В первые дни войны вместо старых производственных планов были составлены новые, необходимо было дать стране больше золота, олова, слюды и т. д. Большое внимание было уделено добыче золота, так как оно шло на укрепление военной силы страны[i]. Частично за золото наша страна покупала в США и Англии танки, самолеты, артиллерийское вооружение, снаряды и прочую военную технику.
Якутия, как один из крупнейших золотоносных районов Союза, обладающий огромными недровыми богатствами, внесла в фонд обороны страны деньгами более 37 млн. руб. и облигациями государственных займов 57 млн. руб., 2,9 кг золота, 550 кг серебра. В условиях военного времени наибольшего увеличения добычи золота достиг трест «Джугджурзолото»[ii] — в процентном выполнении плана одно из ведущих предприятий этой отрасли промышленности в стране. Отвечая мощным производственным подъемом на призыв правительства о самоотверженном труде в дни Отечественной войны, горняки треста «Джугджурзолото» 20 августа 1941г. первыми среди предприятий цветной металлургии досрочно выполнили годовой план золотодобычи. Промышленность страны должна была сделать все, чтобы в кратчайший срок добиться превосходства над врагом. И эта задача решалась в спешке, без должной подготовки, что привело к гибели людей из-за холодов, болезней, отсутствия элементарных условий для труда, в условиях, когда на оккупированной врагом территории находились высокоразвитые в промышленном и сельскохозяйственном отношении районы. Оставшиеся в тылу женщины, старики и подростки под руководством областной партийной организации самоотверженно трудились на приисках, на 1 января 1941 г. в них насчитывалось 5507 рабочих, 3219 старателей и 1213 лотошников, объединенных в 514 бригад, с началом войны из них было призвано 1448 рабочих, на смену которым пришли 708 женщин[iii].
Летом 1941 года в районе Аллах-Юня развернулась напряженная работа на помощь фронту. Многие рабочие выполняли свои нормы на 200–300 процентов.
Даже с наступлением холодов Аллах-Юньский рабочий, подчинив всю свою работу интересам фронта, продолжал досрочно выполнять планы. Раньше в это время работы прекращались, останавливались на ремонт механизмы. В этот период серьезным сдерживающим фактором развития золотодобычи становится транспортное сообщение. Вместе с нехваткой горючего автотранспорт оказался не приспособленным к суровым условиям. Надежный транспорт насчитывал в 1941–1942 гг. 4562 возчиков на 18270 лошадях и 1562 оленях. По протяженности тракт составлял около 600 км и проходил он по горным местностям. В то время зимовья в пути были недостаточно обустроены, холодные бараки, где не хватало на всех места, зачастую возчикам приходилось в зимнюю стужу ночевать в палатках. В конце октября- начале ноября обозы с загрузкой на каждые сани до 350 кг груза выезжали из улусов. Они переходили наледи горных речек с сильным течением по тонкому льду, нередко лед не выдерживал тяжесть, они проваливались в воду. Спасти тонущего возчика, лошадь, груз удавалось редко. В условиях 40–50 градусного мороза человек был обречен, спасенные возчики умирали вскоре от воспалений. Трест «Джугджурзолото» давал стране больше золота, чем в довоенное время, но тяжелый труд, неурожай 1941–1942 гг., болезни уносили тысячи жизней, каждый второй не вернулся домой с фронта.