Данная статья посвящена подвижным играм и их влияния на детей. Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка. Подвижная игра — это путь к познанию мира. В процессе игры дети узнают различные свойства предметов, стороны жизни, получают полезную информацию. Игры способствуют развитию кругозора, внимательности, наблюдательности. Ребенок постоянно стремиться к деятельности и удовлетворяет эту потребность к игре. Основная цель — оказать помощь в организации и проведении подвижных игр с детьми.
Игра заслуживает большого уважения за огромные педагогические возможности, заложенные в ней. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, воспитания нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, которые дают большой оздоровительный эффект, благоприятно влияют на сердечно — сосудистую, дыхательную, сенсорную системы. Подвижные игры укрепляют мышцы всего тела, улучшают обмен веществ, повышают общую работоспособность организма, вырабатывает у детей элементарные умения ориентироваться в пространстве, формируют точность и согласованность двигательных действий.
Подчиняясь правилам игры воспитывает у дошкольников организованность, внимания, умение управлять своими движениями, способствует проявление волевых качеств. Разнообразные игровые движения развивают ловкость, быстроту, координационные и скоростно-силовые способности и, самое главное, благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей. Очень важна роль подвижных игр в повышении двигательной активности детей в течение дня. [5, c. 12]
Основная цель — оказать помощь в организации и проведении подвижных игр с детьми. Разделение игр: подвижные игры высокой интенсивности, подвижные игры и игровые упражнения малой интенсивности, игры соревновательной направленности и игры — эстафеты. Такое разделение удобно для педагогов при планирование и организации физкультурных мероприятий на спортивной площадке и в помещении.
К подвижным играм высокой интенсивности относятся сюжетные и несюжетные игры с разнообразным двигательным содержанием: бегом, прыжками, лазанием. При их проведение важно регулировать двигательную нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений в зависимости от возможностей детей в каждой конкретной игре.
Подвижные игры и игровые упражнения малой подвижности используются в основном в заключительной части мероприятий. Их главное назначение — восстановить пульс и дыхание ребенка после физической нагрузки.
Игры соревновательной направленности предлагают выполнение определенного задания двумя или несколькими участниками. Такие игры могут быть как индивидуального характера, так и командного. Наиболее характерные действия в соревнованиях — бег наперегонки, на скорость с преодолением препятствий; метание в цель и на дальность; прыжки на месте и в движении; ориентирование в пространстве и и во времени, в том числе без зрительного контроля; различные действия с мячом, обручем, скакалками и другими предметами. [3, c.90]
Игры — эстафеты — командные игры. Действия каждого участника эстафеты имеют одинаковую направленность и связаны с перемещение по площадке и выполнением определенных заданий. Дети соревнуются в порядке очередности и учатся заботиться не только о своих личных результатах, но и результатах своей команды.
При проведении игры педагог должен стремиться к тому, чтобы повысить ее эффективность, но при этом не допустить чрезмерной физической нагрузки. Необходимо следить за тем, чтобы дети не переутомлялись, не слишком возбуждались. Как показывает опыт, оптимальное количество повторений одной игра 3 -5 раз, но любую игру можно закончить раньше, чем этого захотят дети.
Спортивные игры являются прекрасным средством физического развития детей, а также способствуют объединению детского коллектива. [2, c.57]
Прежде чем проводить игру, необходимо не только хорошо знать ее содержание, но и учитывать возрастные особенности детей, а также место, где будет проводиться игра. Приступая к игре, следует заранее подготовить площадку, необходимый инвентарь, который понадобиться. Объяснять игру нужно предельно кратко и ясно, сочетая объяснение с показом. От того, как произведена разбивка на команды, зависит успех игры. Поэтому можно делить детей на команды любым способом, если в результате будут составлены равные по силе команды и будут по возможности учтены пожелания ребят участвовать в какой –лимбо команде. [1,c.78]
Объясняя игру, воспитатель должен поставит детей так, чтобы всем было хорошо видно и слышно. При этом лучше придерживаться следующего плана изложения.
1. Название игры.
2. Роль играющих и их местоположение.
3. Ход игры.
4. Цель игры.
5. Правила игры.
Очень важно сразу после окончания игры подвести ее итоги. Воспитатель должен оценить игру в целом и дать оценку действий отдельных игроков. Необходимо указать и на те ошибки и нарушения правил, которые встречались в игре, а также отметить лучших игроков. К разборы игры стоит привлечь и самих ребят. Это способствует развитию их инициативы, укреплению сознательной дисциплине. [7, c.35]
Познавательные игры.
Ребенок, начиная с ясельного возраста, нуждается в том, чтобы все понятия и значения в его маленькой голове укладывались в систему, чтобы потом ему было легче постигать разные мудрые истины. Это означает, что жизнь ребенка с самых маленьких лет нужно наполнять интересным содержанием, чтобы у него появилось желание поскорее познакомиться со всем новом и неизвестным. Новый мир ребенка должен состоять из красок, звуков, света, фантазии, творчества и сказки. Главное не заставлять ребенка, а пригласить его к сотрудничеству и взаимопониманию. Ведь в мире ничего нет более праздничного, чем игра. Яркость, эмоциональность и разнообразие — вот три основных направления, по которой должны проводиться познавательные игры в детском саду. Вызвать интерес ребенка, активность его пытливого ума — именно к этому нужно стремиться. Нужно стремиться к тому, чтобы каждая игра решала определенную познавательную задачу. Но главное. Чтобы она удовлетворяла потребностям и интересам ребенка и помогала преодолеть определенные проблемы, с которыми приходится сталкиваться в процессе воспитания в детском саду. [4, c.23]
Существует много способов и вариантов, направленных на то, чтобы расширить круг привычных для ребенка представлений. Не следует забывать об индивидуальном подходе каждому ребенку и ориентироваться на психологические и физиологические особенности каждого из них. Любая познавательная игра должна быть подвижной, потому что ребенку трудно долгое время оставаться пассивным зрителем или слушателем. В дошкольном возрасте ребенок нуждается в постоянном притоке разнообразных воздействий из внешней среды. Существует даже такое понятие, как «сенсорный голод», то есть недостаток зрительных, звуковых и осязательных впечатлений. Нужно научить его не просто слушать и не просто смотреть. Но и видеть, отыскивать зрением нужный предмет, то есть активно воспринимать предметы и явления. Очень важным в этот период является накопление знаний внешнем мире. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В старшем дошкольном возрасте усиливается значение учебной деятельности. По своей природе игра ребенка — это отобрази тельная деятельность. В основном игра — сюжетно — ролевая или творческая — отображает впечатления детей об окружающей жизни, их знаний, понимание происходящих явлений природы и бытовых событий. В огромном количестве игр с правилами запечатлены разнообразные знания, умственные операции, действия которые дети должны освоить. Освоение это идет по мере общего умственного развития, вместе с тем в игре это развитие и осуществляется. В процессе игры развиваются воображение ребенка, под влияние которого имеющиеся знания комбинируются, а действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой и фантазией. Без выдумки. Воображения не существует игры. В процессе игры воображение не только формируется, но и развивается. В игре формируются и познавательные интересы детей, что немаловажно для них. [6, с. 56]
Литература:
1. Физическое воспитание и развитие дошкольников. Практикум; Академия — Москва, 2010. — 176 c.
2. Аркин, Е. А. Физическое воспитание в детском саду; М.: Наркомпрос РСФСР — Москва, 2009.- 646 c..
3. Евсеев Ю. И. Физическое воспитание; Феникс — Москва, 2010. — 384 c.
4. Козлов В. В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. Акробатика;Владос-Москва, 2011.- 892 c.
5. Кочетова Н. П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста; Просвещение-Москва,2008.-112c.
6. Лапис Г. А. Здоровье всей семьи: Физическое здоровье; Психология; Воспитание; Гармония отношений; Имидж и красота; Секс: Полная энциклопедия для всех и для каждого; Педагогическое общество России — Москва, 2006. — 7
7. Соколова Лариса Физическое воспитание детей 3–4 лет; КАРО -, 2012. — 152 c.
8. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2–7 лет; Мозаика-Синтез — Москва, 2009. — 362 c.
9. Янкелевич Е. И. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет; Физкультура и спорт — Москва, 2010. — 208 c.