Одной из важнейших характеристик, используемых для оценки эффективности экономической деятельности субъектов, является конкурентоспособность. Термин «конкурентоспособность» трактуется как способность выдержать конкуренцию, представляющую собой борьбу между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства. Конкуренция является характерным признаком, позволяющим оценить степень развития рынка. О зрелости форм рынка и значительной степени развития рыночных отношений свидетельствует наличие сильного конкурентного влияния.
Профессор Гарвардской школы бизнеса М.Портер отмечает, что «конкуренция — динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты».
По мнению многих исследователей, конкуренция как социально-экономическое явление связано с социальной природой человека. Вследствие этой природы, можно отметить, что у конкуренции есть объективная и закономерная природа происхождения, ведь в основе нее лежит принцип соперничества и борьбы. В объективном аспекте конкуренция представляет собой закон, выражающий повторяющиеся, существенные, устойчивые причинно-следственные связи между всеми участниками рынка в процессе борьбы за экономическое процветание и выживание. В субъективном аспекте конкуренция — это экономическая война всех против всех, в которой участники рыночных отношений отстаивают свои интересы. [1]
Теоретические основы конкуренции начали закладываться еще в античности. Однако первые наиболее целостные теоретические положения появились только в середине XVIII века. Термин «конкуренция» широко известен как фундаментальная экономическая категория. Однако разними экономистами он понимается в различных смыслах. Рассмотрим эволюцию научных взглядов о сущности конкурентоспособности. Наглядно эволюция научных взглядов о сущности конкурентоспособности представлена в таблице 1.
Таблица 1
Эволюция научных взглядов о сущности конкурентоспособности
Эпоха |
Представители |
Мировоззрения |
Античность |
Сократ, Аристотель, Ксенофонт, Платон |
Аристотель исследовал исторический процесс зарождения и развития меновой торговли, превращения ее в крупную торговлю, целью которой стала нажива |
Средневековье |
Фома Аквинский, Хаяси Сихей, Юсуф Хас Ходжиб |
Присутствие в товарно-денежных отношениях торговцев конкуренции — разновидность поведения индивидуума и явление, присущего торговле. «Конкуренция» проявляла себя более отчетливо, выражаясь в стремлении государства приобрести «конкурентные преимущества», которые обеспечивали бы государствам успех в накоплении богатств посредством международного обмена. |
Эпоха Возрождения |
Жан Батист Кольбер, Томас Мене, Дадли Норс, Джон Локк |
Конкуренция — социально-экономическое явление общества и саморегулирующая сила в экономической системе |
Классические представления |
Адам Смит, Давид Риккардо |
Конкуренция является естественной природой любого рынка, т. к. в основе его саморегулирующего механизма заложен мощный стимул личного интереса, выступающий в роли самоорганизующего элемента конкурентной среды в рыночной модели экономики. |
Период разложения классической экономической мысли |
Томас Мальтус, Жан Батист Сей, Имон де Сисмонди |
Конкуренция — естественная среда рыночной экономики. |
Помимо основных этапов эволюции научных взглядов о сущности конкурентоспособности, можно выделить три основных подхода к определению содержания понятия «конкуренция»:
- поведенческий подход — исторически первый подход к определению конкуренции. Связан с соперничеством за установление контроля на рынке и состязательностью. Ключевым элементов выступает устанавливаемая продавцами цена. Под конкуренцией понимается честное соперничество за более выгодные условия покупки или продажи товаров. Сторонниками данного подхода являются английские экономисты Д. Риккардо и А. Смит;
- структурный подход — конец XIX в. Под конкуренцией понимают наличие на рынке большого числа независимых продавцов и покупателей. Одной из главных характеристик конкуренции в данном подходе является свободный выход рынок. Большое внимание уделяется количеству участников на рынке, а не товару и его свойствам. Выделяются четыре основных типа рынков: монополия, олигополия, монополистическая и совершенная конкуренция. Сторонники структурного подхода — французский экономист А. Курно, английские экономисты Дж. Робинсон и Ф. Эджуорт, американский экономист Э. Чемберлин;
- функциональный подход рассматривает конкуренцию как обязательный элемент рыночного механизма, играющий важную роль в нормально развитии экономики. Данный подход характеризует ситуацию на рынке как непредсказуемость и неопределенность, так как производители не владеют полной информацией друг о друге. Существуют трудности, связанные с невозможность всегда точно отследить потребности потребителей и вовремя на них отреагировать, что повышает риск предпринимательства и неопределенность. Сторонники функционального подхода — австрийские экономисты Ф. фон Хайек и Й. Шумпетер. [4]
Следует отметить, что сформулированные определения конкуренции в рамках трех рассмотренных подходов, не противоречат, а скорее дополняют друг друга. Нельзя рассматривать конкуренцию только с одной какой-то позиции, уделяя внимание только одному аспекту, поскольку данное понятие имеет комплексную структуру.
Современный взгляд на конкуренцию начал формироваться с середины 1980-х годов, когда в действие вступает новая индустриальная экономика. Положения о сущности конкуренции, заложенные в данный период, актуальны и сегодня. Конкуренция начинает пониматься не просто как борьба между различными субъектами, а как особая форма взаимодействия между различными фирмами, действующими на рынке. Основная цель новой индустриальной экономики заключается в том, чтобы показать, каким образом фирмы через конкурентное взаимодействие приходят к координации своей деятельности. Для эффективного взаимодействия фирм на рынке одинаково важными являются и конкурентный процесс (теория добросовестной конкуренции) и конкурентный результат (экономическая эффективность во всех ее формах). Начинает развиваться представление о том, что конкуренция может быть избыточной, ведущей не к эффективности, а к разрушению рынка и отрасли. В частности, избыточной конкуренции подвергаются отрасли естественной монополии, а также рекламоемкие и наукоемкие рынки.
В современном мире исключительно велика роль конкуренции в функционировании рыночного механизма. Конкуренция выполняет стимулирующую функцию, побуждая товаропроизводителей повышать эффективность производства, становясь тем самым двигателем экономического прогресса; обеспечивает экономическую свободу каждого субъекта рынка; порождает саморегулирование рынка и т. д. [2, 3]
Закономерность и объективность появления конкуренции в отношениях и процессах обмена видится в том, что конкуренция, как процесс имеет возможность регулирования социально-экономических явлений и процессов вследствие того, что в ее основу положен принцип рационального поведения человека. Конкуренция является процессом, сопровождающим действия рыночного механизма, и в основу которого положены принципы формальной логики вещей, обусловленные рациональным поведением индивидуумов. Под конкуренцией понимается соᴨерничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели.
Выделяют три похода к определению конкуренции, каждый из которых рассматривает конкуренцию по-своему. Конкурентоспособность имеет свою эволюцию научных взглядов. Таким образом, можно сделать вывод, что эволюция становления конкурентоспособности прошла долгий исторический путь.
Литература:
1. Гуляев Г. Ю. Эволюция теории конкуренции, Г. Ю. Гуляев // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. — 2014. — № 28. — С. 317–321
2. Калиева О. М. Интеграция маркетинговых информационных ресурсов как инструмент повышения эффективности управления предприятием, О. М. Калиева // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2007. — № 8. — С. 178–183
3. Карабанова Н. А. Сущность конкуренции, Н. А. Карабанова // Cборник научных статей «Конкурентоспособность экономики России: проблемы и пути повышения». -СПб.: Институт бизнеса и прав. — 2012
4. Кистерская Л. В., Калиева О. М. Современные концепции управления взаимоотношениями компании с партнерами, Л. В. Кистерская, О. М. Калиева // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». — 2014. — С. 1736–1738.