Интеграция формального и неформального образования детей и взрослых на примере детско-юношеской спортивной школы малого города | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (78) ноябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 17.11.2014

Статья просмотрена: 357 раз

Библиографическое описание:

Мальгин В. Е., Мокроусов С. В. Интеграция формального и неформального образования детей и взрослых на примере детско-юношеской спортивной школы малого города // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 578-580. — URL https://moluch.ru/archive/78/13694/ (дата обращения: 16.10.2018).

В статье рассматриваются возможности интеграции формального и неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы закрытого административно-территориального образования. Представлены методологические и теоретические основы процесса реализации неформального образования.

Ключевые слова:образовательная среда, неформальное образование, интеграция образовательных процессов, субъекты образования, личностное развитие, педагогическое взаимодействие, дополнительное образование.

 

Большинство учреждений дополнительного образования детей обладают достаточными возможностями в организации образования и взрослых. Например, спортивная школа представляет собой образовательную социально-педагогическую систему, которая характеризуется достаточной вариативность и мобильностью, определенной гибкостью, максимальным приспособлением к запросам и потребностям занимающегося. При этом сама система дополнительного образования детей (в структуре которой функционирует спортивная школа) является, с одной стороны, достаточно формализованной структурой, осуществляющей целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ и иной информационно образовательной деятельности за их пределами в интересах человека, общества, государства. С другой стороны, в современных условиях возрастает роль учреждений дополнительного образования детей в организации неформальной психологической и педагогической подготовки не только детей, но и взрослых, ориентированной на поддержку семейного воспитания. Принцип объединения формального и неформального образования детей и взрослых позволяет обеспечить инновационный характер деятельности в обеспечении вариативного подхода к возможности получения образования через формальные и неформальные образовательные программы, ориентированные на различные возрастные группы.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года одной из главных задач провозглашает формирование профессиональной и личностной готовности детей и взрослых к активной жизни в современном посткризисном обществе. В психологии данное качество раскрывается через категорию субъекта. Важнейшее из качеств человека, отмечает А. В. Брушлинский, — «быть субъектом, т. е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности — творческой, нравственной, свободной» [1, с. 4].

Увеличение спектра необходимых возможностей для развития личности ребенка в ходе её жизненного пути обусловило развитие образовательной среды на различных уровнях, в том числе на спортивном занятии, который выступает как образовательное «пространство» для самореализации личности. Пристальное внимание к личностным ресурсам воспитанника в процессе образовательной деятельности, создание условий для выбора способов и содержания образования и воспитания обуславливают развитие образовательной среды тренировочного занятия посредством вариативного подхода к образованию.

Образовательная среда учреждения дополнительного образования, которым является спортивная школа, складывается из многих компонентов, но именно через организацию вариативного подхода к процессу спортивно-оздоровительного образования детей происходит эффективное развитие индивидуально-личностных особенностей ребенка. Вариативность в спортивной школе — это возможность использовать различные условия для социализации личности ребенка, конкурентного в каждом возрасте. [2, с. 949–951]

Формальное и неформальное образование детей и взрослых можно рассматривать как аспекты одного и того же процесса. Интеграция формального и неформального образования в учреждении дополнительного образования детей является фактором создания такого образовательного пространства, которое обеспечивает его целостность, расширение образовательных ресурсов обеих сфер образования, их взаимодополняемость, сближение процессов воспитания, обучения и развития, дающее возможность взрослому и ребенку включиться в процессы социализации и индивидуализации. Интеграция формального и неформального образования обеспечивается специальной организацией единого информационно образовательного пространства учреждения, ориентированного на создание условий для вариативного подхода к получению образования взрослыми и детьми. Содержание информационно образовательного пространства учреждения дополнительного образования, раскрывается через структуру интеграции формального и неформального образования детей и взрослых через реализацию программ различной направленности и времени. Интеграция формального и неформального образования в спортивной школе позволяет обеспечить процесс получения полноценного дополнительного образования и способствует развитию воспитательного потенциала учреждения через:

-          координацию целей, задач и результатов;

-          обеспечение взаимодействия и преемственности содержания двух сфер дополнительного образования;

-          использование технологий, методов и форм организации практико-ориентированной деятельности.

Механизмом интеграции двух видов образования в процессе реализации дополнительных образовательных программ в спортивной школе является взаимодействие тренеров-преподавателей, администрации, родителей и детей в рамках педагогического процесса, выраженное в длительном личностном контакте и имеющее следствием взаимные изменения в деятельности, поведении, установках, отношениях. Взаимодействие проявляется в сотрудничестве, когда всеми субъектами достигается понимание целей совместной деятельности и путей ее достижения.

Анализируя вышеизложенное и рассматривая ребенка как объект воздействия образовательно-воспитательного пространства спортивной школы, возникает вопрос о возможностях конкретного учреждения в условиях конкретной местности. Довольно благополучная картина большого города рисует нам большие возможности сети спортивных школ с целым спектром спортивных направлений и отделений. К примеру в г. Владимир (население 349500 человек) функционирует около 38 спортивных школ различного типа, в которых культивируется 57 видов спорта. Комплекс образовательных услуг предоставляемый учреждениями, может удовлетворить потребности всех желающих заниматься теми или иными видами спорта, а мониторинг «привлекательности» вовремя координировать открытие и закрытие новых направлений. Несмотря на большое количество культивируемых видов спорта комплексными школами являются только четыре, что составляет 10,5 %. Другая картина наблюдается в г. Радужный Владимирской области (население 17800 человек), в котором одна спортивная школа в которой ведется работа по семи видам спорта [3, с.9–10].

В процессе реализации неформального образования как специфического вида общественно значимой полезной деятельности, находят свое развитие особые механизмы формирования и становления начальных профессиональных и личностно-ориентированных компетенций личности молодого гражданина. Этот многообразный педагогический процесс воздействия способствует формированию эстетической, духовно-нравственной, политической и этико-правовой культуры, становлению экологического мышления, положительного социального поведения, основу которого составляет уважение к законам российского государства и укладу общества, повышает потребность в личностном самоопределении и способности самореализации в постоянно изменяющихся социально-политических и экономических условиях современного мира [4, с. 267–269].

 Территории неравнозначны по многим признакам их классификации и закрытые территории имеют ряд существенных отличий. Так, в условиях закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) согласно ФЗ от 14.07.92 г. № 3297–1-ФЗ «О закрытых административно-территориальных образованиях» действуют определенные ограничения, которыми невозможно пренебрегать. В этих условиях вопрос развития образовательной среды учреждения дополнительного образования приобретает особое значение и возникает необходимость выявления, систематизации и изучения существенных особенностей с целью эффективного решения задач создания благоприятных условий для жизнедеятельности на данной территории [5, с. 351–354]

Первостепенная задача педагогов учреждения дополнительного образования — создание новых механизмов, каркаса нового качества знания, передового содержания, современной интерпретации накопленного историей опыта и практики. Красной нитью должно проходить понимание того, что ребенок, посещает не в кружок, а приходит в образовательное учреждение, ответственность которого состоит в его развитии, социализации и росте [6, с. 79–81].

Современная общеобразовательная школа и учреждения дополнительного образования стоят перед острой необходимостью кардинальных изменений в теории, методике, системе обучения и воспитания подрастающего поколения. Преобразования обусловлены ускорением общественного развития, возникновением необходимости полнее использовать интеллектуальный потенциал людей, а для этого всесторонне готовить молодежь к жизни, содействовать ее безболезненной социальной адаптации. В известной степени учащийся формируется как личность на уроке, занятиях, в процессе учебного труда. Поэтому научные и методические учреждения, авторские коллективы, работая над новыми программами, учебниками, учебными пособиями, стремятся создать условия и возможности для максимального использования на занятиях воспитательного потенциала каждой учебной дисциплины. Учреждения дополнительного образования являются своеобразным инструментом внешкольного воспитания и обучения и при этом составляют часть системы образования, дополняют полноту структуры образования, представляют собой уникальную систему поддержки детства, особый мир детского творчества, фантазии, игры, положительных эмоций, своеобразную детскую страну, где ребенок с раннего возраста учится принимать решения, выбирать способ действия, строить свои отношения со взрослыми и другими детьми на основе диалога в бесконфликтном пространстве взаимоуважения [7, с. 76–78].

С 17 по 19 апреля 2013 года в Ярославле прошла международная научная конференция по теме «Интеграция формального и неформального образования как условие достижения актуальных образовательных результатов» На пленарных заседаниях конференции обсуждались две проблемы: «Стратегии управления неформальным образованием» и «Границы формального и неформального образования». В дискуссии по этим вопросам выступили ведущие ученые Российской академии образования, Федерального института развития образования, Высшей школы экономики, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, руководители и практики образовательных организаций России, эксперты из Нидерландов, Словакии, Южной африканской республики, Украины, занимающиеся проблемами развития неформального, дополнительного, внешкольного образования, интеграции в системе образования

В процессе обсуждения обозначенных проблем, участники конференции отметили, что в современной ситуации развития образования, как в России, так и за рубежом, границы формального образования стали тесными для достижения современного качества образования, актуальных образовательных результатов, соответствующих потребностям личности, общества, государства. Традиционные составляющие системы образования — общее и дополнительное образование приобретают черты как формального, так и неформального образования.

При этом, границы общего образования, как формального, становятся узкими для реализации современных требований. Общее образование может развиваться за счет потенциала дополнительного образования. Оно реализуется сегодня, как в организациях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательной школе, дошкольном учреждении, учреждении начального профессионального образования, а также в организациях культуры, спорта, молодежной работы, частных организациях [8, с. 1025–1027]

 

Литература:

 

1.         Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994. 109 с.

2.         Мальгин В. Е. Вариативный подход к тренировочному процессу как фактор формирования образовательной среды учреждения [Текст] / В. Е. Мальгин // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 949–951.

3.         Мальгин В. Е. Организация педагогического контроля в комплексной спортивной школе [Текст] / В. Е. Мальгин // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 9–10.

4.         Мальгин В. Е. Неформальное образование: сущность и перспективы детских и молодежных неформальных объединений [Текст] / В. Е. Мальгин, Н. В. Щергунова // Молодой ученый. — 2014. — № 13. — С. 267–269.

5.         Мальгин В. Е. Социальная роль спорта в условиях закрытого административно-территориального образования [Текст] / В. Е. Мальгин, Г. Ю. Рожкова // Молодой ученый. — 2014. — № 16. — С. 351–354.

6.         Мальгин В. Е. Школьные и внешкольные учреждения в условиях закрытого административно-территориального образования [Текст] / В. Е. Мальгин, С. В. Мокроусов // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 79–81.

7.         Мальгин В. Е. Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения дополнительного образования детей на примере детско-юношеской спортивной школы [Текст] / В. Е. Мальгин, С. Ю. Гречухин // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 76–78.

8.         Мальгин В. Е. Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы [Текст] / В. Е. Мальгин, О. В. Трофимова // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 1025–1027.

Основные термины (генерируются автоматически): неформальное образование, дополнительное образование, спортивная школа, дополнительное образование детей, неформальное образование детей, вариативный подход, вид спорта, взрослый, ребенок, жизненный путь.


Похожие статьи

Педагогическая модель неформального образования детей...

...дополнительное образование, неформальное образование, неформальное образование детей, взрослый, детско-юношеская

Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы.

Развитие вариативных форм неформального образования...

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовательной среды учреждения.

Разработка модели среды неформального образования детей...

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых через разработку модели среды неформального образования в комплексной спортивной школе и его влияния на...

Неформальное образование: сущность и перспективы детских...

В статье рассматриваются особенности возникновения и деятельности детских и молодежных неформальных объединений и их роль в формировании активной жизненной позиции детей и молодежи.

Неформальное образование детей и взрослых как новая сфера...

неформальное образование, непрерывное образование, дополнительное образование.

Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы.

Ключевые слова: неформальное образование, культивируемые...

дополнительное образование, учреждение, дополнительное образование детей, неформальное образование, возможность, Клубная деятельность, образовательный процесс, особый образ, свободное время, вариативный...

Формальная, неформальная и информальная модели...

Неформальное образование — процесс получения новых знаний зачастую протекает вне специализированного образовательного пространства, при этом существуют конкретные цели, методы и методики, а главное, результат обучения.

Разновозрастные практики неформального общекультурного...

Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы.

Педагогическая модель неформального образования детей...

...дополнительное образование, неформальное образование, неформальное образование детей, взрослый, детско-юношеская

Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы.

Развитие вариативных форм неформального образования...

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовательной среды учреждения.

Разработка модели среды неформального образования детей...

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых через разработку модели среды неформального образования в комплексной спортивной школе и его влияния на...

Неформальное образование: сущность и перспективы детских...

В статье рассматриваются особенности возникновения и деятельности детских и молодежных неформальных объединений и их роль в формировании активной жизненной позиции детей и молодежи.

Неформальное образование детей и взрослых как новая сфера...

неформальное образование, непрерывное образование, дополнительное образование.

Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы.

Ключевые слова: неформальное образование, культивируемые...

дополнительное образование, учреждение, дополнительное образование детей, неформальное образование, возможность, Клубная деятельность, образовательный процесс, особый образ, свободное время, вариативный...

Формальная, неформальная и информальная модели...

Неформальное образование — процесс получения новых знаний зачастую протекает вне специализированного образовательного пространства, при этом существуют конкретные цели, методы и методики, а главное, результат обучения.

Разновозрастные практики неформального общекультурного...

Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Педагогическая модель неформального образования детей...

...дополнительное образование, неформальное образование, неформальное образование детей, взрослый, детско-юношеская

Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы.

Развитие вариативных форм неформального образования...

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовательной среды учреждения.

Разработка модели среды неформального образования детей...

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых через разработку модели среды неформального образования в комплексной спортивной школе и его влияния на...

Неформальное образование: сущность и перспективы детских...

В статье рассматриваются особенности возникновения и деятельности детских и молодежных неформальных объединений и их роль в формировании активной жизненной позиции детей и молодежи.

Неформальное образование детей и взрослых как новая сфера...

неформальное образование, непрерывное образование, дополнительное образование.

Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы.

Ключевые слова: неформальное образование, культивируемые...

дополнительное образование, учреждение, дополнительное образование детей, неформальное образование, возможность, Клубная деятельность, образовательный процесс, особый образ, свободное время, вариативный...

Формальная, неформальная и информальная модели...

Неформальное образование — процесс получения новых знаний зачастую протекает вне специализированного образовательного пространства, при этом существуют конкретные цели, методы и методики, а главное, результат обучения.

Разновозрастные практики неформального общекультурного...

Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы.

Педагогическая модель неформального образования детей...

...дополнительное образование, неформальное образование, неформальное образование детей, взрослый, детско-юношеская

Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы.

Развитие вариативных форм неформального образования...

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовательной среды учреждения.

Разработка модели среды неформального образования детей...

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых через разработку модели среды неформального образования в комплексной спортивной школе и его влияния на...

Неформальное образование: сущность и перспективы детских...

В статье рассматриваются особенности возникновения и деятельности детских и молодежных неформальных объединений и их роль в формировании активной жизненной позиции детей и молодежи.

Неформальное образование детей и взрослых как новая сфера...

неформальное образование, непрерывное образование, дополнительное образование.

Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы.

Ключевые слова: неформальное образование, культивируемые...

дополнительное образование, учреждение, дополнительное образование детей, неформальное образование, возможность, Клубная деятельность, образовательный процесс, особый образ, свободное время, вариативный...

Формальная, неформальная и информальная модели...

Неформальное образование — процесс получения новых знаний зачастую протекает вне специализированного образовательного пространства, при этом существуют конкретные цели, методы и методики, а главное, результат обучения.

Разновозрастные практики неформального общекультурного...

Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы.

Задать вопрос