Обзор просветительской работы Карагандинской областной библиотеки в годы Великой Отечественной войны (1941–1945) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №19 (78) ноябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 18.10.2014

Статья просмотрена: 257 раз

Библиографическое описание:

Аупенова, А. У. Обзор просветительской работы Карагандинской областной библиотеки в годы Великой Отечественной войны (1941–1945) / А. У. Аупенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 439-442. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13640/ (дата обращения: 23.11.2024).

В статье рассматривается деятельность Карагандинской областной библиотеки в суровые годы Великой Отечественной войны (1941–1945). Показывается проводимая сотрудниками библиотеки работа по обслуживанию и повышению культурно-политического уровня знаний читателей.

Ключевые слова: выданная литература, штат сотрудников, выставки, учет посетителей, читательский интерес.

 

Ровесница города, в котором находится Карагандинская областная универсальная научная библиотека им. Н. В. Гоголя, отмечает в 2014 г. 80-летний юбилей. Культурному становлению личности жителей области на каждом из этапов взросления содействовала в первую очередь библиотека. В годы Великой Отечественной войны библиотечная деятельность не была прекращена, а стала еще интенсивнее. Библиотека именно то учреждение, которое готово прийти на помощь, как отдельному человеку, так и целому обществу в наиболее трудные для него периоды жизни. В годы войны взятая в библиотеке книга или прочитанная статья в читальном зале помогала людям выжить, выстоять и надеяться на лучшее. По словам советского писателя, классика социалистического реализма Ф. В. Гладкова «Все самое лучшее, самое дорогое, самое мудрое и чудесное несет в себе книга» [1, с. 382].

В течение 1941 г. на абонементе и в читальном зале было 2 450 читателей, выдано 30 668 книг, 9 297 газет и 5 949 журналов. Самое большое количество выданной литературы относится к художественной — 19 595 книг или 2/3 всех выданных книг. Мало читают технической литературы — 893 книги, на казахском языке прочитано всего 847 книг, читателей — 524 человека.

Таблица 1

Состав читателей областной библиотеки по состоянию на 01.01. 1942 г. [2, л. 70]

Отделы

Количество читателей

Из них

Запланировано

На 01.01.1042

Рабочих

Служащих

Домохозяек

Учащихся

Абонемент

2 000

1 621

142

804

103

572

Читальный зал

500

829

105

283

-

441

Всего:

2 500

2 450

247

1 087

103

1 013

 

По абонементу состав читателей в 1941 г. в основном состоял из служащих (до 50 %) и учащихся, рабочие малочисленны. Читальный зал посещали преимущественно учащиеся старших классов и учительского института.

В основном, книжные фонды комплектования довоенных лет — литература социально-экономическая, художественная, техническая с общим количеством книг по абонементу, читальному залу и передвижному отделу до 50 тысяч. На книжном рынке во втором полугодии 1941 г. отсутствовала нужная литература. В период с 1938 г. по 1940 г. за читателями числилась большая книжная задолженность. Выбыло из библиотеки по изъятию и утери 1 810 книг (стоимостью до 2 500 р.) За весь 1941 г. закуплено и обработано новой литературы до 8 тысяч экземпляров на сумму 23 000 руб.

Смета на 1941 г. была ассигнована в сумме 79 000 руб., израсходовано 77 784 руб. Ассигнованные средства по смете полностью освоены. По статьям перерасхода не было. Топливом помещение было обеспечено. Во второй половине 1941 г. читальный зал был совмещен с детским залом, что не могло не отразиться на работе библиотеки.

В течение 1941 г. наметилась большая сменяемость библиотечных работников, в основном тех, кто не имел специального образования и практического опыта в работе, не проводилась работа, направленная на повышение квалификации библиотечных работников, что имело отражение на качественных и количественных показателях работы областной библиотеки. Учет книжного фонда не был организован на должном уровне: систематический и предметный каталоги не отражали действительного состояния фондов.

Из шести библиотечных работников стаж библиотечной работы до одного года у 4 человек, до двух лет у 2 человек, окончили кратковременные библиотечные курсы 2 человека, библиотечный техникум 2 человека.

Продвижение книг в массы областная библиотека осуществляла не только выдачей книг на руки индивидуальным читателям, но и организацией библиотек-передвижек в отдаленные места области. Главным образом, передвижки организованы в отдаленные города и населенные пункты области, где имелся большой спрос на политическую и художественную литературу. В 1941 г. из 57 библиотек-передвижек функционировали 32, остальные, организованные в 1938–1940 гг., вследствие большой книжной задолженности, прекратили свою работу. Библиотеками-передвижками охвачено до 10 000 человек. При плане в 15 000 книг выдано на библиотеки-передвижки 22 491 книга или 183 % [2, л. 72].

За 1941 г. в областной библиотеке организовано 34 иллюстрированных на щитах выставки к общественно-политическим и знаменательным датам, для читателей проведены 2 лекции с охватом 70 человек о М. Горьком и Н. А. Добролюбове.

Для лучшего обслуживания читателей с 29 октября 1941 г. в библиотеке был установлен единый выходной день — вторник, время для обслуживания читателей с 1 ноября 1941 г. — для абонемента с 12 час. до 19.30 час., передвижного фонда — с 12 час. до 19.30 час., читального зала с 12 час. до 23.00 час. [3, с. 121–122].

На абонементе была организована сменная выставка новинок художественной литературы. Систематически вывешивались плакаты и лозунги. В кинотеатре Нового Города организовано дежурство библиотекаря, в распоряжении которого была периодика и военно-оборонная литература, предоставлявшаяся посетителям. За ноябрь-декабрь 1941 г. обслужено 6 796 посетителей и выдано 2 897 газет, 1 841 журнал и 568 брошюр. Среди домохозяек проведено 10 бесед с охватом до 100 человек по вопросам текущей политики и сообщений информбюро.

В областной библиотеке систематически вывешивались новые газеты, плакаты и лозунги о войне с фашистскими агрессорами, приобреталась военно-оборонная литература, на которую был введен учет в связи с увеличившимся в ноябре и декабре 1941 г. спросом. С 22 июня до конца 1941 г. выдано читателям на абонементе и читальном зале 5 174 книги [2, л. 73].

На 14 щитах в областной библиотеке организована большая иллюстрированная художественная выставка на тему: «Великая Отечественная война народов СССР против германского фашизма». К выставке были организованы витрины с книгами по разделам: Героическое прошлое народов СССР; Рабоче-Крестьянская Красная Армия (РККА); Военно-Морской флот и авиация; Литература в помощь, изучающим военное дело; Противовоздушная и противохимическая оборона (ПВХО) и Готов к санитарной обороне (ГСО). Выставка и витрины с книгами пользовались большим успехом у посетителей.

Разделы выставки:

1.      Героическое прошлое народов страны.

2.      XXIV годовщина страны Советов

3.      РККА, Военно-Морской флот и авиация.

4.      Фашизм.

5.      Фронт и тыл едины.

6.      На фронтах Отечественной войны

7.      Изучайте ПВХО и ГСО.

В суровой обстановке войны книга оставалась другом и спутником человека, источником знаний: о жизни и людях, важным средством формирования личности, воспитания характера и патриотизма.

На фронт друг за другом ушли два заведующих библиотекой — А. Музафаров и А. Ольшанский. В штат библиотеки были зачислены сотрудники из числа эвакуированных жителей Украины. Проводилась большая оборонная работа. Все сотрудники библиотеки были обязаны посещать курсы ПВХО и гражданской обороны. Успешно сдавались зачеты [3, с. 123].

Особое внимание в работе библиотеки уделялось чтению художественно-патриотической литературы. Спрос на книги, журналы, газеты в дни войны не только не ослаб, но значительно вырос. Миллионы людей жадно следили за событиями на фронте и в тылу, с особым интересом обращались к произведениям, повествующим о героическом прошлом и настоящем народа. Великие творения классиков, лучшие произведения писателей и поэтов, посвященные героической борьбе с фашистскими захватчиками, пользовались в годы войны горячей любовью у читателей. Такая книга, как например, «Непокоренные» Горбатова Б. Л., прочитана с момента поступления в апреле 1944 г. свыше 500 читателями, «Испытание» Первенцева А. А. — около 350 чел. Повесть В. Л. Василевской «Радуга» была затребована читателями 380 раз [2, лл. 62–62об.]

Большой популярностью пользовалась «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Петр I» А. Н. Толстого, «Два капитана» В. А. Каверина и ряд др., биографии великих полководцев А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Александра Невского и др.

Областную Карагандинскую библиотеку посещали в основном жители города, близлежащих рабочих поселков, шахт. Со стороны молодых рабочих наблюдался большой спрос на техническую литературу.

За 1944 г. читателей, посетивших библиотеку, насчитывалось 8 105 человек, из них рабочих — 2 500, служащих — 2 700, домохозяек — 1 000, учащихся — 1 705, инвалидов Великой Отечественной войны — 200. Мужчин — 3 105, женщин — 5 000 человек. Читальный зал посетило 10 800 человек. Посетителям было выдано 3 056 журналов и 10 520 газет. В 1944 г. куплено 100 книг, а списано как утерянные 1 500, в связи с переездом из Михайловки [2, л. 63].

Самым лучшим читателем областной Карагандинской библиотеки считался Стояновский — гл. инженер 4 Карагандинского разреза НКВД, который прочитал за 1944 г. 101 книгу. Это был аккуратный и внимательный читатель, который любил книгу и бережно к ней относился.

Также в библиотеке насчитывалось 46 библиотек-передвижек, в том числе организованных в 1944 г. — 18, ими выдано 11 512 книг. Самыми лучшими передвижками являлись: при шахте 18 бис; при Хирургической больнице; при спецотряде 7 в Майкудуке. [2, л. 64 об.].

Массовая работа областной библиотеки нашла отражение в проведении следующих мероприятий: 52 книжных выставок; 24 фотомонтажей; 4 лекций — докладов; 20 громких читок; выпуске 4 стенгазет.

Областная библиотека, отмечая пушкинские дни 10 февраля 1944 г., кроме выставки и фотомонтажей, подготовила доклад «Пушкин — создатель реальной русской литературы». 23 февраля 1944 г. ко Дню Красной Армии сделан обширный фотомонтаж, где выделены герои Великой Отечественной войны СССР — Малик Габдуллин, 27 героев-панфиловцев, Гастелло и ряд других [2, л. 65].

Каждая знаменательная дата отмечалась книжной выставкой, где читатель узнавал произведения данного писателя и посвященные ему произведения. Работники библиотеки, выдавая книги по каждой оформленной выставке, старались донести до читателя роль и значение той или иной книги.

На 01.01.1945 г. книжный фонд библиотеки составил 3 900 экземпляров по всем отделам: абонемент, читальный зал и передвижной отдел. За 1944 г. в библиотеку поступило 2 500 книг и 800 брошюр [2, л. 66]. С каждым годом наблюдался неуклонный рост общего количества книг, журналов и брошюр. Обогащение библиотечного фонда было обусловлено увеличением читательского интереса, что повлекло за собой расширение количества работников, обслуживавших посетителей.

Штат сотрудников в 1944 г. — 7 человек: директор библиотеки Шишикина М. М. закончила в 1941 г. Алма-Атинский библиотечный техникум, 3 работника со средним образованием и 3 человека закончили один курс учительского института, стаж работы по 5–8 месяцев. Большая текучесть работников библиотеки продолжалась вследствие маленькой зарплаты и скудного снабжения, как продовольственными, так и промышленными товарами. В конце 1944 г. текучесть прекратилась ввиду повышения заработной платы и улучшения снабжения продтоварами, но обеспечение промтоварами осталось на низком уровне.

За 1944 г. областной библиотекой проделана небольшая работа ввиду того, что зимой 1943–1944 гг. она находилась в тяжелейших условиях — в неотапливаемом помещении. С 6 июля по 20 октября 1944 г. библиотека дважды переезжала из помещения в помещение. С 20.10.1944 г. Областная библиотека стала располагаться в более удобном помещении, состоящем из 6 комнат: абонемент, читальный зал, передвижной фонд, архив, контора, комната для мебели.

Для повышения культурно-политического и библиотечного уровня знаний сотрудников в библиотеке организованы занятия; установленный день — четверг, на которых прорабатывались статьи по библиотечному делу, изучалась Универсальная десятичная классификация для массовых библиотек — «Таблицы Троповского», двузначные авторские таблицы Л. Б. Хавкиной, а также отдельные статьи и литературные произведения.

В 1944 г. насчитывалось 54 библиотеки-передвижки, ими сделано 451 посещение. Выдано книг в количестве 15 300 экземпляров. Для лучшей организации работы и обмена опытом было дважды созвано совещание передвижников. С задолжниками библиотека вела борьбу путем извещения ответственных работников того или иного предприятия, а также через суд. Всего было рассмотрено 3 дела в пользу библиотеки.

В 1945 г. в областной библиотеке было зарегистрировано 11 376 читателей, а посещений — 17 925, без учета передвижного фонда. Среди них инвалиды Великой Отечественной войны — 176, рабочих — 700, служащих -1300, домохозяек — 1 000, учащихся — 1 200. Мужчин — 2 376, женщин — 2 тысячи. Вновь записались — 1 196 человек. Выдано литературы за год — 43 775, брошюр — 8800. Кроме того, посетило читальный зал 22 091 человек. Им выдано 50 521 газета, 31 590 журналов [2, лл. 57–57 об.].

В 1945 г. библиотекой приобретено 6 730 книг на сумму 11 957 руб., брошюр 2 050 на сумму 1706 руб. 40 коп., на 800 руб. плакатов и разных портретов. Приобретен портрет Сталина за 800 руб., кроме того, произведена подписка — выписано 22 наименования газет и 51 журнал на сумму 6 950 руб., по смете было предусмотрено 20 тыс. рублей. Всего книг в библиотеке насчитывалось в 1945 г. 35 594 экземпляра, включая абонемент, читальный зал, передвижной отдел. Наблюдались большой спрос и огромная потребность в художественной литературе [2, л. 58].

Штат работников библиотеки: библиотекарей — 6, заведующий — 1, завхоз — 1, счетовод — 1, уборщица — 1, сторож — 1. Снабжение работников библиотеки продтоварами и промтоварами по-прежнему было недостаточным [2, л. 58 об.].

Массовая работа библиотеки была направлена на ознаменование историко-революционных дат, освещение боевых действий на фронте и проявление героизма граждан как на полях сражений, так и в тылу.

Развертывалась информационная работа по подготовке к выборам в Верховный Совет Союза СССР, где библиотека становилась справочным пунктом по всем вопросам. Работники областной библиотеки отвечали на все вопросы избирателей. Кроме того, оказывали непосредственную помощь участкам плакатами, организовывали библиотеки-передвижки, дежурили с газетами и журналами. Так, библиотекой в 1945 г. было организовано 55 книжных выставок, 26 фотомонтажей, 8 лекций-докладов, 5 литературных вечеров, 25 громких читок-бесед.

В период весенней посевной, сеноуборочной и уборочной кампаний библиотекой было направлено в отдаленные колхозы, районы области 75 библиотек-передвижек с вновь вышедшей литературой [2, л. 59].

В летний период при ОблОНО проходило областное народное совещание, при организации которого библиотека принимала активное участие. В комнате политико-просветительской работы была оформлена работниками библиотеки выставка «Победа», уголок Абая, рекомендательные списки новинок.

Среди многочисленных культурных учреждений, проводивших в годы войны патриотическую работу, особое место занимает деятельность Областной библиотеки, которая являлась практически единственным центром распространения книг, газет и журналов на территории Карагандинской области.

 

Литература:

 

1.      Мысли и изречения. Составитель С. Х. Карин. Алма-Ата, Казгосиздат, 1963.

2.      Государственный Архив Карагандинской области (ГАКО). Ф. 607. Оп. 1. Д. 24.

3.      Первая библиотека Караганды: страницы истории: 1934–2009 / Сост.- Пак В. И.- Қарағанды: «Гласир», 2009.- 248 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Областная библиотека, читальный зал, книга, библиотека, Великая Отечественная война, читатель, абонемент, передвижной отдел, передвижной фонд, художественная литература.


Ключевые слова

выданная литература, штат сотрудников, выставки, учет посетителей, читательский интерес

Похожие статьи

Национальная библиотека Вьетнама

Актуальность статьи заключается в рассмотрении национальной библиотеки Вьетнама (НБВ). Научно-исследовательская деятельность НБВ посвящена, в основном, изучению специфики формирования и использования библиотечных фондов, созданию рационального фонда ...

Школьные годы детей в период Великой Отечественной войны на материалах станицы Брюховецкой

В статье рассмотрен и проанализирован материал архивной периодики, связанный с деятельностью школ в период Великой Отечественной войны. Были выделены задачи, связанные с модернизацией советского образования в условиях военного времени.

Волонтерская деятельность студентов психолого-педагогического факультета в просветительской деятельности библиотек

В статье говориться о том, что публичные библиотеки постепенно превращаются в центры культурно-досуговой деятельности. Целью статьи является описание сотрудничества студентов психолого-педагогического факультета с Центральной городской библиотекой им...

Повседневная жизнь советских школьников в годы Великой Отечественной войны (на примере г. Якутска)

В данной статье охвачены основные моменты повседневной жизни учащихся школ г. Якутска в 1941–1945 гг., рассмотрены показатели их сборов в помощь фронту и приведены личные воспоминания школьников военных лет.

Читательские интересы студенческой молодежи и их роль в формировании мировоззрения

В данной статье представлен теоретический обзор проблемы чтения современной молодежи. Изучены читательские интересы студентов на основе эмпирического исследования, проведенного в С(А)ФУ им. М. В. Ломоносова.

Издательская деятельность «Арт-галереи Щетининых» как пример реализации просветительской функции частных художественных галерей Алтая

В статье анализируется обзор изданий частной художественной галереи Щетининых (г. Барнаул). Отмечена важная роль научных аннотированных каталогов, буклетов художественных выставок, монографий, а также публикаций в периодической печати, благодаря кото...

Культурная и научная деятельность в Краснодаре в 1941–1945 годах

В статье автор раскрывает культурную деятельность в Краснодаре в годы Великой Отечественной войны. Рассматривает и анализирует репертуар театров, анализирует повседневную жизнь горожан через призму научной деятельности и музейного направления

Судьбы солдат Великой Отечественной войны в исторических документах военной поры

В статье предпринимается попытка на основе выдержек писем Баханова Ф. Н., наградного листа Баханова И. Н. рассмотреть жизненный путь советских солдат, выявить особенности их участия в боевых операциях, проследить специфику бытовой жизни советских вои...

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Продвижение чтения художественной литературы в детско-юношеской среде как приоритетное направление работы муниципальной библиотеки

В статье изложена роль художественной литературы в детско-юношеской среде. Приведены результаты маркетингового исследования «Особенности формирования спроса и продвижения чтения художественной литературы в детско-юношеской среде».

Похожие статьи

Национальная библиотека Вьетнама

Актуальность статьи заключается в рассмотрении национальной библиотеки Вьетнама (НБВ). Научно-исследовательская деятельность НБВ посвящена, в основном, изучению специфики формирования и использования библиотечных фондов, созданию рационального фонда ...

Школьные годы детей в период Великой Отечественной войны на материалах станицы Брюховецкой

В статье рассмотрен и проанализирован материал архивной периодики, связанный с деятельностью школ в период Великой Отечественной войны. Были выделены задачи, связанные с модернизацией советского образования в условиях военного времени.

Волонтерская деятельность студентов психолого-педагогического факультета в просветительской деятельности библиотек

В статье говориться о том, что публичные библиотеки постепенно превращаются в центры культурно-досуговой деятельности. Целью статьи является описание сотрудничества студентов психолого-педагогического факультета с Центральной городской библиотекой им...

Повседневная жизнь советских школьников в годы Великой Отечественной войны (на примере г. Якутска)

В данной статье охвачены основные моменты повседневной жизни учащихся школ г. Якутска в 1941–1945 гг., рассмотрены показатели их сборов в помощь фронту и приведены личные воспоминания школьников военных лет.

Читательские интересы студенческой молодежи и их роль в формировании мировоззрения

В данной статье представлен теоретический обзор проблемы чтения современной молодежи. Изучены читательские интересы студентов на основе эмпирического исследования, проведенного в С(А)ФУ им. М. В. Ломоносова.

Издательская деятельность «Арт-галереи Щетининых» как пример реализации просветительской функции частных художественных галерей Алтая

В статье анализируется обзор изданий частной художественной галереи Щетининых (г. Барнаул). Отмечена важная роль научных аннотированных каталогов, буклетов художественных выставок, монографий, а также публикаций в периодической печати, благодаря кото...

Культурная и научная деятельность в Краснодаре в 1941–1945 годах

В статье автор раскрывает культурную деятельность в Краснодаре в годы Великой Отечественной войны. Рассматривает и анализирует репертуар театров, анализирует повседневную жизнь горожан через призму научной деятельности и музейного направления

Судьбы солдат Великой Отечественной войны в исторических документах военной поры

В статье предпринимается попытка на основе выдержек писем Баханова Ф. Н., наградного листа Баханова И. Н. рассмотреть жизненный путь советских солдат, выявить особенности их участия в боевых операциях, проследить специфику бытовой жизни советских вои...

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Продвижение чтения художественной литературы в детско-юношеской среде как приоритетное направление работы муниципальной библиотеки

В статье изложена роль художественной литературы в детско-юношеской среде. Приведены результаты маркетингового исследования «Особенности формирования спроса и продвижения чтения художественной литературы в детско-юношеской среде».

Задать вопрос