Способы развития внимания детей младшего школьного возраста в режиме многозадачности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 06.11.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Ключникова, Е. В. Способы развития внимания детей младшего школьного возраста в режиме многозадачности / Е. В. Ключникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — URL: https://moluch.ru/archive/544/118997/ (дата обращения: 07.11.2024).

Препринт статьи



В статье описано несколько способов развития внимания детей младшего школьного возраста в режиме многозадачности.

Ключевые слова: внимание, младшие школьники, развитие внимания, многозадачность.

В настоящее время многозадачность не является чем-то новым для современных детей поколения Z. Им характерно совмещать несколько дел и выполнять их одновременно или же последовательно. Например, они могут слушать музыку и выполнять домашнюю работу, общаться по видеосвязи с другом и делать домашние дела. Выполнение нескольких дел одновременно не вызывает у них трудностей. В то же время такая многозадачная деятельность может негативно сказываться на качестве выполнения того или иного дела. Необходимо понять, как можно развивать многозадачность детей младшего школьного возраста в условиях обучения [2, с. 341].

С одной стороны, есть исследования, которые говорят о том, что практика многозадачности снижает академическую успеваемость ребенка: он начинает хуже учиться, получает плохие оценки и так далее. С другой стороны, есть целый пласт исследований, которые говорят, что умеренное занятие видеоиграми, многозадачные медиа и многозадачная деятельность приводят к более высокой результативности и эффективности в условиях цифровой среды [1, с. 129].

Стоит отметить, что в настоящее время существует большое разнообразие методов и приемов обучения, способствующих развитию внимания младших школьников. Рассмотрим их и представим те, которые поспособствуют целенаправленному развитию внимания младших школьников в режиме многозадачности.

Одним из примеров является метод проектов. Метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, на формирование универсальных учебных действий.

Так, в рамках выполнения школьного проекта по теме «Сезонные изменения погоды» можно предложить младшим школьникам просмотреть видео по теме проекта и выписать основные моменты. Если же проект связан с личностями города, то можно дать задание провести интервью и записать тезисы. В ходе выполнения данных заданий младшие школьники будут одновременно выполнять два действия: слушать/просматривать и записывать.

Следующим методом является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Актуальность использования ИКТ в начальной школе заключается в том, что ученики 1–4 классов обладают наглядно-образным мышлением, и поэтому важно обеспечить их обучение качественным иллюстративным материалом, который включает не только зрительное, но и слуховое, эмоциональное и воображаемое восприятие новой информации. Принятие информации с помощью разных каналов поможет младшим школьникам выполнять задания в режиме многозадачности, что может положительно сказаться на развитии внимания.

Способность организовать учебный процесс, который стимулирует познавательную сферу учеников, эффективно помогает им усваивать учебный материал и способствует их психическому развитию, является ключевой задачей начальной школы. Поэтому ИКТ должны выполнять образовательную функцию, помогая ученикам разобраться в потоке информации, воспринимать ее и запоминать.

Внедрение информационных технологий учитывает возрастные особенности учеников, включая изменение ведущей деятельности от игровой к учебной в начальной школе. Компьютерные игры, использующие дидактические методы, помогают сделать этот переход более гладким. Однако, многие знания, умения и навыки, полученные на уроках, не используются младшими школьниками во внеурочной деятельности, что уменьшает их практическую ценность и прочность.

Примером применения ИКТ при развитии внимания младших школьников в режиме многозадачности может стать прослушивание песни на уроке музыки и одновременная зарисовка настроения слушателя. Следующим примером является игра «Переводчик», которая может быть предложена младшим школьникам на уроках английского языка. Для этого учитель подбирает небольшое видео, которое содержит ранее изученную лексику. В ходе воспроизведения видео один из учеников занимает роль переводчика и синхронно переводит реплики из видео на русский язык.

Творческие задания помогут подойти к решению поставленных задач в увлекательной для младших школьников форме. Они являются эффективным методом развития внимания, так как имеют несколько преимуществ:

1) доступность — творческие задания, предложенные младшим школьникам, являются понятными или же сопровождаются инструкцией для выполнения;

2) интересны для младшего школьного возраста, так как содержат в себе элементы творчества, где младший школьник может проявить свои способности и таланты.

Например, применение ритмических действий в ходе реализации обучающих заданий поможет развить внимание в режиме многозадачности. Так, младшие школьники на уроках русского языка при изучении деления слова на слоги могут прохлопывать их. На уроках литературного чтения можно предложить топать ногами для определения ритма стихотворного произведения.

Еще одним примером творческого задания может стать парная работа по написанию сказки на основе прочитанного. Так, младшие школьники могут общаться с собеседником и записывать одновременно новое произведение.

Важно отметить, что развитие внимание в режиме многозадачности должно происходить под строгим контролем учителя. Неконтролируемое использование многозадачности может привести к:

1) ухудшению качества выполнения задач. Многозадачность составляет конкуренцию вниманию, что может вызывать снижение качества и точности работы;

2) плохой концентрации и запоминанию информации. Мозг ребенка не может одновременно сосредоточиваться на нескольких задачах, что может завести к забыванию важных деталей и неправильному восприятию информации;

3) повышению уровня стресса и тревожности. Постоянная нагрузка ухудшает контроль над эмоциями и может вызвать у ребенка стрессовые состояния.

Представим еще один метод, который заключается в переключении внимания. В ходе его выполнения младшим школьникам необходимо осуществлять 2 действия параллельно, но с точным распределением по времени. Например, обучающиеся могут решать математическую задачу и одновременно прислушиваться к определённому звуковому сигналу, при появлении которого им необходимо выполнить простое действие (поднять руку или поставить точку). Или же на уроке литературного чтения при изучении сказки «Морозко» можно организовать работу следующим образом: ученики читают текст и одновременно отмечают карандашом слова, которые характеризуют падчерицу.

На уроке технологии при изучении при работе над оригами можно реализовать метод параллельного освоения действий. Так, учитель демонстрирует создание бумажного журавлика, а ученики одновременно выполняют несколько задач: следят за последовательностью сгибов на экране, повторяют действия со своим листом бумаги и записывают схематично каждый этап работы в тетрадь.

Таким образом, обучение младших школьников в режиме многозадачности является еще одним способом развития личности ребенка. Развитие внимание в режиме многозадачности может быть реализовано на различных предметах в начальной школе: математика, русский язык, чтение, музыка, рисование и т. д. Важно подобрать задание, которое будет посильно младшему школьнику.

Литература:

  1. Гурова, Е. С. Влияние цифровизации на психическое и социальное развитие современного ребенка / Е. С. Гурова // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. — 2021. — № 1. — С. 128–133.
  2. Молчанова, Е. Г. Поколение зумеров: особенности восприятия информации и организации обучения / Е. Г. Молчанова, В. Е. Суворова // История, гуманитарные и социальные науки: взаимовлияние и взаимодействие (проблемы теории и практики). — Красноярск: ООО «Научно-инновационный центр», 2024. — С. 339–343.


Задать вопрос