Творческое портфолио как средство оценивания индивидуальных прогрессов обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 23.10.2014

Статья просмотрена: 1853 раза

Библиографическое описание:

Львова, Е. В. Творческое портфолио как средство оценивания индивидуальных прогрессов обучающихся / Е. В. Львова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 604-606. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13173/ (дата обращения: 22.12.2024).

 

Одним из средств, способствующих формированию и оцениванию творческих способностей обучающихся, является портфолио. Согласно наиболее распространенной точке зрения, портфолио является совокупностью свидетельств, создаваемой с целью демонстрации результатов учебной и внеучебной деятельности обучающегося. Однако актуальность внедрения портфолио в отечественном образовании связывается специалистами с обоснованием иного «его понимания, которое позволит осуществить необходимую сегодня трансформацию учебного процесса» [2]. Применение портфолио затрудняется тем, что теоретико-методологические основания его конструирования и представления разработаны недостаточно и не в полной мере соответствуют происходящим в профессиональном образовании изменениям.

В практике профессионального образования преимущественно применяются разновидности портфолио накопительного вида. Используемые для этой цели разнообразные вариации «портфеля достижений» дают возможность получать информацию об отдельных «видимых» результатах профессиональной подготовки через фиксацию внешних проявлений активности обучающихся. Учебно-профессиональные достижения как личностный образовательный результат, репрезентирующий потенциал обучающегося на различных этапах его учебно-профессиональной деятельности, имеет латентный интегративный характер.

Творческое портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений обучающегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, зачёт, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:

-          проследить индивидуальный прогресс обучающегося, достигнутый им в процессе освоения дисциплины, вне прямого сравнения с достижениями других обучающихся;

-          оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля (в этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как свидетельства о результатах тестирования, зачёта, экзамена (или выступать наряду с ними).

В соответствии с разными задачами использования портфолио строится система его оценивания. Одной тенденцией является неформальное оценивание (экспертное), включающее коллективную оценку педагогов, родителей и обучающихся. Другая тенденция — формализация и стандартизация критериев оценивания, согласованных с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов СПО нового поколения.

Так, ФГОС СПО по специальности 100124.52 «Стилистика и искусство визажа» в качестве образовательных результатов обучающихся по общепрофессиональной дисциплине «Цветоведение» определяет владение обучающимися знаниями и умениями, необходимыми для формирования профессиональных компетенций: «выполнять коррекцию и окрашивание бровей, выполнять окрашивание ресниц, выполнять салонный и специфический макияж и грим для кино, театра и подиума, оказывать консультационные услуги по выполнению макияжа в домашних условиях, выполнять рисунки в технике фейс-арт и боди-арт, разрабатывать концепцию образа индивидуального стиля заказчика и коллекции образов». Помимо профессиональных компетенций, при проектировании форм и методов контроля образовательных достижений обучающихся преподавателю необходимо предусмотреть оценивание общих компетенций обучающихся: «понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес», «организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество». Одним из наиболее эффективных рабочих инструментов, оценивающих вышеназванные персональные образовательные достижения обучающихся, по нашему мнению, является творческое портфолио. Целесообразность создания творческого портфолио по дисциплине «Цветоведение» обусловлена тем, что портфолио:

-          позволяет наиболее полно отразить результаты деятельности по дисциплине, а также качество выполнения практически работ;

-          отражая результаты индивидуальной образовательной активности обучающегося, наиболее адекватен для отслеживания и оценивания результатов обучения по индивидуальному учебному плану, при реализации его как внутри колледжа, так и в образовательной сети, особенно в учреждениях системы профессионального образования;

-          может служить дополнением к результатам квалификационного экзамена, поскольку наиболее полно покрывает тот дефицит информации об обучающемся, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре;

-          в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена, тестирования, кроме того, он может служить альтернативой «натаскивания», спровоцированного этой ситуацией, дающего краткосрочный и поверхностный результат;

-          наряду с результатами олимпиад, представляет результаты творческой деятельности, свидетельствует не только о способностях обучающегося, но и умении их реализовать, о его самоорганизации и коммуникативных навыках.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать иные, не менее важные педагогические задачи:

-          поддерживать и стимулировать учебную мотивацию обучающихся;

-          поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

-          развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;

-          формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

-          содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;

-          закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Кроме того, описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного обучающегося, отвечающей задачам профессионального обучения. Особо подчеркнём, что портфолио облегчает решение задач, которые можно назвать стратегическими для новой образовательной ситуации, поскольку помогает:

-          поощрять активность и самостоятельность обучающихся, расширять возможности обучения и самообучения;

-          развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;

-          формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

-          повышать обоснованность выбора профессии и эффективность его коррекции в ситуации профессионального обучения.

Таким образом, портфолио, являясь формой полного и разностороннего представления о профессионале, может использоваться работодателями или вузами в качестве дополнительной информации о выпускнике, рассматриваться при собеседовании либо учитываться наряду с результатом экзаменов в качестве составляющей суммарного рейтинга абитуриента. Портфолио отвечает интересам обучающихся колледжа, вуза и системы образования в целом и может стать для них средством связи и взаимодействия, по существу — одним из центральных документов, отражающим в себе сетевые формы получения образования. Для преподавателя художественных дисциплин, включающих «Цветоведение», портфолио является инструментом:

-          отслеживания индивидуального прогресса обучающегося в течение периода освоения дисциплины;

-          оценивания его творческих и образовательных достижений и результатов, а также других традиционных форм контроля.

Кроме того, творческое портфолио по дисциплине «Цветоведение» помогает повысить образовательную активность обучающихся, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления обучающихся более достоверным и ответственным. В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов: папка достижений, рефлексивное портфолио, проблемно-исследовательское, тематическое. Для дисциплины «Цветоведение» наиболее приемлемо «Рефлексивное портфолио», раскрывающее динамику личностного развития обучающегося, помогающее отследить результативность его творческой деятельности и профессионального роста как в количественном, так и качественном плане, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты. Такой тип портфолио позволяет оценивать процесс развития обучающегося в соотнесении с его возможностями. Все это способствует становлению личностных и профессиональных компетенций обучающихся, так как смысл рефлексии заключается в уточнении обучающимся своих знаний, в умении адекватно оценивать собственные достижения, возможности и делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования. Портфолио — инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и само презентации обучающегося (профессионала).

Портфолио по дисциплине «Цветоведение» представляет собой набор последовательно структурированных выполненных практических заданий в соответствии с темами рабочей программы дисциплины, поскольку основная цель формирования творческого «портфолио» — накопить и сохранить документальное подтверждение собственных достижений обучающегося в процессе его обучения в колледже.

Использование портфолио имеет двухсторонний характер. С одной стороны в его использовании заинтересованы преподаватели и обучающиеся колледжа, с другой стороны потенциальные работодатели:

Обучающиеся и преподаватели в колледже

Потенциальные работодатели на рынке труда

-        обсуждение результатов обучения с сокурсниками и преподавателями;

-        рефлексия обучающимися своей работы;

-        демонстрация индивидуального стиля обучения, особенностей его интеллекта и культуры;

-        возможность для обучающихся установить связи между предыдущим и новым знанием;

-        включение обучающегося в процесс развития своих компетенций, в рефлексию своих изменений, «строительство» самого себя;

-        оценка промежуточных достижений, в том числе «формализованная»;

-        подготовка и обоснование целей будущей работы

-        включение обучающегося в период обучения в колледже в процесс развития «нужных» предприятию компетенций;

-        конечная оценка достижений обучающихся и активное участие в его дальнейшей профессиональной судьбе

 

Таким образом, специфика использования портфолио появляется в связи со спецификой его типа. Портфолио обучающихся по специальности «Стилистика и искусство визажа» по дисциплине «Цветоведение» предназначено для презентации индивидуального образовательного движения обучающихся. Образовательная технология «портфолио» предполагает организацию поэтапной деятельности.

Этап 1. Мотивация и целеполагание по созданию портфолио.

Этап 2. Разработка структуры материалов портфолио.

Этап 3. Планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов портфолио. Выработка критериев оценивания материалов портфолио.

Этап 4. Сбор и оформление материалов. Консультации по формированию необходимых знаний и навыков создания и презентации портфолио. Рефлексия деятельности на этапе.

Этап 5. Презентация в рамках цели создания и использования. Рефлексия деятельности на этапе.

Этап 6. Оценка результатов деятельности по оформлению и использованию материалов портфолио. Итоговая рефлексия деятельности.

Портфолио — отчёт по процессу деятельности, показывающий динамику индивидуальных прогрессов обучающегося.

При разработке параметров оценивания, необходимо познакомить обучающихся с такими требованиями к содержанию и оформлению портфолио, как:

-          наличие творчески оформленной обложки, отражающей специфику дисциплины, личность и интересы обучающегося;

-          аккуратность, тщательность выполнения представленных в папке работ;

-          факты, отражающие понимание обучающимся освоенного материала по дисциплине;

-          творческие работы;

-          работы, отражающие творческие способности и развитие обучающегося.

Таким образом, подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что:

-          портфолио наиболее адекватно для отслеживания и оценивания творческих, образовательных достижений и результатов обучения по индивидуальному учебному плану;

-          портфолио обучающегося по дисциплине может служить дополнением к результатам квалификационного экзамена;

-          портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты.

 

Литература:

 

1.                  Гуляева, С. П. Портфолио: рекомендации по созданию и использованию в предпрофильной подготовке / С. П. Гуляева.- Новокузнецк: изд-во МОУ ДПО ИПК, 2009. — 73с.

2.                  Загвоздкин В. К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психоло-го-педагогические аспекты. //Психологическая наука и образование. — 2009. — № 4. — С. 5.

3.                  Новикова, Т. Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта / Т. Г. Новикова // Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. — М.: Academia; АПКиПРО, 2011.

4.                  Новые подходы к оцениванию достижений учащихся: сборник методических материалов/ под ред. Н. В. Муха — Томск: ОГУ РЦРО, 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): портфолио, творческое портфолио, дисциплина, достижение, индивидуальный прогресс обучающегося, обучающийся, профессиональное образование, этап, индивидуальный учебный план, квалификационный экзамен.


Похожие статьи

Проектная деятельность как средство формирования нравственных ценностей младших школьников

Междисциплинарный курс как средство формирования управленческих умений обучающихся техникума

Деловая игра как способ развития социальной компетентности обучающихся

Электронное портфолио как современная технология учета профессионального и личностного роста обучающихся

Тренинг как метод активного социально-психологического формирования коммуникативной компетентности у студентов техникума

Контроль и реализация действий как элемент саморазвития учащихся

Возможности портфолио в структуре формирования и анализа сформированности ценностей и компетенций будущего специалиста

Психологический тренинг как средство повышения сплочённости коллектива организации

Социально-психологический тренинг как средство успешной адаптации обучающихся

Интегрированный урок как одно из условий реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

Похожие статьи

Проектная деятельность как средство формирования нравственных ценностей младших школьников

Междисциплинарный курс как средство формирования управленческих умений обучающихся техникума

Деловая игра как способ развития социальной компетентности обучающихся

Электронное портфолио как современная технология учета профессионального и личностного роста обучающихся

Тренинг как метод активного социально-психологического формирования коммуникативной компетентности у студентов техникума

Контроль и реализация действий как элемент саморазвития учащихся

Возможности портфолио в структуре формирования и анализа сформированности ценностей и компетенций будущего специалиста

Психологический тренинг как средство повышения сплочённости коллектива организации

Социально-психологический тренинг как средство успешной адаптации обучающихся

Интегрированный урок как одно из условий реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

Задать вопрос