Анализ экономической деятельности управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 15.12.2014

Статья просмотрена: 270 раз

Библиографическое описание:

Нардин, Д. С. Анализ экономической деятельности управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды / Д. С. Нардин, С. А. Нардина, С. С. Иванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 381-384. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14506/ (дата обращения: 17.12.2024).

В статье рассмотрены вопросы анализа и оценки эффективности экономической деятельности управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, проведен анализ источников финансирования деятельности учреждений, определены основные направления развития приносящей доход деятельности.

Ключевые слова: гидрометеорология, экономическая деятельность, финансирование, эффективность.

 

Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС) являются некоммерческими организациями, созданными для обеспечения потребности государства, юридических и физических лиц в гидрометеорологической информации и информации о состоянии окружающей среды. Управления создаются в форме федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Росгидромету России.

УГМС являются юридическими лицами и имеют обособленное имущество на праве оперативного управления, могут от своего имени осуществлять и приобретать имущественные и личные неимущественные права, имеют самостоятельные балансы и лицевые счета.

Предметом деятельности управлений является получение, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации о состоянии окружающей среды и об уровне ее загрязнения.

Все управления организуют и осуществляют свою деятельность на базе стационарных и подвижных пунктов наблюдений, которые входят в состав государственной наблюдательной сети. Деятельность УГМС подразделяется на основную уставную, которая финансируется за счет субсидий из федерального бюджета, и предпринимательскую деятельность. Отличительной особенностью предпринимательской деятельности управлений является ее осуществление по договорам возмездного оказания услуг, заключенным между управлением с одной стороны и заинтересованными пользователями (юридическими, физическими лицами, органами государственной власти) с другой стороны [1].

Целью данной статьи является анализ экономической деятельности управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и определение основных факторов, влияющих на ее эффективность.

Для достижения указанной цели в рамках исследования были поставлены и решены следующие задачи:

1)      проанализированы виды деятельности УГМС, составляющие основу экономической деятельности управлений;

2)      выявлены и проанализированы источники финансирования деятельности УГМС;

3)      проведен сравнительный анализ основных показателей экономической деятельности УГМС;

4)      определены факторы, оказывающие влияние на эффективность экономической деятельности управлений.

В уставах управлений все виды деятельности УГМС подразделяются на две большие группы (рис. 1)

Рис. 1 Перечень видов деятельности УГМС

 

Источниками финансирования указанных видов деятельности являются субсидии федерального бюджета и доходы от предпринимательской деятельности. Для подробного анализа источников финансирования деятельности УГМС в рамках данного исследования использована информация, размещенная на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях [2].

Всего в Российской Федерации созданы и функционируют 23 управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В рамках проведенного исследования осуществлен анализ деятельности 11 управлений.

В таблице 1 представлены данные об уровне финансирования УГМС из федерального бюджета и данные о доходах, получаемых от выполнения договоров возмездного оказания услуг.

Таблица 1

Данные об источниках финансирования УГМС в 2012–2013 гг. [2]

Наименование УГМС

Субсидии из федерального бюджета, тыс. руб.

Доходы от оказания платных услуг, тыс. руб.

Прирост субсидий из федерального бюджета, %

Прирост доходов от оказания платных услуг, %

2012 год

2013 год

2012 год

2013 год

Приволжское

193361

178670

111280

118423

-7,6

6,4

Северо-Кавказское

326393

322734

127842

126679

-1,1

-0,9

Иркутское

249716

262713

23882

27811

5,2

16,5

Мурманское

238471

208522

43739

123259

-12,6

181,8

Приморское

180336

188213

32708

38221

4,4

16,9

Чукотское

229404

188366

3956

3762

-17,9

-4,9

Колымское

216048

224523

39762

42504

3,9

6,9

Камчатское

309133

285428

21383

22278

-7,7

4,2

Якутское

643258

548065

284321

299418

-14,8

5,3

Обь-Иртышское

261790

234873

292023

298311

-10,3

2,2

Центрально-Черноземное

140868

133958

34623

36662

-4,9

5,9

Итого

2988778

2776065

1015519

1137328

-7,1

12,0

 

Данные об источниках финансирования деятельности УГМС, представленные в таблице 1, позволяют сделать следующие выводы. Уровень финансирования деятельности управлений за счет субсидий из федерального бюджета является неоднородным. Наибольший объем субсидий из федерального бюджета в 2012–2013 гг. был выделен Якутскому УГМС (643 млн. в 2012 году и 548 млн. в 2013 году). Наименьший объем бюджетного финансирования в указанный период приходится на Центрально-Черноземное УГМС (140 млн. в 2012 году и 134 млн. в 2013 году). Такая разница объясняется рядом объективных факторов, в том числе размером контролируемой территории и количеством филиалов, а так же количеством стационарных и передвижных пунктов наблюдения.

За исследуемый период объем бюджетного финансирования по анализируемым УГМС в среднем сократился на 7,1 %. Наибольшее сокращение коснулось Чукотского УГМС (на 17,9 %), бюджетное финансирование Северо-Кавказского УГМС сократилось на 1,1 %, что является наименьшим показателем. По трем УГМС (Иркутское, Приморское и Колымское) наблюдается увеличение бюджетного финансирования от 3,9 % до 5,2 %.

Анализ доходов от оказания платных услуг указывает на кране неравномерное их распределение по УГМС: 4 млн. руб. в Чукотском УГМС до почти 300 млн. в Якутском и Обь-Иртышском УГМС. Это обусловлено наличием потенциальной клиентской базы, для которой могут быть интересны услуги, оказываемые по договорам с возмещением затрат.

Прирост общей суммы доходов от оказания платных услуг по анализируемым управлениям в 2013 году по сравнению с 2012 годом составил 12 %. При этом наибольший прирост наблюдается в Мурманском УГМС (181,8 %), а наименьший — в Обь-Иртышском УГМС (2,2 %). По Чукотскому и Северо-Кавказскому УГМС за указанный период произошло сокращение поступления доходов от оказания услуг.

Динамика изменения анализируемых показателей не позволяет сделать вывод об уровне экономической эффективности деятельности управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Для ее оценки необходимо использовать относительный показатель, в числителе которого стоит полученный экономический результат, а в знаменателе — затраты, понесенные для получения указанного результата [3].

Так как управления являются федеральными государственными бюджетными учреждениями, одним из основных показателей эффективности их экономической деятельности может выступать показатель количества заработанных средств на рубль бюджетных вложений. Логика применения этого показателя для оценки эффективности следующая: управления осуществляют приносящую доход деятельность в рамках выполнения он7овной уставной деятельности. При этом используется система стационарных и передвижных пунктов наблюдения, являющихся частью государственной системы наблюдения, а так же гидрометеорологическое оборудование, приобретенное за счет средств федерального бюджета. Поэтому без бюджетного финансирования развивать приносящую доход деятельность управления не могут. Следовательно, в числителе показателя стоит результат в виде доходов от оказания платных услуг, а в знаменателе — размеры бюджетного финансирования (субсидии из федерального бюджета).

Анализ показателей эффективности экономической деятельности рассматриваемых УГМС представлен в таблице 2.

Анализ данных, представленных в таблице 2, позволяет сделать следующие выводы. Наиболее эффективно экономическая деятельность осуществляется в Обь-Иртышском УГМС. Это единственное из анализируемых управлений, в котором доходы от оказания платных услуг в расчете на рубль бюджетного финансирования превысили единицу (в 2012 году — 1,12 руб., в 2013–1,27 руб.). Наименее эффективной в исследуемый период является деятельность Камчатского УГМС (0,07 руб. в 2012 году и 0,08 руб. в 2013 году).

Таблица 2

Анализ показателей эффективности экономической деятельности УГМС в 2012–2013 г. [2]

Наименование УГМС

Объем доходов от оказания платных услуг на 1 рубль бюджетного финансирования, руб.

Прирост показателя, %

2012 год

2013 год

Приволжское

0,58

0,66

15,17

Северо-Кавказское

0,39

0,39

0,21

Иркутское

0,10

0,11

10,69

Мурманское

0,18

0,59

222,28

Приморское

0,18

0,20

11,96

Чукотское

0,02

0,02

15,81

Колымское

0,18

0,19

2,86

Камчатское

0,07

0,08

12,84

Якутское

0,44

0,55

23,60

Обь-Иртышское

1,12

1,27

13,86

Центрально-Черноземное

0,25

0,27

11,35

Средний показатель по всем УГМС

0,34

0,41

20,58

 

Средний по всем исследуемым управлениям объем доходов от оказания платных услуг на 1 рубль бюджетного финансирования в 201 году составил 0,34 руб., а в 2013 году — 0,41 рубль. Прирост показателя составил 20,58 %. Следует отметить, что по всем анализируемым управлениям наблюдается положительный прирост данного показателя, что свидетельствует о повышении эффективности экономической деятельности. Наибольший прирост эффективности демонстрирует Мурманское УГМС (более чем в 2,2 раза), наименьший — Северо-Кавказское УГМС — 0,21 %.

Проведенный анализ экономической деятельности управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды позволяет сделать следующие выводы:

1)      функционирующие в России УГМС являются неоднородными по объемам и видам экономической деятельности;

2)      основными источниками финансирования деятельности УГМС в России являются бюджетные средства в виде субсидий из федерального бюджета и средства от приносящей доход деятельности;

3)      за анализируемый период наблюдается сокращение объемов финансирования деятельности УГМС из федерального бюджета; учитывая негативные прогнозы по развитию российской экономики на 2015–2016 гг. наиболее вероятно сохранение данной тенденции;

4)      в связи с этим в ближайшие годы значительно вырастет роль второго источника финансирования деятельности учреждений — оказание платных услуг по договорам с физическими и юридическим лицами;

5)      для компенсации выпадающих расходов все УГМС будут вынуждены развивать свою предпринимательскую деятельность, в связи с чем необходима разработка комплексной программы развития управлений.

Такая программа должна быть у каждого управления. В зависимости от расположения УГМС, количества филиалов, охватываемой территории и наличия потенциальных клиентов, каждая программа должна содержать набор уникальных мероприятий, обеспечивающих наиболее полное использование имеющегося потенциала для развития предпринимательской деятельности [4].

 

Литература:

 

1.      Устав ФГБУ «Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» [Электронный ресурс]. — Омск — [20--]. — Режим доступа: http://bus.gov.ru/public/agency/agency.html?agency=256231&activeTab=2 (дата обращения 14.12.2014 г.).

2.      Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bus.gov.ru /public/home.html (дата обращения 14.12.2014 г.).

3.      Нардин Д. С. Особенности оценки экономической эффективности предпринимательской деятельности / Д. С. Нардин // Молодой ученый. — 2009. — № 7. — С. 95–98.

4.      Нардин Д. С. Экспресс-анализ бизнес-процессов в предпринимательских структурах / Д. С. Напрдин // Сибирская финансовая школа. — 2013. — № 1. — С. 85–87.

Основные термины (генерируются автоматически): бюджетное финансирование, федеральный бюджет, окружающая среда, экономическая деятельность, управление, экономическая деятельность управлений, доход, Обь-Иртышск, оказание, предпринимательская деятельность.


Похожие статьи

К вопросу о направлениях улучшения деятельности строительной организации на основе анализа ее хозяйственной деятельности

В статье подчеркивается роль анализа финансово-хозяйственной деятельности для строительной организации. Представлены теоретические моменты анализа хозяйственной деятельности и предложены основные направления улучшения деятельности для строительной ор...

Систематизация методических подходов к формированию индикативной системы оценки уровня бюджетно-налоговой безопасности региона

В статье изучены методики оценки уровни бюджетно-налоговой безопасности региона, систематизированы методические подходы к формированию индикативной системы оценки бюджетно-налоговой безопасности региона и разработан алгоритм её оценки.

Направления и меры по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Статья посвящена обзору методов и направлений улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Рассмотрены направления и меры оптимизации финансово-хозяйственной деятельности и улучшения финансового состояния предприятия.

Оценка особенностей регионального консолидированного бюджета и перспектив его развития на примере Республики Бурятии

Данная статья содержит в себе сущность понятия бюджетного потенциала. Проведенное исследование показало структурные статьи доходов и расходов государственного бюджета, а также позволило выявить угрозы экономической безопасности Республики Бурятия. В ...

Мероприятия по повышению эффективности деятельности строительной организации на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности

В статье представлены краткое описание рассматриваемой строительной организации, а также основные выводы, полученные по итогам проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности. На основе полученных выводов выявлены «слабые места» данной стро...

Эффективность деятельности органов государственной власти

Статья посвящена краткому анализу эффективности и результативности деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, прослеживается динамика результативности за последние годы.

Система надзорных органов в области энергетической безопасности

В статье рассмотрен анализ системы органов экологической безопасности, очерчен круг их компетенции и проведен анализ практической деятельности.

Факторная роль информационно-аналитического обеспечения таможенных органов в обеспечении экономической безопасности

В статье рассматриваются теоретические аспекты информационно-аналитического обеспечения таможенных органов, исследуется его значение в обеспечении национальной безопасности в экономической сфере.

Мероприятия по улучшению финансового состояния на основе анализа ликвидности и платежеспособности предприятия

В данной статье рассмотрены особенноcти проведения экспресс-анализа деятельности предприятия на основе перечня показателей ликвидности и финансовой устойчивости. Предложен перечень рекомендаций по улучшению финансового состояния по результатам экспре...

Характеристика свойств системы бюджетно-налоговой безопасности региона с целью определения сфер (блоков) индикативной системы и пороговых значений индикаторов

В статье дана характеристика системе бюджетно-налоговой безопасности; определены сферы (блоки) индикативной системы и пороговые значения индикаторов.

Похожие статьи

К вопросу о направлениях улучшения деятельности строительной организации на основе анализа ее хозяйственной деятельности

В статье подчеркивается роль анализа финансово-хозяйственной деятельности для строительной организации. Представлены теоретические моменты анализа хозяйственной деятельности и предложены основные направления улучшения деятельности для строительной ор...

Систематизация методических подходов к формированию индикативной системы оценки уровня бюджетно-налоговой безопасности региона

В статье изучены методики оценки уровни бюджетно-налоговой безопасности региона, систематизированы методические подходы к формированию индикативной системы оценки бюджетно-налоговой безопасности региона и разработан алгоритм её оценки.

Направления и меры по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Статья посвящена обзору методов и направлений улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Рассмотрены направления и меры оптимизации финансово-хозяйственной деятельности и улучшения финансового состояния предприятия.

Оценка особенностей регионального консолидированного бюджета и перспектив его развития на примере Республики Бурятии

Данная статья содержит в себе сущность понятия бюджетного потенциала. Проведенное исследование показало структурные статьи доходов и расходов государственного бюджета, а также позволило выявить угрозы экономической безопасности Республики Бурятия. В ...

Мероприятия по повышению эффективности деятельности строительной организации на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности

В статье представлены краткое описание рассматриваемой строительной организации, а также основные выводы, полученные по итогам проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности. На основе полученных выводов выявлены «слабые места» данной стро...

Эффективность деятельности органов государственной власти

Статья посвящена краткому анализу эффективности и результативности деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, прослеживается динамика результативности за последние годы.

Система надзорных органов в области энергетической безопасности

В статье рассмотрен анализ системы органов экологической безопасности, очерчен круг их компетенции и проведен анализ практической деятельности.

Факторная роль информационно-аналитического обеспечения таможенных органов в обеспечении экономической безопасности

В статье рассматриваются теоретические аспекты информационно-аналитического обеспечения таможенных органов, исследуется его значение в обеспечении национальной безопасности в экономической сфере.

Мероприятия по улучшению финансового состояния на основе анализа ликвидности и платежеспособности предприятия

В данной статье рассмотрены особенноcти проведения экспресс-анализа деятельности предприятия на основе перечня показателей ликвидности и финансовой устойчивости. Предложен перечень рекомендаций по улучшению финансового состояния по результатам экспре...

Характеристика свойств системы бюджетно-налоговой безопасности региона с целью определения сфер (блоков) индикативной системы и пороговых значений индикаторов

В статье дана характеристика системе бюджетно-налоговой безопасности; определены сферы (блоки) индикативной системы и пороговые значения индикаторов.

Задать вопрос