Представления о злых духах в современном якутском обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 10.12.2014

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Петров Д. М. Представления о злых духах в современном якутском обществе // Молодой ученый. — 2014. — №20.2. — С. 35-37. — URL https://moluch.ru/archive/79/14013/ (дата обращения: 18.08.2018).

Современное якутское общество переживает переосмысление традиционной якутской культуры. Здесь особое место занимают пережитки анимизма. Вера в духов остается неотъемлемой частью духовной жизни якутов. В традиционной культуре их принято делить по свойствам на три категории: светлые (покровители), амбивалентные и злые (вредоносные). В данной статье, мы остановимся подробней на последней категории духов, в ее современном восприятии якутским обществом.

Цель исследования: Выявить распространенность анимистических представлений в среде якутов, на примере веры в злых духов на современном этапе.

Материал и методы исследования: В данной статье был использован полевой материал этнографических экспедиций СНК «Культурная антропология» Исторического факультета СВФУ, палеоэтнографической экспедиции Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, а также ранее изданные публикации. В ходе исследования были применены методы анкетирования, интервьюирования и включенного наблюдения.

Результаты исследования. Издревле, пытаясь объяснить происхождение тех или иных явлений, человек одухотворял природу, населяя ее различными духами. Путем этого происходило отождествление человека с природой, что выражалось в полной его зависимости от нее. Анимистические представления характерны для традиционных обществ, однако не чужды и для человека информационно века.

Особенностью якутской культуры является система табу, передающаяся новым поколениям посредством устных легенд и преданий, часто мистического характера. Таким путем передаются знания и опыт, формирующие у человека норму поведения и морали, экологический этикет. Основными источниками формирования анимистических представлений являются: зависимость от природных условий, фольклор и ритуальные действия.

Исследование проводилось в г. Якутске, Нюрбинском, Верхоянском, Амгинском, Мегино-Кангаласском, Оймяконском районах Республики Саха (Якутия). Было опрошено и анкетировано 130 респондентов всех возрастных категорий.

В анимистических представлениях современных якутов играют важную роль, как и прежде, злые духи. Среди них можно выделить следующие категории.

I. Абаасы.

В традиционных верованиях- духи, враждебные человеку. С ними сражаются богатыри Верхнего мира в олонхо -героическом эпосе якутского народа. Абаасы не имеют единого внешнего облика, их описания варьируются от легенды к легенде [1, c.127]. В древности, якуты верили, что они являются источниками всех бед, особенно болезней и преждевременной смерти. Именно с абаасы боролись шаманы, чтобы излечить человека от болезни [2, с. 60]. Исходя из современных представлений этих духов можно разделить на несколько подкатегорий:

1. Собственно абаасы, в более узком смысле. Это антропоморфное чудовище, живущее в безлюдных и отдаленных местах. Весьма опасен для человека, он может навредить или даже убить. Имеет шерсть, копыта на ногах, его появление сопровождается смрадом. Умеет говорить, часто оборачивается в человека. Оборотня можно вычислить только по ногам, имеющим копыта, только если смотреть на них снизу вверх.

2. «Попутчики». Местом обитания этих духов являются дороги. Истории с их участием особенно популярны среди дальнобойщиков и таксистов. Они представляются в виде молодых красивых девушек, часто в национальной одежде. «Попутчики» останавливают машины и просят их подвести. Дальнейшее развитие событий в рассказах зависит от действий водителя: если удается не разгневать духа, то он просто исчезает со временем, в противном случае он может испугать человека показав свое истинное обличие и спровоцировать аварию.

3. «Ночные визитеры». Это духи, имеющие внешность мужчины. Они навещают отчаявшихся одиноких женщин по ночам, вступая с ними в половую связь. Внешне неотличимы от настоящего человека. Со временем женщина, вступившая с ними в связь, становится все более нелюдимой и, в конце концов, сходит с ума и умирает в одиночестве.

4. Духи заброшенных домов. Они обитают в покинутых старинных домах- етехах, стоящих в отдаленных местах. Большинство историй, связанных с ними, сводятся к тому, что они мстят людям, устроившихся ночевку в их обиталище. Они как правило невидимы и обладают большой силой — могут швыряться столами и кроватями. О случаях, связанными с этими духами, могут рассказать многие люди, проводящие большую часть времени в тайге — охотники, коневоды, лесники и т. д. Отдельное место занимают духи, имеющие вид красивых девушек. Как правило, в таких рассказах человек решает переночевать в етехе и видит девушку в традиционной одежде. Девушка предлагает вступить в половую связь, в том случае если он соглашается, то, после, он сходит с ума, а если нет, то девушка показывает свое истинное лицо и человек должен как можно скорее убежать от разгневанного духа.

II. Уер.

Уер-это неупокоенные души людей, скончавшихся преждевременной смертью (от насилия, болезни, несчастного случая и самоубийцы). Также, в уерможет превратится душа усопшего, если были нарушены правила погребально-поминального обряда [3, с. 163].

Рассмотрим следующий рассказ, записанный со слов жителя Суордахского наслега Верхоянского улуса: «В нашей деревне, лет десять назад жила одна женщина. Ее муж скончался от болезни. Она очень горевала по нему. И вот однажды ночью, в ее дверь раздался стук. Открыв дверь, женщина увидела, что на пороге стоит ее усопший муж. Она пригласила его внутрь и легла с ним в постель из-за большой любви она не придала значения тому, что мужчина был холоден, что кожа была шершавой, и что от него шел трупный запах. Через некоторое время муж сказал: «Я скоро уйду и не приду никогда. Чтобы ты не подумала утром, что я приснился, оставлю доказательство». Проснувшись утром, женщина увидела у себя на плече след от укуса». Проводя семантический анализ рассказа можно отметить следующие моменты: 1) Муж скончался скоропостижной смертью 2) Сильное горе по умершему 3) Холод, трупный запах идущие от мужчины. Застряв в Среднем мире, они начинают мстить живым [4].

Вера в существование уер чрезвычайно сильна среди якутов. После погребения предпринимаются многие защитные меры против возвращения души мертвого, так как считается, что уер в первую очередь опасны для родных и близких. Запрещается горевать, так как каждая пролитая слеза камнем ложится на душу человека и усложняет ему переход в иной мир. Уер, как правило, имеют такой же вид как у усопшего, но имеют свойства, описанные выше в третьем пункте.

В связи с повышением темпов урбанизации замечается перенос архитипичных образов уер в городскую среду, приспособление их под новые городские условия. Рассказы о неупокоенных душах девушек-самоубийц в общежитиях, зловредных духах в квартирах, где произошла трагедия и т. п. являются весьма распространенными среди горожан. Практически каждый наш респондент мог припомнить истории подобного рода [6].

III. Вестники беды.

Считается, что перед скорой смертью человек или его родственник видит нечисть. Это может быть просто встреча с ними, или же духи могут преследовать обреченного в его снах. Дух становится не причиной смерти, а лишь ее предвестником.

Якуты верят, что увидеть неестественное, то это к беде. Рассказ, записанный от пожилой женщины в г. Якутске хорошо демонстрирует такую веру: «Как-то раз, я лежала без сна и смотрела на лунную дорожку на полу. Напротив, на другой кровати спала моя сестра. Вдруг, я услышала, как что-то шевелится и хныкает под батареей отопления у окна. Лежу и смотрю: из-под батареи ползет по лунной дорожке зверь, похожий на освежеванного зайца, причитает и плачет детским голоском. Оно проползло всю комнату и скрылось под кроватью сестры. Я от страха потеряла сознание. Потом через неделю сестра умерла от неизвестной хвори» [6]. Есть и другой рассказ о вестнике беды, записанный в Нюрбинском районе. В этом рассказе повествуется об охотнике, ушедшем в лес ходить на лося. Отбившись от своих, он потерялся и проходил по тайге до глубокой ночи. Через какое-то время охотник начал замечать, что кто-то следит за ним и преследует. Однако, оглядываясь, герой рассказа не видел никого. Испугавшись этого, он бросился бежать, время от времени оглядываясь назад. Увиденное еще больше испугало охотника — ветки на деревьях ломались и падали, будто кто-то невидимый и огромного роста бежал за ним, проламываясь через бурелом. Охотник выбежал на поляну, где проводился праздник ысыах и упал от усталости около одной из ритуальных коновязей (сэргэ). Невидимый преследователь начал бегать вокруг сэргэ, не смея подойти, и, со временем, исчез. Охотник, успокоившись, прождал в своем убежище до утра и позже рассказал о своих приключениях своим товарищам. Через год он умер. Охотник приходился рассказчику родным братом. Так же он поведал, что нельзя рассказывать о своей встрече с духом в течение одного года и одного дня, тогда, по его мнению, можно избежать смерти [там же].

Выводы. В качестве заключения можно сказать, что, несмотря на научно-технический прогресс, урбанизацию, глобализационные процессы, традиционная анимистическая система мировосприятии продолжает существовать у якутов, на это указывает безусловная вера большей части якутов в существование злых духов. Рассказы об абаасы пользуются большой популярностью в народе. В них весьма сильна поучительное начало и, как уже отмечалось выше, через эти рассказы передается опыт новому поколению, прививается экологический этикет. Все современные представления якутов о зловредных духах проистекают из традиционной культуры якутов. Сильная вера в существование абаасы говорит о живости традиций якутов. Остатки анимизма хорошо сохраняются в тех регионах, где жизнь человека тесно связана с природой и зависит от ее явлений. Якутия, с ее тяжелыми условиями для проживания, слабыми коммуникациями и частичной изолированностью, является удобным регионом для сохранения подобных воззрений. Каждый ее житель растет в среде, где почитание и задабривание духов является нормой жизни.

 

Литература:

1.      Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX — начале XX в. — Новосибирск: Наука, 1975.

2.      Ксенофонтов Г. В. Шаманизм: Избранные труды: (Публикации 1928–1929 гг.). — Якутск: Север — Юг, 1992.

3.      Бравина Р. И., Попов В. В. Погребально-поминальная обрядность якутов: памятники и традиции (XV-XIX вв.). — Новосибирск: Наука, 2008. — 296 с.

4.      Полевой материал автора. Верхоянский район, 2012.

5.      Полевой материал автора. Оймяконский, Амгинский, Мегино-Кангаласский районы, 2013.

6.      Полевой материал автора. Якутск, Нюрбинский район, 2014.

 

Основные термины (генерируются автоматически): дух, рассказ, III, якутия, экологический этикет, преждевременная смерть, половая связь, лунная дорожка, вестник беды, якутск.


Похожие статьи

Особенности обрядов, связанных с рождением ребёнка...

Определяла духовный мир человека, его мысли и обеспечивала связь с окружающей средой и после смерти уходила в пространство, в

12. Гоголев А. И. История Якутии. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1999. — 201 с. 13. Гоголев А. И. Якуты (проблема этногенеза и формирование культуры).

Алаас как объект почитания современных якутов

Подобных рассказов очень много, когда

Если в этнографической литературе есть четкое разделение этих духов, то современные якуты обозначают их общим названием «иччи».

Но до сих пор, что бы этот мир не стал враждебным, необходимо соблюдать строгий этикет.

Повстанчество в Вилюйском округе | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): Якутия, гражданская война, Якутск, Советская власть, Якутская интеллигенция, отряд, Новгород, Макаров, Вилюйский округ, Вилюйский улус.

Санитарно-экологический мониторинг в Южном Федеральном Округе.

Реликты шаманизма у северных саха Средней Колымы и Верхоянья

По рассказам стариков, раньше омуки (эвены) не знали погребения.

Мы тоже оставили сигареты и еду – кусочки хлеба с колбасой, тем самым задабривая духов местности.

Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1993.

Заболевания среди населения Якутска в условиях военного...

В связи с этим важно рассмотреть заболевания среди горожан города Якутска в 1921–1922гг.

[5] В конце 1922 г. в газете «Автономная Якутия» сообщалась, что, несмотря «… на выезд пароходами сотнями и тысячами горожан» из города Якутска «… жить в городе становиться...

Народное воспитание детей эвенов | Статья в журнале...

5. Николаев С. И. Эвены и эвенки юго-восточной Якутии, Якутск, 1964, — 139 с. 6. Турутина П. Г. Школа детей лесных ненцев/ П. Г. Турутина.

Экологическое воспитание детей с ОВЗ.

Детская литература коренных малочисленных народов Севера...

Многие рассказы — это как бы осовременены сказки, настолько в них крепко сплетены прошлое и настоящее, увековеченная мудрость народа севера.

Литературы народов Севера Якутии: учеб.-метод. пособие / Сост. В. Б. Окорокова. — Якутск: изд-во ЯГУ, 1997.

Вечная мерзлота на территории Республики Саха (Якутия)

...в связи с потеплением климата, размеры современных ледников Якутии сокращаются.

Некрасов И.А. Вечная мерзлота Якутии. Якутск: Книжное издательство, 1984. с.120.

Пестерев В.И. История Якутии в лицах. Якутск: Бичик.

Особенности обрядов, связанных с рождением ребёнка...

Определяла духовный мир человека, его мысли и обеспечивала связь с окружающей средой и после смерти уходила в пространство, в

12. Гоголев А. И. История Якутии. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1999. — 201 с. 13. Гоголев А. И. Якуты (проблема этногенеза и формирование культуры).

Алаас как объект почитания современных якутов

Подобных рассказов очень много, когда

Если в этнографической литературе есть четкое разделение этих духов, то современные якуты обозначают их общим названием «иччи».

Но до сих пор, что бы этот мир не стал враждебным, необходимо соблюдать строгий этикет.

Повстанчество в Вилюйском округе | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): Якутия, гражданская война, Якутск, Советская власть, Якутская интеллигенция, отряд, Новгород, Макаров, Вилюйский округ, Вилюйский улус.

Санитарно-экологический мониторинг в Южном Федеральном Округе.

Реликты шаманизма у северных саха Средней Колымы и Верхоянья

По рассказам стариков, раньше омуки (эвены) не знали погребения.

Мы тоже оставили сигареты и еду – кусочки хлеба с колбасой, тем самым задабривая духов местности.

Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1993.

Заболевания среди населения Якутска в условиях военного...

В связи с этим важно рассмотреть заболевания среди горожан города Якутска в 1921–1922гг.

[5] В конце 1922 г. в газете «Автономная Якутия» сообщалась, что, несмотря «… на выезд пароходами сотнями и тысячами горожан» из города Якутска «… жить в городе становиться...

Народное воспитание детей эвенов | Статья в журнале...

5. Николаев С. И. Эвены и эвенки юго-восточной Якутии, Якутск, 1964, — 139 с. 6. Турутина П. Г. Школа детей лесных ненцев/ П. Г. Турутина.

Экологическое воспитание детей с ОВЗ.

Детская литература коренных малочисленных народов Севера...

Многие рассказы — это как бы осовременены сказки, настолько в них крепко сплетены прошлое и настоящее, увековеченная мудрость народа севера.

Литературы народов Севера Якутии: учеб.-метод. пособие / Сост. В. Б. Окорокова. — Якутск: изд-во ЯГУ, 1997.

Вечная мерзлота на территории Республики Саха (Якутия)

...в связи с потеплением климата, размеры современных ледников Якутии сокращаются.

Некрасов И.А. Вечная мерзлота Якутии. Якутск: Книжное издательство, 1984. с.120.

Пестерев В.И. История Якутии в лицах. Якутск: Бичик.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности обрядов, связанных с рождением ребёнка...

Определяла духовный мир человека, его мысли и обеспечивала связь с окружающей средой и после смерти уходила в пространство, в

12. Гоголев А. И. История Якутии. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1999. — 201 с. 13. Гоголев А. И. Якуты (проблема этногенеза и формирование культуры).

Алаас как объект почитания современных якутов

Подобных рассказов очень много, когда

Если в этнографической литературе есть четкое разделение этих духов, то современные якуты обозначают их общим названием «иччи».

Но до сих пор, что бы этот мир не стал враждебным, необходимо соблюдать строгий этикет.

Повстанчество в Вилюйском округе | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): Якутия, гражданская война, Якутск, Советская власть, Якутская интеллигенция, отряд, Новгород, Макаров, Вилюйский округ, Вилюйский улус.

Санитарно-экологический мониторинг в Южном Федеральном Округе.

Реликты шаманизма у северных саха Средней Колымы и Верхоянья

По рассказам стариков, раньше омуки (эвены) не знали погребения.

Мы тоже оставили сигареты и еду – кусочки хлеба с колбасой, тем самым задабривая духов местности.

Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1993.

Заболевания среди населения Якутска в условиях военного...

В связи с этим важно рассмотреть заболевания среди горожан города Якутска в 1921–1922гг.

[5] В конце 1922 г. в газете «Автономная Якутия» сообщалась, что, несмотря «… на выезд пароходами сотнями и тысячами горожан» из города Якутска «… жить в городе становиться...

Народное воспитание детей эвенов | Статья в журнале...

5. Николаев С. И. Эвены и эвенки юго-восточной Якутии, Якутск, 1964, — 139 с. 6. Турутина П. Г. Школа детей лесных ненцев/ П. Г. Турутина.

Экологическое воспитание детей с ОВЗ.

Детская литература коренных малочисленных народов Севера...

Многие рассказы — это как бы осовременены сказки, настолько в них крепко сплетены прошлое и настоящее, увековеченная мудрость народа севера.

Литературы народов Севера Якутии: учеб.-метод. пособие / Сост. В. Б. Окорокова. — Якутск: изд-во ЯГУ, 1997.

Вечная мерзлота на территории Республики Саха (Якутия)

...в связи с потеплением климата, размеры современных ледников Якутии сокращаются.

Некрасов И.А. Вечная мерзлота Якутии. Якутск: Книжное издательство, 1984. с.120.

Пестерев В.И. История Якутии в лицах. Якутск: Бичик.

Особенности обрядов, связанных с рождением ребёнка...

Определяла духовный мир человека, его мысли и обеспечивала связь с окружающей средой и после смерти уходила в пространство, в

12. Гоголев А. И. История Якутии. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1999. — 201 с. 13. Гоголев А. И. Якуты (проблема этногенеза и формирование культуры).

Алаас как объект почитания современных якутов

Подобных рассказов очень много, когда

Если в этнографической литературе есть четкое разделение этих духов, то современные якуты обозначают их общим названием «иччи».

Но до сих пор, что бы этот мир не стал враждебным, необходимо соблюдать строгий этикет.

Повстанчество в Вилюйском округе | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): Якутия, гражданская война, Якутск, Советская власть, Якутская интеллигенция, отряд, Новгород, Макаров, Вилюйский округ, Вилюйский улус.

Санитарно-экологический мониторинг в Южном Федеральном Округе.

Реликты шаманизма у северных саха Средней Колымы и Верхоянья

По рассказам стариков, раньше омуки (эвены) не знали погребения.

Мы тоже оставили сигареты и еду – кусочки хлеба с колбасой, тем самым задабривая духов местности.

Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1993.

Заболевания среди населения Якутска в условиях военного...

В связи с этим важно рассмотреть заболевания среди горожан города Якутска в 1921–1922гг.

[5] В конце 1922 г. в газете «Автономная Якутия» сообщалась, что, несмотря «… на выезд пароходами сотнями и тысячами горожан» из города Якутска «… жить в городе становиться...

Народное воспитание детей эвенов | Статья в журнале...

5. Николаев С. И. Эвены и эвенки юго-восточной Якутии, Якутск, 1964, — 139 с. 6. Турутина П. Г. Школа детей лесных ненцев/ П. Г. Турутина.

Экологическое воспитание детей с ОВЗ.

Детская литература коренных малочисленных народов Севера...

Многие рассказы — это как бы осовременены сказки, настолько в них крепко сплетены прошлое и настоящее, увековеченная мудрость народа севера.

Литературы народов Севера Якутии: учеб.-метод. пособие / Сост. В. Б. Окорокова. — Якутск: изд-во ЯГУ, 1997.

Вечная мерзлота на территории Республики Саха (Якутия)

...в связи с потеплением климата, размеры современных ледников Якутии сокращаются.

Некрасов И.А. Вечная мерзлота Якутии. Якутск: Книжное издательство, 1984. с.120.

Пестерев В.И. История Якутии в лицах. Якутск: Бичик.

Задать вопрос