Библиографическое описание:

Петров Д. М. Представления о злых духах в современном якутском обществе // Молодой ученый. — 2014. — №20.2. — С. 35-37.

Современное якутское общество переживает переосмысление традиционной якутской культуры. Здесь особое место занимают пережитки анимизма. Вера в духов остается неотъемлемой частью духовной жизни якутов. В традиционной культуре их принято делить по свойствам на три категории: светлые (покровители), амбивалентные и злые (вредоносные). В данной статье, мы остановимся подробней на последней категории духов, в ее современном восприятии якутским обществом.

Цель исследования: Выявить распространенность анимистических представлений в среде якутов, на примере веры в злых духов на современном этапе.

Материал и методы исследования: В данной статье был использован полевой материал этнографических экспедиций СНК «Культурная антропология» Исторического факультета СВФУ, палеоэтнографической экспедиции Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, а также ранее изданные публикации. В ходе исследования были применены методы анкетирования, интервьюирования и включенного наблюдения.

Результаты исследования. Издревле, пытаясь объяснить происхождение тех или иных явлений, человек одухотворял природу, населяя ее различными духами. Путем этого происходило отождествление человека с природой, что выражалось в полной его зависимости от нее. Анимистические представления характерны для традиционных обществ, однако не чужды и для человека информационно века.

Особенностью якутской культуры является система табу, передающаяся новым поколениям посредством устных легенд и преданий, часто мистического характера. Таким путем передаются знания и опыт, формирующие у человека норму поведения и морали, экологический этикет. Основными источниками формирования анимистических представлений являются: зависимость от природных условий, фольклор и ритуальные действия.

Исследование проводилось в г. Якутске, Нюрбинском, Верхоянском, Амгинском, Мегино-Кангаласском, Оймяконском районах Республики Саха (Якутия). Было опрошено и анкетировано 130 респондентов всех возрастных категорий.

В анимистических представлениях современных якутов играют важную роль, как и прежде, злые духи. Среди них можно выделить следующие категории.

I. Абаасы.

В традиционных верованиях- духи, враждебные человеку. С ними сражаются богатыри Верхнего мира в олонхо -героическом эпосе якутского народа. Абаасы не имеют единого внешнего облика, их описания варьируются от легенды к легенде [1, c.127]. В древности, якуты верили, что они являются источниками всех бед, особенно болезней и преждевременной смерти. Именно с абаасы боролись шаманы, чтобы излечить человека от болезни [2, с. 60]. Исходя из современных представлений этих духов можно разделить на несколько подкатегорий:

1. Собственно абаасы, в более узком смысле. Это антропоморфное чудовище, живущее в безлюдных и отдаленных местах. Весьма опасен для человека, он может навредить или даже убить. Имеет шерсть, копыта на ногах, его появление сопровождается смрадом. Умеет говорить, часто оборачивается в человека. Оборотня можно вычислить только по ногам, имеющим копыта, только если смотреть на них снизу вверх.

2. «Попутчики». Местом обитания этих духов являются дороги. Истории с их участием особенно популярны среди дальнобойщиков и таксистов. Они представляются в виде молодых красивых девушек, часто в национальной одежде. «Попутчики» останавливают машины и просят их подвести. Дальнейшее развитие событий в рассказах зависит от действий водителя: если удается не разгневать духа, то он просто исчезает со временем, в противном случае он может испугать человека показав свое истинное обличие и спровоцировать аварию.

3. «Ночные визитеры». Это духи, имеющие внешность мужчины. Они навещают отчаявшихся одиноких женщин по ночам, вступая с ними в половую связь. Внешне неотличимы от настоящего человека. Со временем женщина, вступившая с ними в связь, становится все более нелюдимой и, в конце концов, сходит с ума и умирает в одиночестве.

4. Духи заброшенных домов. Они обитают в покинутых старинных домах- етехах, стоящих в отдаленных местах. Большинство историй, связанных с ними, сводятся к тому, что они мстят людям, устроившихся ночевку в их обиталище. Они как правило невидимы и обладают большой силой — могут швыряться столами и кроватями. О случаях, связанными с этими духами, могут рассказать многие люди, проводящие большую часть времени в тайге — охотники, коневоды, лесники и т. д. Отдельное место занимают духи, имеющие вид красивых девушек. Как правило, в таких рассказах человек решает переночевать в етехе и видит девушку в традиционной одежде. Девушка предлагает вступить в половую связь, в том случае если он соглашается, то, после, он сходит с ума, а если нет, то девушка показывает свое истинное лицо и человек должен как можно скорее убежать от разгневанного духа.

II. Уер.

Уер-это неупокоенные души людей, скончавшихся преждевременной смертью (от насилия, болезни, несчастного случая и самоубийцы). Также, в уерможет превратится душа усопшего, если были нарушены правила погребально-поминального обряда [3, с. 163].

Рассмотрим следующий рассказ, записанный со слов жителя Суордахского наслега Верхоянского улуса: «В нашей деревне, лет десять назад жила одна женщина. Ее муж скончался от болезни. Она очень горевала по нему. И вот однажды ночью, в ее дверь раздался стук. Открыв дверь, женщина увидела, что на пороге стоит ее усопший муж. Она пригласила его внутрь и легла с ним в постель из-за большой любви она не придала значения тому, что мужчина был холоден, что кожа была шершавой, и что от него шел трупный запах. Через некоторое время муж сказал: «Я скоро уйду и не приду никогда. Чтобы ты не подумала утром, что я приснился, оставлю доказательство». Проснувшись утром, женщина увидела у себя на плече след от укуса». Проводя семантический анализ рассказа можно отметить следующие моменты: 1) Муж скончался скоропостижной смертью 2) Сильное горе по умершему 3) Холод, трупный запах идущие от мужчины. Застряв в Среднем мире, они начинают мстить живым [4].

Вера в существование уер чрезвычайно сильна среди якутов. После погребения предпринимаются многие защитные меры против возвращения души мертвого, так как считается, что уер в первую очередь опасны для родных и близких. Запрещается горевать, так как каждая пролитая слеза камнем ложится на душу человека и усложняет ему переход в иной мир. Уер, как правило, имеют такой же вид как у усопшего, но имеют свойства, описанные выше в третьем пункте.

В связи с повышением темпов урбанизации замечается перенос архитипичных образов уер в городскую среду, приспособление их под новые городские условия. Рассказы о неупокоенных душах девушек-самоубийц в общежитиях, зловредных духах в квартирах, где произошла трагедия и т. п. являются весьма распространенными среди горожан. Практически каждый наш респондент мог припомнить истории подобного рода [6].

III. Вестники беды.

Считается, что перед скорой смертью человек или его родственник видит нечисть. Это может быть просто встреча с ними, или же духи могут преследовать обреченного в его снах. Дух становится не причиной смерти, а лишь ее предвестником.

Якуты верят, что увидеть неестественное, то это к беде. Рассказ, записанный от пожилой женщины в г. Якутске хорошо демонстрирует такую веру: «Как-то раз, я лежала без сна и смотрела на лунную дорожку на полу. Напротив, на другой кровати спала моя сестра. Вдруг, я услышала, как что-то шевелится и хныкает под батареей отопления у окна. Лежу и смотрю: из-под батареи ползет по лунной дорожке зверь, похожий на освежеванного зайца, причитает и плачет детским голоском. Оно проползло всю комнату и скрылось под кроватью сестры. Я от страха потеряла сознание. Потом через неделю сестра умерла от неизвестной хвори» [6]. Есть и другой рассказ о вестнике беды, записанный в Нюрбинском районе. В этом рассказе повествуется об охотнике, ушедшем в лес ходить на лося. Отбившись от своих, он потерялся и проходил по тайге до глубокой ночи. Через какое-то время охотник начал замечать, что кто-то следит за ним и преследует. Однако, оглядываясь, герой рассказа не видел никого. Испугавшись этого, он бросился бежать, время от времени оглядываясь назад. Увиденное еще больше испугало охотника — ветки на деревьях ломались и падали, будто кто-то невидимый и огромного роста бежал за ним, проламываясь через бурелом. Охотник выбежал на поляну, где проводился праздник ысыах и упал от усталости около одной из ритуальных коновязей (сэргэ). Невидимый преследователь начал бегать вокруг сэргэ, не смея подойти, и, со временем, исчез. Охотник, успокоившись, прождал в своем убежище до утра и позже рассказал о своих приключениях своим товарищам. Через год он умер. Охотник приходился рассказчику родным братом. Так же он поведал, что нельзя рассказывать о своей встрече с духом в течение одного года и одного дня, тогда, по его мнению, можно избежать смерти [там же].

Выводы. В качестве заключения можно сказать, что, несмотря на научно-технический прогресс, урбанизацию, глобализационные процессы, традиционная анимистическая система мировосприятии продолжает существовать у якутов, на это указывает безусловная вера большей части якутов в существование злых духов. Рассказы об абаасы пользуются большой популярностью в народе. В них весьма сильна поучительное начало и, как уже отмечалось выше, через эти рассказы передается опыт новому поколению, прививается экологический этикет. Все современные представления якутов о зловредных духах проистекают из традиционной культуры якутов. Сильная вера в существование абаасы говорит о живости традиций якутов. Остатки анимизма хорошо сохраняются в тех регионах, где жизнь человека тесно связана с природой и зависит от ее явлений. Якутия, с ее тяжелыми условиями для проживания, слабыми коммуникациями и частичной изолированностью, является удобным регионом для сохранения подобных воззрений. Каждый ее житель растет в среде, где почитание и задабривание духов является нормой жизни.

 

Литература:

1.      Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX — начале XX в. — Новосибирск: Наука, 1975.

2.      Ксенофонтов Г. В. Шаманизм: Избранные труды: (Публикации 1928–1929 гг.). — Якутск: Север — Юг, 1992.

3.      Бравина Р. И., Попов В. В. Погребально-поминальная обрядность якутов: памятники и традиции (XV-XIX вв.). — Новосибирск: Наука, 2008. — 296 с.

4.      Полевой материал автора. Верхоянский район, 2012.

5.      Полевой материал автора. Оймяконский, Амгинский, Мегино-Кангаласский районы, 2013.

6.      Полевой материал автора. Якутск, Нюрбинский район, 2014.

 

Основные термины (генерируются автоматически): якутской культуры, анимистических представлений, представлений в среде якутов, трупный запах, последней категории духов, экологический этикет, красивых девушек, в существование злых духов, веры в злых духов, в половую связь, В данной статье, отождествление человека с природой, представлениях современных якутов, чужды и для человека, якутов о зловредных духах, почитание и задабривание духов, духовной жизни якутов, переосмысление традиционной якутской, в ее современном восприятии, традиционной культуры якутов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle