Данная статья посвящена проблеме развития внимания учащихся 5-х классов на уроках истории в рамках реализации ФГОС. Для организации внимания детей на уроке необходимо, чтобы урок, прежде всего, отличался содержательностью, возбуждающей у них любознательность, чтобы учебный материал был связан с жизнью, теория давалась в единстве с практикой.
Ключевые слова: внимание, универсальные учебные действия.
Задачи, которые решает программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках истории и обществознания направлена на то, чтобы ученик, овладев универсальными учебными действиями сумел реализовать требования стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, основного общего образования, требования системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования; а также повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, качественное усвоения знаний и учебных действий, а также их практическую направленность и применение в жизненных ситуациях. На уроках истории дается широкий простор для формирования УУД.
Подробнее в этой статье рассмотрим, как можно в процессе обучения способствовать развитию внимания, как одного из познавательных УУД.
Важным условием мобилизации внимания учащихся дня уроке является темп работы. Чтобы ученик не допустил ошибки из-за невнимания, он не должен спешить, но и замедленная работа нередко способствует отвлечению внимания. Живой, ускоренный темп ведения занятий лучше мобилизует внимание, так как ученик занят усвоением материала и у него меньше возможностей для возникновения ненужных ассоциаций, влияния посторонних, внешних раздражителей и т. д. При замедленном же темпе работы нервные процессы в коре полушарий протекают неинтенсивно и возникающие там очаги оптимального возбуждения оказываются менее устойчивыми.
При определении необходимого темпа занятий на уроках нужно учитывать степень трудности изучаемого материала, возраст школьников, уровень их знаний и навыков, а также индивидуальные особенности внимания детей. В зависимости от этих условий должен устанавливаться и темп работы на уроке. Утомление же — главный враг внимания. Поэтому и на уроках необходимо разнообразить содержание учебного материала и приемы работы.
Однако разнообразие содержания учебного материала и приемов в работе не должно быть чрезмерным. Слишком частая смена видов работы на уроке не приучает учащихся к устойчивости внимания и может вызывать затруднения в связи с переключением внимания с одного вида занятий на другой [1,c.45].
Необходимость чередования в работе требует проведения занятий в школе по рационально составленному расписанию уроков. В нем, как правило, трудные предметы сменяются легкими, гуманитарные предметы — естественнонаучными и т. п.
Остановимся кратко на некоторых частях урока. Особенно большое значение имеет его начало. От того, насколько правильно, а потому и успешно начат урок, зависит нередко весь его дальнейший ход. Учителю приходится учитывать, что переключение внимания, особенно для детей младшего школьного возраста,— трудное дело. После перемены ученики должны быстро переключаться на серьезную работу. Задача учителя — преодолеть эмоциональное возбуждение ребят. Кое-что достигается повторением (урок следует за уроком), благодаря чему в мозгу вырабатывается соответствующий стереотип. Звонок на урок является тем раздражителем, реакция на который становится привычной. Несомненно, ребята привыкают идти в класс по звонку. Но важно приучить их делать это достаточно быстро и без лишнего шума, спокойно занять свои места, прекратив возню и разговоры, которыми они были заняты на перемене. Еще до прихода учителя в классе должна установиться тишина. При входе педагога ребята дружно и тихо встают, молча, приветствуют учителя и только по его знаку садятся. Эти первые минуты урока могут кое-кому показаться формальными и не очень обязательными. Между тем они имеют большое значение. Команда, которая в военных и спортивных учебных заведениях дополняется рапортом дежурного, направляет внимание учащихся на преподавателя, который, начиная с данного момента, как бы оказывается в «фокусе» сознания присутствующих.
Урок пройдет значительно лучше, если с самого его начала внимание учащихся будет привлечено, во-первых, сообщением учителя о цели урока, во-вторых, чем-либо интересным, не только показом и рассказом учителя, но и увлекательной задачей, которую им надо решить. Тут сразу же мобилизуется внимание учащихся, которое и дальше будет поддерживаться [3,c.12].
Многие учителя прибегают часто к более трафаретным, менее трудоемким приемам. «Сегодня мы с вами будем изучать очень трудный, но интересный материал. Будьте внимательны, — говорят они. — То, что будем изучать сегодня, совсем вам незнакомо. Это очень важный, материал, и на экзаменах по нему бывает много вопросов».
Подобные приемы иногда достигают цели, а легкость их использования часто приводит к тому, что отдельные учителя злоупотребляют ими. Ребята привыкают к подобным вступлениям, и они не мобилизуют их внимания.
Если учителю удалось мобилизовать внимание в начале урока (при проверке заданий и опросе), то ему уже легче заставить детей не отвлекаться и в дальнейшей работе. К сожалению, не все учителя это понимают, чем пользуются нерадивые ученики.
Изложение учителем нового материала тоже требуют целесообразных приемов, чтобы внимание детей не ослабевало [1,c.78]. Важные условия для этого были указаны выше, а именно: уяснение задачи урока, содержательность изложения, конкретность, связь с жизнью, активность учащихся в процессе объяснения (чему помогает форма; беседы), понимание значения того, что изучается, интерес (прямой или косвенный), положительные качества речи учителя, его умение уложиться во времени и т. п.
Материал лучше воспринимается, его более внимательно слушают учащиеся, если учитель расчленяет его на разделы и подразделы. Помогают также сосредоточиться указания учителя на тот или иной факт, замечания, что такое-то понятие надо особенно хорошо усвоить, и обязательно объясняется причина этого. Очень заинтересовывает учеников и привлекает их внимание проведение параллелей и сравнений.
Невнимательность детей во время объяснения нового материала нередко возникает вследствие того, что ученики считают, что все это они могут прочитать дома по учебнику. Поэтому, даже вполне дисциплинированные и хорошо успевающие ученики, если рассказ учителя мало интересен, отвлекаются, занимаются посторонними дела ми и разговорами. В некоторых школах применяют иной метод закрепления нового учебного материала, который дает возможность заставить всех учеников очень внимательно слушать изложение этого материала, по возможности усвоить его на уроке.
Метод заключается в том, что учитель сразу же проводит опрос по изложенному материалу и даже ставит отметки за хорошие ответы. Конечно, учитель учитывает, что не все ученики могут сразу усвоить материал, и не предъявляет одинаковые требования ко всем детям. Поэтому во время опроса преобладают преимущественно поощрительные отметки.
Но данный прием, несомненно, интересен тем, что позволяет мобилизовать внимание детей при объяснении учителя и делает весьма продуктивной эту важную час урока. Прием этот одобряют многие учителя, применявшие его в практике своей работы [2,c.89].
На обобщающем уроке можно провести турнир любознательных «Влилась в века Эллада, как вино»... Игра направлена на развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, находить аналогии. Игра позволяет создать благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей, стимулирует их творческую активность.
Из целей формируются конкретные задачи, которые решаются в процессе игры: закрепить и расширить знания учащихся по теме Древняя Греция; развивать общеучебные умения и навыки учащихся; научить работать в группе при решении познавательных задач, соотносить свои действия с действиями участников группы, распределять роли в совместной групповой деятельности; подчинять свою деятельность установленным правилам, нормам; развивать умение участвовать в конкурсах, состязаниях, соревнованиях; формировать толерантное отношение к соперникам;
- конкурс. Загадки по теме «Религия Древней Греции»;
- конкурс. «Кому принадлежат слова? Какое событие?»;
- конкурс. «Афины и Спарта». Найти соответствие;
- конкурс. «В театре Диониса»;
- конкурс. «Бюро находок»;
- конкурс. Застольные загадки древних греков;
- конкурс. «Культура Древней Греции».
Также возможно проводить на уроках следующие игры:
1. Заплутавший путешественник (знание+ внимание)
Кто из нас не мечтает о путешествиях! Новые страны, острова, земли, города! Но путешествия — это не только открытия, это трудности, необходимость быстро решать многие вопросы, опасности, подстерегающие в пути. Не каждого возьмут в путешествие. А возьмут ли вас? Это вы узнаете, если правильно подскажите путнику географические названия.
1. Река в Египте а) Нил
2. Полуостров, на котором находится Индия б) Пелопоннес
3. Горы на севере Индии в) Гималаи
4. Главные реки в Китае г) Тигр, Евфрат
5. Древнейшая столица Египта д) Вавилон
6. Реки, образующие Междуречье е) Хуанхэ, Янцзы
7. Море, омывающее восточное побережье Греции ж) Эгейское
8. Южная часть Греции з) Индостан
9. Город, расположенный на берегах Тибра и) Мемфис
10. Столица державы Александра Македонского к) Рим
- Восстановите порядок
Составив из приведённых ниже слов и словосочетаний предложения, вы побываете сразу в нескольких странах древнего мира.
1. Древний Египет, расположен, от порогов до моря, был, в долине и дельте Нила.
2. Брахма, создателем мира и людей, в Индии, бог, считался.
3. Руно, на Кавказе, висело в роще, шкура, на берегу Чёрного моря, с золотой шерстью, барана.
4. Аттикой, объединённый флот, и островом Саламином, между, греков, в проливе, стоял.
5. Республика, своё управление, «общенародное дело», патриции, по-латыни, называли, в Риме
6. Конфуций, по его манерам, считал, легко узнать, что, воспитанного человека.
7. Основы демократии, законы, в Афинах, Солона, заложили.
8. Всю Элладу, Дарий I, в конце VI века, царь, до н. э., подчинить себе, задумал, огромной Персидской державы, владыка.
9. Во всём мире, славился, огромный, Вавилон, богатый, как
10. И, выращивали, в Индии, сахарный тростник, хлопчатник.
Таким образом, на уроках истории, как и на других предметах, необходимо и возможно организовывать и развивать внимание учащихся.
Литература:
1. Солсо Р. Когнитивная психология. — М., 2002. 751 с.
2. Годер Г. И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.: Просвещение — 2007. 240 с.
3. Петрович В. Г. и др. Уроки истории в 5 классе — М.: Творческий центр, 2004.- 310 с.