ресурсов учебного назначения. Приводит...

Детская общественная организация и её воспитательный потенциал

В данной статье ведется речь о воспитательном потенциале детской общественной организации. Также раскрывается роль взаимодействия школьников и взрослых в детской общественной организации.

Педагогическая модель неформального образования детей и взрослых в детско-юношеской спортивной школе

В статье рассматриваются особенности педагогической модели процесса неформального образования детей и взрослых через внедрение вариативных форм неформального образования в детско-юношеской спортивной школе и ее влияния на образовательную среду учрежд...

Социально-исторические предпосылки формирования и развития молодёжных парламентов в Российской Федерации

В статье рассматривается зарубежный и отечественный опыт функционирования института молодёжного парламентаризма. Становление его началось около ста лет назад в США. Молодёжный парламентаризм представляет собой форму участия молодёжи в социально-полит...

Формирование организационной культуры как фактора успеха управления организацией социальной сферы

В статье рассмотрены вопросы формирования и совершенствования организационной культуры как фактора повышения эффективности управления организацией социальной сферы в современных условиях.

Задать вопрос