Я — педагог дополнительного образования в белгородской гимназии № 5. Преподаю футбол. Футбол — это спорт. Футбол — это игра. Футбол — это жизнь. Футбол — это настроение. Наконец, футбол — это я. Это — к вопросу об имидже. Моём личном имидже. О том, как я выгляжу снаружи, и о том, какой я внутри.
Традиционно принято считать, что имидж — понятие, которое пришло к нам из пиара. А значит, имидж как бы подразумевает использование манипулятивных технологий. Когда мы говорим про имидж поп-звезды, мы имеем в виду не естество человека, а его наружность, внешний вид.
Но в работе с детьми пиар-технологии не действуют. Солгать ребёнку в тысячу раз сложнее, чем взрослому, — просто потому что он вам не поверит. Потому что ребёнок по своей природе чувствителен ко всякой лжи, на интуитивном уровне ощущает лицемерие и фальшь. И, хотим мы этого или нет, имидж учителя возникает в голове первоклассника уже с первого посещения занятия по футболу (впрочем, как и на занятиях по танцам, хоровому пению, бисероплетению — нужное подчеркнуть). Маленький человек чувствует отношение педагога большим сердцем. И если педагог неопрятен в наружности и в словах, если педагогу неинтересен процесс, если педагог не готов к коммуникации с детьми, то у него ничего не выйдет. Сердце подскажет ребёнку: рядом чужак, равнодушный к тебе, твоим увлечениям и проблемам.
Задумываюсь ли я о своём имидже? И да, и нет. Да — потому что для меня важно, как воспримут меня ученики. Нет — потому что я никогда не облекаю эти мысли в мудрёный термин «имидж». Между прочим, само это англоязычное заимствование мне не очень-то нравится. В словаре синонимов я нашёл ему вполне достойную русскоязычную замену: имидж — это образ. Мне стало интересно, и я полез в этимологический словарь. Оказалось, было в старославянском языке такое слово — «образити», то есть «нарисовать, изобразить». И уже от него возникло другое слово «образ», под которым поначалу подразумевалась икона (ну, как, например, образ святой Богородицы).
Мне кажется, слово «образити» в значении «изобразить» лучше всего подходит для описания моей деятельности. Потому что я не просто преподаю детям футбол — я рисую для них привлекательные стороны этого вида спорта. Футбол — не просто игра ради игры, не просто спорт ради здоровья. Футбол учит важным вещам. Честности. Порядочности. Силе воли. Товариществу и чувству локтя. Но чтобы эти необходимые вещи сформировались в детском сознании, я должен нарисовать для детей футбол как культ, как источник радости. И тогда в их голове возникнет тот самый светлый образ, та икона, к которой они стремятся.
Третий учебный год подряд я преподаю футбол. Кажется, ребятам нравится — об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что футбол — самое популярное из направлений дополнительного образования. Или тот факт, что примерно 20 процентов обучающихся — девочки. Или количество вопросов, которые я слышу каждый день.
«А футбол будет?» — спрашивает меня розовощёкий мальчишка-шестиклассник, чуть ли не хватая за рукав на переменке.
«А футбол будет?» — я озираюсь вокруг, наконец, догадываюсь посмотреть вниз и вижу миниатюрную первоклассницу.
«А футбол будет?» — окликает меня родительница: она шла мимо школы домой в то время как я проводил урок физкультуры на открытом воздухе.
«А футбол будет?» — на всякий случай, для порядку спрашивают меня старшие коллеги с лукавыми искорками в уголках глаз.
И я понимаю, что футбол — будет. Его не может не быть. Потому что футбол — это мой образ. Мой имидж. В некотором смысле, я сам. И если мне доверяют, то я обязан оправдать это доверие. Возможно, именно доверие является главным компонентом имидже педагога. Если ему доверяют, значит, он работает не зря.
В прошлом году наша женская команда участвовала в городских соревнованиях по футболу. Только попробуйте сказать, что футбол — не женская игра: наши пятиклассницы, вырвавшие третье место среди 26 команд, растопчут вас точно так же, как растоптали соперников. Впрочем, не только пятиклассницы. В нашей команде были девчонки из четвёртого, третьего и даже второго классов — у них был специальный медицинский допуск. Мало того, второклассницу из нашей гимназии судьи признали лучшей футболисткой в этой возрастной категории. Маленькая бесстрашная девочка билась до конца и забивала голы.
«Софья, ты лучшая!» — сказали ей судьи, и Софья просияла.
А уже на следующий день мальчишки просились к ней в команду:
— Можно я с Соней?
— Нет, лучше я!
— Нет, мы её к себе в команду заберём!
Такие, как Софья, создают положительный имидж футболу, а значит, в каком-то смысле и мне как человеку, который ратует за футбол в нашей гимназии. И если футбол вызывает у неё и её товарищей такую гамму чувству и бурю эмоций, значит, и я являюсь для них не просто одним из взрослых дядь, а неким эмоционально значимым центром.
Впрочем, когда мы говорим об имидже, можно обращаться не только к физкультуре и спорту. Я бы подключил ещё и тот арсенал, которым располагает математике. Есть в математической науке такой метод — называется доказательство от противного. В моей биографии были учителя физической культуры — люди, которые не просто прививали здоровый образ жизни как непреходящую ценность, но именно несли его как культуру. И был физрук. Один-единственный. Который сидел на уроках, развалившись на стуле. Который не любил и не уважал детей — и дети отвечали ему взаимностью. Который считал, что ребёнок — не личность, а пластичный материал, из которого можно слепить.. нет, не чемпиона, а послушного бездумного исполнителя.
Я был в то время совсем юным школьником, но хорошо помню то ощущение, когда следующий урок — это физическая культура, а тебе совершенно не хочется туда идти. Придёт физрук, будет отдавать короткие гавкающие команды, будет гнетущее однообразие бессмысленных упражнений. А потом наступят выходные, мы поедем с физруком на районные соревнования и выиграем. Или проиграем — физруку было всё равно, он никогда не хвалил и не ругал нас.
С тех пор я не люблю физруков. Я люблю учителей физической культуры. И я понимаю, что имидж педагога можно строить не только на положительных примерах. В некоторым смысле мне даже повезло увидеть, каким учителем быть не нужно. И хорошо, что таких равнодушных людей в школах всё-таки немного. Они в школьных стенах не приживаются и уходят «на вольные хлеба» — к облегчению детей, родителей и коллег.
Вот они, составляющие образа педагога, лежат перед нами на самой поверхности. Доверие. Неравнодушие. Участие. Искренний интерес к миру ребёнка. Какой-то драйв, который заставляет учителя двигаться, развиваться, меняться и зажигать этим ощущением своих учеников. Как я уже отметил, образ — от старославянского слова «образити». Может, и само слово «образование» неспроста имеет созвучный корень?
Имидж — ничто. Образ — всё.